3. Определить потенциальных лидеров при возможной разной численности Думы: 8 чел., 9 чел.,..., 15 чел. Напоминаем, что потенциальным лидером является депутат, число единомышленников которого (расстояние между позициями не больше 4), включая его самого, составляет более половины всего состава Думы. Полученные результаты записать в табл.
8.3.
Таблица 8.3
Депутаты потенциальные лидеры
Число депутатов | Потенциальные лидеры | Число потенциальных лидеров | Доля потенциальных лидеров, % |
8 | 1,4,7,8 | 4 | 50 |
9 | 1,4,6,7,8 | 5 | 56 |
10 | 1,7,8 | 3 | 30 |
11 | 1,4,6,7,8,10 | 6 | 54 |
12 | 1,4,7,8 | 4 | 33 |
13 | 1,4,7,8,12,13 | 6 | 46 |
14 | 1,4,7,8 | 4 | 28 |
15 | 1,4,6,7,8,10,11 | 7 | 41 |
Выявить ошибки (если они есть).
7. Определить депутатов, позиция которых близка к позиции лидера, но которые не вошли во фракцию (если они есть).
8. Объявить имена депутатов, которые были потенциальными лидерами.
9. Выставить и объявить студентам полученные ими баллы. Подвести итоги игры.
Пример игры
1. Исходные данные:
* студентов 9;
* мандатов 9.
2. В результате попарного сравнения студентами индивидуальных предпочтений и политических консультаций представлена к регистрации следующая фракция (рядом с фамилией депутата указано расстояние от его позиции до позиции лидера): Алфов (лидер), Маков (4), Шандов (2), Говоров (4), Примов (2), Жиров (4).
3. Проверяя представленные студентами данные с помощью седьмого столбца табл. 8.2 (у лидера Алфова мандат номер 7), преподаватель отметил, что фактически расстояние между позициями лидера и депутата Шандова равно 6, а не 2. Этот депутат был исключен из фракции за подлог.
Во фракции остались 5 официально зарегистрированных депутатов, но этого достаточно, чтобы принять решение большинством голосов.
4. Из табл. 8.2 следует, что депутат Явлин единомышленник Ал-фова (расстояние между их позициями равно 4), но он не вошел во фракцию.
Избиратели Явлина не могут одобрить его бездействие, поскольку оно не способствует реализации обещаний (предпочтений) этого депутата.
5. Потенциальными лидерами в данной игре помимо Алфова были депутаты Говоров, Маков, Примов и Явлин, т. е. все зарегистрированные члены фракции, кроме депутата Жирова, а также депутат Явлин.
6. Итоги игры:
* депутат Алфов лидер, он получает 5 баллов;
* депутаты Говоров, Жиров, Маков и Примов, официально зарегистрированные в члены фракции лидера, 4 балла;
* депутаты Зюгов и Рогозов не вошли во фракцию лидера по идейным соображениям и составили оппозицию 3 балла;
* депутат Явлин потерял доверие избирателей и коллег-депутатов, поскольку не поддержал при голосовании своих единомышленников, 2 балла;
* депутат Шандов совершил подлог 1 балл.
Цели игры
1. Усвоить понятие медианный избиратель.
2. Убедиться в справедливости теоремы о медианном избирателе.
3. Приобрести элементарные навыки создания политической партии и выработки ее программы на основе изучения общественного мнения.
Понятия
Медианный избиратель избиратель, занимающий среднюю, центристскую позицию по какому-либо вопросу.
Пример. Избиратели А, В, С, Д и Е считают, что доля расходов на оборону в госбюджете должна составлять соответственно 10,20,38,40 и 45%.
С медианный избиратель: число избирателей, предлагающих меньшее значение этого показателя, равно числу избирателей, предлагающих большее значение (и тех и других по два).
Теория
Рассмотрим ситуацию нечетного количества избирателей и двух партий. Позиция каждого избирателя и каждой партии выражается каким-либо значимым социально-экономическим показателем (минимальная заработная плата, граница пенсионного возраста и т. п.).
Избиратель голосует за партию с более близкой ему позицией. Расстояние между позициями определяется как обычное расстояние между точками на оси чисел; оно равно модулю разности соответствующих значений рассматриваемого показателя.
Пример. Партия предлагает минимальную пенсию 2000 руб., а избиратель считает, что она должна быть 2300 руб.
Расстояние между этими позициями равно 300 руб.
Теорема о медианном избирателе: на всеобщих выборах выигрывает партия, предложившая позицию медианного избирателя.
Правила игры
1. Каждый студент выступает в роли избирателя.
2. Число участников игры должно быть нечетным. Если число присутствующих студентов четное, то можно считать одного студента-добровольца несовершеннолетним и прикрепить к другому студенту, играющему роль отца или матери.
3. Избирателям объявляют какой-либо значимый социальный показатель, который может установить государство, и предлагают записать его значение, лучшее на их взгляд.
4. Свои позиции (бюллетени) избиратели тайно друг от друга сдают преподавателю. Совокупность этих позиций составляет общественное мнение.
5. Значение позиции избирателя в бюллетене должно состоять не менее чем из четырех цифр, причем без повторений. Это необходимо, чтобы можно было в дальнейшем упорядочить все позиции по возрастанию их значений.
Пример. Пусть рассматриваемый показатель ставка подоходного налога. Нельзя указывать позицию по этому вопросу так: 15%, 20,99% или 13,5%, но можно задавать так; 17,46%, 4,321% и т. д.
6. Бюллетень, в котором позиция избирателя записана неверно (состоит из менее чем четырех разных цифр), считается недействительным.
7. Крайние позиции (наибольшая и наименьшая) объявляются маргинальными. Избиратели-маргиналы получат наименьшее число баллов (согласно соответствующему Закону).
Исключение делается для членов партии.
8. На втором этапе, после сдачи бюллетеней, создаются партии. Партию создают рядовые избиратели по следующим правилам:
* партия состоит из трех членов;
* позиция партии совпадает с позицией одного из членов (лидера);
* партия распадается, если один из членов голосует за другую
партию. Члены этой партии терпят политическое поражение.
9. Партия регистрируется после подачи заявки, в которой указаны: название партии (придумывают студенты), три фамилии избирателей и их позиции, подписи этих избирателей и позиция партии.
10. После регистрации первых двух партий дальнейшая регистрация партий не производится.
11. После регистрации партий проводится всеобщее голосование, в котором участвуют как рядовые избиратели, так и члены партий.
12. Процедура голосования начинается с записи на доске позиций избирателей (указанных в бюллетенях) слева направо: от минимального к максимальному.
Затем выделяются позиции партий. Позиции избирателей, расположенные ближе к позиции партии А, отмечаются этой буквой.
Соответственно позиции избирателей, расположенные ближе к позиции другой партии, обозначаются буквой В (лучше использовать начальные буквы названий партии).
13. На выборах побеждает партия, набравшая большее количество голосов избирателей (недействительные бюллетени не учитываются).
14. Партия распадается, если хотя бы один ее член проголосовал за другую.
Победа этой партии выгодна голосовавшим за нее избирателям, достигающим своей цели (в той или иной мере), но не членам партии, потерпевшим политическое фиаско.
15. Если проигравшая партия не распалась в ходе голосования, она выступает в качестве сильной оппозиции и сохраняет возможность победы в будущем (но не в этой игре).
16. Баллы присуждаются по следующим правилам:
* пять баллов. Лидер партии, которая победила на выборах и не.
распалась после них;
* четыре балла. Рядовые члены партии, которая победила и не
распалась;
* три балла. Члены сильной оппозиции, т. е. члены проигравшей,
но не распавшейся партии;
* два балла. Рядовые избиратели, проголосовавшие за победившую партию;
* один балл. Рядовые избиратели, проголосовавшие за проигравшую партию, не маргиналы;
* ноль баллов. Члены распавшихся партий, рядовые избиратели-маргиналы, а также избиратели, сдавшие недействительные бюллетени.
Подготовка игры
1. Выбрать регулируемый социально-экономический показатель, о котором у студентов к началу занятия уже есть мнение, сформирована собственная позиция.
2. Заготовить бюллетени для голосования чистые листки бумаги.
3. Заготовить два бланка заявки на регистрацию партии (табл. 9.1).
Таблица 9.1
Бланк заявки на регистрацию партии
Партия | |||
позиция | |||
избиратель | позиция | подпись | |
1 | |||
2 | |||
3 |
Последнего рекомендуем отметить на доске каким-нибудь особым знаком.
13. Отметить флажками позиции партий.
14. Отметить соответствующей буквой (А или В) избирателей, проголосовавших за ту или иную партию.
15. Определить победившую партию.
16. Проверить, не распалась ли победившая партия.
Если, например, все члены партии А отмечены этой же буквой (голосовали за свою партию), то партия не распалась.
17. Проверить (тем же способом), не распалась ли проигравшая партия.
18. Выставить баллы студентам, объявить победителей игры.
19. Проанализировать роль в игре медианного избирателя. Ответить на вопросы:
* Является ли он членом победившей партии?
* Является ли он лидером победившей партии?
* Если он рядовой член победившей, но распавшейся партии, распалась бы она, если бы он был ее лидером?
* Если он рядовой избиратель, голосовал ли он за победившую партию?
Таблица 9.2
Позиции избирателей
Избиратель | Позиция | Действит. | Примечания | |
1 | ИИ | 1599 | - | Недейств. |
2 | кк | 1958 | + | Миним. |
3 | дд | 2456 | + | |
4 | лл | 2000 | - | Недейств. |
5 | нн | 3072 | + | |
6 | АА | 3274 | + | |
7 | ЕЕ | 3469 | + | Медиан. |
8 | ББ | 3698 | + | |
9 | ЖЖ | 4201 | + | |
10 | ММ | 4028 | + | |
11 | яя | 5120 | + | Макс. |
Медианный избиратель ЕЕ помечен знаком М, а члены партий флажками.
7. Итоги игры:
* победитель игры студент АА. Он лидер выигравшей партии и получает 5 баллов;
* также сделали политическую карьеру два других члена партии Груша: КК и ДД. Они получают по 4 балла;
* сильной оппозиции не получилось, поэтому никто не получил 3 балла;
* единственный рядовой избиратель, проголосовавший за победившую партию, НН. Он получает 2 балла;
* рядовые избиратели ЖЖ и ЯЯ проголосовали за проигравшую партию. Однако избиратель ЯЯ маргинал, поэтому 1 балл получит лишь ЖЖ;
* ноль баллов получат: маргинал ЯЯ (в отличие от другого маргинала КК, он не защищен партийным иммунитетом), а также члены распавшейся партии Бобер: ЕЕ, ББ, ММ.
8. Проанализируем роль медианного избирателя в этой игре:
* во-первых, отметим главное: позиция партии Груша была ближе к медианной (3469 - 3274 = 195), чем позиция партии Бобер (3698 - 3469 = 229). Именно поэтому первая партия выиграла. Заметим, что ни одна из партий не нащупала медианной позиции;
* во-вторых, если бы лидером партии Бобер вместо ББ был избран медианный избиратель ЕЕ, то она победила бы со счетом 6: 3, т. е. одержала бы убедительную победу.
Цели игры
1. Научиться определять психологический тип личности по методу С. Деллингер и устанавливать соответствие между типом личности и характером труда на конкретном рабочем месте.
2. Приобрести опыт проведения психологических тестов.
3. Расширить представление студентов о своих психологических особенностях и психологических особенностях других студентов группы. Помочь студентам сориентироваться в выборе будущего места работы.
4. Приобрести элементарные навыки отбора персонала.
Понятия
Отбор персонала процесс выбора предприятием из списка претендентов наиболее подходящего лица или группы лиц в соответствии с критериями вакантного места и с учетом условий реальной обстановки.
Теория
Игра основана на теории американского психолога Сьюзен Деллингер, согласно которой каждый человек принадлежит к одному из пяти психологических типов: Квадрат, Треугольник, Прямоугольник, Круг и Зигзаг. Каждый тип наиболее подходит для работы, для которой нужны определенные характеристики труда: исполнительность, умение управлять людьми, способности к общению или творчеству.
Квадрат. Символизирует трудолюбие, усердие, потребность доводить начатое дело до конца. Выносливость, терпение и методичность обычно делают Квадрата высококлассным специалистом в своей отрасли.
Умение анализировать сильная сторона Квадрата, он может прорабатывать детали сложных проектов. Квадраты могут быть отличными исполнителями, но редко бывают хорошими менеджерами.
Когда приходит время принимать решение, особенно, связанное с риском, Квадраты, вольно или невольно, оттягивают его принятие. Эмоциональная сухость мешает Квадратам контактировать с разными людьми.
Треугольники энергичные, неудержимые, сильные личности, которые ставят ясные цели и, как правило, достигают их. Они сосредоточиваются на главном, на сущности проблемы.
Треугольники честолюбивы, стремятся сделать карьеру. Из них получаются великолепные менеджеры самого высокого уровня.
На пути к вершинам власти они не слишком щепетильны с точки зрения моральных норм. Прямоугольник. Символизирует состояние перехода и изменения.
Это временная форма личности, человека, неудовлетворенного тем образом жизни, который он ведет сейчас. Основным психическим состоянием Прямоугольника является замешательство, запутанность в проблемах и неопределенность. Им просто необходимо общение с другими людьми. Они открыты для новых идей и ценностей, легко усваивают все новое.
Они любознательны и смелы.
Круг. Символизирует коммуникативность, общительность.
Круг служит тем клеем, который скрепляет трудовой коллектив. Люди тянутся к Кругам. Они очень популярны среди коллег. Однако это слабые менеджеры и руководители бизнеса, так как избегают принятия непопулярных решений.
Круги нерешительны и слабы в политических играх, над ними часто берут верх сильные личности. Круг прирожденный психолог, его мышление образное, интуитивное, эмоционально окрашенное.
Зигзаг. Символизирует творчество, образное мышление, интуицию. Для них нет ничего более скучного, чем рутина, шаблон, правила и инструкции.
Их раздражают строго фиксированные обязанности, они хотят быть независимыми от других в работе. Основное назначение
Зигзага генерировать новые идеи. Зигзаг устремлен в будущее, ему больше интересна возможность, чем действительность. Зигзаги непрактичны, нереалистичны и наивны.
Они способны мотивировать всех вокруг себя, но им не хватает гибкости: они несдержанны и экспрессивны. Проработка деталей проекта не их сильная сторона.
Правила игры
1. Игра предназначена для группы студентов, которые достаточно хорошо знают друг друга.
2. Каждый студент одновременно играет две роли: менеджера по персоналу, отбирающего претенентов (активное участие); и претендента на вакантную должность (пассивное участие).
3. В качестве менеджера по персоналу студент должен отобрать из числа других студентов группу из четырех претендентов на следующие вакантные должности (в скобках указан желательный психологический тип претендента):
* бухгалтер (Квадрат);
* начальник отдела (Треугольник);
* дизайнер (Зигзаг);
* пресс-секретарь (Круг).
4. Отбор персонала производится до того, как будет определен тип каждого студента с помощью тестирования.
5. Отбор осуществляется следующим образом: напротив каждой вакантной должности студент пишет фамилию студента, который, по его мнению, наиболее подходит для нее (всего указывается четыре фамилии).
6. Студент не может включить себя в число претендентов на вакантные должности.
7. После того как отбор персонала завершен и все студенты сдали списки рекомендуемых претендентов, проводится тест для определения психологического типа каждого студента.
8. В результате анализа результатов теста будет определен доминирующий (главный) психологический тип, а также дополнительный (скрытый) тип каждого студента.
Пример. В результате тестирования определена характеристика студента Иванова: Квадрат-Треугольник.
Это значит, что он исполнитель с задатками руководителя.
9. Качество отбора, произведенного студентом, оценивается по числу совпадений психологических типов в парах должность-претендент. Задача студента добиться наибольшего числа таких совпадений, пытаясь интуитивно (до проведения теста) определить психологический тип претендента.
10. Баллы присуждаются по числу совпадений психологических типов в парах должность-претендент.
Максимально возможное число баллов равно четырем, минимально возможное нулю.
11. Тест может показать, что в группе студентов отсутствует какой-либо психологический тип.
Чтобы заполнить вакансию, отвечающую этой фигуре, студенты могут принимать на работу претендентов с подходящим дополнительным (скрытым) типом.
Пример. Студента Иванова (Квадрат-Треугольник) можно принять на должность начальника отдела (Треугольник), но только если в группе нет студентов с характеристиками типа Треугольник.
В этом случае регистрируется совпадение психологических типов в паре должность-претендент и студент, предложивший такое назначение, получает дополнительный балл.
Подготовка игры
1. Подготовить карточки по числу участников игры (табл. 10.1).
Таблица 10.1
Бланк для записи отобранных претендентов
Должность | Тип должности | Претендент | Тип претендента |
Бухгалтер | KB | ||
Начальник отдела | ТР | ||
Дизайнер | ЗГ | ||
Пресс-секретарь | КР |
А | В | В | г | Д | |
1 | |||||
2 | |||||
3 | |||||
4 | |||||
5 | |||||
Итого: |
Тогда он ставит единицу в столбце Б первой строки (Внешний вид), остальные ячейки строки заполняет нулями.
- Для получения результатов теста необходимо сложить элементы всех пяти столбцов таблицы. Столбец с наибольшей суммой отвечает доминирующему типу личности, а столбец со следующей по величине суммой дополнительному (скрытому) типу.
- Вопросы по первой характеристике (Внешний вид) юношам и девушкам задают раздельно. Остальные вопросы общие для всех.
Вопросы теста
1. Внешний вид
Мужчины
А опрятен, коротко подстрижен, чисто выбриZ.