Прочно утвердившийся в официальных документах оборот малое предпринимательство также может быть подвергнут сомнению в отношении адекватности своего использования, тем более что он начал применяться только в России.
Относительно таких словесных комбинаций можно отметить следующее.
Во-первых, предпринимательство (любое) - чрезвычайно многогранная и интегральная, по сути, сфера человеческой деятельности, граничащая в своих различных проявлениях с искусством, наукой, спортом, игрой, порой с искусством военной стратегии и... - этот перечень можно было бы продолжить. Причем надо заметить, что существует большое искусство и просто искусство, но нет малого искусства, иначе это уже не искусство, а плохая художественная самодеятельность.
Существует большой спорт и просто спорт, но нет малого спорта, иначе это уже не спорт, а физкультура. Есть большие ученые и просто ученые, но не существует малых ученых, или это уже не ученые, а юные члены кружка технического творчества.
Соответственно неправомерно, на наш взгляд, говорить о малых предпринимателях и/или малом предпринимательстве, поскольку понятия предпринимательство и малый бизнес взаимосвязаны, но не эквивалентны. При этом владелец малого бизнеса или собственник (или соучредитель) малой фирмы, управляющий своим делом, -всегда предприниматель, но не всякое предпринимательство - малый бизнес.
Во-вторых, с точки зрения международной деловой терминологии понятие малое предпринимательство также не имеет аналогов и является, по всей видимости, сугубо отечественным вариантом перевода термина small business.
Относительно же такого оборота, как малый сектор экономики, можно только развести руками, задав себе и употребляющим этот термин вопрос: В каком смысле малый?
В последние 10-15 лет малые и средние предприятия стали привлекать к себе все более пристальное внимание как исследователей, ученых-экономистов, так и политиков в различных странах. Все более широкое признание получает способность предприятий малого и среднего бизнеса вносить существенный вклад в решение проблем занятости и повышения конкурентоспособности целых отраслей ^. В связи с этим усиливается интерес как к изучению малых фирм, особенностей управления малым бизнесом, так и к анализу тенденций изменения состояния данного сектора экономики и формируется потребность в соответствующей информации.
В настоящее время есть уже ряд примеров крупномасштабных исследований по различным аспектам развития МСГР. Появляются такие исследования и в России ^, а также в других странах Восточной Европы ^. Однако полученные данные носят достаточно фрагментарный характер.
Во многом это объясняется отсутствием единого подхода к определению малого и среднего предприятия.
Отдельные попытки как зарубежных ^ так и отечественных исследователей выработать единое или обобщенное определение, по-видимому, заранее обречены на провал. В силу многообразия задач, для решения которых может потребоваться формальное определение малого и/или среднего предприятия, дифференцированности объективных внешних условий всегда будут появляться вариации на эту тему, соответствующие конкретным условиям и специфическим задачам.
О практической неосуществимости такого рода задачи говорится в ряде работ^, при этом подчеркивается, что для разных целей могут использоваться (что и делается) различные определения.
Отметим также, что для решения одних задач необходимо строгое или формальное определение, для решения других - достаточно наличия общих согласованных подходов к пониманию содержания, стоящего за тем или иным понятием.
Учитывая реальный опыт и практику развития МСП в мире и в России, можно выделить следующие проблемные области, требующие использования формального определения размера предприятия или неформального согласованного подхода (табл. 1).
Таблица 1
Проблемные области и использование формального/неформального подхода к определению малого и/или среднего предприятия
Проблемные области | Формальный подход | Неформальный подход |
Статистические наблюде ния Разработка государственных программ поддержки малых предприятий Налогообложение Образование Исследования | х х х х х | х х х |
Р. Бруксбэнк выделяет и анализирует следующие три составляющие проблемы определения размера предприятия ^.
Что есть размер предприятия ^ В разное время разными авторами предлагались такие варианты раскрытия понятия размера предприятия (организации), как, например, масштабность операций (the scale of operations ), или пределы организации (организационной структуры) и ее ответственности (задач) (the scope of an organisation and its responsibilities ). Наиболее часто в исследовательских целях использовали показатели число занятых, стоимость активов или годовой оборот (объем продаж) и др. Вследствие разнообразия подходов, к тому же варьирующихся по числовым значениям тех или иных показателей, участвующие в обсуждении проблем далеко не всегда имели и имеют в виду одно и то же, употребляя понятия малого и среднего бизнеса.
Как следует измерять размер предприятия? Даже если в качестве ответа на вопрос: Что есть размер предприятия? выбираются те или иные критерии измерения размера (что вряд ли является действительно ответом на поставленный вопрос !), то использование различных численных параметров в качестве границ изменения выбранных критериев неизбежно обусловливает проблему сопоставимости на различных уровнях сравнительного анализа.
Однако в зависимости от выбранного критерия одна и та же компания может быть одновременно отнесена к крупным, средним или малым предприятиям, так, например, рекламная фирма с огромным оборотом, относительно средним масштабом операций и с небольшим числом сотрудников. То, что считается средним для одной отрасли или одного сегмента рынка, может быть отнесено к малому или крупному в другом контексте.
Сравним, например, оборот фирм в музыкальной индустрии, бизнес-образовании и в промышленности, строительстве, или понятия масштабность операций для России и Люксембурга.
* Focus on SMEs. Panorama of EU Industry.
Brooksbank R. Defining the Small Business: A New Classification of Company Size.
Где проходит линия раздела? Даже после решения вопросов: Что есть размер? и Как его следует измерять? - все еще будет оставаться нерешенным вопрос: Где проходит линия, разделяющая малые, средние и крупные фирмы ?. К. Грэй и Дж.
Стэнуорт делают следующий вывод по этому поводу: Никакое универсальное определение малого предприятия не сможет быть достаточным для всех задач. Мойщик окон, независимый магазин с двумя работниками, фермер с 300-ми акрами земли, одним наемным рабочим и трактором или каким-нибудь другим оборудованием, швейная фабрика с 50-ю сотрудниками - все они сталкиваются с общими проблемами, отличными от проблем транснациональных корпораций. Необходимо не столько иметь для всех задач универсальное определение, точно отделяющее малое предприятие от крупного, сколько сделать полезные обобщения о малых и крупных предприятиях ^.
Можно выделить количественный, качественный и комбинированный подходы к определению малого и среднего предприятий.
Колич ественные определения МСП. В определениях малых и/ или средних предприятий, основанных на количественном подходе, чаще всего используют такие легко доступные для анализа критерии, как число занятых, объем продаж (оборот), балансовая стоимость активов.
При этом известны определения, основанные только на применении одного и з данных критериев (например, прежнее определение ЕС - численность занятых); может быть использована комбинация этих критериев, как в новом определении ЕС (табл. 2, 3).
Однако, хотя подобные критерии и являются наиболее распространенными, разброс мнений о количественных параметрах изменения таких критериев чрезвычайно широк даже в пределах одной и той же страны, не говоря уже о разных странах. Это вполне объяснимо как широким
Таблица
Определен ие малого и среднего предприятий по методологии ЕС (январь, 1995 г.)
Предприятия | Численность занятых, человек | Годовой оборот, млн. ЭКЮ | Баланс, млн. ЭКЮ |
Малое Среднее | менее 50 50-250 | менее 4 ме нее 16 | менее 2 менее 8 |
Тип исследования | Балансовая стоимость активов, млн. ф. ст. | Объем продаж, млн. ф. ст. | Число занятых , человек |
Определение размера фирмы в целях | |||
бухучета | 1,4-5,75 | 1,4-5,75 | 50 - 250 |
Планирование в сред нем бизнесе | 10-33,3 ' | - | |
Стратегия в среднем бизнесе | - | - | 10 - 500 |
Корпоративное планирование | |||
в среднем бизнесе Великобритании | - | 9-160 | 1800-4999 |
Экспортные маркетинговые стратегии | |||
в среднем бизнесе Великобритании | - | - | 100-500 |
Факторы успешного роста компаний | |||
в США | - | 16-666* | - |
Факторы успешного роста компаний в | |||
электронной промышленности | |||
Великобритании | - | 10-120 | - |
Инновации в промышленности Греции | - | - | 50-250 |
Маркетинговые исследования в | |||
среднем бизнесе | - | - | 100-500 |
Стратегии развития технологий в | |||
среднем бизнесе | - | 13-66* | - |
Основными недостатками количественных подходов являются их абсолютность, отсутствие теоретической базы, определяющей выбор того или иного показателя и границ его изменения, и в связи с этим трудность их использования для сравнительного анализа.
Качественные варианты определений предусматривают использование качественных критериев. Возможно также дополнение качественного определения некоторыми количественнымии показателями.
Однако и такой подход опирается в основном на субъективные суждения и опыт, но при этом делается акцент на отличия, интуитивно известные как присущие компаниям того или иного размера. Делаются также попытки определить размер малого, среднего и крупного предприятий через рассмотрение, по сути, эффектов или последствий влияния размера на характер деятельности фирмы.
В качестве примера такого подхода Р.Бруксбэнк приводит определение Ван Хорна (Нидерланды, 1979 г.). При анализе особенностей стратегического планирования малых фирм Ван Хорн выделяет пять характерных черт, присущих в стратегическом аспекте малым фирмам:
- относительно небольшое число производимых продуктов (технологий, услуг, ноу-хау);
- сравнительно ограниченные ресурсы и мощности (капитал, человеческие ресурсы и т.д.);
- менее развитые системы управления, административных процедур и технологий, необходимых для оценки и контроля стратегического положения компании;
- несистематичность менеджмента, неформальность отношения к тренинговым и обучающим программам;
- главные управленческие должности и большинство акций удерживаются основателями предприятия и/или их родственниками.
На базе этих качественных критериев, а также своего опыта консультирования в Нидерландах Ван Хорн предложил считать средними предприятия с численностью занятых от 50 до 500 человек и оборотом в 1-33 млн. ф. ст.
Другим примером качественного подхода является методика, разработанная X. Ве ду на основе исследований процессов развития организаций. Он идентифицирует ряд характеристик, присущих предприятиям разного размера - от малых до крупных (см. табл.
4). В этом исследовании делается вывод о том, что британские средние по размеру компании - это предприятия с численностью занятых от 25 до 500 человек.
Широкое распространение в западных странах получила также теория этапов роста фирмы (или просто теория роста компании ), появившаяся в результате исследований в области организационного поведения (organisational behavior) и также давшая толчок к распространению качественных определений размера фирмы на основе выделения характерных этапов ее развития. И хотя ни один из вариантов теории роста фирмы не связан напрямую с определением размера предприятия, ряд исследователей используют эту концепцию для развития качественных вариантов определения размера фирмы.
Один из вариантов данной теории фокусируется на стратегии развития продукта как индикаторе этапа роста предприятия. При этом большинство авторов рассматривают компании как предприятия, развивающиеся начиная от малой фирмы, ориентированной на производство одного продукта, до крупной с ориентацией на диверсификацию
Velu H.A.F. The Development Process of The Personally Managed Enterprise. - European Fou ndation for Management Development's , 10t h Seminar on Small Business, 1980, -p.1-21.
своей деятельности по производству большого числа продуктов (технологий, услуг, ноу-хау) - компании-конгломерата. Для характеристики этапа развития продукта используется коэффициент специализации (specialisaion ratio), равный отношению годового дохода фирмы к ее общим затратам на производство и сбыт основного продукта.
Преимуществами качественного подхода являются достижение некоторой степени его теоретического обоснования и учет широкого спектра интуитивно присущих разным предприятиям качественных критериев, таких, как система менеджмента, система контроля производительности, система мотивации производительности и т.д. Основными недостатками этого подхода являются сложность практического его применения, обусловленная, в частности, трудностью доступа к внутрифирменной информации для определения ряда характеристик, таких, например, как система менеджмента, а также достаточно широкий спектр самих критериев.
Чисто качественное определение малой фирмы можно сформулировать посредством выделения основных характерных особенностей ее существования и развития. Этот подход интересен прежде всего тем, что рассматривает малую фирму не как уменьшенный вариант большой компании, а как организацию, деятельность которой качественно отличается от крупных предприятиий следующими специфичными чертами: высокой степенью неопределенности; потенциально более высокой способностью к внедрению инноваций (в широком смысле); постоянным развитием и адаптируемостью к изменениям.
Комбинированный подход. Характерным примером комбинированного подхода является определение малой фирмы, предложенное в 1971 г. в докладе Болтонского комитета (Великобритания), явившемся, по сути, первым примером серьезного рассмотрения проблемы развития малого бизнеса ^. В нем приведены результаты сравнительного анализа некоторых аспектов развития малых фирм в разных странах, что было первой попыткой осмысления проблемы МСП в международном контексте.
Пытаясь устранить недостатки количественного подхода, Бол-тонский комитет предложил так называемые экономическое и статистическое определения малой фирмы. Согласно экономическому определению, к малым относятся фирмы, удовлетворяющие следующим трем условиям:
- фирма владеет относительно небольшой долей рынка в рыночном пространстве ее сферы деятельности;
- управление фирмой осуществляется ее владельцем (или соучредителями) лично, а не посредством формализованной управленческой структуры;
- фирма является независимой (не представляет собой часть крупного предприятия).
Статистическое определение (табл. 5) предполагалось использовать для выявления вклада предприятий малого бизнеса в валовой
Storey D.J. Understanding the Small Business Sector. 55
национальный продукт, в решение проблемы занятости, экспортную деятельность, развитие инноваций и т. д., а также для анализа изменений соответствующих показателей во времени и обеспечения возможности проведения сопоставлений на международном уровне.
Данные таблицы 5 иллюстрируют также использование различных определений для разных отраслей и вариации одних и тех же критериев малости для различных сфер деятельности.
Таблица 5
Статистическое определение малой фирмы по методологии Болтонского комитета
Отрасли | Определение |
Промышленность | Число занятых не более 200 |
Строительство, добыча | |
полезных ископаемых | Число занятых не более 25 |
Розничная торговля, услуги | Оборот не более 50 000 ф. ст. |
Продажа автомобилей | Оборот не более 100 000 ф. ст. |
Оптовая торговля | Оборот не более 200 000 ф. ст. |
Транспорт | В собственности фирмы не более |
5 транспортных средств | |
Общественное питание | Все самостоятельные предприятия, |
исключая чьи-либо отделения и | |
предприятия, управляемые | |
пивоваренными заводами |