d9e5a92d

Экономический шпионаж

Экономический шпионаж стал настолько распространенным явлением, что его исследованием занялись ученые. Может ли корпорация иметь совесть? задавался риторическим вопросом Гарвард бизнес ревью, рассматривая этические аспекты деятельности бизнесменов.

Гарвардский университет всегда стремился охватить и преподнести слушателям все новое, что появляется в сфере бизнеса. Не без веских оснований академический рупор американской плутократии Гарвард бизнес ревью утверждал, что ложь изучается как способ ведения переговоров.
Редкое единодушие в этом вопросе проявляет орган деловых американских кругов Форчун. В ключевой статье Как шпионить за вашими конкурентами журнал утверждал, что шпионаж в бизнесе не этическая проблема, а устоявшийся прием деловой конкуренции. И далее не без иронии Форчун поучал, что шпионаж за конкурентами дело заурядное. Большинство технических приемов законно, а некоторые из них даже этичны.

Правда, такое утверждение не помешало журналу поместить в стоп-ай, чтобы привлечь внимание, импозантного бизнесмена в замочной скважине. Сама же статья в основном рассматривала всевозможные способы выуживания научно-технических, технологических, коммерческих и прочих секретов.
Такой подход к экономическому шпионажу далеко не нов. Уже в первой половине 80-х годов в шведском городе Лунде местный университет к традиционным программам добавил факультативный спецкурс Основы экономического шпионажа и разведки.

Учитывая, что промышленники, финансирующие этот факультет, зря раскошеливаться не станут, то приходится констатировать, что экономический шпионаж приобретает на Западе статус науки, достойной и развития, и преподавания в стенах элитарных колледжей и университетов.
Конкуренция как принцип выживания сильнейшего пронизывает все поры капиталистического общества. Высшей целью будь то семенной фирмы или ТНК с многомиллиардными оборотами было и остается получение барышей.

Во имя осуществления этой цели конкурируют между собой компании, банки, картели и синдикаты. Конкуренция закон существования капиталистических фирм и, как всякий закон, она отвечает нормам буржуазного права, вполне умещаясь в прокрустово ложе буржуазной морали, освещается традициями и поддерживается всей мощью исполнительной власти.
В конкурентной борьбе, развернувшейся между транснациональными гигантами за рынки сбыта, источники сырья, за трудовые и материальные ресурсы в глобальных масштабах, можно выделить следующие уровни: конкуренция между ТНК в стране размещения; конкуренция между национальными монополиями на зарубежных рынках; конкуренция между разноплеменными ТНК за рынки отдельных стран; наконец, конкуренция на мировом рынке.
Разумеется, такое разделение несколько условно, ибо конкуренция как война всех против
всех идет постоянно на всех территориях, без разделения на свои и чужие монополии.
Сбор секретной информации относительно НИОКР, технологии и организации производства, структуры издержек, тактических уловок и стратегического планирования осуществляется спецслужбами ТНК на тех же уровнях, что и конкуренция.
Порой конкурентная борьба ведется столь нечистоплотно, что выходит за рамки даже того, что принято именовать черным бизнесом или беловоротничковой преступностью.
У западногерманских потребителей большим спросом пользуется французское пиво. Западногерманские продуценты делали все, чтобы не допустить французское пиво на внутренний рынок ФРГ. Ни реклама, ни патриотические призывы немцы, пейте немецкое пиво, ни манипулирование ценами ни к чему не привели. Тогда пресса ФРГ стала делать упор на то, что французское пиво содержит химические добавления, вызывающие импотенцию, в то время как немецкое якобы является исключительно чистым продуктом.

Начались газетные баталии, арбитражные суды, медицинские экспертизы. А между тем спрос на французское пиво упал.

На всякий случай немцы перестали покупать французское пиво.
Добросовестная конкуренция, если она когда-либо имела место, это погоня за прибылью путем создания лучших товаров и оказания более качественных услуг, то есть борьба цен и качества фирменной продукции. Другими словами, те монополии, которые предлагают относительно низкие цены и высокое качество товаров, выходят из борьбы победителями и присваивают большую часть прибыли. Если бы дело обстояло именно так, то при нынешнем уровне развития производительных сил мир был бы завален дешевыми, практичными и высококачественными товарами. Но цель ТНК не производство товаров, а производство прибыли, и потому их усилия направлены в сферы, которые обещают наибольшие выгоды.



Любая добросовестная конкуренция дополняется недобросовестной, Последняя со становлением и развитием ТНК становится нормой деятельности крупнейших монополий, орудующих поверх границ суверенных государств.
Недобросовестная конкуренция осуществляется в форме промышленного шпионажа, коррупции,
фальсификации продукции конкурентов, манипулирования с деловой отчетностью, наконец, путем прямо
го обмана потребителей. Очевидно, что эти виды оружия недоброкачественной конкуренции используются в зависимости от обстоятельств.

При этом этические или нравственные нормы в расчет не берутся. Схематически основные элементы конкуренции можно представить следующим образом:
Добросовестная конкуренция Повышение качества Снижение цен Предоставление льгот Реклама
Развитие послепродажного обслуживания Создание новых видов товаров и услуг с использованием достижений НТР и т.д.
Недобросовестная конкуренция Экономический (промышленный) шпионаж Подделка продукции конкурентов Подкуп и шантаж Обман потребителей Махинации с деловой отчетностью Валютные махинации Сокрытие дефектов и т. д.
С необходимыми оговорками можно сказать, что научно-технический шпионаж является частью промышленного, ибо любая научно-техническая разработка только тогда приносит барыши, когда она находит применение на практике, то есть когда производство воплощает идеи в электромиксеры, компьютеры, конвейеры, лимузины и сверхмощные бомбы, чтобы выгодно реализовать их на рынке.
Нередко в литературе термины промышленный и экономический шпионаж используются как синонимы. Но между ними имеется существенная разница, ибо по сути промышленный шпионаж часть экономического.

Экономический шпионаж сверх промышленного шпионажа охватывает и такие сферы, как истинные показатели ВНП, его распределения по отраслям экономики, виды на урожай, процентные ставки, запасы природных богатств, ожидаемые изменения в технической политике, проекты по сооружению крупных государственных заводов, полигонов, магистралей и т.д.
Дело в том, что многие страны дают обобщенные данные, из которых трудно установить формирование доходов и расходов той или иной отрасли или всего государства. Особенно это относится к таким сферам, как финансирование научно-исследовательских работ в области ядерной физики и электроники, космической промышленности и лазерной техники. То же относится к содержанию разведслужб. Вряд ли кто-то может назвать точно, какие средства вкладываются в ту или иную систему обороны или разведслужбу.

В самом деле, трудно по-другому интерпретировать скандал, разразившийся в 1985 году в Англии.
По сложившейся традиции британский парламент не обсуждает суммы, выделенные на разведслужбы, а выражает так называемый секретный вотум доверия. В этом году на тайные акции самой тонкой разведке мира было без обсуждений выделено 76 млн. ф. ст.
Каково же было возмущение парламентариев, когда, открыв свежий номер лондонского
еженедельника Обсервер, они узнали, что суммы, затребованные правительством тори и одобренные секретным вотумом, почти в 13 раз меньше тех сумм, которые действительно были выделены Интеллид-женс сервис и другим аналогичным организациям.
Большим сюрпризом можно назвать и то, что Обсервер опубликовал цифры расходов на нужды радиоперехвата так называемого электронного уха Великобритании: из 970 млн. ф. ст., выделенных в действительности на содержание английской разведки, 600 млн. ф. ст., по данным еженедельника, было ассигновано на развитие крупнейшего на Западе центра по электронному прослушиванию.
Вместо того чтобы выяснить, чем вызвано многократное и незаконное увеличение ассигнований на разведслужбы Великобритании, правительственные круги занялись выяснением того, каким образом секретная информация просочилась в прессу. В частности, главный специалист по расследованию особо опасных преступлений, сотрудник Скотланд-Ярда Рональд Харди приступил к сбору материалов для возбуждения судебного дела против некоторых журналистов за публикацию серии статей о злоупотреблениях в британском доенном ведомстве.
Таким образом, любое капиталистическое правительство располагает крупными денежными средствами, не контролируемыми ни парламентом, ни народом. Эти суммы могут быть скрыты в различных статьях государственных расходов или не учтены в публикуемом государственном бюджете.
С одной стороны, создается видимость изобилия и доступности экономической информации в капиталистических странах, с другой такое изобилие искажает истину и нередко дезинформирует не только мировую общественность, но и парламенты собственных стран.
Точно так же путем скрытого финансирования была создана атомная бомба в США. Достаточно сказать, что ее создание стоило американскому правительству 2 млрд. долл. сумма по тем временам колоссальная.

Эта фантастическая сумма не была отражена ни одной строкой в официальных документах. С определенными вариациями к тайному финансированию работ по созданию ядерного оружия прибегли Великобритания и Франция, тем же путем пытаются идти ныне ЮАР, Израиль, Пакистан и другие страны, стремящиеся к созданию собственного ядерного потенциала.
Классическими объектами изучения промышленных шпионов являются патенты, чертежи, секреты
производства, технология, структура издержек и другие коммерческие тайны, в то время как сфера эко
номического шпионажа, помимо промышленных тайн, охватывает и макроэкономические показатели, а также включает в себя разведку геологических структур и выявление промышленных запасов полезных
ископаемых отдельных стран и целых регионов. В связи с развитием маркетинга все большую ценность
приобретает сбор информации о вкусах и доходах социальных слоев различных стран и континентов.
Специалисты по маркетингу, как и менеджеры ТНК, стыдливо умалчивают об уголовно наказуемых способах экономического шпионажа, осуществляемого под различными благовидными предлогами. Все ТНК прибегают к сбору информации как из открытых, так и из неофициальных источников.
Промышленные монополии тщательно охраняют содержание патентов, результаты НИОКР, проекты и эскизы любой своей продукции. В организационную структуру ТНК, как правило, включаются так называемые технические центры. В них закрыт доступ не только для посторонних, но нередко и для администраторов ТНК, которые непосредственно не занимаются этими проблемами.

В технические центры святая святых промышленных ТНК допускается строго определенное число лиц. Даже специалисты, постоянно работающие в центре, не имеют права свободного передвижения по его лабораториям и территории.

Младших сотрудников допускают в одно конструкторское бюро и при необходимости, если они пользуются доверием администрации и спецслужб ТНК, в смежные отделы, поскольку каждая лаборатория имеет свои секреты. Военный принцип каждому знать только строго необходимое выполняется неукоснительно. Поэтому внутри центра существуют различные пропуска, которые обеспечивают доступ в определенные отделы. И только единицы руководители проектов имеют доступ во все отделы, занимающиеся осуществлением этих проектов.

Но и они, чтобы не вызвать подозрения спецслужб, не должны интересоваться остальными проектами.
Подобные строгости небезосновательны. Нередко специалисты покидают свою фирму и переходят к конкуренту.

В результате компания оказывается на несколько лет отброшенной назад, ибо конкурент, досконально изучив оружие будущих войн за захват рынков, готовит свое ответное сверхоружие.
Чтобы избежать этого, монополии стремятся особо ценных и, следовательно, много знающих специалистов привязать к компании участием в прибылях, перспективами высокой пенсии и т.д. Тем, кто поработал на компанию не один десяток лет и доказал свою лояльность, как символ высокого доверия выдают особые значки, открывающие недоступные для других двери, за которыми и совершаются открытия и изобретения. И неудивительно, что специалисты носят такие значки как боевые ордена, выданные им суверенным государством, именуемым ТНК. Но не всегда даже такие материальные и моральные льготы удерживают специалистов от торговли тайнами родной компании.

Крупнейшие дизайнеры, специалисты по ЭВМ, высококвалифицированные менеджеры в течение своей производственной деятельности могут работать в ряде крупных компаний своей страны, а нередко и за рубежом, в чужих ТНК.
В целях максимализации прибылей ТНК также стремятся к установлению истинного положения вещей относительно ценности собственной продукции. По всем регионам мира, в которых они имеют свои
интересы, ТНК прибегают к скрупулезному анализу продукции конкурентов, чтобы
установить сравнительное, качество своей продукции.
Все промышленные монополии имеют засекреченные лаборатории, где по всем параметрам сравнивают уровни технических решений, качество, производительность и надежность своей продукции с аналогичной продукцией конкурентов. Нередко они называются лабораториями вивисекции, хранилищами секретов или отделами истины. В этих лабораториях разбирают каждый узел и агрегат собственных машин и аналогичной продукции конкурентов, чтобы объективно сравнить их и выявить истинное положение вещей. Эмоции или преданность той или иной ТНК во внимание не принимаются.

Учитываются только подлинные недостатки или преимущества своих и чужих товаров. Все лучшее у конкурентов перенимают и приспосабливают для своих машин, механизмов и конструкций, если при этом можно обойти патентное законодательство и если это выгодно фирме.
Изъяны своей продукции тщательно изучаются. Затем конструкторы и инженеры ищут пути их устранения, если это сулит экономические выгоды. Но никогда информация о слабых сторонах своей продукции не выходит за пределы лаборатории истины и тем более не доходит до рядовых потребителей.

Если руководство ТНК по тем или иным соображениям считает невыгодным перенимать лучшее, то лаборатории истины превращаются в кладбище потребительских интересов.
Само существование подобных лабораторий также не афишируется. Продукцию для анатомирования лаборатории ТНК приобретают как обычные покупатели, через подставных лиц.

Затем машины конкурентов тайно доставляются в лаборатории, где их демонтируют, части пронумеровывают, вносят в каталоги и тщательно изучают, сличая с аналогичными элементами своих и чужих машин. Сотни специалистов в Дженерал моторс демонтируют и изучают детали автомашин американских Форд мотор и Крайслер, японских Тойота и Ниссан, западноевропейских Фольксваген, Мерседес, Рено, Пежо, ФИАТ и Бритиш лейланд. В то же время в секретных лабораториях японских и западноевропейских автомобильных компаний специалисты занимаются той же работой установлением истинного качества продукции конкурентов.

Хотя все монополии публично осуждают такую практику, тем не менее сами прибегают к ней, ибо знание секретов дает преимущества в конкурентной борьбе.
Существует множество способов получения конфиденциальной информации о деятельности конкурентов, как освященных законом, так и преследуемых им. Законными средствами считаются сбор и анализ информации из официально публикуемых источников, докладов, отчетов, изучение изделий конкурентов
и т.д.
Общими направлениями сбора информации о конкурентах законным путем являются: публикации
конкурентов и отчеты о деятельности фирм, подученные обычными путями; сведения, данные публично
бывшими служащими конкурентов; ежегодные финансовые отчеты и доклады инженеров-консультантов;
устраиваемые конкурентами ярмарки и выпускаемые ими брошюры; анализ изделий конкурентов, отчеты
коммивояжеров и закупочных отделов; отчеты и публикации зарубежных филиалов корпораций.
Ведущие между собой тайную и беспощадную войну ТНК знают, что против них также осуществляются секретные акции разведывательного характера. А потому каждая ТНК в официальных публикациях и отчетах пытается дать минимум информации о своей деятельности и финансовом положении, а также о направлении научно-исследовательских работ.

Как правило, любая крупная компания составляет несколько вариантов отчета.
Отчет, отражающий истинное положение вещей в промышленной империи, в считанных экземплярах
представляется высшим менеджерам ТНК, которые определяют политику и стратегию ТНК. Именно за
такими отчетами и охотятся в первую очередь конкуренты.
Другой вариант отчета, из которого исключена наиболее конфиденциальная информация и структура
производственных издержек, представляется менеджерам среднего звена, некоторым управляющим зару
бежных филиалов, а также узкому кругу лиц из числа основных акционеров.
Возможен также популярный вариант отчета, из которого выхолощена вся суть, богато иллюстриро
ванный и роскошно изданный, предназначаемый для акционеров и широкой публики.
Касаясь содержания открытых публикаций в США, американский юрист Р.Найдер писал, что фактически из публикуемой информации мы знаем больше о ЦРУ и других ведомствах по охране национальной безопасности, чем о внутренней кухне и вообще о деятельности Дженерал моторс, Экссон, ИТТ и других частных компаний.
Но конкурирующие ТНК, зная об истинном положении вещей, не довольствуются информацией, полученной из официально публикуемых источников, докладов и отчетов, а осуществляют сбор конфиденциальной информации о деятельности конкурентов. Общими направлениями такого рода деятельности являются:
- вопросы, задаваемые специалистам конкурента, с соблюдением всех мер осторожности, чтобы последние не догадывались о целях собеседника;
- попытки пригласить на работу специалистов, работающих у конкурента, с предварительным заполнением ими специально составленных вопросников;
- ложные предложения работы специалистам из соперничающих фирм без намерения брать их на работу с целью выведать конфиденциальную информацию о конкурентах. В целом ложный наем считается одним из наиболее эффективных способов выуживания информации. Первоначально
выясняется круг лиц, которые могут знать секреты, интересующие клиента, затем
газеты, которые они выписывают, после чего в эту газету помещают объявления, где говорится, что нужен такой-то специалист. И далее условия найма заработная плата, значительно превышающая ту, которую специалист получает на своем месте, премии, льготы и т.д. Условия, предлагаемые фирмой через газеты, оказываются настолько предпочтительнее, что редко кто не попадает в ловушку.

Специалист заполняет необходимые анкеты, встречается с будущим руководством и, желая показать себя с лучшей стороны, рассказывает не только то, что он делает сам, но и чем занимается весь их отдел. Через определенное время специалист получает вежливый отказ и продолжает работать на прежнем месте, проклиная упущенный шанс. А частная шпионская фирма свой шанс уже реализовала, ибо получила те сведения, которые ее интересовали;
- ложные переговоры с представителями конкурента якобы с целью приобретения лицензии и последующий отказ от договора после получения необходимой информации;
- непосредственное тайное наблюдение за интересующим объектом, будь то специалист, отдел или лаборатория;
- использование профессиональных шпионов для получения информации;
- сманивание с работы служащих конкурента для получения информации;
- посягательство на собственность конкурента;
- подкуп сотрудников из ключевых отделов конкурента;
- засылка агентов к служащим или специалистам конкурента;
- подслушивание разговоров конкурента;
- похищение чертежей, образцов, документов;
- шантаж и различные способы давления;
- незаконное получение информации через своих людей в кулуарах власти, что связано с фактом взаимного перехода специалистов из ТНК в правительственные органы, и наоборот;
- сбор информации через зарубежные филиалы и через общих поставщиков.
Конечно, этот перечень далек от завершенности. В сфере нечистоплотной конкурентной борьбы информация поступает порой из самых неожиданных источников.
Сбор секретной информации о планах конкурентов может быть также связан и с поставщиками ТНК. Нередко несколько промышленных компаний одной отрасли получают детали, узлы и агрегаты у одного и того же поставщика.
По конструкционным элементам, заказанным поставщикам, опытные специалисты могут воссоздать всю конструкцию будущей машины или механизма. А потому специалисты под тем или иным предлогом часто посещают цехи фирм-поставщиков, где могут ознакомиться с продукцией конкурента. Руководство
фирм-поставщиков, чтобы не портить отношения с заказчиком, вынуждено закрывать глаза~на чрезмерное
любопытство специалистов из технических центров таких ТНК.
Одним из тщательно охраняемых объектов автомобильных ТНК, помимо технических центров, являются автодромы. Территория автодрома обычно окружена высоким непроницаемым забором, вдоль которого патрулирует вооруженная охрана.

С внутренней стороны посажены деревья и кустарники, чтобы создать заслон от любопытных взглядов. В последние годы во время испытания новых моделей в воздух поднимаются вертолеты (были случаи, когда автомобильные монополии использовали аэрофотосъемку, чтобы узнать тайны конкурентов).
Сохранить свои секреты и выведать чужие к этой формулировке сводится вся мудрость промышленного шпионажа. И монополии, нередко во вред потребителю, хранят промышленные тайны за семью замками.
В 1770 г. Н.Кагнет под грохот деревянных колес по каменной брусчатке провел по всему Парижу свою грузовую телегу на паровой тяге. Хотя грохот был мощный, грузовик двигался со скоростью менее 5 км в час. Поглощенный идеей заставить свою повозку передвигаться, Кагнет упустил два несущественных, по его мнению, момента: как управлять паровой телегой и как ее остановить.

Единственной силой, способной остановить его автомобиль, оказалась кирпичная стена. С тех пор автомобиль претерпел революционные перемены, а вопросы усовершенствования систем управления и торможения встали в ряд первостепенных проблем.
Проблема тормоза это проблема безопасности. Только в США от дорожно-транспортных происшествий гибнет ежегодно более 52 тыс. человек.

Поэтому усовершенствование системы торможения занимает особое место в иерархии мероприятий по безопасности движения.
В начале 80-х годов в результате десятилетних усилий ученых и конструкторов шведская автомобильная компания Сааб создала безасбестовые тормозные накладки. Для автомобилей с дисковыми передними тормозами делаются полиметаллические накладки, а тормозные накладки задних колес изготовляются из органического материала.
Новые тормозные накладки, по заявлению экспертов фирмы, смогут обслуживать в среднем 80 тыс. км пробега автомобиля, то есть примерно втрое больше обычных. Сведения о составе нового безасбесто-вого фрикционного материала, состоящего из 300 компонентов, хранятся в тайне, и никакие гуманные соображения не заставят предпринимателей опубликовать результаты научно-технических работ.
По публикациям некоторых американских журналов, и в частности Отомотив индастриз,
специалисту в области электроники Дж.



Содержание раздела