Четвертое.
Проверьте досконально все факты, изложенные жалобщиком. Не верьте ему на слово - часто те же покупатели многое выдумывают в свою пользу. В неясных случаях просто поблагодарите посетителя за информацию.
Пятое.
Обдумайте варианты решения проблемы. Их должно быть несколько. Проанализируйте их эффективность, сильные и слабые стороны.
Шестое.
Предусмотрите и обдумайте все прецеденты, которые могут возникнуть после принятия решения. Взвесьте все “за” и “против”. Не исключен вариант, что получив желаемое, жалобщик расценит вашу уступку как слабость и “сядет вам на шею”: начнет регулярно вам досаждать своими домогательствами.
Седьмое.
Превосходно срабатывает и такая система, как многоэшелонная оборона. Ознакомившись с жалобой, вы передаете ее одному руководителю, потом другому. Они детально разбираются в ситуации, потом докладывают вам. Время идет, страсти утихают.
Время работает на вас. А ответственность лежит на других.
Если жалобщик упорствует, можете продемонстрировать ему всю тупиковость возникшей ситуации: “Если вы не пойдете нам навстречу, тогда мы с вами вообще не сможем решить эту проблему.”
Восьмое.
Имеет смысл предпринять и упреждающие шаги: заранее предупредить посетителя о том, что у него могут возникнуть серьезные проблемы. К примеру, сделав у вас серьезную покупку, клиент получил и пакет инструкций, документов, на которых расписался. Вы можете предъявить ему ряд претензий, дескать, используя компьютерную сеть, он нарушил целый ряд технологических требований. Потому сейчас и возникли проблемы. Можно нажать на комплекс вины жалобщика, но тут желательно не переусердствовать.
Лучше вместе с ним найти третьего виновного, например, производителя таких “капризных” машин. Разговор можно завершить шуткой, свежим анекдотом.
Девятое.
Наступает момент, когда можно перевести разговор в неформальное русло: обсудить с ним спортивные события последней недели или позабавиться светскими сплетнями. А потом, например, неожиданно сказать, что вообще не мешало бы сотрудникам его фирмы подучиться работать на новом оборудовании.
Десятое.
Мы разобрали, как работать с реальными жалобами. Но бывает и так, что клиент выдумал повод, чтобы попросту расстаться с вами, например, как с поставщиком. Потому и сочинил жалобу.
В таком случае бессмысленно проводить с ним столь сложную работу. Это не даст положительного результата. Самое правильное - заявить ему прямо:”Я вижу, вы вообще не хотите иметь с нами дела.
Давайте расстанемся.” И тут уже есть смысл использовать технику “детектор лжи”. Если вы почувствуете, что он крутится, как угорь на сковороде, значит, действительно, клиент для вас потерян.и
Глава пятнадцатая Переговоры
Рассмотрев схему ведения переговоров, мы остановимся на наиболее часто встречающихся вариантах делового общения:
Брать в долг и не отдавать долги
Как продавать и как торговаться
Как устраиваться и как принимать на работу и увольнять
Если вы достаточно внимательны, то обратили внимание, что мы рассматриваем переговоры с двух сторон. В большинстве книг, посвященных переговорам, чаще обсуждается вариант ведения переговоров только с одной стороны.
Здесь как бы речь идет о весах с двумя чашами - чаши позиции приемы, используемые каждой из сторон. Это и дает эффект объемного видения проблемы и приемов деловых коммуникаций.
Три ошибки, которые губят переговоры
Первая.
Мы полагаем, что правильно поняли человека.
Не стоит переоценивать свои способности точного восприятия мысли другого человека.Мы склонны часто додумывать за других. Лучше переспросить, еще раз уточнить, что конкретно имел в виду ваш собеседник.
Вторая.
Мы нечетко формулируем свои мысли.
Свои аргументы следует излагать в четкой, ясной форме. Только в таком случае нас будут понимать правильно.
Третья.
Муссируем банальные темы.
Наши разговоры, увы, часто соскальзывают на банальные темы. Собеседник быстро теряет к ним интерес. Избегайте банальных тем!
Анекдот- “Переговоры”.
Илья-Муромец приходит к товарищу, а тот лежит на печке побитый.
А содержание - насыщенным самой благоприятной информацией о вас.
Во всем блеске представьте свой профессионализм в деле, которым вы собираетесь заниматься на новом месте. Сделайте акцент на всех своих знаниях и умениях, которые могут быть востребованы на данной фирме. Укажите факультет, на котором учились, курсы совершенствования, представьте все свои дипломы: например, об окончании курсов иностранного языка, компьютерных курсов, бухгалтерских.
Если умеете водить автомобиль - обязательно напишите и об этом.
Положительную подкрепляющую роль могут сыграть и рекомендательные характеристики с предыдущих мест работы.
Разумеется, вредных привычек у вас не было, нет и нет к ним предрасположенности.
Ваше увлечение - спорт: это свидетельство вашего здоровья и работоспособности. Так и пишите. А в разговоре можно упомянуть и о каком-нибудь изысканном вашем хобби, например, коллекционировании фарфора 18-го века или путешествиям по африканскому континенту.
Таким образом вам будет легче перейти к важному моменту - к обсуждению денежного оклада. Называйте сумму как можно большую - стеснение тут неуместно. В крайнем случае называйте “вилку” : от и до.
Это только повысит ваш рейтинг, покажет, что вы знаете себе цену как высококвалифицированному работнику.
В беседе с нанимателем информацию о себе необходимо подавать развернуто, расшифровывать аббревиатуры, а также быть готовым к разного рода вопросам и упреждать их. Например, если у вас есть малолетний ребенок, сразу же оговорите, что это никак не отразится на вашей работе: в случае его болезни с ним останется няня или бабушка.
Постарайтесь показать, что вы вполне благополучный человек: у вас есть квартира, у вас есть возможность работать дополнительно по вечерам, ездить в командировки, выполнять ответственные поручения. И тут же уточнить: какие могут быть командировки, куда, что представляет собой сверхурочная работа и так далее. Таким образом вы покажете, что вы не простачок, пытающийся любым путем попасть на работу, а человек, знающий себе цену и отвечающий за свои слова.
Не надо дожидаться, пока работодатель спросит вас, почему вы ушли с прежнего места работы. Предупредите его вопрос, сказав, что с первого места работы вы ушли потому, что повысился ваш профессиональный уровень, третье место вас привлекло высокой зарплатой. Но тут же оговоритесь, что во всех случаях вам было жаль покидать коллектив, у вас со всеми сохранились хорошие отношения.
На каких-либо примерах покажите, что вы умеете дружить с руководством, способны на преданность делу и фирме.
Сделайте акцент на ваших обширных деловых связях , которые появились благодаря тому, что вы работали в нескольких аналогичных фирмах.