Полезность и потребительский выбор
д.; цена 1-го товара;
Р2 цена 2-го товара и т. д.
Потребительский выбор (consumer choice) это выбор, максимизирующий функцию полезности рационального потребителя в условиях ограниченности ресурсов (денежного дохода).
Функциональный спрос спрос на товар, обусловленный качествами, присущими самому товару (см. рис. 4.1).
Нефункциональный спрос спрос, обусловленный факторами, не связанными с самим товаром (см. рис. 4.1).
Эффект присоединения к большинству (bandwagon effect) эффект увеличения потребительского спроса, связанный с тем, что потребитель, следуя общепринятым нормам, покупает тот же самый товар, который покупают другие.
Эффект сноба (snob effect) эффект изменения спроса из-за того, что другие люди потребляют этот товар.
Эффект Веблена (?еЫеп effect) эффект увеличения потребительского спроса, связанный с тем, что товар имеет более высокую (а не более низкую) цену.
Спекулятивный спрос возникает в обществе с высокими инфляционными ожиданиями, когда опасность повышения цен в будущем стимулирует дополнительное потребление (покупку) товаров в настоящем.
Нерациональный спрос это незапланированный спрос, возникший под влиянием сиюминутного желания, внезапного изменения настроения, прихоти или каприза, спрос, который нарушает предпосылку о рациональном поведении потребителя.
Кривая безразличия (indifference curve) линия постоянного уровня удовлетворения потребителя (постоянной полезности) от потребления различных благ.
Предельная норма замещения, субституции (marginal rate of substitution) количество одного товара, которое потребитель готов обменять на другой товар так, чтобы степень его удовлетворенности от потребления данного набора благ осталась без изменения:
MRS =
MU,
ми2’
где MU, и MU2 предельные полезности 1-го и 2-го товаров.
Бюджетное ограничение, линия цен, прямая расходов
(budget constraint) все комбинации товаров, которые потребитель имеет возможность купить на располагаемую сумму (бюджет) при данных ценах этих товаров; характеризует совокупность допустимых вариантов выбора набора товаров потребителем при условии полного расходования им имеющегося дохода.
Бюджетные ограничения для двух товаров выражаются формулой:
РА + Р2х2 = I,
где Рг цена 1-го товара; Р2 цена 2-го товара; хг количество 1-го товара; х2 количество 2-го товара; I доход потребителя.
Правило долей. Если функция полезности потребителя имеет вид:
U (Xj, Х2 ) = Х?2 ,
а располагаемый доход потребителя:
Р\Х 1 + Р2х2 I,
где Pj цена блага хг; Р2 цена блага х2,
то определить оптимальный объем потребляемых благ можно
по формулам:
а I а I
X, =--; х9 =--.
а + ЪР,; а + ЪР2
Равновесие потребителя (consumer equilibrium) оптимальное правило покупки набора товаров точка касания линии бюджетного ограничения с кривой безразличия (рис. 4.2) ({ХА, Хв} оптимальный набор товаров потребителя, находящегося в равновесии).
Эффект замещения, субституции (substitution effect) изменение структуры потребления (соотношения средств, выделяемых на покупку разных товаров) в результате изменения цены одного из товаров, входящих в потребительский набор.
Эффект замещения выражается формулой:
где ДХ* изменение количества товара Хг вследствие эффекта замещения; Х1 (Р/, I') потребление товара Хг при новой цене Р/ и новом доходе I'; Х1(Р1, I) потребление товара Хг при старой цене Рг и старом доходе I.
Эффект дохода (income effect) изменение реального дохода потребителя в результате изменения цены одного из товаров, входящих в его потребительский набор.
Эффект дохода выражается формулой:
ЛХ" = Х,(Р\9 I) ~ Х,(Р[9 7),
где АХ" изменение количества товара X, вследствие эффекта дохода; Хх(Р\, I) потребление товара X, при новой цене ?! и старом доходе.
Общее изменение потребления товара X вследствие изменения его цены:
АХ, = АХ* + АХ" (рис. 4.3).
Кривая Энгеля (Engel curve) кривая, показывающая зависимость изменения величины потребления товара от изменения дохода потребителя (рис. 4.4).
В зависимости от реакции потребителя на изменение дохода при покупке товара различают три категории товаров: ценные, малоценные и обычные.
Цепные товары (luxury goods) товары, спрос на которые резко увеличивается при росте дохода (предметы роскоши).
Обычные товары (normal goods) товары, спрос на которые при росте дохода вначале незначительно увеличивается, но по мере дальнейшего увеличения дохода стабилизируется на каком-либо постоянном уровне (предметы первой необходимости).
Малоценные (некачественные, инфериорные) товары (inferior goods) товары, спрос на которые уменьшается при росте дохода и увеличивается при его сокращении.
Взаимодополняемость благ свойство товаров или услуг удовлетворять потребности (личные или производственные) лишь в комплексе друг с другом.
Взаимозаменяемость благ свойство благ (товаров или услуг) удовлетворять потребности (личные или производственные) за счет друг друга.
4.2. Вопросы и задачи
4.2.1. Полезность и потребительский выбор
Верны ли следующие утверждения?
248. Предельная полезность на определенных интервалах количества блага возрастает, на других убывает.
Да Нет
249. Максимальное значение предельной полезности означает, что благо полностью удовлетворило потребность индивида.
Да Нет
250. Общая полезность определяет цену блага.
Да Нет
251. Предельная полезность денег в условии равновесия у разных благ различна.
Да Нет
252. Рациональность потребителя заключается в максимизации своей полезности.
Да Нет
253. Функциональный спрос обусловлен потребительскими свойствами товара (услуги).
Да Нет
254. Эффект присоединения к большинству является фактором функционального потребительского спроса.
Да Нет
Выберите единственно правильный вариант ответа
255. Максимум удовлетворения общей полезности достигается, когда:
а) предельная полезность равняется нулю;
б) предельная полезность имеет максимальное значение;
в) предельная полезность имеет минимальное значение;
г) правильный ответ отсутствует.
256. Условие равновесия потребителя:
а) предельные полезности благ равны предельной полезности денег;
б) взвешенные по ценам предельные полезности благ равны;
в) предельные полезности благ равны;
г) верны все утверждения.
257. Когда посетитель в столовой ест бутерброды, то максимальную ценность для него будет представлять:
а) первый бутерброд;
б) бутерброд точки насыщения;
в) средний из съеденных бутербродов;
г) последний бутерброд.
258. Под эффектом Веблена понимается:
а) незапланированный спрос, возникший под влиянием сиюминутного желания;
б) эффект изменения спроса из-за того, что другие люди потребляют этот товар;
в) эффект увеличения потребительского спроса, связанный с тем, что товар имеет более высокую цену;
г) правильный ответ отсутствует.
259. Кардиналистская теория полезности отличается от ординалистской тем, что:
а) не использует моделей;
б) не рассматривает субъективные предпочтения;
в) считает возможным количественное измерение полезности;
г) верно все перечисленное.
260. Полезность это:
а) свойство блага приносить пользу потребителю;
б) субъективная ценность, приписываемая благам людьми;
в) обладание полезными элементами для здоровья человека;
г) объективное свойство товаров, которое является причиной их производства и потребления.
261. Первый зкон Госсена состоит в том, что:
а) в одном непрерывном акте потребления полезность каждой последующей единицы потребляемого блага убывает;
б) при повторном акте потребления полезность каждой единицы блага уменьшается по сравнению с ее полезностью при первоначальном потреблении;
в) при повторном акте потребления полезность каждой единццы блага увеличивается по сравнению с ее полезностью при первоначальном потреблении;
г) действуют утверждения а и б.
262. Парадокс ценности, отмеченный Адамом Смитом, заключается в том, что:
а) производитель ценности оказывается в то же самое время и потребителем;
б) только при условии специализации можно производить более ценные продукты;
в) в социалистическом обществе успешно работающие предприятия могли производить некачественные товары;
г) более ценные для человека товары порой оказываются дешевле, чем менее ценные.
263. Парадокс ценности А. Смита разрешается утверждением, что:
а) предельная полезность отличается от совокупной полезности;
б) люди предсказуемо реагируют на стимулы;
в) вся хозяйственная деятельность людей и предприятий имеет в своей основе рациональные решения отдельных людей;
г) люди производят больше товаров и услуг, чем потребляют.
Решите задачи и ответьте па вопросы
264. Определите оптимальный для потребителя объем блага Q, если^ известно, что функция полезности индивида от обладания этим благом имеет вид:
1) U(Q) = 1 - 2Q2;
2) U(Q) = 5 + Q - Q2;
3) U(Q) = Q2 - Q3.
Как будут выглядеть функции предельной полезности? Проиллюстрируйте ответ.
265. Определите предельную полезность благ хи у, если функция полезности имеет вид:
1) П(х; у) = 2х + у;
2) Щх; у) = 2х2 + у;
3) Г7(х; у)=*у-р.
266. Значения маржинальных полезностей благ А, Б, В и соответствующих цен заданы в таблице.
Благо |
ми |
Р |
А |
10 |
5 |
Б |
а |
10 |
В |
18 |
9 |
Определите, при каком значении параметра а потребитель будет находиться в положении равновесия.
267. При каком значении параметров а и (3 потребитель будет находиться в положении равновесия?
269. Функция полезности потребителя имеет вид: [/(а, Ь, с) = = 6а + 8Ь + 4с.
Известно, что стоимость единицы блага А(РА) равна 3 руб., а блага Б(РБ) 4 руб.
Определите стоимость блага С, если потребитель находится в положении равновесия.
270. Предельная полезность денег равна 5. Определите цену блага А и предельную полезность
блага В в положении равновесия потребителя, если функция полезности имеет вид:
Ща, Ъ) = а + Ъ.
4.2.2. Мир потребительских предпочтений: закономерности развития
Верпы ли следующие утверждения?
271. Множественность видов потребления это когда потребитель стремится иметь большее количество товаров и услуг.
Да Нет
272. Взвешенные по цене предельные затраты в положении равновесия потребителя равны предельной полезности денег.
Да Нет
273. Кривая безразличия показывает полезность экономического блага.
Да Нет
274. Кривые безразличия могут иметь положительный наклон.
Да Нет
275. Предельная норма замещения равна соотношению цен на товары.
Да Нет
276. Кривая "доходпотребление" это линия, соединяющая точки касания кривых безразличия с бюджетными ограничениями в случае равнократного изменения цен на товары.
Да Нет
277. Кривая "ценапотребление" отражает изменение потребления при изменении цен на товары, входящие в набор потребителя при фиксированном доходе.
Да Нет
278. Кривая Энгеля показывает взаимосвязь между ценой товара и его потреблением.
Да Нет
Выберите единственно правильный вариант ответа
279. Кривая безразличия показывает:
а) различные комбинации двух экономических благ, имеющих одинаковую полезность;
б) одинаковые по полезности потребительские наборы;
в) эффективную замену одного блага другим;
г) верны все утверждения.
280. Предельная норма замещения это:
а) тангенс угла наклона кривой безразличия;
б) эффективная замена одного блага другим;
в) производная коэффициента замещения;
г) верны все утверждения.
281. Кривая "доходпотребление":
а) показывает последовательные положения равновесия потребителя в соответствии с ростом его дохода;
б) показывает последовательные положения равновесия потребителя в соответствии с равномерным изменением цен на блага;
в) зависимость объемов потребления от уровня доходов потребителя;
г) верны утверждения а и б.
282. Кривая "ценапотребление":
а) показывает последовательные положения равновесия потребителя в соответствии с изменением цены на одно из благ;
б) показывает последовательные положения равновесия потребителя в соответствии с равномерным изменением цен на блага;
в) функция спроса на товар;
г) верны все утверждения.
283. Наборы благ, имеющие одинаковую полезность:
а) принадлежат одной кривой безразличия;
б) лежат на одной кривой Энгеля;
в) лежат на одной и той же кривой спроса;
г) должны находиться на линии бюджетного ограничения.
284. Потребитель с постоянным доходом может достичь положения равновесия, когда:
а) предельная норма замещения двух товаров равна отношению величин спроса на них;
б) отношение величин спроса равно отношению цен на эти товары;
в) эффект дохода превышает эффект субституции;
г) предельная норма замещения равна обратному отношению цен на эти товары.
285. Наклон линии безразличия в какой-либо точке этой линии равен:
а) наклону бюджетной прямой, проходящей через эту точку;
б) величине (совокупной) полезности набора продуктов, соответствующего этой точке;
в) норме замещения одного продукта другим в этой точке;
г) предельной норме замещения одного продукта другим в этой точке.
286. Предположим, что потребительский выбор ограничивается двумя товарами.
Определите, при каком допущении точка потребительского выбора лежит на бюджетной линии:
а) отдельный потребитель не может повлиять на цены товаров;
б) потребитель не может повлиять на величину своего дохода;
в) потребитель тратит весь свой доход на покупку товаров;
г) потребитель покупает хотя бы одну единицу каждого товара.
287. Если изменяется доход потребителя, то:
а) произойдет параллельный сдвиг бюджетной линии;
б) бюджетная линия сдвигается, но не обязательно параллельно;
в) бюджетная линия не изменит своего положения;
г) мы ничего не знаем о новом положении бюджетной линии.
288. Предельная норма замены не является:
а) постоянной на всем протяжении кривой безразличия для товаров, не являющихся совершенными заменителями;
б) количеством товара X, которое потребитель согласен отдать в обмен на единицу товара Y так, чтобы общий уровень удовлетворения остался неизменным;
в) характеристикой кривой безразличия;
г) выражением убывающей предельной полезности благ.
289. Точка потребительского оптимума называется также точкой равновесия потребителя, потому что:
а) в этой точке потребитель не имеет стимулов для изменения соотношения' товаров в потребительском выборе;
б) в этой точке потребитель тратит весь свой доход;
в) в этой точке потребитель не может повлиять на цены товаров;
г) эта точка точка касания бюджетной линии и кривой безразличия.
Решите задачи и ответьте па вопросы
290. Опишите набор А, избираемый рациональным потребителем, при условии, что:
1) набор А предпочтительней набора Б, а набор В набору С (А В С);
2) функция полезности имеет вид: U(a, Ъ) = 2а + 5Ь;
3) набор С состоит из 5 ед. блага а и 8 ед. блага Ь; набор В соответственно 3 ед. и 9 ед.
291. Опишите набор А, избираемый рациональным потребителем, при условии, что:
1) набор А предпочитается набору В (А В);
2) функция полезности имеет вид: 17(а, Ъ) = ааЬ1_а
3) набор В состоит из 2 ед. блага а и 10 ед. блага Ъ. Поясните, как параметр а влияет на выбор набора А.
292. Функция полезности имеет вид: U(xv х2) =x"xl.
Цена блага хг Р? блага х2 Р2. Располагаемый доход потребителя М.
Определите оптимальный объем потребляемых благ
Хі, х2.
293. Гражданин Иванов И. И. свой совокупный доход в размере 240 руб. тратит на приобретение картофеля и других продуктов питания.
Определите оптимальный набор потребителя Иванова И. И., если цена картофеля Ркар= 2 руб. за 1 кг, а стоимость условной единицы других благ б руб. за единицу. Функция полезности Иванова И. И. имеет вид:
294. Оптимальный набор потребителя составляет б ед. блага хг и 8 ед. блага х2-
Определите цены потребляемых благ, если известно, что доход потребителя равен 240 руб. Функция полезности потребителя имеет вид:
1) и (xt; х2) = хдх2;
2) U (х,; х2) = д/xjXj ;
3) U (х,; х2) = xfxf.
295. Степанов С. С. свой доход в размере 100 руб. тратит на приобретение молока и хлеба.
Стоимость продуктов питания: Рм = 10 руб. за 1 л, Рх = 5 руб. за 1 кг. Предпочтения потребителя описываются следующей функцией полезности: U(xM; хх) =
= Хм Хх -
Установите, насколько изменится оптимальный набор потребителя, если его доход возрастет в два раза.
296. Потребитель свой располагаемый доход в размере 90 руб. тратит на приобретение кефира и картофеля.
Стоимость продуктов питания: Ркеф= 15 руб. за 1 л, Ркар= 3 руб. за 1 кг. Предпочтения потребителя описываются следующей функци
Насколько изменится оптимальный набор потребителя, если его предпочтения станут описываться функцией полезности вида:
Располагаемый доход равен 200 руб. в месяц. Соотношение цен на блага х2 и х2 1:1 соответственно.
Рассчитайте, каким образом изменится соотношение количества благ в оптимальном наборе потребителя, если соотношение цен на блага установится на уровне 2:1?
298. Рациональный потребитель из всех имеющихся вариантов выбрал набор, состоящий из 20 ед. блага хх и 25 ед. блага х2.
Функция полезности индивида имеет вид: 17 (о^; x2) = x2+x2; располагаемый доход равен 100 руб. в месяц.
Определите, как изменится доход потребителя, если новый набор содержит 10 ед. блага х2 и 15 ед. блага х2, уровень цен не менялся.
299. Постройте кривую "доходпотребление" для индивида с функцией полезности:
1) U(x1; х2) = x\/2xl/2;
2) и(хг; х2) - min{2x1; 5х2}.
Стоимость 1 ед. первого блага 15 руб., второго 30 руб.
300. Постройте кривую "ценапотребление" первого товара для индивида с функцией полезности:
1) Щхг] х2) = ххх2;
2) Щхг\ х2) = тиф^; х2}.
Стоимость 1 ед. второго блага 10 руб., доход потребителя 100 руб.
301. Семенов С. С. свой доход в размере 100 руб. тратит на приобретение сметаны и хлеба. Стоимость продуктов питания: Рс- 10 руё. за 1 кг, Рх = 5 руб. за 1 кг. Функция полезности Семенова С. С.: U [хс; хх) = х*/4хх/4.
Цена сметаны возросла в два раза.
Определите, на сколько необходимо снизить цену хлеба, чтобы потребитель остался на прежней кривой безразличия. Как изменится оптимальный набор потребителя?
302. Набор потребителя состоял из 5 ед. блага хг и 5 ед. блага х2. Доход потребителя 50 руб.
Цена на благо х2 возросла в два раза.
Рассчитайте, до какого уровня необходимо довести цену блага х2, чтобы потребитель оказался на прежнем уровне полезности. Предполагается, что функция полезности имеет вид функции КоббаДугласа.
303. Располагаемый доход Иванова И. И. составляет 200 руб.
Потребительский набор состоит из картофеля и молока. Стоимость картофеля 10 руб. за 1 кг, а молока 20 руб. за 1 л. Предпочтения потребителя описываются следующей функцией полезности: U(хк; хм) = х^2х^2.
Цена картофеля поднялась до 20 руб. за 1 кг.
Определите, на сколько надо изменить доход потребителя, чтобы он остался на прежней кривой безразличия.
4.2.3. Взаимодополняемость и взаимозаменяемость товаров и услуг
Верны ли следующие утверждения?
304. Чем меньше перекрестная эластичность, тем больше взаимодополняемость.
Да Нет
305. Предельная норма замещения взаимодополняемых благ равна бесконечности.
Да Нет
306. Существует ли вариант отсутствия оптимального набора, состоящего из взаимозаменяемых товаров при определенном бюджетном ограничении?
Да Нет
307. Если пара товаров является дополняющими друг друга, то третий товар, который взаимозаменяем с товаром из этой пары, будет субститутом и ко второму товару.
Да Нет
Выберите единственно правильный вариант ответа
308. Взаимодополняемость благ:
а) свойство благ удовлетворять потребности за счет друг друга;
б) свойство товаров удовлетворять потребности лишь в комплексе друг с другом;
в) товары имеют одинаковые характеристики;
г) верны все утверждения.
309. Отрицательная перекрестная эластичность комплементарных благ означает, что:
а) спрос на первое благо и цена на второе благо изме-
' няются в одинаковых направлениях;
б) нет зависимости от изменения спроса на первое благо и цены на второе благо;
в) спрос на первое благо и цена на второе благо изменяются в противоположных направлениях;
г) все перечисленное верно.
310. Выберите из предложенных вариантов набор товаров, которые не являются взаимодополняемыми благами*
а) пара ботинок;
б) тушь и перо;
в) бумага и уголь;
г) правильных вариантов нет.
311. Определите, какой должна быть перекрестная эластичность у лыж и крепления к ним:
а) Е% 1;
б) Ейху = -со;
в) Ety= +;
г) нет правильных вариантов.
312. Определите, какой должна быть предельная норма замещения шариковой ручки перьевой:
а) MRS 0;
б) MRS = -оо;
в) MRS = +оо;
г) нет правильных вариантов.
Решите задачи и ответьте на: вопросы
313. Спрос потребителя на хлеб описывается функцией:
М
Dx - 50 + . Располагаемый доход потребителя 500 руб. в
месяц, цена хлеба 5 руб. за 1 кг.
Определите эффект от изменения цены, эффект замещения и эффект дохода, если цена на хлеб:
1) упадет до 1 руб.;
2) возрастет до 10 руб.
314. Свой располагаемый доход в размере 180 руб. потребитель тратит на приобретение творога и сметаны.
Найдите общий эффект от изменения цены, эффект дохода и эффект замещения (по Хиксу), если стоимость сметаны возросла с 3 до 6 руб. за 1 кг, а цена творога неизменна на уровне 5 руб. за 1 кг. Предпочтения индивида описываются функцией полезности вида:
1) Щхв, хА) = xf + хА;
2) ЩхТ, хс) = min{3xT, хс};
3) Щхт, хс) = хт + Зхс.
Проиллюстрируйте ответ графически.
315. Ежемесячный доход Иванова И. И. составляет 1000 руб. Он тратит его на приобретение продуктов питания и непродовольственных товаров. Предпочтения потребителя описываются функцией полезности вида: U (хк, хп) = х^4х^4.
На рынке сложились следующие цены: Рк= 40 руб. за условную единицу продуктов питания, Рп= 10 руб. за условную единицу других непродовольственных товаров.
Рассчитайте, как изменятся объемы потребляемых благ индивидом, если правительство введет 25%-ный налог с продаж непродовольственных товаров. Найдите эффект дохода и эффект замещения.
316. Гражданин Степанов С. С. свой ежемесячный совокупный доход, равный 500 руб., тратит на оплату коммунальных услуг и продуктов питания.
Стоимость условной единицы коммунальных услуг составляет 10 руб., а цена за условную единицу продуктов питания 20 руб. Степанов С. С. выходит на пенсию по выслуге лет и получает льготы в виде 50% оплаты коммунальных услуг. Функция полезности потребителя имеет вид:
U(xfc) хп) = xfxf.
Определите эффект дохода и эффект замещения (по Хиксу).
317. Функция полезности потребителя имеет вид:
[/(хх; х2) = х1 + х2. Соотношения цен на блага хх и х2 как 2 : 1.
Определите, до какого уровня возможно падение цен на первое благо при сохранении прежнего уровня полезности. Проиллюстрируйте ответ графически.
318. Потребитель весь свой недельный доход в размере 180 руб. расходует на приобретение кваса и хлеба. Стоимость кваса 3 рубль за 1 л, хлеба 6 руб. за 1 кг.
Предположим, что правительство субсидирует приобретение хлеба в размере 2 руб. за 1 кг. Функция полезности потребителя имеет вид:
и (хк Хх) = xfxf.
Определите общий эффект от изменения цены; эффект дохода (по Хиксу); эффект замещения (по Хиксу).
4.3, Дискуссии, исследования и другие формы активной работы
319. Управляемый эксперимент "Исследование поведения потребителя".
В фильме 1970-х гг. "Большая перемена" один из персонажей берется на спор выпить максимально возможное количество .стаканов газированной воды.
Содержание раздела