d9e5a92d

Подрядное кооперирование и договорная специализация

Применение в отраслях:
Система франчайзинга пригодна для различных предприятий и широкого диапазона видов деятельности (производство, строительство, оказание услуг, торговля) Поэтому, исходя из потребностей местного рынка, на основе имеющихся ресурсов в ныне простаивающих крупных предприятиях (производственные площади, оборудование, материалы), можно выбрать наиболее подходящий вариант франшизы и организовать одно или несколько предприятий, которые в определённой степени будут способствовать оздоровлению социально-экономической ситуации в городе или районе.
Рассматривая перспективу развития франчайзинга в России в ближайшее время можно предположить, что будут прослеживаться те же направления, как и в развитых странах (транспортные услуги, автосервис, гарантийный ремонт техники, строительство и ремонт жилья, общественное питание, торговля)
Весьма широко распространен также франчайзинг в производстве узких групп товаров или продуктов (химические товары в спецупаковке, скобяные изделия, сантехника, прохладительные напитки, кондитерские изделия, молочные продукты), а также в предоставлении разного рода услуг (бухгалтерские, аудиторские, юридические, обучение, туризм и гостиничное хозяйство).
Б. Характеристика практики применения данного вида взаимодействия
В настоящее время в системе франчайзинга в России работают известные зарубежные компании: Пицца Хат, Баскин Роббинс, Рибок и другие. Наряду с уже действующими международными франчайзинговыми системами свое место могут занять российские фирмы, такие как Русское бистро, Золотой цыпленок, Русская трапеза (сфера питания), Партнер (детское питание), Синий кристалл (сеть прачечных), Модный трикотаж (розничная торговля) и другие.
В. Проблемы участия малых предприятий в развитии франчайзинга
С учетом вышеизложенного, франчайзинг, с точки зрения передачи прав на использование отработанных и оправдавших себя технологий, популярной торговой марки со сложившейся рекламой, должен быть интересен для многих крупных предприятий и особенно для градообразующих предприятий оборонного профиля, так как достаточно часто руководящие кадры этих предприятий при всем их высочайшем технологическом профессионализме испытывают огромные затруднения в переориентации предприятий на выпуск гражданской продукции.
Появление в ближайшее время широкой сети франчайзинга в России диктуется острой необходимостью трансфера передовых технологий предпринимательства, при обеспечении гарантий качества продукции и высоких стандартов обслуживания. Учитывая значительную роль франчайзинга, как технологии ведения бизнеса, его положительные стороны для развития предпринимательства в целом, представляется необходимым осуществить ряд дополнительных мер по государственной поддержке развития франчайзинга, среди которых особенно следует отметить развитие соответствующей законодательной базы, проведение информационных, образовательных и пропагандистских мероприятий.
Включение потенциала малого предпринимательства в процессы развития интеграции и формирования стратегического партнерства в целях устойчивого развития хозяйственных систем проходит через механизмы подрядного кооперирования, совместного производства и выполнения государственных заказов.
Среди многих причин, затрудняющих выход из существенного спада производства, можно назвать и отсутствие нормального, стабильного рынка промышленных отношений. Определенную позитивную роль в формировании устойчивых хозяйственных систем играет мобильность малых предприятий, которая позволяет им заполнить вакуум в посреднических звеньях между крупными предприятиями.
Однако роль малого бизнеса на современном этапе представляется шире: есть основание полагать, что он может стать одним из факторов оздоровления крупных неэффективно работающих предприятий при налаживании интеграционных взаимодействий. Если стратегическое партнерство удается осуществить в достаточно широких масштабах, это становится существенным вкладом малых предприятий не только в процесс вывода крупных предприятий из полосы кризиса, а также, с учетом ориентации этих взаимоотношений на долговременное сотрудничество, в значительной степени может определить дальнейшее развитие как самого малого предпринимательства, так и экономики в целом.

Подрядное кооперирование и договорная специализация

А. Общая характеристика форм взаимодействия
Виды наиболее широко используемых договоров:
Договор купли-продажи, договор на поставку товаров, договор на выполнение подрядных работ, договор о совместной деятельности.
Элементы механизма и предмет взаимодействия:


Объектами подрядного кооперирования могут быть весьма разнообразные виды деятельности от получения полуфабрикатов до окончательной сборки.
Более высокую ступень подрядного кооперирования представляет выполнение крупными и малыми фирмами совместных проектов и программ. При этом между участниками складываются отношения стратегического партнерства, что приносит обеим сторонам ощутимые выгоды.

Деление между партнерами расходов по освоению нового изделия в сочетании с возможностью каждого из них сосредоточиться на более узком звене производства (с учетом особенностей их производственного опыта и имеющегося технологического оборудования) дает им возможность с минимальным риском в короткие сроки осваивать выпуск технически сложных видов изделий, расширить объем экономически выгодного производства однородной продукции, что, в свою очередь, положительно сказывается на создании гибкой организационной структуры отрасли.
Отдельной формой промышленного, в том числе и международного промышленного кооперирования крупных и малых фирм, выступает договорная специализация. Важнейшее условие, которое придает соглашениям о специализации кооперационный характер, это наличие в нем положений о тесном сотрудничестве участников в форме совместного производства сложной продукции, о взаимных или односторонних субподрядных поставках, о проведении совместных исследований и разработок...
Применение в отраслях:
Подрядная деятельность может использоваться в любой отрасли народного хозяйства в процессе её реформирования. Значительное развитие подрядная форма кооперирования получила в отраслях, выпускающих конструктивно сложные изделия самолеты, космическую технику, оборудование АЭС, электронное оборудование, оборудование для химических, металлургических и других технически сложных промышленных объектов.

Наиболее широкие и всесторонние связи по кооперации сложились в тракторостроении, отраслях, выпускающих бытовые приборы (холодильники, радиоприемники, телевизоры, часы), и особенно в автомобилестроении.
Узкоспециализированное производство может быть не только внутриотраслевым, но и иметь межотраслевой характер, например, производство некоторых изделий общемашиностроительного применения, крепежа.., где малые производства оказываются как нельзя кстати.
Б. Характеристика практики применения данного вида взаимодействия
Для формирования подрядных отношений в России между крупными хозяйственными единицами и малыми и средними структурами интересен опыт организации такого рода отношений в ведущих промышленно развитых странах, в частности - в Японии.
Характерной чертой японской промышленности является наличие тесных и обширных связей между изготовителями продукции и поставщиками комплектующих изделий. Японское промышленное производство обладает мощью и преимуществом в конкурентной борьбе благодаря системе субподряда.

В этой стране субподрядные группы представляют собой сложный экономический институт, в рамках которого поставщики ранжированы по вертикали, а именно: предприятия-поставщики более низкого уровня выступают субподрядчиками относительно предприятий вышестоящего уровня.
Вся эта многоуровневая "конструкция" работает по единому графику поставок, объем которых определяется контрактами помесячно и ежедневно оперативно корректируется в зависимости от развития спроса. Кроме того головная фирма часто практикует диверсификацию субпоставщиков, что позволяет сопоставлять сметы затрат и влиять на ценовую политику.
По оценке американских специалистов в области автомобилестроения эта система обеспечивает японским фирмам экономию около четверти производственных издержек.
В. Проблемы развития пVдрядных отношений в национальной экономике
Развитие субконтрактной системы в России должно строится на использовании современных методов стратегического планирования, позволяющих крупным предприятиям, проходя процесс реформирования, разработать концепцию производственно-технологического кооперирования с малым предпринимательством, а также оптимизировать их финансовые взаимоотношения.
Субконтрактинг в процессе выстраивания рыночных основ хозяйствования стимулирует постоянство во взаимодействии крупных и малых предприятий, что положительно сказывается на экономическом состоянии хозяйственных систем. Кроме того, техническая помощь в рамках субподряда может резко повысить оснащенность и конкурентоспособность большого числа малых предприятий, раскрывая перед ними возможность, окрепнув в финансовом и технологическом отношении, уйти от субподрядной зависимости, став средним по величине предприятием, способным в течении длительного времени самостоятельно выдерживать рыночную конкуренцию.

Выполнение госзаказов

А. Общая характеристика форм взаимодействия
Сложившаяся к настоящему времени система закупок товаров, работ, услуг для государственных федеральных нужд использует механизм привлечения малых предприятий через конкурсные торги, в процессе которых государственный заказчик на основе заранее объявленных условий выбирает поставщика (исполнителя работ).
Виды наиболее широко используемых договоров:
Поставка товаров для государственных нужд.
Элементы механизма и предмет взаимодействия:
Среди возможных элементов механизма включения малых предприятий в систему конкурсных торгов можно выделить:
а) разукрупнение объектов торгов на отдельные лоты, что предоставит возможность для малого предприятия напрямую участвовать в торгах;
б) проведение специальных торгов для малых предприятий с целью реализации небольших государственных контрактов, стоимость которых не превышает 2500 установленных законом размеров минимальной месячной оплаты труда (по которым Указом Президента РФ от 8.04.97г. 305 закупка может производиться как посредством конкурсных торгов, так и методом запроса котировок);
в) заключение контрактов в первую очередь с малыми предприятиями, предоставившими обеспечение заявок на участие в торгах (банковскую гарантию, залог или поручительство);
г) в случае участия малого предприятия в торгах совместно с крупным предприятием для него из общего объема поставки, возможно выделение своего (особого, небольшого) лота. При этом к малому предприятию применяется упрощенная процедура участия в конкурсе, а для крупного предприятия - общепринятая.
Применение в отраслях:
Участие малых предприятий в выполнении госзаказа возможно практически во всех отраслях промышленности, среди них: машинострение и металлообработка, деревообрабатывающая, промышленность стройматериалов, легкая и пищевая промышленность, некоторые отрасли добывающей промышленности.
В 1997-1998гг малые предприятия участвовали в поставках для государственных нужд:
- продовольственных товаров (мяса, мясных и молочных консервов, растительного и животного масла, муки, круп, сахара-песка...);
- мелкого оборудования (для обработки овощей, мини-пекарни...);
- военного обмундирования (костюмов, курток, брюк, сапог, ботинок);
- лекарственных средств.
В торгах на осуществление этих поставок МП участвуют на общих основаниях, часто побеждая других претендентов по относительно небольшим контрактам (в основном, цена таких контрактов от нескольких сотен тысяч рублей до 1-3 млн. руб. при контрактах на поставку продовольственных товаров и лекарственных средств, до нескольких десятков млн. руб. при контрактах на поставку обмундирования), например строительство жилых домов в городских поселениях Московской области.
Б. Характеристика практики применения данного вида взаимодействия
В настоящее время, реальное участие малых предприятий в поставках для государственных нужд в целом незначительно. Вместе с тем, можно выделить несколько схем привлечения малых предприятий к выполнению заказов для государственных нужд.
1. Малое предприятие участвует в торгах самостоятельно и в случае победы в торгах становится исполнителем и распорядителем заказа.
2. Малое предприятие участвует в торгах не непосредственно, а как структурная единица крупного предприятия, от которого оно получит часть заказа в случае выигрыша торгов материнским крупным предприятием.
3. Малое предприятие становится соисполнителем заказа вместе с крупным предприятием.
В. Проблемы участия малых предприятий в исполнении государственных заказов
Самостоятельное участие малых предприятий в торгах на поставку продукции для государственных нужд в настоящее время затруднено из-за слабой материально-технической базы производственных предприятий, отсутствия должного уровня технологий на многих малых предприятиях, незначительностью собственных финансовых ресурсов, трудностями с обеспечением производства высококачественным сырьем и квалифицированными специалистами
Также, существенное влияние на участие малых предприятий в торгах оказывает главный критерий конкурсного отбора - минимальная цена предложения. Помимо ценовой конкуренции малым предприятиям также не по силам принять риск несвоевременной оплаты выполненных контрактов, что при слабой финансовой дисциплине госзаказчиков случается часто.
В направлении упорядочения системы финансирования госзаказчиков Минэкономики России разработаны проекты нормативных документов по введению процедуры предварительного согласования пакета документов по реализации государственного заказа в Минфине России. Утверждение указанных документов позволит, в определенной степени, снизить риск несвоевременной оплаты выполненных контрактов, что, в свою очередь, будет способствовать развитию процесса участия малых предприятий в реализации государственных контрактов.
Участие малых предприятий в торгах затруднено отсутствием механизма обратной связи. До сих пор не создан предусмотренный постановлением Правительства РФ от 23 апреля 1996г.

523 перечень малых предприятий потенциальных участников госзаказов.

Инновационный потенциал малого предпринимательства

Основной задачей реализации промышленной политики является повышение конкурентоспособности отечественной продукции и ускорение институциональных и организационных преобразований на основе активизации инновационной и научно-технической политики. Одним из механизмов повышения эффективности использования научных разработок и внедрение результатов фундаментальных и прикладных исследований в промышленности может стать использование инновационного потенциала малого предпринимательства.

В этом случае мы говорим о научно-техническом сотрудничестве и венчурном финансировании.
А. Общая характеристика форм взаимодействия
Одним из основных способов ускорения научно-технического прогресса в развитых странах является кооперация крупного капитала с большим числом малых и средних фирм, занятых в сфере НИОКР.
Виды наиболее широко используемых договоров:
Договор о совместной деятельности, договор купли-продажи, договор возмездного оказания услуг, договор на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, договор подряда на выполнение проектных и изыскательских работ.
Существует несколько основных форм кооперации крупного и малого бизнеса в сфере НИОКР.
Во-первых, отдача крупными корпорациями контрактов заказов малым и средним фирмам. Под исполнение заказа крупная фирма может предоставить малой фирме заем.
Во-вторых, крупная компания может предоставить мелкой фирме, вступившей с ней в контакт, практическую помощь в виде консультационных услуг, передать накопленный опыт и знания в научной области, в сфере управления.
В-третьих, инвестирование в малые и средние фирмы заинтересованными в их разработках крупными компаниями и приобретение акций.
В-четвертых, создание новых малых фирм самим крупным бизнесом. Причем создание малой научно-технической фирмы может происходить путем отделения части кадровых и материальных ресурсов крупной компании.

Этот путь обычно используется в тех случаях, когда деятельность крупной компании дает некоторые побочные результаты в виде соответствующих идей или технологий, причем эти результаты плохо согласуются с ее основной сферой деятельности, а их реализация связана с необходимостью новых инвестиций, а также со значительным риском.
В-пятых, крупная фирма и малое предприятие могут успешно сотрудничать в рамках совместной деятельности по разработке и продвижению на рынок новых продуктов или технологий. При этом первая предоставляет капитал и существующие каналы и механизмы рекламы, продажи и обслуживания, тогда как вторая занимается собственно разработками, отработкой технологии и производства.
В-шестых, существует смешанная форма сотрудничества крупных и мелких фирм в области НИОКР, которая заключается в использовании всех перечисленных выше форм в тех либо иных комбинациях. Особо хотелось бы выделить ту форму организации отношений науки с производством, вообще, и крупного и малого бизнеса, в частности, на самых новейших, наиболее перспективных направлениях научно-технического прогресса, которая связана с рисковым или венчурным капиталом.
Применение в отраслях: Это взаимодействие характерно в той или иной степени для каждой отрасли народного хозяйства.
Б. Характеристика практики применения данного вида взаимодействия
Малые фирмы составляют около 90% от общего числа действующих в сфере НИОКР компаний, на которые приходится довольно устойчивая и впечатляющая доля крупных научно-технических нововведений, освоенных в промышленности. В США, например, по некоторым данным, малые предприятия внедряют примерно в два десятка раз больше нововведений на доллар затрат по сравнению с крупными корпорациями.

О результативности малых фирм свидетельствует длинный список таких научно-технических новшеств и открытий, как инсулин, пенициллин, хлопкоуборочная машина, каталитический крекинг, гирокомпас, реактивный двигатель, кондиционер, кислородное дутье, электронная лампа, ксерография и многое другое.
В. Проблемы участия малых предприятий в научно-техническом сотрудничестве с крупными предприятиями
Исходя из перспективы развития в России венчурного финансирования в качестве формы интеграции крупных и мелких структур, нельзя не указать на возможности весомого потенциала активно создающихся ныне финансово-промышленных групп. Взаимодействие ФПГ с малыми инновационными фирмами эффективно способствовало бы разрешению противоречия между невостребованностью творческих возможностей российских ученых и необходимостью кардинального обновления технической основы фактически всех отраслей народного хозяйства; это в определенной мере решило бы и проблему утечки умов. Развитию этой формы кооперации между малым и крупным производством необходимо уделить первостепенное внимание.

Основным лимитирующим фактором здесь выступает нехватка инвестиционных средств, вызванная прежде всего недостаточным уровнем развития нашей кредитной системы. При высокой доле сбережений в ВВП (по оценкам, свыше 20%), в России пока не развернуты такие формы специализированного кредита, способного обслуживать венчурный бизнес, как пенсионные, инвестиционные, гарантийные, взаимные фонды, кредитная кооперация...

Законодательно-нормативная база, на которую могут опираться эти институты, практически отсутствует.
Государство обязано создать адекватную этим задачам внешнюю среду, а также обеспечить прямую финансовую поддержку приоритетных венчурных разработок. Немалую роль способны сыграть специальные фонды финансирования, учреждаемые государством и объединениями предпринимателей: Российский фонд фундаментальных исследований, Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере.
Существенны и иные элементы инфраструктуры поддержки, в том числе технопарки, уже функционирующие, к примеру, в Зеленограде, Ногинске, Новгороде и других городах страны. Развертывание этой инфраструктуры неотложная обязанность государства в области стимулирования процесса малого инновационного предпринимательства.

Маркетинговая стратегия предприятия

2.1. Генеральная стратегия
Миссия предприятия

А. Сектор отрасли
1. Самый узкий Продажа препарата Тантум Верде
2. Следующий уровень Продажа лекарственных препаратов
3. Самый широкий Оптовая торговля
Б. Препарат удовлетворяет следующие потребности
1. Облегчает страдания от воспалительных заболеваний рта и горла
2. Ускоряет выздоровление
В. Основные преимущества
1. многолетний опыт использования
2. Быстрое облегчение страданий
3. Ускорение выздоровления
4. Отсутствие сахара - можно применять диабетикам
5. Приятный вкус
6. Три формы препарата (леденцы, спрей, раствор) - возможность использования в различных ситуациях
Г. Цель
Продвижение препарата на рынок для помощи людям, страдающих заболеваниями рта и горла


Цели маркетинга на ближайшее время

Относительно продукции вывести препарат на рынок
Относительно цен установить средние цены
Относительно распространения насытить аптеки препаратом; познакомить оптовиков
Относительно потребителей определить целевой рынок
Относительно путей распространения информации реклама, статьи, медицинские представители
Относительно объема реализации препарата 800000 флаконов

Задачи предприятия Для успешного вывода препарата на рынок необходимо произвести следующие действия:
1. Определиться со способом ценообразования
2. Для полноценного насыщения аптек проработать информационную стратегию и организовать своевременную доставку; разработать стратегию стимулирования сбыта
3. Определить целевой рынок и посчитать его емкость
4. Составить план рекламной кампании
5. Обучить торговых представителей.
Возможные стратегии

Определение общей стратегии Так как препарат не новый (много лет успешно применяется в Европе) целесообразно использовать стратегию развития рынка (распространение по территории бывшего СССР)
Стратегия по отношению к продукту Целесообразно использовать стратегию лидерства - делать упор на уникальных свойствах препарата


Характеристика продукции

Название Тантум Верде
Общая характеристика Нестероидное противовоспалительное средство для лечения воспалительных заболеваний слизистой оболочки рта (стоматиты, парадонтиты, афты и пр.) и горла (ангины, фарингиты, тонзиллэктомия и пр.) Выпускается в 3-х формах: полоскание, спрей и леденцы.
Особенности Имеет красивый зеленый цвет и приятный мятный вкус. Не содержит сахара, поэтому может применяться для лечения больных диабетом. Обладает следующими действиями: противовоспалительное (причем действует непосредственно на медиаторы воспаления), противобактериальное (т.е. действует на причину заболевания), анельгизирующее и анестезирующее (начинает обезболивание немедленно и действие продолжается до полутора часов). Наличие нескольких форм позволяет использовать препарат в различных ситуациях: спрей у больных, которые не могут полоскать рот, леденцы для детей. Спрей и леденцы можно применять в условиях, когда невозможно полоскание (на работе, улице и пр.)
Лицензия Имеется лицензия, зарегистрированная Минздравом, и сертификат качества
Клинические испытания Препарат прошел клинические испытания на стоматологических больных в ведущих российских стоматологических клиниках: Центральный НИИ Стоматологии и Стоматологический комплекс при Московском Стоматологическом Институте им. Семашко
Направления сбыта Оптовые фармацевтические фирмы, аптеки и аптечные киоски, стоматологические клиники



Содержание раздела