Наличие перспективной программы 5
Сегодня становится очевидным, что развитие предпринимательства, формирование конкурентной среды невозможно без аккумуляции и немалых целевых вложений в экономику в системе государственной финансовой поддержки. Анализ мирового опыта государственной финансовой поддержки предпринимательства, на примере Франции и России, позволит сделать обобщающие выводы, которые могут иметь определенный интерес для Украины.
Государственная финансовая поддержка предпринимательства во Франции не сводится к отдельным действиям и инициативам, а является системой подходов, которые выделяются своей многоплановостью и охватывают практически все аспекты предпринимательских структур (инвестиции, создание, производство, коммерческая деятельность, финансы, нововведения). Несмотря на сложность эту систему определяют как одну из лучших (за исключением США).
Особое внимание государство уделяет малым и средним предприятиям, которые составляют 99,9% общего количества фирм, производят 50% валового национального продукта страны и концентрируют почти 2/3 всего занятого населения. Мелкие и средние предприятия Франции могут получить около 1500 видов помощи со стороны государства.
Эффективность государственной поддержки, её соответствие реальным потребностям предприятий на этапе становления и развития можно показать на примере мер финансового характера.
Малые предприятия чувствуют острую нехватку как собственных денег (норма самофинансирования составляет около 14%), так и заемных. Кроме того, их взаимоотношения с банковскими учреждениями имеют довольно напряженный характер.
Несмотря на высокий уровень развития банковской системы Франции, - она насчитывает около 634 разных финансово-кредитных учреждений и 42 тыс. отделений банков мелким и средним предприятиям очень тяжело найти кредитора, а бес поручительства практически невозможно.
Государство несёт двойную нагрузку не только участвует в формировании фондов предприятий, но и выступает для них гарантом и основным поручителем перед банками.
Все финансовые меры правительства направлены не только на прямое увеличение финансовых возможностей субъектов предпринимательской деятельности, но также имеют стимулирующий характер и призваны направить их развитие с учётом общенациональных интересов. Государство поддерживает малые и средние предприятия, как правило, в таких сферах, как инвестиции, занятость, нововведения, экспорт, региональное размещение производства и опирается на разнообразный арсенал финансовых рычагов.
Конкретные методы государственного влияния на увеличение финансовых возможностей малого и среднего предпринимательства можно разделить на три группы: прямые, непрямые и финансирование через товарищества рискованного капитала.
Рассмотрим основные меры и процедуру финансовой поддержки малых предприятий со стороны государства.
Прямые методы:
1.Субсидии. Это вид неоплачиваемой помощи, которая предоставляется в основном крупным фирмам.
Субсидии для малых предприятий имеют региональный характер. Они выдаются местными властями и имеют целевое назначение. Наиболее распространённые из них:
Правительство России руководится тем, что стабилизация и возрождение производства, экономический рост как основная цель данного этапа реформ могут быть достигнуты только ростом конкурентоспособного частного сектора.
Один из основных моментов решения этой проблемы является максимально возможное переключение ресурсов страны из поддержки старых и бесперспективных производств на стимулирование роста предпринимательства и частных инвестиций. Их ускоренный рост должен компенсировать спад старых производств и станет методом подъёма экономики. Государственная поддержка предпринимательства имеет такие основные направления:
Правительство России подчёркивает необходимость аккумулирования значительных финансовых средств, продуманной финансовой, кредитной и инвестиционной политики, создание региональных фондов поддержки предпринимательства. Фонды как закрытые акционерные компании подчиняются организационно-правовым нормам. Они обеспечивают накопление финансовых средств за счёт:
Финансовая деятельность Фонда связана с предоставлением предпринимателям разных услуг, решением задач развития рыночной инфраструктуры.
Действия государственной финансовой поддержки предпринимательства в Украине можно разделить на две основные группы прямые и непрямые.
Механизм прямых мер включает такие основные формы финансовой поддержки предпринимательства:
Другая группа носит непрямой (побочный) характер и постепенно вытесняет прямое административное влияние. К таким основным формам государственной финансовой поддержки в первую очередь относят:
Эти формы государственной поддержки в какой-то мере используются в Украине и зарекомендовали себя (об этом свидетельствует зарубежный опыт) как эффективные меры государственной помощи с присущей им гибкостью и носят не дискриминационный характер.
Финансовая поддержка предпринимательства в Украине проводится через Украинский национальный фонд поддержки предпринимательства и развитию конкуренции, Фонд поддержки фермерских хозяйств и Государственный инновационный фонд.
2.1Характеристика предприятия.
Частная фирма "Валенсия" создана решением учредителя (собственника) 4.06.1996 года.
Частная фирма "Валенсия" создана и осуществляет свою деятельность в соответствии с законами Украины "О предприятиях в Украине", "О предпринимательстве", "О собственности" и другим действующим законодательством Украины, регулирующим производственно-хозяйственную, финансовую и иную деятельность предприятия.
Фирма частное предприятие, основанное на собственности отдельного гражданина, с правом найма рабочей силы. Фирма самостоятельный хозяйствующий уставный субъект, обладающий правами юридического лица и осуществляющий производственную, коммерческую деятельность и деятельность по выполнению работ, оказанию услуг с целью получения прибыли (дохода).
Основной целью предприятия является:
Фирма не имеет в своём составе других юридических лиц. Фирма имеет обособленное имущество, самостоятельный баланс, расчётные и другие счета в учреждениях банков, печать со своим наименованием.
От своего имени может приобретать имущественные и личные неимуществленные права и исполнять обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.
Предметом деятельности фирмы является:
Фирма самостоятельно осуществляет внешнеэкономическую деятельность (при условии получения лицензии).
К видам внешнеэкономической деятельности, осуществляемым фирмой относят:
Имущество фирмы составляют основные фонды и оборотные средства, а также другие ценности. Источниками формирования имущества и финансовых ресурсов фирмы являются:
Первоначальный уставный фонд фирмы создаётся за счёт средств, вложенных учредителем и составляет 100 000 000 карбованцев. Фирма может создавать целевые фонды (фонд развития производства, фонд потребления, резервный фонд и другие).
Фирма может иметь в собственности имущество, расположенное на территории других государств.
Прибыль фирмы образуется из поступлений от хозяйственной деятельности после покрытия материальных и приравненных к ним расходов и расходов на оплату труда. Из балансовой прибыли фирмы выплачиваются проценты по кредитам банков и по облигациям, вносятся предусмотренные законодательством Украины налоги и иные платежи в бюджет.
Чистая прибыль, полученная после указанных расчётов, остаётся в полном распоряжении учредителя фирмы. Учредитель может часть чистой прибыли передать в собственность членов коллектива фирмы.
Порядок распределения и использования этой части прибыли принимается собранием трудового коллектива.
Предприятие "Валенсия" предполагает реализацию сувенирных календарей собственного производства. Продукция должна отличаться привлекательностью, качеством, ценовой доступностью, широким ассортиментом.
Планируемый объём продаж в Херсоне и области новогодних календарей составляет 5 тысяч штук. Это значение основывается на постоянном росте продаж календарей фирмы на протяжении последних 4 лет и сложившемся спросе на рынке Херсона и Херсонской области.
Основными каналами распределения товара является оптовая и розничная торговля с посредниками и без них. Как уже указывалось, главным рынком сбыта является рынок Херсона и Херсонской области.
Возможен выпуск календарей с рекламной функцией по заказу отдельных предприятий. Планом маркетинга предусматривается предоставление скидок для оптовых покупателей.
Срок реализации продукции составляет с 1 ноября 1998 года по 30 марта 1999 года.
Осуществление предполагаемого плана позволит реализовать продукцию с получением балансовой прибыли в размере 25% от материальных затрат и чистой прибыли в размере 12,5% от всех затрат.
Необходимые материалы:
бумага под заготовки численников 248 333 листов х 0,3 грн. = 7 450 грн.
изготовление численников календаря 5 тысяч х 2,10 грн. = 10 500 грн.
материалы: гребни, плекламинант, краска и т.д.
для сборки и печати шапок календарей = 6 800 грн.
итого 24 750 грн.
Таким образом, себестоимость одного
календаря составляет 24 750 / 5 000 = 4,95 грн.
средняя цена продаж календаря = 8,30 грн.
валовой доход 5 000 х 8,30 = 41 500 грн.
затраты = 24 750 грн.
проценты за пользование кредитом 5 месяцев = 5 200 грн.
НДС 20% = 4 950 грн.
Итого = 34 900 грн.
Балансовая прибыль 41 500 34 900 = 6 600 грн.
Налог с прибыли 30 % = 1 980 грн.
Итого чистая прибыль = 4 620 грн.
Частной фирме "Валенсия" за время работы кредитной линии было выдано кредитных средств 88 516,36 грн., погашено 44 986,00 грн, получено процентов 37 240,07 грн., остаток задолженности по кредиту на 22.04.99г. 43530,36 грн.
На 22.04.99г. задолженности по процентам нет. ЧФ "Валенсия" по состоянию на 01.04.99г. отнесена к категории "Б" заёмщик с минимальным риском. Анализ финансового состояния предприятия показал:
1996г. получена прибыль в размере 45 тыс. грн.;
1997г. 58 тыс. грн.;
1998г. 18,2 тыс. грн.
Снижение прибыли в 1998г. объясняется тем, что предприятие производило дополнительные затраты, связанные с увеличением арендных площадей, организацией нового производственного цеха, монтажом нового оборудования.
1 кв. 1999г. прибыль 15,1 тыс. грн.
1996г. 171,4 тыс. грн. (с НДС);
1997г. 345,0 тыс. грн. (с НДС);
1998г. 658,5 тыс. грн. (с НДС);
1 кв. 1999г.
220,8 тыс. грн. (с НДС).
В основу ТЭО положен прогноз увеличения объёмов реализации в связи с освоением выпуска новой, пользующейся повышенным спросом полиграфической продукции и увеличением объёмов выпуска прежней продукции в 2,5 раза и достижение реализации в сумме 1650,0 тыс.грн. (с НДС). Учитывая, что в 1 кв. 1999г. предприятие только осваивает новое оборудование и выходит на рынок с новой продукцией, то можно предположить значительный рост реализации в последующих кварталах.
Но достижение объёма реализации 1650,0 тыс. грн. вряд ли возможно по причине затяжки во времени приобретения и ввода в эксплуатацию нового оборудования и освоения новых технологических процессов.
за 1998г. по дебиту 539 969,48 грн.,
по кредиту 537 710,29 грн.;
за период с 01.01.99 по 21.04.99 по дебиту 251 619,65 грн.,
по кредиту 251 686,54 грн.
Темпы поступлений денежных средств в 1999г. выше, чем в 1998г., так за неполных 4 месяца 1999г. на счёт предприятия поступило денежных средств почти 50% от общей суммы поступлений за весь 1998г.
Среднемесячная величина поступлений (63 тыс. грн.) превышает сумму кредита в 1,4 раза.
Балансовые показатели ЧФ "Валенсия" по состоянию на (тыс. грн.)
Показатели | 01.10.98 | 01.01.99 | 01.04.99 |
Специальные фонды | 74,0 | 85,1 | 85,1 |
Основные средства (по остаточной стоимости) |
30,0 | 49,7 | 50,8 |
Запасы и затраты | 58,0 | 89,1 | 125,9 |
Дебиторская задолженность | 45,0 | 70,5 | 70,3 |
Кредиторская задолженность | 34,0 | 81,6 | 124,5 |
Кредиты банков | 30,0 | 45,0 | 32,4 |
01.01.98 01.01.99 01.04.99
- коэффициент соотношения 0,86 1,49 1,66
заёмных и собственных На 1 грн. собственных средств предприятия
источников средств по состоянию на 01.04.99 приходится 1,66
(норматив не более 1,0) заёмных. Возрастающая динамика коэффи-
циента свидетельствует об ухудшении
структуры пассивов предприятия.
- коэффициент инвестирования 2,47 1,71 1,86
(норматив не менее 1,0) Основные фонды предприятия полностью
инвестированы за счёт собственных
источников средств.
- коэффициент маневрирования 0,59 0,42 0.46
(норматив не менее 0,5) Собственные источники средств предприятия
на 46% вложены в оборотные активы, что
для производственных предприятий
является позитивным моментом.
- коэффициент участия 0,76 0,4 0,24
собственных средств в Ухудшение динамики коэффициента связано
запасах и затратах с резким увеличением производственных
(норматив не менее 0,5) запасов и выходом на новые объёмы произ-
водства за счёт заёмных источников.
- коэффициент общей 1,69 1,28 1,28
ликвидности В сложных условиях расширения производ-
(норматив 1,75 2,0) ства и привлечения заёмных источников
средств предприятию удаётся сохранить
платёжеспособность на достаточном уровне.
- коэффициент мгновенной 0,08 0,015 0,03
ликвидности На отчётные даты величина денежных
(норматив 0,2 0,25) средств на р/счёте ниже нормативной.
Предприятие старается максимально за-
пускать денежные средства.
- рентабельность активов За 1998г. 0,1, на каждую 1 грн. активов
(показатель рассчитан по заработано по итогам года 10 коп. прибыли.
итогам 1998г.)
- оборачиваемость баланса За 1998 оборачиваемость баланса составила
(показатель рассчитан по 3,14 грн., т.е. каждая 1 грн. активов пред-
итогам года) приятия приносила 3,14 чистой выручки. Это
свидетельствует о том, что предприятие
может расплатиться по своим обязательствам
- оборачиваемость дебиторской 38,4 34,4
задолженности, дни Высокая оборачиваемость дебиторской