в) попросить подсознание по истечении 20 ситуаций такого рода отк- рыть глаза, по-прежнему находясь в состоянии транса, и чтобы я мог сознательно поворачивать рукоятку в ту и другую сторону. -При работе с клиентом примерно также.
Можно например, исполнить "псевдоориентацию во времени": 21 - а) погрузить в транс; б) сказать, что до завтрашнего дня пройдет два месяца;
в) предложить в подробностях (можно в основных направлениях жизни) прожить эти два месяца, создать свою историю на это время. д) вывести из транса. ГИПНОЗ средство создания реальности. Если вы знаете, что ваше
желание может осуществиться только в данной, специфической реаль- ности, используйте эту реальность для того, чтобы создать все, что вы хотите. Если ваше желание не может произойти ни в одной из из- вестных вам реальностей, создайте такую реальность, в которой это
может произойти. Но нужно помнить, что чрезмерное колличество ре- альностей психоз. Вы должны быть уверенны в том, что такая реаль- ность в точности удовлетворяет вашим желаниям и вы имеете выход,
путь отступления, некачественная реальность путь к психозу. Большенство гипнотических реальностей, которые люди строят сами для себя и живут в них большую часть времени то, что они называют
состоянием бодрствования бесполезны или вредны в основе. У Эриксона был свой критерий полезности он считал, что его кли- енты должны жениться, найти работу, иметь детей и платить ему бла- годарностью и подарками, такой критерий мне не подходит. Занимаясь самогипнозом, с велечайшей осторожностью учитывайте
возможные результаты и их отдаленные последствия. РУКОВОДЯЩИЙ ПРИНЦИП РАСШИРИТЬ СВОИ СПОСОБНОСТИ И УВЕЛИЧИТЬ КОЛИЧЕСТВО ВОЗМОЖНЫХ ВАРТИАНТОВ. 9 ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
-Лечение кататонии (паралич обусловленный психикой) подстройка (тяжелая и длительная) или просто наступить на ногу. Часто причина кататонии вытесненное неприятное воспоминание. Главное в лечении создание контекста.
-Если клиент паралельно принимает "психически активные" лекарства, нужно учитывать резкие изменения состояния под их влиянием и при прекращении приема. -Афазия Брона болезнь, при которой подавляется способность сло-
весно выражать свои мысли, но не исчезает способность понимать чу- жую речь. Часто сопровождается параличем у правши кисть правой
руки напряженно прижата к предплечью. НАПУТСТВИЕ: Приобретенные знания могут остаться только в одном определенном состоянии сознания.
Сцепленность обучения с состоянием сознания - доказанный факт. Знание,полученное в одном контексте,трудно приме- нить в другом, это предохраняет мозг от перегрузок. Лучший способ вспоминать о знаниях только, тогда когда это не- обходимо.
Лучше подсознательно. 22 - ПРИЛОЖЕНИЕ 1 "ГЛАЗНЫЕ СИГНАЛЫ ДОСТУПА". (когда человек смотрит на Вас. /Ред./) Направо вверх зрительное воспоминание тех вещей, которые человек
видел раньше. "Какого цвета глаза вашей матери?" и т.п. Налево вверх зрительная конструкция вещей или явлений, которые человек никогда не видел раньше или не такими, ка- кими он видел раньше. "Как будет выгледеть ораньже-
вый гиппопотам в малиновых пятнах?" и т.п. Направо слуховое воспоминание тех звуков, которые человек уже слышал раньше. "Что я только что сказал?", "Как звенит ваш будильник?" и т.п.
Налево слуховая конструкция звуков, которые человек не слы- шал ранее "Как звучало бы ваше имя наоборот?" и т.п Направо вниз слуховое замкнутое представление, разговор с собой.
"Скажите себе что-нибудь, что вы себе обычно гово- рите", "Повторите про себя Символ Веры". Налево вниз кинестетическое представление, ощущение имоций, ося- зание, мышечное чувство. "Что вы чувствуете, когда
бежите?", "Как вы чувствуете себя, когда ощущаете радость?". ПРИЛОЖЕНИЕ 2 ГИПНОТИЧЕСКИЕ СЛОВЕСНЫЕ ШАБЛОНЫ, МОДЕЛЬ МИЛТОНА ЭРИКСОНА.
1) ШАБЛОНЫ ОБРАЩЕННОЙ МЕТА-МОДЕЛИ. Модель М. Эриксона обращение Мета Модели. Мета Модель опробована в книге Бендлера и Гриндера "Стуктура магии". т.1.
Превосходное схематичное изложение Мета Модели на стр. 12 в приложении к книге Лесли Бендлер "Они жили счастливо и долго".
Мета Модель набор словесных шаблонов, который может быть использован для более полной и подробной спецификации переживаний. У Эриксона же модель предназначена, чтобы создавать "искуссную
расплывчатость" выражений, которые позволяют коммуникатору формир- товать фразы, звучащие определенно, но достаточно расплывчато, что- бы адекватно подстроится к переживаниям слушателя, которое самосто- ятельно заполняет представленное ему пустое пространство.
3 ОСНОВНЫЕ ЧАСТИ МЕТА-МОДЕЛИ: 23 - -А. Сбор информации. -Б. Три принципа организации семантики.
-В. Ограничители речевой модели. А. Сбор информации. (У Эриксона"Пропуск информации"). 1) НОМИНАЛИЗАЦИЯ: слово, которое занимает место подлежащего в предложении, но не поддается чувственному восприятию (т.е. их нельзя осязать, чувствовать или слышать).Это существительные,
которые не означают предмет, который можно подержать в руках. ПРИМЕР: "любопытство", "гипноз", "обучение", "знания", "лю- бовь", "трудности", "жизнь", "решение", "способности", "под- сознание". Они используются, как существительные, но представ-
ляют собой процессуальные слова, которые называя понятия, пропускают массу информации. Формулируя предложения с помощью номинализаций, коммуникатор не рискует сказать, что-либо, что
вступит в противоречие с внутренними переживаниями слушателя. 2) НЕОПРЕДЕЛЕННЫЕ ГЛАГОЛЫ: ни один глагол не является полностью определенным понятием, но сушествуют глаголы более или менее
определенные. Если гипнотизер использует относительно более неопределенные глаголы, слушатель вынужден делать самостоя-
тельные усилия,чтобы придать ускают массу информации. Формулируя предложения с помощью номинализаций, коммуникатор не рискует сказать, что-либо, что вступит в противоречие с внутренними переживаниями слушателя. 2) НЕОПРЕДЕЛЕННЫЕ ГЛАГОЛЫ: ни один глагол не является полностью
определенным понятием, но сушествуют глаголы более или менее определенные. Если гипнотизер использует относительно более неопределенные глаголы, слушатель вынужден делать самостоя- тельные усилия,чтобы придать ором идет речь, не определяется.
"Все могут расслабляться", "Этому можно легко научиться". Такое предложение позволяет слушателю приложить высказывание к своим собственным переживаниям и понять его по-своему.
4) ПРОПУСК: полностью опускается основное существительное, к ко- торому должна, по-видимому относиться фраза. "Я знаю, что вы любопытны". Слушатель сам додумывает, к чему он испытывает лю- бопытство.
Б. ТРИ ПРИНЦЫПА ОРГАНИЗАЦИИ СЕМАНТИКИ. 1) Пором идет речь, не определяется. "Все мо- гут расслабляться", "Этому можно легко научиться". Такое пред- ложение позволяет слушателю приложить высказывание к своим
собственным переживаниям и понять его по-своему. 4) ПРОПУСК: полностью опускается основное существительное, к ко- торому должна, по-видимому относиться фраза. "Я знаю, что вы любопытны". Слушатель сам додумывает, к чему он испытывает лю-
бопытство. Б. ТРИ ПРИНЦЫПА ОРГАНИЗАЦИИ СЕМАНТИКИ. 1) П как", и т.п.) "В то время, как вы сидите и улыбаетесь, вы начинаете погружаться в состояние транса". в) наиболее обязательный тип: ("заставляет", "побуждает",
"приченяет", "требует" и т.п.) "Покачивание головой застав- ляет вас еще глубже расслабиться". При этом первое явление 24 - происходит в действительности, а второе необходимо вызвать. 2) Чтение мыслей.
Высказывания подразумевающие, что гипнотизер "знает" о внутренних переживаниях слушателя, как", и т.п.) "В то время, как вы сидите и улыбаетесь, вы начинаете погружаться в состояние транса".
в) наиболее обязательный тип: ("заставляет", "побуждает", "приченяет", "требует" и т.п.) "Покачивание головой застав- ляет вас еще глубже расслабиться". При этом первое явление происходит в действительности, а второе необходимо вызвать.
2) Чтение мыслей. Высказывания подразумевающие, что гипнотизер "знает" о внутренних переживаниях слушателя, С. ОГРАНИЧИТЕЛИ РЕЧЕВОЙ МОДЕЛИ. 1) Универсальные качественные определения.
Это слова типа: "все", "каждый", "всегда", "никогда", "никто" и т.п. "И теперь вы мо- жете любым способом погрузиться в транс". 2) Модальные операторы. Это слова типа: "нужно", "должен", "обя-
зан", "не можете", "не будите" и т.п., которые означают от- сутствие выбора. "Вы заметили, что не можете открыть глаза?" 2 ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ШАБЛОНЫ МОДЕЛИ М.ЭРИКСОНА.
А.Пресуппозиции (предварительные предложения). Предварительно предполагается то, что не должно подлежать сомне- нию (желательная реакция и т.п.).
Для проверки нужно составить выс- казывание, обратное по смыслу, и посмотреть, что останется неизме- ненным. "Джек съел пиртог" "Джек не съел пирог" факт существования пирога и Джека не подлежат сомнению. 1) Подчиненные предложения, указывающие на время, начинаются со
слов: "до того, как", "после того, как", "в течении", "по мере того, как", "а затем", "прежде, чем", "когда", "в то время, как" и т.п. ПРИМЕР: "Не хотели бы вы присесть, в то время, как вы станете погружаться в состояние транса?"
2) Порядковые числительные: "другой", "во-первых" и т.п. ПРИМЕР: "Может быть, вы удивитесь тому, какая половина вашего тела начнет расслабляться первой".
3) Использование слова "или": при этом предлогается одна из имею- щихся альтернатив . ПРИМЕР: "Я не знаю, какая из ваших рук, правая или левая, нач- нет подниматься бессознательными движениями". 4) Предписание осознания. Слова типа: "знать", "понимать", "осоз-
навать", "замечать" и т.п. Могут использоваться в качестве предварительных предположений несомненности содержания всего высказывания.
ПРИМЕР: "Знаете ли вы, что вы уже находились в состоянии тран- са много раз в течении своей жизни?" 5) Прилагательные и наречия: применяются аналогично. ПРИМЕР: "Интересно ли вам наблюдать, как развивается ваше сос- тояние транса?", "Как глубоко вы погрузились в состояние тран-
са?". 6) Изменения с помощью глаголов и наречий, относящихся ко време- ни: "начинать", "кончать", "завершать", "приступать", "продол-
жать", "уже", "все", "все еще", "сверх того" и т.п. ПРИМЕР:"Вы можете продолжать расслабляться". 7) Коментарии с помощью прилагательных и наречий.
Слова типа: "удачно", "радостно", "искренне", "к счастью", "необходимо" и 25 - т.п. ПРИМЕР: "К счастью, мне не нужно знать в подробностях, чего именно вы хотите, я мог бы вам помочь и без этого". Использование множества различных пресуппозиций в одном предложе-
нии особенно эффективно. Тем более, что при этом может использо- ваться и перегрузка сознания. Б.ШАБЛОНЫ, ОПОСРЕДОВАННО ВОЗБУЖДАЮЩИЕ РЕАКЦИИ. 1) Скрытые команды (в более обширной структуре предложения).
ПРИМЕР: "Вы можете начать расслабляться". 2) Аналоговые обозначения: невербальное обозначение той части высказывания, которая содержит скрытую команду.
3) Скрытые вопросы (в более обширной структуре предложений): ПРИМЕР: "Мне было бы интересно узнать, чем именно может помочь вам гипноз". Обычно люди отвечают, не понимая, что вопрос не задан.
Хороший способ выведывания. 4) Негативные команды.
ПРИМЕР: "Не думайте о платье в розовых пятнышках"., а слуша- тель вынужден подумать о нем. Основа использование оператора "НЕ". 5) Разговорные постулаты.
Вопросы, которые расчитаны на ответы "ДА -НЕТ", но вызывают, как правило, более отчетливые реакции, чем буквальные вопросы.
ПРИМЕР: "Вы распологаете свободным временем?" "Да, у меня есть 15 минут", "Вы знаете, что будет сегодня вечером по теле- визору?" "Да, футбол, концерт и т.п." Перед формулировкой
нужно знать желаемую реакцию. 6) Расплывчатость выражений. Вызывает некоторую ртастеренность и дезориентацию. Сущьность фраза или слово имее более чем один
смысл. а) Фонетическая множественность слов (одинаковые или похожие произнесения, но различный смысл), а также "предложения внутри предложения".
ПРИМЕР: "Я не знаю, желаете ли вы и теперь закрывать глаза на огромное значение состояние транса". б) Синтаксическая множественность смыслов переносное значе-
ние слов. ПРИМЕР: "Потрясающий подъем" "Потрясающий воображение" и т.п. в) Расплывчатость границ.
Когда непонятно, к какому слову от- носится та или иная часть предложения. г) Расплывчатость пунктуации. Соединение вместе двух высказы- ваний, когда второе начинается со слова, которым заканчива-
ется первое. ПРИМЕР: "Мне кажется, ваш пиджак сидит на вас слишком сво- бодно погружая вас в глубокий транс". С. ШАБЛОНЫ В МЕТАФОРАХ.
1) Выборочные насильственные ограничения: кому-либо или чему-либо приписываются качества, которые не могу быть ему свойственны. ПРИМЕР: "Печальная скала" и т.п. "Скала не может быть печальна речь идет обо мне", подумает слушатель, но скорее всего подсознательно.
2) Цитаты. Можно формулировать любое сообщение так, чтобы не брать на себя ответственность за него. ПРИМЕР: "Однажды Эриксон сказал довольно резко: "Вы ничего не
поймете в гипнозе пока не овладеете в совершенстве каждой из гипнотических процедур".