Обязательная сертификация проводится по инициативе государства и преследуется цель обеспечить безопасность и экологичность товара.
1. Охарактеризуйте основные понятия в области качества товаров.
2. В каких направлениях осуществляется управление качеством продукции?
3. Назовите основные потребительские свойства продовольственных товаров.
4. Охарактеризуйте потребительские свойства потребительских товаров.
5. Какое значение для организма человека имеют минеральные вещества?
6. Какое влияние на организм человека оказывают витамины?
7. Назовите основные потребительские свойства непродовольственных товаров.
8. Дайте характеристику потребительским свойствам непродовольственных товаров.
9. Что отражают такие понятия, как градация, класс, сорт?
10. Какой товар относится к стандартному?
11. Охарактеризуйте товары в зависимости от классов.
12. Что является основной задачей оценки качества товаров?
13. Дайте характеристику дефицитов по степени значимости.
14. Какова цель сертификации товаров?
15. Что означает понятие управление качеством?
1. Впишите пропущенные слова:
Деление на сорта осуществляется в зависимости от наличия ____________ и отклонений по одному или нескольким ______ потребительских свойств.
2. Ситуация 1.
К директору магазина Хлеб ТОО Колос обратилась возмущенная покупательница и положила на стол директора разрезанную булку хлеба столового, в которой на срезе видны нити от мешковины.
Что должен предпринять директор магазина?
3. Ситуация 2.
Покупательница Полянская В.П., проживающая в г. Зарайске Московской области, купила в магазине 23 фирмы Фея стенку Авангард за 500 у.е., привезенная на дом стенка оказалась бракованной. Заменить стенку магазин отказался.
Как покупатель должен защитить свои интересы?
4. Ситуация 3.
Индийский чай высшего сорта хранился на складе в течение года в светлом помещении. При оценке качества органолептическим методом результаты оценки показали, что чай в процессе хранения по своим показателям не соответствует высшему сорту, а только первому сорту.
Объясните причину пересортицы товара с точки зрения товароведения.
5. Задача.
В магазин поступила партия риса шлифованного, первого сорта без сертификата соответствия. Директор магазина отправил одну пачку крупы в испытательную лабораторию на анализ.
При проверке качества в лаборатории в __________ 10 г обнаружено 0,3 г ________ зерен и 0,01 г _________ зерен.
Соответствует ли фактическое качество риса указанному сорту?
Может ли быть сертифицирована данная партия риса?
6.1 Основные количественные характеристики
Количественные характеристики относятся к одним из основополагающих в товароведении. При их определении следует различать понятия: единичные товары и их совокупность, товарные партии, общие и специфичные количественные характеристики товаров.
Единичный экземпляр отдельные товары, которые обладают целостностью и присущими конкретному виду или наименованию потребительскими свойствами.
Например: пара обуви, 1 автомобиль, 1 яблоко, 1 арбуз.
К единичным не относятся упаковочные единицы, состоящие из отдельных изделий (ящик печенья, ящик гвоздей), так как они сами являются совокупностью единичных экземпляров товаров или комплексных упаковочных единиц.
Товарная партия совокупность единичных экземпляров товаров и/или комплексных упаковочных единиц, объединенных по определенному признаку. Наиболее распространено такое определение: товарная партия это продукция одного вида, сорта и наименования, выработанная за одну смену и оформленная одним документом о качестве.
Например: партия хлеба, поступившая из цеха, выработанная в 1 смену.
Общие количественные характеристики масса, длина, температура, объем.
Специфичные количественные характеристики пористость, пластичность, гигроскопичность, твердость, сыпучесть, вязкость, эластичность и другие.
Особенностью специфичных количественных характеристик товаров является то, что многие из них одновременно выступают критериями как количественных, так и качественных характеристик, т.е. служат показателями качества.
Например: пористость мякиша хлеба и его эластичность говорит о качестве этого хлеба.
Количественные характеристики выражаются через основные и производные физические величины и единицы их измерения. Они служат показателями физических свойств товаров и многих физико-химических показателей качества.
Физические свойства товаров выражаются через физические величины. Физические величины измеряются в основных, дополнительных и производных единицах измерения, устанавливаемых Международной системой единиц (СИ).
1. Охарактеризуйте основные понятия в области количественных характеристик товаров.
2. Назовите основные отличия между понятиями партия и единичный экземпляр.
3. Перечислите общие количественные характеристики товаров.
4. Перечислите специфичные количественные характеристики товаров.
5. Назовите общие физические свойства товаров.
6. Назовите специфические физические свойства товаров.
7. для чего нужны такие количественные характеристики товаров, как длина, площадь и объем?
8. К каким физическим свойствам товаров относится температура?
9. В чем разница между температурой, температурой плавления и температурой замерзания?
10. Для чего необходимо знать диэлектрическую проницаемость товаров?
11. Какие товары относятся к звукопроводящим?
12. Какие товары относятся к звукоизоляционным?
1. Продолжите определение: комплексная упаковочная единица это___________________________________________________
2. Дайте правильный ответ:
Товарная партия:
1) товары, обладающие целостностью;
2) совокупность комплексных упаковочных единиц;
3) товары, выработанные на одном предприятии.
3. Какие общие физические свойства товаров существуют?
______________________
_______________________
_______________________
_______________________
4. Дайте правильный ответ.
Теплоемкость это
1) количество тепла, проходящее через товары;
2) величина, характеризующая теплодинамическое состояние объекта;
3) количество тепла, необходимое для повышения температуры объекта в период времени.
5. Продолжите высказывание:
Особенность специфичных количественных характеристик товаров является______________________________________________
7.1 Стадии технологического цикла
Основные стадии технологического цикла:
1) предтоварная стадия,
2) товарная стадия,
3) стадия утилизации отходов товаров.
На предтоварной стадии проектируется, разрабатывается, производится продукция, предназначенная для удовлетворения потребностей других производителей или конечных потребителей.
Товарная стадия начинается с формирования товарных партий из единичных экземпляров. Последующие этапы товарной стадии до реализации обеспечивают товародвижение партии в целом и предназначены для сохранения и целостности по количеству и качеству.
Стадия утилизации отходов завершает технологический цикл товаров. Списание товарных отходов и контроль за их отправкой в специализированные организации по уничтожению отходов осуществляют органы санитарно-эпидемиологического надзора.
Приемка товаров по качеству осуществляется в торговых организациях партиями. Независимо от размера партии приемочный контроль по качеству носит выборочный характер.
Важнейшим элементом выборочного контроля является отбор проб.
Проба (образец) минимально допустимая часть товарной партии, отобранная из нее по установленным правилам и предназначенная для оценки качества.
Выборка определенное минимально допустимое количество упаковочных единиц, составляющих часть товарной партии и отобранных для составления исходной пробы.
Правила отбора проб и выборок устанавливаются стандартами.
Приемочное число максимально допустимое количество забракованных единиц выборки или объединенной пробы, позволяющие принять решение о приеме товарной партии по качеству.
Браковочное число минимально допустимое количество забракованных единиц объединенной пробы, являющиеся основанием для отказа от приемки товарной партии по качеству.
Таблица 7.1 - Приемочные и браковочные числа для фасованных кондитерских изделий
Масса нетто упаковочных единиц, г | Объем выборки, шт. | Приемочное число | Браковочное число |
до 50 включительно от 51 до 200 включительно от 201 до 500 от 501 до 750 от 751 до 1000 |
50 32 20 13 8 |
7 5 3 2 1 |
8 6 4 3 2 |
Фальсификация подделка, подмена в процессе изготовления продукции определенного качества другой, менее ценной, не соответствующей своему названию, и реализация ее в корыстных целях.
Фальсификацией во всем мире занимаются давно, подделывают все от одежды и обуви известных фирм до денежных купюр.
В зависимости от метода подделки различают фальсификацию:
- ассортиментную;
- качественную;
- количественную;
- стоимостную;
- информационную.
Ассортиментная фальсификация подделка путем замены одного товара другим с сохранением определенного сходства.
В качестве заменителя используется вода, низкокачественный натуральный (пищевой) или ненатуральный (непищевой) компонент, различные имитаторы.
Качественная фальсификация подделка товаров с помощью различных добавок, которые улучшают внешний вид продукта, но понижают его качественные показатели.
Используют различные красящие и ароматизирующие вещества, подсластители (спитый чай, кофе без кофеина).
Информационная фальсификация обман потребителя с помощью недостоверной или заведомо ложной информации о товаре.
Этот вид фальсификации встречается в наше время сплошь и рядом, начиная от средств массовой информации (радио, телевидение, газеты, журналы) до конкретной маркировки товара.
Особенно подвержены фальсификации следующие виды пищевых продуктов импортного и отечественного производства:
1) алкогольные напитки;
2) вкусовые продуты (кофе, чай);
3) мед и кондитерские изделия (шоколад);
4) соки натуральные;
5) растительные масла и животные жиры;
6) мясные консервы;
7) макароны.
Инструментом для определения фальсификации является идентификация.
Идентификация это отождествление, установление совпадения чего-либо с чем-либо.
Идентификация товара установление соответствия наименования товара, указанного на маркировке или в сопроводительных документах, предъявляемым к нему требованиям.
Проведение качественной идентификации очень сложный, емкий, дорогостоящий процесс, требующий использования не только специальных физических, химических методов анализа, но и новых эффективных способов определения фальсификации и идентификации.
Одним из ярких примеров фальсификации является фальсификация кофе марок Jacobs, Nescafe, Cofe Pele.
Настоящий кофе Пеле выпускают в длинных стеклянных банках с талией, а также в небольших жестяных банках с бумажной этикеткой. Фальсифицированный кофе упакован в необычную плоскую баночку, на этикетке которой написано: Cafe Pele Brazil.
При анализе фальсифицированного кофе установлено следующее:
1) содержание крупинок чистого кофеина (что опасно для здоровья),
2) горящие добавки (солома),
3) сам псевдокофе представляет собой отходы кофейного производства.
Одним из приемов использования новых эффективных методов определения идентификации являются электронные носы, которые используют ведущие фирмы мира ("Coca-cola", "Whitbread"). Наличие базы данных запахов позволяет этим прибором всего за 10 секунд узнавать продукты по запаху.
1. Назовите основные стадии технологического цикла.
2. Объясните как осуществляется контроль качества в торговых организациях?
3. Что такое фальсификация и какие ее виды вы знаете?
4. Для чего применяется идентификация товаров?
5. Назовите собственные примеры фальсификации товаров.
1. В магазин повседневного спроса поступила партия товара: 60 мешков сахара-песка, масса нетто 50 кг.
Из скольких мешков необходимо отобрать средний образец для проверки качества? Ответ обоснуйте.
2. На межрайбазу поступил товар в поврежденной таре.
Каким образом должна производиться приемка товаров по количеству и по качеству. Какая документация оформляется и в какие сроки?