Так, низко прибыльные и быстро реализуемые товары, в частности школьные принадлежности, не нуждаются в сложных и дорогих дисплеях для их коммерческого представления по сравнению с авторучками фирмы Parker. Имидж торговой марки посланец доброй воли, вестник, обещание, это то, с чем потребитель сталкивается в магазине в процессе выбора и покупки товара. Раньше большинство товаров продавалось без фирменной упаковки.
Сегодня очень немногие товары реализуются без надписей и фирменных знаков.
Торговые марки это названия, под которыми фирмы рекламируют и продают свою продукцию. Имя наделяет товары характером, индивидуальностью и различиями, делает их привлекательными и даже желанными для покупателей.
Покупатель в первую очередь обращается к товарной марке как к гарантии качества товара.
Существуют три основные функции коммерческих названий:
Увеличение дохода, получаемого от использования торговой марки, а также степень эффективности продвижения и защиты товаров непосредственно зависят от тех слогов, слов или фраз, которые составляют марку. Если название индивидуально и выразительно, оно легко запоминается и эффективно воздействует на покупателей. Его своеобразие и выразительность дают конкретным товарам или услугам преимущества перед конкурентами.
Индивидуальность названия закрепляется юридически, что, в свою очередь, помогает позиционированию предприятия на рынке. По мере того как название обретает силу и репутацию, оно становится самостоятельной ценностью и его можно с выгодой продавать или эксплуатировать.
Можно сказать, что торговые марки являются самыми распространенными объектами купли-продажи, прежде всего потому, что каждый товар или фирма имеют название. Каждый раз, когда продается продукция той или иной фирмы или когда услуга оказывается под торговой маркой, часть цены, которую платит покупатель, это плата за имя.
В случаях, если продается лицензионный товар или услуга оказывается по франчайзингу, в цену входит и плата владельцу торговой марки.
В целом, нахождение оптимального варианта распределения места на торговом оборудовании это не только наука, но и искусство. Большую роль играют при этом эстетические соображения, интуиция и знания самого розничного торговца.
Расположение товаров характеризуется местом в торговом зале и выкладкой в точке продаж. Под выкладкой понимается:
Выкладка это представление товаров в таком виде, который может убедить людей сделать покупки.
При осуществлении выкладки товаров в розничном торговом предприятии следует придерживаться определенных правил:
В силу особенностей физической конституции покупателей различают три уровня выкладки товара: уровень глаз, уровень рук и уровень ног. На уровне глаз располагают те товары, продать которые (по тем или иным причинам) магазин стремится в первую очередь. Если товар перенести снизу на уровень глаз, его продажа может возрасти на 70-80%. Перемещение товара с уровня глаз на уровень поднятой руки может уменьшить его продажу на 20-30%.
Часто на уровне руки ног располагают более дешевые товары. Именно поэтому больше всего денег в супермаркетах экономят те покупатели, которые не ленятся наклониться или тянуться вверх.
При расположении товаров на полках следует учитывать, что покупатели просматривают их содержимое справа налево. При фронтальной по отношению к покупателю позиции полки товары, расположенные справа, могут быть замечены им в первую очередь. Указатели должны быть читаемыми и зрительно соотноситься с тем местом, на которое они наводят покупателя.
Наличие четких указателей и ценников особенно эффективно в отношении товаров импульсивного спроса.
Различают и практикуют следующие виды выкладки: на полках, на прилавке, на рекламных упаковках и коробах, отдельно стоящие стенды, специальные выставки, выкладка на поддонах, выкладка в проволочных корзинах, раздаточные автоматы и так далее.
Положение на полке может быть вертикальным и горизонтальным, в зависимости от метода продажи, типа оборудования лэ варианта композиции. Оба варианта выкладки возможны для упаковок, имеющих:
Широчайший ассортимент современного магазина затрудняет ориентацию покупателей в товарной массе. Поэтому необходимо обеспечить в точке продаж узнаваемость продукции определенной компании среди других товаров.
В целях качественного позиционирования товара в сознании покупателей может быть использован вертикальный корпоративный блок выкладки продукции, схема которого представлена в таблице 3.1 на примере прохладительных напитков компании Кока-кола.
Таблица 3.1
Вертикальный корпоративный блок выставления продукции
Емкость | Кока-Кола | Кока-Кола Лайт | Фанта | Спрайт | Бон Аква |
0,33 л | Жестяная банка (ВОВ) | ||||
0,33 л | Стеклянная бутылка (САЫ) | ||||
0,5 л | Пластиковая бутылка (РЕТ) | ||||
1,25 л | Пластиковая бутылка (РЕТ) | ||||
2 л | Пластиковая бутылка (РЕТ) |
Это относится в первую очередь к ударным (самым популярным) торговым маркам.
Каждый из существующих вариантов имеет свои преимущества и специфические условия применения, поэтому задачей мерчандайзера является обоснованный выбор оптимального варианта выкладки. При осуществлении выкладки товаров следует руководствоваться определенными критериями.
1. По уровню
2. На уровне (на полке)
3. По размеру упаковки
4. Среди конкурентов
5. Доступность
6. Дублирование
повторение одной и той же позиции торговой марки последовательно в ряду увеличивает вероятность обратить на себя внимание покупателя.
Чем больше площади займет товар, тем лучше он будет заметен и тем больше внимания к себе привлечет. Рекомендуется на полках иметь не менее трех пяти единиц товара одного и того же наименования.
При осуществлении выкладки полезно руководствоваться правилом перекрестного опыления, предусматривающим размещение разных товарных групп по соседству, что способствует увеличению объема продаж каждой из них (например, размещение крема для обуви не только в отделе бытовой химии, но и в обувном отделе). Такие товары обычно связаны в сознании покупателя позитивной ассоциативной цепочкой.
Организация специальных выкладок одновременно двух товаров может увеличить продажу каждого из них до 80%.
Основополагающий принцип размещения (выкладки) поиск нужного товара для покупателя должен быть в максимальной степени облегчен.
Для облегчения потребителю поиска и выбора необходимых товаров следует соблюдать определенные принципы и правила выкладки товара в торговом зале ( 3.1).
Принципы выкладки исходные положения и закономерности, на которых основывается размещение товаров в торговом зале.
Правила выкладки предписания, отражающие определенные закономерности и устанавливающие порядок размещения товаров в торговом зале.
Наглядность выкладки принцип размещения товаров для их обзора. Это правило выкладки базируется на принципе наглядности, а его соблюдение обеспечивается применением определенных способов и приемов выкладки.
Кроме того, отдельные виды пищевых продуктов должны быть специальным образом подготовлены (разупакованы, нарезаны, украшены и т. п.).
Системность выкладки принцип размещения товаров, основанный на установлении и применении определенного порядка их расположения на оборудовании и в торговом зале. Для определения такого порядка размещения необходимо выявить его характерные признаки.
К таким признакам можно отнести доступность обзора, удобство для отбора товаров, их комплектование назначению и/или совместимости и др.
Отражением принципа системности служит правило комплексности выкладки или формирования товарных комплексов. Наиболее распространенным критерием формирования товарных комплексов является принадлежность пищевых продуктов к определенным товарным группам (например, плодоовощные, рыбные, молочные товары и т. п.) или назначение (товары для детского питания, деликатесные товары и др.).
Эффективность выкладки принцип размещения товаров, обеспечивающий достижение наилучших результатов при разумных затратах. Реализация этого принципа достигается за счет рационального использования оборудования и торговых площадей при одновременном соблюдении правил открытости доступа и обзора товаров, товарного соседства и полноты отражения имеющегося в магазине ассортимента.
Кроме того, должны быть соблюдены требования эстетичности и безопасности выкладки.
Признаками эффективности выкладки служит увеличение объема реализации товаров, а также снижение времени, затрачиваемого на поиск необходимого товара. Для повышения эффективности выкладки в некоторых случаях применяются такие приемы, как перемещение товаров в другое место, отбор части выложенного товара для создания впечатления о повышенном спросе на него, размещение товаров по зонам удобства.
В таблице 3.2 представлены типы зон в зависимости от степени удобства осмотра и отбора товаров покупателями, а также характеристика товаров, которые наиболее предпочтительно размещать в этих зонах.
Таблица 3.2
Зависимость между типами зон выкладки товаров и характером спроса на них
Тип зон | Высота выкладки, см | Характеристика Товаров |
Удобная | 110160 | Товары пассивного или импульсивного спроса, требующие активного продвижения |
Менее удобная | 80110 | Товары устойчивого и/или повседневного спроса |
Неудобная | До 80 и свыше 160 | Товары повышенного, ажиотажного или неудовлетворенного спроса |
Отрицательное влияние может выражаться в поглощении посторонних запахов, свойственных другим товарам (например, при совместной выкладке чая, кофе и пряностей), а также водяных паров (при совместном размещении сухих и влажных товаров). Необходимым условием совместимости является и одинаковый режим хранения.
Кроме правила товарного соседства при соблюдении принципа совместимости необходимо учитывать и эстетические требования, т. е. сочетаемость по цвету, форме, а также обеспечение гармоничности и целостности композиции.
Достаточность выкладки полное представление торгового ассортимента предприятия. Полнота отражения имеющегося ассортимента означает не только представление потребителю с помощью выкладки товаров всех наименований и торговых марок, но и показ их в достаточном количестве. При этом не может быть единых рекомендаций о количестве единичных экземпляров товаров, выложенных в торговом зале. Это количество зависит от площади торгового зала, применяемого оборудования, широты и полноты ассортимента, характера спроса и маркетинговых мероприятий по продвижению отдельных наименований и торговых марок.
Во многом реализация этого принципа будет зависеть от искусства специалистов по выкладке товаров.
Соблюдение принципа достаточности представляет значительные трудности в магазинах с разветвленным ассортиментом, характеризующимся большой широтой и полнотой, а также при недостаточности материально-технической базы. Не случайно в магазинах типа гипермаркет, супермаркет, универмаг и универсам выкладкой товаров и контролем за ней занимаются специалисты, следящие за полнотой, эффективностью выкладки, а также постоянным пополнением или заменой выложенных товаров вместо реализуемых или утративших свой товарный вид.
Достаточность выкладки предполагает, что она не должна быть излишней или неполной. В последнем случае отсутствующие в выкладке товары не будут реализованы.
Выкладка товаров при их продаже традиционным методом и по образцам также будет иметь особенности. При традиционной продаже выложенные товары могут быть отобраны и куплены покупателями, поэтому количество единичных экземпляров в выкладке должно быть достаточно большим, если это позволяет оборудование торгового зала.
Площадь выкладки определяется как сумма площадей всех (горизонтальных, наклонных, вертикальных) площадей торгового оборудования, предназначенных для показа товаров в торговом зале магазина.
Коэффициент экспозиционный площади характеризует отношение площади выкладки к площади торгового зала магазина (при умножении на 100 получаем процент, который составляет площадь выкладки товара). Так, в магазинах самообслуживания его оптимальное значение колеблется в пределах 7075% или 0,7 0,75 (Кэ= SЭ/SТЗ где Sэ площадь экспозиционная (экспозиции), м2, Sтз площадь торгового зала, м2).
Точных рекомендаций для магазинов с традиционным обслуживанием пока нет, так как планировка их торгового зала может быть разнообразной. Однако в практике встречаются значения этого коэффициента, равные 30% (ювелирные магазины); у продовольственных магазинов наиболее часто встречается значение 5070%, а в магазинах косметики и парфюмерии оно может колебаться в пределах от 40 до 80%.
Очевидно, как при завышении, так и при занижении величины коэффициента экспозиционной площади будет соответственно меняться уровень представления товаров и торгового обслуживания.
Длина выкладки товара может быть разной в зависимости от используемого торгового оборудования, возможностей магазина и спроса на товар, в пределах от 50 до 190 см.
Кроме того, минимальная длина выкладки товара может быть увеличена в случае: появления нового товара, проведения активной рекламной кампании торговой марки, наличия товаров импульсивного спроса, повышенного сезонного спроса на данный товар и др.
Развернутая выкладка длина упаковок товара, помноженная на количество уровней выкладки.
Емкость выкладки отношение количества выставленного товара на общую площадь, занятую этим товаров, см2.
Если группа товаров одного производителя занимает высокую долю в общем объеме продаж, и выкладка корпоративным блоком не противоречит общей концепции представления товаров в магазине, товары группируют в корпоративные блоки в каждой товарной группе (к примеру, вертикальные и горизонтальные блоки по определенной торговой марке).
Существует несколько (рекомендуемых) способов и правил коммерческого показа и представления торговых марок и видов товаров в магазине:
1. правило лицом к покупателю.
Товар должен быть расположен фронтально, т.е. лицевой стороной с учетом угла зрения покупателя. Установлено, что мужчины воспринимают лучше центральную, а женщины периферийную части области зрения. Поле зрения человека при неподвижном положении головы охватывает угол 54 по горизонтали, а по вертикали от уровня глаз 27 и ниже 10 (см.
3.2, и 3.3).
3 2. Охват
3.3. Охват по горизонтали по вертикали
Следовательно, если пространство узкое (проходы между рядами горок, маленькие магазины), взгляд покупателя как бы прилипает к какому-то предмету на уровне глаз, и он так и движется вдоль товарного ряда, рассматривая все на этом уровне. Для того чтобы посмотреть товары, находящиеся наверху или внизу, покупатель должен иметь какое-то намерение это сделать.
Расположенные по периметру полки с правой стороны предпочтительнее для покупателей. Большинство покупателей правши, поэтому они более внимательно осматривают товары, которые находятся справа. Предмет выбора с правой стороны даже оценивается менее критично, чем аналогичный слева, даже из-за самого положения.
Если же товар расположен неудачно, его все-таки найдут при соблюдении следующих условий: покупателю очень нужен данный вид продукта; он предварительно остановил свой выбор на определенной торговой марке; покупатель знает, как выглядит упаковка его товара или у него достаточно много времени для поиска нужного ему товара; использование аттракторов, т.е. завлекалок для покупателей (в начале ряда расположена реклама предприятия, реклама новинок товара, светящийся, звуковой или анимационный дисплей; просто сильно продвинутая торговая марка).
2. Правило определения места на полках торгового оборудования и в торговом зале магазина.
При определении места, отводимого под различные виды товаров на полках, необходимо найти оптимальную комбинацию с точки зрения их прибыльности, имиджа, позиции, конкурентоспособности и соблюдения ряда принципов порядка выкладки товаров.
Принцип выдвижения недорогих товаров вперед. Недорогие товары создают у покупателей благоприятное впечатление о ценах в магазине. Поэтому если недорогие товары разместить в начале покупательского потока, покупатель может втянуться в процесс покупок и следовать по намеченному маршруту.
Прямо противоположное мнение относится к продаже дорогих товаров (от дорогих товаров к более дешевым).
Принцип чересполосицы. Он характеризуется тем, что товары с низкими ценами чередуются с товарами высокой стоимости, известные марки рядом с неизвестными или новыми торговыми марками.
На практике чаще рекомендуется размещение товаров, взаимодополняющих друг друга (кофе и кофеварки, чай и чайные чашки, бокалы).
Принцип от глаз до третьей пуговицы на рубашке. Товары, размещенные на указанном уровне, считаются наиболее привлекательными.
В ходе различных исследований была установлена закономерность реакции покупателя на перемещение товара на полках торгового оборудования ( 3.4).