Всемирно известная корпорация Reebok после переноса производства спортивной обуви на заводы в Таиланде и на Тайване столкнулось с массовым воровством. Карательные меры не дали никакого эффекта.
В результате после серии совещаний было принято решение, лишившее не блиставших честностью работников самой возможности наварить на краденом. Reebok начала делать кроссовки для левой ноги в одной стране, а для правой - в другой.
С воровством было покончено.
- Если вы проиграете конкурентам в генерации и реализации идей, то вас вынесут с рынка вперед ногами! -убежден Андрей Казючиц, генеральный директор ЗАО Энергосистемы, специализирующегося на трейдерских операциях с нефтепродуктами. А Георгий Васильев, президент компании Гудвин, производящей цифровые радиотелефоны, вспоминает, что после дефолта 1998 года его компания выжила и укрепила свои позиции благодаря оригинальной дизайнерской находке:
- При создании нового продукта было найдено уникальное решение: зарядное устройство отделено от базовой станции. И я заметил, что последняя напоминает стандартное фото размером 9х13 см.
В итоге мы придали станции форму рамки для фотографии. Этот телефон стал локомотивом всей нашей линейки домашних аппаратов в послекризисные месяцы.
- Креативность поддается развитию, - убеждена Нина Хрящева, директор петербургского образовательного центра Институт Тренинга. - Для творчества необходимо определенное состояние души инеобычная обстановка. В нее погрузиться совсем не сложно.
Просто начните свой очередной день иначе, чем предыдущий, пойдите, например, другой дорогой.
Андрей Мамыкин, вице-президент по продажам компании РО-КОЛОР, советует: чтобы придумать оригинальную идею, в первую очередь нужно отвлечься от рутинных занятий и попробовать взглянуть на проблему со стороны. Лучше всего для этого куда-нибудь уехать, чтобы никто не отвлекал.
Не случайно многим предпринимателям счастливые озарения, круто меняющие стратегию и тактику бизнеса, приходят именно в отпуске.
Феномен смены обстановки Сергей Макшанов, управляющий Группой компаний Институт Тренинга - АРБ Про, объясняет так:
- Зона рождения идеи находится в правом полушарии мозга, которое отвечает за эмоции. Когда человек оказывается в непривычной для себя ситуации, эмоции, которые он испытывает, включают его.
Таким образом, идея рождается на переходе нашей души от равновесия к неравновесию. Это можно описать словами: край света есть за каждым углом, но туда нужно заглянуть.
По мнению Алексея Новака, тре-нера-консультанта Института Тренинга, механизм генерации смелых решений чаще всего включается не от хорошей жизни. Оригинальная идея - это реакция на непривычную ситуацию или сложную задачу, которая создает психологический дискомфорт.
И человек стремится ее решить, чтобы избавиться от этого дискомфорта.
Что ж, с этой точки зрения российский бизнес - самая плодородная почва для креативности. У нас каждое изменение в Налоговом кодексе не просто подталкивает, а чуть ли не насильно побуждает творить, выдумывать, пробовать.
Самая благодатная почва для создания новых идей - новые знания.
- Не закрывайтесь от новой информации, не отбрасывайте с ходу сведения, которые, на первый взгляд, вам не нужны, - рекомендует Хрящева. - И больше общайтесь. Общение с другими людьми, особенно в неформальной обстановке,
очень часто наталкивает на интересные находки.
- Однажды я даже ездил на городскую помойку, разговаривал с бомжами. Там тоже есть идеи, и, уверяю вас, оригинальные, - признается Андрей Казючиц.
По мнению Игоря Манна, директора по маркетингу российского представительства компании Alcatel, чтобы научиться мыслить нестандартно, главное - уметь слушать и слышать.
Сергей Макшанов рекомендует постоянно расширять свой кругозор:
- Это гарантия того, что ваш творческий потенциал не иссякнет. Мир нужно впустить в себя. Чем шире вы открываете вход, тем больше получаете на выходе.
По такому принципу, например, работает компания Руян, менеджеры которой постоянно привозят из командировок по России и другим странам мира идеи товаров, которые не делает больше никто. Так появилась доскадля чистки рыбы с зажимом для хвоста.
Один из сотрудников Руя-на увидел ее прототип во время экспедиции на Север.
- Во время поездки в Германию я заметил в автосервисе оборудование для обогрева помещений, поразившее меня необычным внешним видом, -рассказывает Александр Кузнецов, коммерческий директор компании Солексстрой. - Я поинтересовался, что это за печка, и выяснилось, что она функционирует на отработанном масле. Аналогов такой техники в России не было. Я вышел на ее производителей, сделал пробную закупку - и товар ушел влет.
Впоследствии торговля подобным оборудованием переросла в отдельное направление нашего бизнеса.
- Новые знания позволяют совсем в ином свете увидеть застарелые проблемы, хорошо знакомые ситуации. Прочитайте книгу на малознакомую тему, выпишите газету, кото- g
- Креативный подход незаменим, когда требуется выйти на новый рынок или модернизировать привычный продукт. У меня был такой опыт, когда я работал исполнительным директором ЗАО Спецремонт, выпускающей и ремонтирующей подвижной железнодорожный состав.
Мы реализовали тогда оригинальный проект - запустили в производство поезд Спутник, который сейчас ходит по маршруту Москва - Мытищи.
Мы создали принципиально новую модель вагона - нечто среднее между традиционной электричкой и поездом метро. В нем не два входа с тамбурами, как обычно бывает в электричках, а три; двери шире, чем обычно, и за счет этого их пропускная способность гораздо выше. Поезд был построен на базе проведения капитального ремонта отслужившей свой срок электрички.
Креатив в данном случае позволил получить заметную коммерческую выгоду.
МАРИНА ГОЛОВАНОВА:
- Креативность - главное конкурентное преимущество предпринимателя, создающего бизнес с нуля. Он не может идти проторенными дорожками, как крупные бизнесмены, в активе которых высокие финансовые обороты и поддержка банков.
Для него единственный способ закрепиться на рынке - найти свою уникальную нишу и предложить товар, который никто не предлагает.
Я сама сейчас открываю фирму и привлекла специалиста, задача которого - выработка оригинальных вариантов развития будущего предприятия. Я считаю, что такой креативный менеджер необходим любой малой компании.
Хотя, конечно, работать с творческими людьми непросто. Профессиональным креативщикам чаще всего претит жесткая дисциплина, всякая система.
Поэтому важно обеспечить им свободный график работы и очень четко ставить перед ними задачи.
- Однажды я даже ездил на городскую помойку, разговаривал с бомжами. Там тоже есть идеи, и, уверяю вас, оригинальные, - признается Андрей Казючиц
рую раньше не брали в руки, - и вы почувствуете, как новые знания соединятся со старымы в доселе неведомых и, возможно, удивительных формах, - предлагает Новак и ссылается на авторитет Р. Эпштейна, директора Кембриджского центра исследований поведения.
Желающим пополнить свой творческий багаж тот советовал совершить шаг в совершенно незнакомую сферу. Например, банкиру - научиться танцевать чечетку, а менеджеру по продажам - пройти курс мифологии.
- Источник вдохновения в первую очередь надо искать в себе. Мы можем гораздо больше, чем кажется на первый взгляд, - считает Алексей Новак.
По мнению Сергея Макшанова, пищу для творчества щедро дает то, что вы больше всего цените в жизни: это может быть семья, хобби, любимая собака.
Виталий Булавин, основатель школы менеджеров Арсенал, цитируя слова Томаса Вуджека, признанного авторитета в области психологии творчества, называет список занятий, чаще всего чреватых яркими открытиями: принятие ванны или душа, пешие прогулки, работа в саду, разглядывание витрин, послеполуденный сон, присутствие на абсолютно скучной лекции и даже... сидение в туалете. А авторы популярной книги Бизнес в стиле фанк К. Нордстрем и Й. Риддерстралле уверены, что импульс к появлению хорошей бизнес-идеи дает скорее не умная лекция, а посещение музея, рок-концерта или рейв-дискотеки.
- Слушателям нашей школы мы предлагаем ориентироваться на людей, жизнь которых можно назвать образцом творчества, - рассказывает Булавин. -Это и бизнесмен Джек Уэлч из General Electric, и музыкант Карлос Сантана, и художник Василий Кандинский. А тренинг Креативность в менеджменте мы проводим в Барселоне, центре творчества архитектора Антонио Гауди.
В этом интереснейшем городе сама среда стимулирует творческое воображение.
Но как быть, если вдохновение не приходит и решить трудную задачу никак не получается? Нина Хрящева советует на какое-то время забыть о проблеме.
Зачастую решение появляется само, из подсознания. Как известно, Дмитрий Менделеев свою таблицу химических элементов увидел во сне.
К творческому процессу следует подключать всех сотрудников фирмы.
- Отличный метод генерации новых идей - мозговой штурм, во время которого записываются абсолютно
все мысли, которые затем оценивают специалисты, - говорит Владимир Кувакин, заместитель директора компании Риа Норма.
- Важно создать обстановку, которая сама будет стимулировать творчество, - считает Игорь Манн. - Очень полезно проводить в компании различные тренинги и семинары, поощрять чтение новых книг - особенно теми менеджерами, чья работа требует креативности. Отличный стимул -конкурсы на лучшую идею (недели, месяца, года).
Такая игра, соревнование пробуждает в человеке азартного ребенка, для которого важнее всего не результат, а процесс. Вообще, сотрудников, у которых свежий взгляд на бизнес, надо ценить особенно высоко, это золотой генофонд компании.
По словам Андрея Казючица, в его компании созданию творческой обстановки способствует неформальная корпоративная культура:
- У нас нет должностных инструкций, нет четких обязанностей. Хаос!
Управлять им непросто. Но, скажем, разработку сайта нашей компании руководство не контролировало и не финансировало.
А по популярности он в первой десятке сайтов трейдеров нефтепродуктов.
Верьте себе!
И последний момент: творчество требует внутренней силы.
- Слишком многое ограничивает наши творческие порывы: страх критики, низкая самооценка, - рассуждает Нина Хрящева. - Поэтому, внося креативную струю в свой бизнес, важно быть уверенным в своей правоте и не отступать от своего выбора.