d9e5a92d

ОГНЕВОЕ НАПАДЕНИЕ

Передвигая войска, действуй согласно своим расчетам и планам и делай так, чтобы никто не мог проникнуть в них.
9. Бросай своих солдат в такое место, откуда нет выхода, и тогда они умрут, но не побегут. Если же они будут готовы идти на смерть, как же не добиться победы?

И воины и прочие люди в таком положении напрягают все свои силы. Когда солдаты подвергаются смертельной опасности, они ничего не боятся; когда у них нет выхода, они держатся крепко; когда они заходят в глубь неприятельской земли, их ничто не удерживает; когда ничего поделать нельзя, они дерутся.
10. По этой причине солдаты без всяких внушений бывают бдительны, без всяких понуждений обретают энергию, без всяких уговоров дружны между собой, без всяких приказов доверяют своим начальникам.
11. Если запретить всякие предсказания и удалить всякие сомнения, умы солдат до самой смерти никуда не отвлекутся.
12. Когда солдаты говорят: имущество нам более не нужно это не значит, что они не любят имущества. Когда они говорят: жизнь нам более не нужна! это не значит, что они не любят жизни. Когда выходит боевой приказ, у офицеров и солдат, у тех, кто сидит, слезы льются на воротник, у тех, кто лежит, слезы текут по подбородку.

Но когда люди поставлены в положение, из которого нет выхода, они храбры, как Чжуань Чжу и Цао Куй.
13. Поэтому тот, кто хорошо ведет войну, подобен Шу-айжань.

Шуайжань это чаншаньская змея. Когда ее ударяют по голове, она бьет хвостом, когда ее ударяют по хвосту, она бьет головой; когда ее ударяют по середине, она бьет и головой и хвостом.
14. Осмелюсь спросить: а можно ли сделать войско подобным чаншаньской змее? Отвечаю: можно. Ведь жители царств У и Юэ не любят друг друга.

Но если они будут переправляться через реку в одной лодке и будут застигнуты бурей, они станут спасать друг друга, как правая рука левую.
15. По этой причине, если даже связать коней и врыть в землю колеса повозок, все равно на это еще полагаться нельзя.

Вот когда солдаты в своей храбрости все как один, это и будет настоящее искусство управления войском.
16. Когда сильные и слабые все одинаково обретают мужество, это действует закон местности.

Поэтому, когда искусный полководец как бы ведет свое войско за руку, ведет, как будто это один человек, это значит, что создалось положение, из которого нет выхода.
17. Вот дело полководца: он должен сам быть всегда спокоен и этим непроницаем для других; он должен быть сам дисциплинирован и этим держать в порядке других, он должен уметь вводить в заблуждение глаза и уши своих офицеров и солдат и не допускать, чтобы они что-либо знали. Он должен менять
свои замыслы и изменять свои планы и не допускать, чтобы другие о них догадывались. Он
дел-жен менять свое местопребывание, выбирать себе окружные пути и не допускать, чтобы другие могли что-либо сообразить.
18. Ведя войско, следует ставить его в такие условия, как если бы, взобравшись на высоту, убрали лестницы.

Ведя войско и зайдя с ним глубоко на землю князя, приступая к решительным действиям, надлежит сжечь корабли и разбить котлы; вести солдат так, как гонят стадо овец: их гонят туда, и они идут туда; их гонят сюда, и они идут сюда; они не знают, куда идут. Собрав всю армию, нужно бросить ее в опасность; это и есть дело полководца.
19. Изменения в девяти видах местности, выгоды сжатия и растяжения, законы человеческих чувств все это нужно понять.
20. Вообще согласно науке о ведении войны в качестве гостя следует: если заходят глубоко в землю противника, сосредоточиваются на одном; если заходят не глубоко, умы рассеиваются.
Когда уходят из своей страны и ведут войну, перейдя границу, это будет местность отрыва; когда пути открыты во все стороны, это будет местность-перекресток; когда заходят глубоко, это будет место серьезности положения; когда заходят не глубоко, это будет местность неустойчивости; когда сзади неприступные места, а спереди узкие теснины, это будет местность окружения; когда идти некуда, это будет местность смерти.
21. По этой причине в местности рассеяния я стану приводить к единству устремления всех: в местности неустойчивости буду поддерживать связь между частями; в местность оспариваемую направлюсь после противника; в местности смешения буду внимателен к обороне; в местности-перекрестке стану укреплять связи; в местности серьезного положения установлю непрерывный подвоз продовольствия; в местности труднопроходимой буду продвигаться вперед по дороге; в местности окружения сам загорожу проход; в местности смерти внушу солдатам, что они в живых не останутся.

Чувства солдат таковы, что, когда они окружены, они защищаются; когда ничего другого не остается, они бьются; когда положение очень серьезное, они повинуются.


22. Поэтому тот, кто не знает замыслов князей, не может наперед заключать с ними союзы: кто не знает обстановки гор, лесов, круч, оврагов, топей и болот, тот не может вести войско; кто не обращается к местным проводникам, тот не может воспользоваться выгодами местности.
23. У того, кто не знает хотя бы одного из девяти, войско не будет армией гегемона.
24. Если армия гегемона обратится против большого государства, оно не сможет собрать свои силы.

Если мощь гегемона обратится на противника, тот не сможет заключить союзы.
25. По этой причине гегемон не гонится за союзами в Поднебесной, не собирает власть в Поднебесной.

Он распространяет только свою собственную волю и воздействует на противников своей мощью, поэтому он и может взять их крепости, может ниспровергнуть их государства.
26. Раздает награды, не придерживаясь обычных законов, издает указы не в порядке обычного управления. Он распоряжается всей армией так, как если бы распоряжался одним человеком.

Распоряжаясь армией, говори о делах, а не вдавайся в объяснения. Распоряжаясь армией, говори о выгодах, а не о вреде.
27. Только после того как солдат бросят на место гибели, они будут существовать: только после того как их ввергнут в место смерти, они будут жить; только после того как они попадут в беду, они смогут решить исход боя.
28. Поэтому ведение войны заключается в том, чтобы предоставлять противнику действовать согласно его намерениям и тщательно изучать их: затем сосредоточить все его внимание на чем-нибудь одном и убить его полководца, хотя бы он и был за тысячу миль.

Это и значит уметь искусно сделать дело.
29. По этой причине в день выступления в поход закрои все заставы, уничтожь все пропуска через них, чтобы не прошли посланцы извне. Правитель действует в своем совете и отдается делам правления, а за войну во всем спрашивает со своего полководца
30. Когда противник станет открывать и закрывать, непременно стремительно ворвись к нему. Поспеши захватить то, что ему дорого., и потихоньку поджидай его. Иди по намеченной линии, но следуй за противником.

Таким способом решишь войну.
31. Поэтому сначала будь как невинная девушка и противник откроет у себя дверь.

Потом же будь как вырвавшийся заяц и противник не успеет принять мер к защите.

Глава XII ОГНЕВОЕ НАПАДЕНИЕ

1. Сунь-цзы сказал: огневое нападение бывает пяти видов: первое, когда сжигают людей; второе, когда сжигают запасы; третье, когда сжигают обозы; четвертое, когда сжигают склады; пятое, когда сжигают отряды.
2. При действиях огнем необходимо, чтобы были основания для них. Огневыми средствами необходимо запастись заранее. Для того чтобы пустить огонь, нужно подходящее время; для того чтобы вызвать огонь, нужен подходящий день. Время это когда погода сухая; день это когда луна находится в созвездиях Цзи, Би, И, Чжэнь.

Когда луна находится в этих созвездиях, дни бывают ветреные.
3. При огневом нападении необходимо поддерживать его соответственно пяти видам нападения: если огонь возник изнутри, как можно быстрее поддерживай его извне; если огонь и возник, но в войске противника все спокойно, подожди и не нападай. Когда огонь достигнет наивысшей силы, последуй за ним, если последовать можно; если последовать нельзя, оставайся на месте.

Если извне пустить огонь можно, не жди кого-нибудь внутри, а выбери время и пускай. Если огонь вспыхнул по ветру, не производи нападение из-под ветра.

Если ветер днем продолжается долго, ночью он стихает.
4. Вообще в войне знай про пять видов огневого нападения и всеми средствами защищайся от них. Поэтому помощь, оказываемая огнем нападению, ясна. Помощь, оказываемая водой нападению, сильна.

Но водой можно отрезать, захватить же ею нельзя.
Если, желая сразиться и победить, напасть и взять, не прибегаешь при этом к действию этих средств, получится бедствие; получится то, что называют затяжными издержками. Поэтому и говорится: просвещенный государь рассчитывает на эти средства, а хороший полководец их применяет.
5. Если нет выгоды, не двигайся; если не можешь приобрести, не пускай в ход войска; если нет опасности, не воюй. Государь не должен поднимать оружие из-за своего гнева; полководец не должен вступать в бой из-за своей злобы. Двигаются тогда, когда это соответствует выгоде; если это не соответствует выгоде, остаются на месте. Гнев может опять превратиться в радость, злоба может опять превратиться в веселье, но погибшее государство снова не возродится, мертвые снова не оживут.

Поэтому просвещенный государь очень осторожен по отношению к войне, а хороший полководец очень остерегается ее. Это и есть путь, на котором сохраняешь и государство в мире, и армию в целости.

Глава XIII ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ШПИОНОВ

1. Сунь-цзы сказал: вообще, когда поднимают стотысячную армию, выступают в поход за тысячу миль, издержки крестьян, расходы правителя составляют в день тысячу золотых. Внутри и вовне волнения; изнемогают от дороги и не могут приняться за работу семьсот тысяч семейств.
2. Защищаются друг от друга несколько лет, а победу решают в один день. И в этих условиях жалеть титулы, награды, деньги и не знать положения противника это верх негуманности.

Тот, кто это жалеет, не полководец для людей, не помощник своему государю, не хозяин победы.
3. Поэтому просвещенные государи и мудрые полководцы двигались и побеждали, совершали подвиги, превосходя всех других, потому, что всё знали наперед.
4. Знание наперед нельзя получить от богов и демонов, нельзя получить и путем умозаключений по сходству, нельзя получить и путем всяких вычислений. Знание положения противника можно получить только от людей.
5. Поэтому пользование шпионами бывает пяти видов: бывают шпионы местные, бывают шпионы внутренние, бывают шпионы обратные, бывают шпионы смерти, бывают шпионы жизни.
6. Все пять разрядов шпионов работают, и нельзя знать их путей. Это называется непостижимой тайной.

Они сокровище для государя.
7. Местных шпионов вербуют из местных жителей страны противника и. пользуются ими; внутренних шпионов вербуют из его чиновников и пользуются ими; обратных шпионов вербуют из шпионов противника и пользуются ими. Когда я пускаю в ход что-либо обманное, даю знать об этом своим шпионам, а они передают это противнику.

Такие шпионы будут шпионами смерти. Шпионы жизни это те, кто возвращается с донесением.
8. Поэтому для армии нет ничего более близкого, чем шпионы; нет больших наград, чем для шпионов; нет дел более секретных, чем шпионские. Не обладая совершенным знанием, не сможешь пользоваться шпионами; не обладая гуманностью и справедливостью, не сможешь применять шпионов; не обладая тонкостью и проницательностью, не сможешь получить от шпионов действительный результат.

Тонкость! Тонкость!

Нет ничего, в чем нельзя было бы пользоваться шпионами.
9. Если шпионское донесение еще не послано, а об этом уже стало известно, то и сам шпион и те, кому он сообщил, предаются смерти.
10. Вообще, когда хочешь ударить на армию противника, напасть на его крепость, убить его людей, обязательно сначала узнай, как зовут военачальника у него на службе, его помощников, начальника охраны, воинов его стражи.

Поручи своим шпионам обязательно узнать все это.
11. Если ты узнал, что у тебя появился шпион противника и следит за тобой, обязательно воздействуй на него выгодой; введи его к себе и помести его у себя. Ибо ты сможешь приобрести обратного шпиона и пользоваться им.

Через него ты будешь знать всё. И поэтому сможешь приобрести и местных шпионов и внутренних шпионов и пользоваться ими. Через него ты будешь знать всё.

И поэтому сможешь, придумав какой-нибудь обман, поручить своему шпиону смерти ввести противника в заблуждение. Через него ты будешь знать всё.

И поэтому сможешь заставить своего шпиона жизни действовать согласно твоим предположениям.
12. Всеми пятью категориями шпионов обязательно ведает сам государь. Но узнают о противнике обязательно через обратного шпиона.

Поэтому с обратным шпионом надлежит обращаться особенно внимательно.
13. В древности, когда поднималось царство Инь, в царстве Ся был И Чжи; когда поднималось царство Чжоу, в царстве Инь был Люй Я. Поэтому только просвещенные государи и мудрые полководцы умеют делать своими шпионами людей высокого ума и этим способом непременно совершают великие дела.

Пользование шпионами самое существенное на войне; это та опора, полагаясь на которую действует армия.

Часть II. СТО ПРИМЕРОВ ВОИНСКОГОИСКУССТВА

Книга, носящая название Сто примеров воинского искусства (Байчжань цилюэ) памятник зрелой, многоопытной военной мысли старого Китая. Она написана известным ученым и полководцем Лю Цзи, или Лю Бовэнем. Лю Цзи родился в 1311 г. в знатной служилой семье уезда Цинтянь провинции Чжэцзян, что на юго-востоке Китая.

То было время владычества монгольской династии Юань, и монгольские правители Срединной империи, естественно, с подозрением относились к чиновникам из китайцев, тем более уроженцам Юга. Лю Цзи рано выдержал экзамены на ученое звание и поступил на службу, но его прямодушный и благородный характер оказался непреодолимым препятствием для успешной карьеры. В 1348 г. ему поручили руководить военными операциями против некоего Фан Гочжэня, предводителя местных рабойничьих шаек.

Умело применив правила военной науки, Лю Цзи сумел рассеять мятежные отряды. Фан Гочжэнь безуспешно пытался подкупить своего противника, но потом сумел-таки дать взятку одному могущественному царедворцу и избежал наказания.

А Лю Цзи пришлось уйти в отставку.
Вернувшись в родные места, Лю Цзи занялся литературными трудами, написал много стихов и сборник произведений довольно редкого для средневекового Китая жанра -басен. Прославился они и как знаток многих наук, особенно военной стратегии и астрономии.

Друзья часто называли его современным Чжугэ Ляном, что, вероятно, не лишено оснований, если принять во внимание необыкновенную честность Лю Цзи, которая сочеталась в нем с истинной мудростью: подобно Чжугэ Ляну, Лю Цзи учил (и умел) решать споры без кровопролития. Свое кредо политика и стратега он изложил в следующих словах:
Хороший полководец уменьшает число своих врагов, плохой полководец увеличивает его. Тот, кто имеет мало врагов, благоденствует; тот, кто имеет много врагов, погибает.
Мудрый правители древности имели мало врагов потому, что они умели столкнуть своих врагов друг с другом. Только те, кто до конца претворил в себе человечность, способен заставить своих врагов воевать друг с другом.

А потому их враги не могли им противостоять и один за другим покорялись им.
Между тем, пока Лю Цзи сидел затворником в своем доме, обстановка в стране стремительно менялась. На Юге вспыхнули крупные восстания против монгольского владычества, и вскоре предводитель крупнейшего повстанческого войска Чжу Юаньчжан оказался в родных местах Лю Цзи. Ему посоветовали воспользоваться услугами столь талантливого стратега, но Чжу Юаньчжану, как когда-то Лю Бэю, желавшему привлечь к себе Чжугэ Ляна, пришлось долго упрашивать затворника стать его советником.

И, подобно Чжугэ Ляну, Лю Цзи, согласившись служить Чжу Юаньчжану, стал преданным и искренним помощником нового вождя. За короткое время Лю Цзи, приняв на себя командование частью войск Чжу Юаньчжана, сумел разгромить гораздо более многочисленные правительственные армии. Казалось, сама жизнь подтверждала принцип стратегии, который он высказал раньше в своих стихах:
Когда сила стесняет свободу движения,
Маленькая гибкость одолеет большой натиск.
Когда замирают жизненные силы,
Сильный и злобный не победит слабого, но чуткого...
В 1368 г. Чжу Юаньчжан изгнал монголов из Китая и объявил себя императором. Лю Цзи были пожалованы высокие чины и щедрые награды. Но чрезмерная подозрительность царственного выскочки, интриги завистников и не в последнюю очередь прямодушие верного советника и на этот раз прервали карьеру Лю Цзи: в скором времени он подал в отставку и вернулся в родные места, где вел на редкость скромный и уединенный образ жизни, неизменно отказываясь от встреч с сильными мира сего. В конце концов наветы придворных клеветников сделали свое дело: Лю Цзи был лишен всех своих наград и званий.

По обычаю того времени он прибыл в столицу просить прощения у императора. Там он и умер в 1375 г. После смерти Лю Цзи, как водится в деспотиях, был прощен и получил обратно свои титулы и звания.
Сто примеров воинского искусства были написаны Лю Цзи в последние годы жизни и остаются одной из самых популярных книг по воинскому искусству. Композиция книги типична для канонических сочинений этого жанра и напоминает знаменитые Тридцать шесть стратагем: каждый пример имеет тему, формулу того или иного правила военной науки, разъяснение к нему, а также иллюстрацию этого правила, взятую из военной истории (при переводе эти иллюстрации опущены).

Мы вновь убеждаемся в том, что китайская мудрость стратегии не является, строго говоря, теорией. Она целиком ориентирована на единичные события и содержит лишь конкретные советы и указания, которые могут истолковываться по-разному в зависимости от обстоятельств и личности самого стратега. Это именно мудрость, поскольку она является одновременно наукой и искусством, требует полной отстраненности от происходящего и в то же время необычайно душевной чуткости. Как можно совместить одно с другим?

Вот это и составляет извечную загадку китайского стратега, без которой он был бы просто служащим военного ведомства. Каждый должен сам найти для себя ее решение.
Перевод книги Лю Цзи сделан по изданию: Лю Бовэнь биншу чжуши (Военные трактаты
Лю Бовэня с комментариями и разъяснениями). Сост. Сюй Пэйгэнь.

Тайбэй, 1985.

Лю Цзи.Сто примеров воинского искусства

1. Планы на войне
В искусстве применения военной силы главное - это правильный расчет. Прежде чем вступить в бой, оцени, насколько мудр вражеский предводитель, насколько сильно его войско и какова его численность, каков рельеф местности и достаточны ли запасы продовольствия.

Если идти в бой, сделав все это, никогда не будешь знать поражений поражения.
Правило гласит: Оценивать противника, чтобы одержать победу, предвидеть опасности вблизи и вдали - вот правильное поведение для полководца . (Сунь-цзы)
2. Планы сражения
Как только противник начинает строить планы сражения, наноси удар, сообразуясь с обстоятельствами, чтобы спутать планы неприятеля и вынудить его сдаться.
Правило гласит: Искусный полководец нападает, когда планы еще только составляются . (Сунь-цзы)
3. Лазутчики и военные действия
Собираясь в военный поход, первым делом узнай через лазутчиков, велико ли неприятельское войско, хорошо ли оно подготовлено к войне, и насколько оно подвижно. Так можно обеспечить успех в каждом сражении и добиться больших побед.
Правило гласит: Лазутчики используются повсюду. (Сунь-цзы)
4. Отборные воины
Вступая в бой с неприятелем, непременно нужно собрать в один отряд самых сильных и храбрых воинов и поставить их впереди всех. Одна из целей этого - укрепить собственную решимость, другая - сломить сопротивление врага.
Правило гласит: Те, кто не умеют оценить способностей своих воинов, обречены на поражение . (Сунь-цзы )
5. Действия пехоты
Пешие воины должны вести бой с конницей на холмах или в густом лесу - тогда они одержат победу; на открытой же равнине они стоять под защитой повозок. Необходимо иметь заградительные отряды, которые отразят нападение неприятеля с фланга.

Если противник отступает, его должна преследовать конница, а за ней пусть идут пехотинцы.
Правило гласит: Пешие воины должны вести бой с конницей на холмах и в лесу . (Шесть секретов)
6. Действия конницы
Если конница бьется с пешими воинами, то, попав на холмы, в лес или на болото, она должна тотчас отступить с этого места, иначе ей не миновать разгрома. Конница должна сражаться на открытом и ровном месте, где нет препятствий для наступления или отступления.

Тогда она обязательно одержит победу.
Правило гласит: На открытом месте используй конницу (Шесть секретов)
7. Бой на воде
Когда сражаешься с противником на воде, нужно находиться с подветренной стороны и выше по течению. Находясь с подветренной стороны, имеешь союзником попутный ветер: так удобнее зажигать корабли противника.

Находясь выше по течению, можно использовать силу течения: так удобнее брать приступом корабли противника. Вот правило, обеспечивающее победу в сражении.
Правило гласит: Вступая в бой, не иди против течения . (Сунь-цзы).
8. Ведение боя колесницами
Ведя бой с пешими воинами противниками на широкой равнине, нужно врезаться в его ряды колесницами и выстраивать из них заграждения. Так можно добиться победы в бою.
Правило гласит: На широкой равнине применяй боевые колесницы . (Шесть секретов).
9. Доверие в бою
Когда в бою воины идут почти что на верную смерть, не ведая сожаления и страха, это происходит оттого, что они доверяют полководцу. Если военачальник пользуется доверием и ведет себя честно, его подчиненные будут преданны ему и лишены сомнений.

Тогда победа в сражении будет непременно одержана.
Правило гласит: Если тебе доверяют, не смей обманывать . (Шесть секретов)
10. Обучение военному делу
Когда желаешь послать войско на войну, нужно первым делом обучить его. Если воины будут хорошо знать, как рассеиваться и как собираться вместе, разучат сигналы к наступлению или отступлению, выжиданию или быстрому действию, тогда, сойдясь с неприятелем, они будут быстро повиноваться приказам.

В таком случае непременно будет одержана победа в бою.
Правило гласит: Вести людей в бой, не обучив их, значит предавать их. (Конфуций)
11. Бой при численном превосходстве
Когда сближаешься с неприятелем, имея численное превосходство, нельзя вести бой в холмистой местности; нужно завязать сражение в открытом поле. Когда загремят барабаны, надо наступать; когда зазвенят гонги, надо отступать.

В таком случае непременно одержишь победу.
Правило гласит: Имея численное превосходство, наступай и останавливайся .
12. Бой против численно превосходящих сил
Если неприятель имеет большое численное превосходство, то нужно дожидаться сумерек, скрываться в кустарнике или заманить противника в узкий проход. Тогда непременно добьешься успеха в сражении.
Правило гласит: Смалым войском занимай узкий проход. (Сунь-цзы)
13.Забота о воинах
В жестокой битве с врагом воины идут вперед на верную смерть вместо того, чтобы отступить и сохранить себе жизнь, благодаря милостивому отношению к ним полководца. Когда воины знают, что их начальники заботятся о них, как о собственных детях, тогда они любят своих начальников, как родных отцов.

А потому они готовы погибнуть в битве, чтобы отплатить за милосердие своих предводителей.
Правило гласит: Смотри на своих воинов как на возлюбленных детей, и они будут готовы умереть за тебя . (Сунь-цзы)
14. Власть на войне
Когда в жестокой битве воины идут вперед и не смеют отступить, это означает, что они боятся собственных военачальников больше, чем неприятеля. Когда же воины отступают и не осмеливаются идти вперед, это означает, что они боятся противника больше, чем собственных военачальников.



Содержание раздела