Студент (студенты), получивший максимальное число баллов получает постоянную работу в фирме.
Пример игры
1. Исходные данные:
* студентов 6;
* испытательный срок 2 дня;
* банков 3;
* резервная норма 20%;
* объем операции 1 единица;
* балансы банков даны в табл. 6.2.
2. Данные, полученные на первом этапе игры (в первый день), представлены в табл. 6.4.
Таблица 6.4
Итоги первого банковского дня
Студент | Банк | Операция | Баллы | |
1 | Андрей | 3 | 2 | 2 |
2 | Борис | 3 | 2 | 2 |
3 | Василий | 3 | 3 | -1 |
4 | Галина | 2 | 3 | -1 |
5 | Егор | 1 | 1 | 1 |
6 | Женя | 3 | 3 | -1 |
Статьи баланса Р и В увеличатся на единицу. 4. Работа с клиентами Банка 2. В Банк 2 обратился единственный клиент - Галина. Она требует выдать ссуду. Поскольку банк закрыт, эта операция невыполнима. Галина получает минус 1 балл.
Баланс банка не меняется.
5. Работа с клиентами Банка 3. В Банк 3 обратились четыре клиента Андрей, Борис, Василий и Женя. Первые два требуют выдать вклад.
Поскольку избыточные резервы банка равны 3, а заявки на выдачу вклада составляют 2, то данная операция выполнима, она приносит Андрею и Борису по 2 балла. После выдачи вкладов статьи баланса Р и В уменьшатся на 2.
К 12:00 первого дня избыточные резервы Банка 3 (табл. 6.5) составят:
7 - 0,2 х 28 = 1,4. Следовательно, данный банк не сможет удовлетворить одновременно обе заявки Василия и Жени на выдачу ссуды.
Они получат по минус одному баллу.
Таблица 6.5
Баланс Банка 3 к 12:00 первого дня
Актив | Пассив |
Р = 7 С = 25 Н = 20 |
В = 28 А = 19 К = 5 |
Банк 1 | Банк 2 | Банк 3 | |||
актив | пассив | актив | пассив | актив | пассив |
Р = 17 | В =81 | Р = 25 | В = 110 | Р = 7 | В = 38 |
С = 65 | А = 5 | С = 90 | А = 2 | С = 35 | А = 19 |
Н = 10 | К = 6 | 1-1 = 10 | К=13 | Н=20 | К = 5 |
Студент | Банк | Операция | Баллы | Итог | |
1 | Андрей | 2 | 2 | 2 | 4 |
2 | Борис | 3 | 3 | 3 | 5 |
3 | Василий | 1 | 2 | 3 | 2 |
4 | Галина | 1 | 1 | 1 | 0 |
5 | Егор | 3 | 2 | 0 | 1 |
6 | Женя | 3 | 3 | -1 | -2 |
Цели игры
1. Усвоить понятия производственная возможность, вмененные издержки, торговая возможность, граница торговых возможностей, сравнительное преимущество, выгодность международного обмена.
2. Научиться определять условия, при которых вывоз (ввоз) товара выгоден для страны.
3. Приобрести элементарные навыки поиска торговых партнеров и ведения деловых переговоров в условиях оганичения во времени.
Понятия
Производственная возможность набор продуктов, который можно произвести в стране. Прочие наборы называются недостижимыми в производстве.
Граница производственных возможностей совокупность производственных возможностей, которые граничат с наборами, недостижимыми в производстве.
Вмененные издержки производства продукта величина вынужденного сокращения выпуска другого продукта при увеличении на единицу выпуска данного продукта. Вмененные издержки равны тангенсу угла наклона границы производственной возможности к соответствующей оси координат.
Торговая возможность набор продуктов, который доступен для потребления в стране. Эти продукты могут как производиться в стране, так и ввозиться в нее.
Прочие наборы продуктов называют недостижимыми.
Граница торговых возможностей совокупность торговых возможностей, которые граничат с недостижимыми наборами.
Сравнительное преимущество одной стране выгодно вывозить продукт в другую, если вмененные издержки производства этого продукта в ней меньше.
Выгодность международного обмена количество ввозимого продукта, обмениваемого на единицу вывозимого продукта, должно быть больше вмененных издержек производства вывозимого продукта в данной стране.
Теория
Рассмотрим две страны: А и В, у которых множества производственных возможностей треугольники.
В этом случае условия производства обоих продуктов в этих странах схожи и международный обмен не имеет смысла.
Коэффициент равновыгодности показывает, во сколько раз при равновыгодном обмене достижимый для потребления объем ввозимого продукта превышает его максимально возможный объем производства в данной стране (в отсутствие международного обмена). Так, в приведенном выше числовом примере максимально возможный объем производства второго продукта в стране А равен 10.
При равновыгодном обмене со страной В достижимый для потребления объем этого продукта составит 10 х 2,4 = 24. Соответственно достижимый для потребления объем первого продукта в стране В (ввозимого в эту страну) при равновыгодном обмене составит 5 х 2,4 = 12.
Пример интуитивного распознавания наилучшего варианта обмена. На рис.
7.2 изображены множества производственных возможностей трех стран.
Стране А необходимо выбрать среди двух других стран партнера по международному обмену. Треугольник А меньше похож на треугольник В2, чем треугольник В,, поэтому стране А следует выбрать страну В2 в качестве партнера по международному обмену.
Индия Япония Петров Сидоров К =3,5 |
Вместе с тем другой студент также сдал пустой контракт, но между этими двумя студентами возможен обмен. Они не проявили активности и не нашли друг друга. Это грубая ошибка, она наказывается низшим баллом.
Один балл также получают студенты, допустившие ошибку при расчете коэффициента равновыгодности.
10. В игре побеждает студент (студенты), получивший наибольшее число баллов.
Подготовка игры
1. Подготовить карточки (табл. 7.1).
Примечание. Названия конкретных стран используются здесь, чтобы придать игре большую достоверность.
Приписанные странам условные показатели никак не связаны с их реальным экономическим положением.
2. Рассчитать коэффициент равновыгодности для каждой пары стран (табл. 7.2).
Таблица 7.1
Максимальные объемы производства продуктов в разных странах
1. Англия | 2. Бразилия | 3. Венгрия |
Кофе 10 Бумага 30 Вино 20 |
Бумага 50 Газ 70 Вино 10 |
Газ 10 Бумага 90 Кофе 10 |
4. Германия | 5. Дания | 6. Египет |
Вино 50 Газ 20 Кофе 10 |
Рыба 80 Бумага 60 Кофе 20 |
Бумага 60 Вино 40 Рыба 40 |
7. Италия | 8. Канада | 9. Мексика |
Вино 10 Газ 70 Рыба 50 |
Кофе 10 Рыба 50 Газ 70 |
Сталь 30 Вино 50 Кофе 10 |
п/п |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
1 | X | 1,8 | 1,7 | 1,6 | 1 | 1 | 1,6 | ||
2 | 1,8 | X | 3,5 | 4,2 | 1,8 | 1 | |||
3 | 1,7 | 3,5 | X | 1,4 | 1,7 | 2,6 | |||
4 | 1,6 | 4,2 | 1,4 | X | 4,2 | 1,9 | 1 | ||
5 | 1 | 1,7 | X | 1,4 | 1,1 | ||||
6 | 1 | 1,8 | 1,4 | X | 2,2 | ||||
7 | 1 | 4,2 | 2,2 | X | 1 | ||||
8 | 2,6 | 1,9 | 1,1 | 1 | X | ||||
9 | 1,6 | 1 | X |
При этом можно использовать интуитивный, образно-геометрический способ ранжирования, основанный на визуальном сравнении треугольников множеств производственных возможностей (рис. 7.2).
6. Объявить студентам, что в течение 5 минут они должны принять окончательное решение и подписать контракты.
7. Собрать контракты. Если число студентов (стран) нечетное, то обязательно будет сдан хотя бы один пустой контракт (мы называем таких студентов одиночками).
8. Подвести итоги игры, используя табл. 7.2.
Выставить студентам баллы. Сообщить каждому студенту, какая страна была для него наиболее предпочтительной. Проанализировать ошибки, допущенные при выборе партнера и расчете коэффициента равновыгодности.
Объявить победителя (победителей) игры.
Пример игры
1. Исходные данные:
* студентов 9;
* стран 9.
Примечание. Если студентов больше, чем стран (карточек), то можно прикрепить двух-трех студентов к одной стране, создав делегацию на внешнеторговых переговорах.
2. В результате проведенных студентами переговоров были сданы следующие контракты с рассчитанными значениями коэффициента равновыгодности (табл. 7.3):
Таблица 7.3
Подписанные контракты
Контракт | Страна А | Страна В | К |
1 |
2. Бразилия Иванов |
4. Германия Власов |
4,2 |
2 |
3. Венгрия Петров |
5. Дания Орлова |
1,7 |
3 |
1 . Англия Сидоров |
6. Египет Борзое |
3,5 |
4 |
7. Италия Котова |
Пустой | |
5 |
9. Мексика Жуков |
Пустой | |
6 |
8. Канада Серова |
Пустой |
Цели игры
1. Усвоить понятия общественный выбор, правило простого большинства, альтернатива и др.
2. Убедиться, что нет единственного варианта общественного выбора.
3. Изучить механизм принятия решений с помощью голосования.
4. Научиться формально выражать индивидуальные предпочтения и сравнивать индивидуальные предпочтения различных избирателей.
5. Приобрести элементарные практические навыки участия в принятии коллективных решений.
Понятия
Общественный выбор совокупность процессов нерыночного принятия решений через систему политических институтов.
Альтернатива (позиция) один из предлагаемых вариантов решения проблемы.
Правило простого большинства побеждает альтернатива, в поддержку которой высказывается более половины участников выбора (голосования).
Теория
Предположим, что депутаты Думы решают проблему дополнительного финансирования четырех отраслей: культуры (К), металлургии (М), науки (Н) и обороны (О). Дума должна расположить эти отрасли в порядке уменьшения объемов финансирования.
У каждого депутата Думы есть свои предпочтения в отношении финансирования этих отраслей, или своя позиция. Например, предпочтения депутата Явлина задаются формулой НКОМ, т. е. важнейшей отраслью он считает науку, менее важной культуру и т. д. Иными словами, ранг науки для него равен 1, культуры 2 и т. д. Предпочтения этого депутата можно записать более развернутой формулой: Н1К2О3М4.
Она более удобна, чем первая, поскольку допускает изменение порядка записи отраслей.
Позиции депутатов могут быть похожи или существенно отличаться. Есть способ вычисления расстояния между двумя позициями. Во-первых, надо вычислить модуль разности рангов для каждой отрасли. Во-вторых, следует сложить полученные четыре числа.
Рассмотрим пример.
Предположим, что предпочтения депутата Шандова задаются формулой М1О2К3Н4. Сравним данную позицию и позицию депутата Явлина, приведенную выше. Ранг отрасли Наука у Явлина равен 1, у Шандова 4. Модуль разности рангов равен 3. Аналогично значение модуля разности рангов отраслей Культура, Оборона и Металлургия равно соответственно 1; 1 и 3. Тогда расстояние между позициями двух данных депутатов будет равно 3 + 1 + 1 + 3 = 8.
Для четырех отраслей максимально возможное расстояние между позициями равно 8. Другие возможные значения расстояния: 0; 2; 4 и 6. Полезно знать, что общее число разных позиций для четырех отраслей равно 24.
Правила игры
1. Каждый студент является депутатом Думы. У него есть свои предпочтения в отношении дополнительного финансирования четырех отраслей: культуры (К), металлургии (М), науки (Н) и обороны (О).
Депутат выражает свои предпочтения, располагая эти отрасли в порядке уменьшения их значения. Студент вынимает карточку (мандат) с фамилией депутата и его позицией.
2. Утверждается та альтернатива (позиция), за которую проголосует больше половины депутатов. Утвержденная позиция должна совпадать с индивидуальной позицией какого-либо депутата.
3. Задача каждого депутата добиться, чтобы Дума проголосовала за позицию, как можно более близкую к его собственной позиции. Метод вычисления расстояния между позициями описан в разделе Теория.
Близкой позицией считается та, расстояние до которой не больше 4. Депутат не может проголосовать за более дальние позиции (это ему не позволит сделать совесть).
4. Абсолютным победителем игры является депутат, личная позиция которого совпадает с позицией, за которую проголосовало большинство Думы. Его мы называем лидером. Для того чтобы стать лидером, депутат должен создать фракцию, т. е. объединить депутатов с близкими позициями.
Число депутатов фракции должно составлять более половины состава Думы (в игре одна фракция, на практике их больше).
5. Для регистрации фракции ее члены сдают преподавателю список с указанием лидера и расстоянием от позиции каждого члена фракции до позиции лидера. Одновременно все члены фракции сдают свои карточки (мандаты).
6. Если депутат теоретически может стать лидером, его называют потенциальным лидером. Не каждый депутат является потенциальным лидером: это зависит от полученной карточки. В нашей игре при 8 депутатах в Думе есть 4 потенциальных лидера, при 9 депутатах - 5, при 10 депутатах 3 лидера и т. д.
7. В Думе есть несколько потенциальных лидеров, поэтому исход голосования не предопределен. Окончательное решение Думы существенно зависит от их активности, способности быстро находить единомышленников и объединять их вокруг себя.
8. Депутаты, вошедшие во фракцию лидера, утверждают его позицию большинством голосов. Поскольку эта позиция близка позиции каждого члена фракции, всех их можно считать победителями игры.
9. Проигрывают депутаты, не вошедшие во фракцию лидера. Принятое Думой решение не отвечает их предпочтениям.
Политическое поражение терпят потенциальные лидеры, которые не смогли протолкнуть свою позицию.
10. Баллы присуждаются по следующим правилам:
* депутат-лидер 5 баллов;
* депутаты члены фракции лидера 4 балла;
* депутаты, не вошедшие во фракцию лидера по идейным соображениям (оппозиция), 3 балла;
* депутаты с позицией, близкой к позиции лидера, но не вошедшие в его фракцию, упускают шанс реализовать свою позицию и получают по два балла;
* депутаты, незаконно вошедшие в победившую фракцию, т.е. расстояние до позиции лидера рассчитано неверно (в действительности оно больше 4), получают по одному баллу. В результате такого подлога голосование в Думе объявляется недействительным.
Подготовка игры
1. Подготовить карточки (мандаты), в которых надо указать: номер мандата, фамилию депутата и четыре отрасли в порядке убывания их важности по его мнению (табл. 8.1).
2. Надо рассчитать расстояние между позициями каждой пары депутатов (табл. 8.2).
Таблица 8.1
Позиции депутатов
1. Явлин | 2. Шандов | 3. Зюгов |
Наука Культура Металлургия Оборона |
Металлургия Оборона Культура Наука |
Металлургия Культура Наука Оборона |
4. Примов | 5. Рогозов | 6. Маков |
Наука Культура Оборона Металлургия |
Металлургия Оборона Наука Культура |
Оборона Культура Наука Металлургия |
7. Алфов | 8. Говоров | 9. Жиров |
Наука Оборона Культура Металлургия |
Культура Наука Оборона Металлургия |
Оборона Наука Металлургия Культура |
10. Комисов | 11. Митрин | 12. Немов |
Культура Металлургия Наука Оборона |
Оборона Наука Культура Металлургия |
Наука Металлургия Оборона Культура |
13. Луков | 14. Жаков | 15. Босов |
Наука Металлургия Культура Оборона |
Культура Оборона Наука Металлургия |
Оборона Металлургия Наука Культура |
Ф. И. О. | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | |
1 | Явлин | 0 | 8 | 4 | 2 | 8 | 6 | 4 | 4 | 6 | 4 | 6 | 4 | 2 | 6 | 8 |
2 | Шандов | 8 | 0 | 4 | 8 | 2 | 6 | 6 | 8 | 6 | 6 | 6 | 6 | 6 | 6 | 4 |
3 | Зюгов | 4 | 4 | 0 | 6 | 4 | 6 | 8 | 6 | 8 | 2 | 8 | 6 | 4 | 6 | 6 |
4 | Примов | 2 | 8 | 6 | 0 | 8 | 4 | 2 | 2 | 6 | 6 | 4 | 4 | 4 | 4 | 8 |
5 | Рогозов | 8 | 2 | 4 | 8 | 0 | 6 | 6 | 8 | 4 | 6 | 6 | 4 | 6 | 6 | 2 |
6 | Маков | 6 | 6 | 6 | 4 | 6 | 0 | 4 | 4 | 4 | 6 | 2 | 8 | 8 | 2 | 4 |
7 | Алсров | 4 | 6 | 8 | 2 | 6 | 4 | 0 | 4 | 4 | 8 | 2 | 4 | 4 | 4 | 6 |
8 | Говоров | 4 | 8 | 6 | 2 | 8 | 4 | 4 | 0 | 6 | 4 | 4 | 6 | 6 | 2 | 8 |
9 | Жиров | 6 | 6 | 8 | 6 | 4 | 4 | 4 | 6 | 0 | 8 | 2 | 4 | 6 | 6 | 2 |
10 | Комисов | 4 | 6 | 2 | 6 | 6 | 6 | 8 | 4 | 8 | 0 | 8 | 6 | 4 | 4 | 6 |
11 | Митрин | 6 | 6 | 8 | 4 | 6 | 2 | 2 | 4 | 2 | 8 | 0 | 6 | 6 | 4 | 4 |
12 | Немов | 4 | 6 | 6 | 4 | 4 | 8 | 4 | 6 | 4 | 6 | 6 | 0 | 2 | 8 | 4 |
13 | Луков | 2 | 6 | 4 | 4 | 6 | 8 | 4 | 6 | 6 | 4 | 6 | 2 | 0 | 8 | 6 |
14 | Жаков | 6 | 6 | 6 | 4 | 6 | 2 | 4 | 2 | 6 | 4 | 4 | 8 | 8 | 0 | 6 |
15 | Босов | 8 | 4 | 6 | 8 | 2 | 4 | 6 | 8 | 2 | 6 | 4 | 4 | 6 | 6 | 0 |