10.Генерализация.
Этот прием заключается в переключении внимания с конкретных претензий на глобальные или общечеловеческие проблемы. Примером может служить реакция бывшего министра обороны П. Грачева на критику в адрес его министерства. Он ответил, что проблемы армии - всего лишь часть глобальных проблем страны. Капля, в которой отражен океан.
И это сразу же охладило пыл критиков.
11.Конкретика.
Прием заключается в переводе глобальных вопросов в узкие, конкретные рамки, что значительно затрудняет четко предъявлять претензии. Когда Борису Федорову стали говорить нелицеприятные слова о работе министерства финансов, он сразу же предложил вести конструктивный и конкретный разговор: назвать фамилии, события, даты. Критика сразу утихла.
12.Смена ярлыка.
После изменения отношения к институту религии у нас в стране вместо слова “попы” стало употребляться слово “ священнослужители”. Речь идет об одних и тех же людях, а восприятие - разное.
13.Использование несоответствия между теорией и практикой.
Этот прием использовал еще Сталин. На определенном этапе он почувствовал свое несоответствие интеллектуальному уровню революционеров-интеллигентов и предпринял следующий ход: он заявил, что Ленин, Троцкий , Бухарин - это мозг партии, апологеты теории революции. А он практик, так сказать “ подмастерье революции.” То есть теорияэто одно, а на практике многое происходит по-другому.
И люди пошли за практиком, согласившись с тем, что теория оторвана от жизни.
14.Бумеранг.
В основе этого приема - простой трюк. Примером может служить такой исторический случай. Однажды, гуляя по Риму, император Август встретил очень похожего на себя молодого человека.На вопрос о возможном посещении его матерью императорского дворца юноша ответил: “Не знаю, как мать, а отец бывал часто.”
15.Ироничная ссылка на популярные фильмы.
Если человек ведет себя жестко, его можно спроситьне насмотрелся ли он боевиков? Женщине с характерным поведением можно намекнуть на влияние на нее “мыльных опер”.
16.Инкорпорация.
Прием изменяет восприятие смысла претензий с негативного на позитивный.
Пример из повседневной жизни трудового коллектива.
Выступающий обратился с резкой и смелой критикой в адрес главного редактора. Он долго, подробно и убедительно перечислял существующие недостатки руководителя. И все, действительно, было сущей правдой!
Но вот встал редактор и сказал:” А ведь это здорово, что в нашем коллективе есть такой неравнодушный человек! Чувствуется, что у него болит душа за коллектив.Именно такой принципиальный человек и должен войти в состав редколлегии.”
Таким образом, восприятие смысла выступления было изменено на позитивное.
Глава одиннадцатая. СТИЛЬ ЖИЗНИ МАНИПУЛЯТОРСТВО
Большинство людей общаются друг с другом в режиме какафонии, и только немногие - в режиме гармоничной мелодии.
Дирижер оркестра
Быть или не быть, вот в чем вопрос.
Шекспир.
Все игры, в которые играют люди, делятся на две категории.
Первые основаны на том, что вы манипулируете другими.
Вторые на том, что позволяете манипулировать собой.
Третьего не дано. Все остальное - лишь различные степени компромисса между первым и вторым.
“Ты должен либо покорять и властвовать, либо терпеть поражение и служить, страдать или ликовать, быть наковальней или молотом”
этими словами Гете однажды выразил то, что существовало всегда.
Подчинять или подчиняться? Каждый делает свой выбор самостоятельно.
Если вы относите себя к лидерам, то вероятнее всего предпочитаете игры первой категории. Ну а ежели вы постоянно идете на поводу у других и предоставляете право им принимать ответственные решения, то вам остается…
Впрочем, понятно, что остается - уповать на благосклонность или добропорядочность лидера. А это такая редкость!
Но так или иначе - эта глава для всех.
Ведущим она поможет отточить свое мастерство и избежать множества нелепых промахов. А ведомым - понять механизмы манипуляторства и овладеть искусными способами самозащиты.
КОРОЛЬ ИЛИ ШУТ ?
Что дозволено Юпитеру, то не дозволено быку.
Слуги, как правило, подобострастно предупреждают его желания.
Благодетель
- человек-миф. Обещает много - исполняет редко. Но от общения с ним люди окрыляются, воодушевляются и испытывают благодарность уже только за доброе слово.
Эту роль прекрасно играют многие священники, психологи, а также некоторые политики во время избирательной кампании.
Учитель
- человек-источник. Его знания и умения вызывают уважение и восхищение. По-настоя щему учит лишь избранных.
Шут
- человек-громоотвод. Паясничая и дурачась, вносит разрядку в любой критической ситуации. Порой - единственный, кто, смеясь, говорит правду королю…
Жертва
- человек-омут. Сколько ему ни помогай он не выплывает на поверхность. Все --беды - на его голову!
Часто это - напускное.Таким образом многие очень неплохо устраивают свою судьбу, пользуясь сочувствием и поддержкой ближних.
Слуга
- человек на подхвате. Он безотказно выполняет любые просьбы, стараясь угодить всем подряд. Уровень самооценки - низкий.
Вечный ученик
- человек-плющ. Не случайно мудрые китайцы говорили: “Бойтесь тех людей, которые всю жизнь учатся, но ничего не делают сами”.
Рубаха-парень
- общительный, простой в обращении человек. Как правило - оптимист. Обмен информацией с ним происходит на равных.
Скандалист
- человек-ртуть. Оборотень. При “низкой температуре “ - самый задушевный приятель.
При “высокой” - разнесет в пух и прах кого угодно. Таким образом укрепляет свои позиции.
Человек со связями
- друг высокопоставленных лиц. Он занимает одинаковое с вами положение, он такой же, как вы, но… Вам и не снилось с какими людьми он якобы накоротке!
ГДЕ ОНА, ВАША “АХИЛЛЕСОВА ПЯТА”?
Если хочешь испортить человека - начни его перевоспитывать.
Оскар Уайльд
Я не хирург,- заметил Остап.- Я невропатолог, я психиатр. Я изучаю души своих пациентов. И мне почему-то всегда попадаются очень глупые души.
Да, Ильф и Петров наделили своего главного героя высокомерием и неиссякаемым чувством превосходства.Но было бы ошибочно думать, что лишь спесивость и фанаберия дали ему право публично заметить :”И мне почему-то всегда попадаются очень глупые души.”
Бендер говорил сущую правду! Гипертрофированную, однобокую , но правду.