В результате осуществления комплексной Программы доля малого предпринимательства, по оценке Госкомитета Республики Мордовия по поддержке и развитию малого предпринимательства, в валовом региональном продукте Республики Мордовия увеличится за 20022004 годы с 5,2 до 5,9 процента;
общее количество малых предприятий республики возрастет с 2,5 до 3,2 тысяч;
численность постоянно занятых на малых предприятиях увеличится к концу прогнозируемого периода в 1,5 раза и составит более 25 тыс. человек, количество индивидуальных предпринимателей увеличится на 14 процентов и составит 24,6 тыс. человек. Численность занятых в малом бизнесе превысит 50 тыс. человек, а их доля в общем числе занятых в экономике республики достигнет 12-13 процентов;
объем произведенной малыми предприятиями продукции (работ, услуг) ежегодно будет увеличиваться не менее чем на 10-15 процентов и в 2004 году составит более 3,5 млрд. рублей в ценах 2004 года;
дальнейшее развитие сети фирменных магазинов, мини - и супермаркетов позволит увеличить долю малого бизнеса в розничном товарообороте республики к концу прогнозируемого периода до 65-67 процентов;
объем оптового товарооборота малых предприятий увеличится в 2 раза и составит более 5 млрд. рублей. Доля малых предприятий в оптовом товарообороте республики достигнет 40 процентов.
В то же время в Областной целевой программе государственной поддержки малого предпринимательства в Тюменской области на 20022003 годы ожидаемые конечные результаты не имеют конкретных количественных уровней, то есть носят качественный характер. Такие результаты по существу совпадают с целями и задачами программ (сравните формулировки, представленные в в параграфе 2.3):
1. Создание целостной инфраструктуры поддержки малого предпринимательства, обеспечивающей оказание финансово-кредитной поддержки, информационных, лизинговых и страховых услуг.
2. Увеличение количества малых предприятий производственной сферы.
3. Решение проблем занятости трудоспособного населения.
4. Формирование правовой базы для эффективного развития малого предпринимательства, обеспечение его правовой защиты.
5. Увеличение доли малого предпринимательства в экономике области по объему продукции (работ, услуг).
6. Увеличение доли поступлений от сферы малого предпринимательства в общем объеме всех налоговых поступлений в областной и местные бюджеты.
7. Повышение жизнеспособности малых предприятий, их финансовой устойчивости и снижение убыточно работающих малых предприятий.
В некоторых регионах наблюдается цикличность в форме представления таких результатов. Например, в Программе государственной поддержки развития малого предпринимательства в республике Хакасия на 19971999 годы в разделе Ожидаемые конечные результаты реализации программы указаны только качественные показатели: создание новых рабочих мест; повышение эффективности работы малых предприятий; насыщение товарного рынка конкурентоспособными товарами местного производства и услугами; увеличение налоговых поступлений в бюджет; развитие предпринимательской среды в Республике Хакасия. Позднее, в программе на 20002001 годы, мы видим количественные уровни:
Реализация мероприятий Программы в целом к окончанию 2001 года позволит: увеличить численность занятых в малом предпринимательстве до 45 46 тысяч человек; увеличить число малых предприятий до 1500, что даст увеличение поступления налогов с субъектов малого предпринимательства в бюджеты всех уровней до 10,2; увеличить вклад субъектов малого предпринимательства в валовой региональный продукт до 12,5 %.
Но затем в программе 2003 г. опять только общие формулировки: создание новых рабочих мест; увеличение налоговых поступлений в бюджет; увеличение производства товаров и услуг; повышение конкурентной среды.
Однако в большинстве программ наблюдается сочетание количественной и качественной форм представления ожидаемых результатов. Например так, как это сделано в трех федеральных программах поддержки:
Программа 19961997 гг. Увеличение в 1,52 раза числа малых предприятий; обеспечение устойчивого развития малого предпринимательства в производственной, инновационной и иных сферах экономики; создание около 1 млн. новых рабочих мест; насыщение товарного рынка конкурентоспособными отечественными товарами и услугами
Программа 19981999 гг. Увеличить численность занятых в малом предпринимательстве до 13,514,5 млн. человек и число малых предприятий до 900-950 тысяч; создать новые рабочие места (прежде всего в производственной и инновационной сферах); расширить налогооблагаемую базу, повысить собираемость налогов с малых предприятий в бюджеты всех уровней, снизить уровень теневого оборота; увеличить вклад малого предпринимательства в валовой внутренний продукт до 1314%.
Программа 20002001 гг. Мерами государственной поддержки должны быть охвачены от 200 до 250 тыс. малых предприятий. Увеличить число рабочих мест в сфере малого предпринимательства до 8,5 млн.
Общий вклад малого предпринимательства в валовой внутренний продукт увеличится до 12%.
Для анализа раздела Ожидаемые результаты выполнения была разработана и использовалась следующая процедура.
Процедура анализа разделов Ожидаемые результаты выполнения
Начало
1.Выбираем первую строку из табл. 2.1.
2.Выбираем первую программу поддержки малого предпринимательства из этой строки, то есть открываем электронный файл с текстом программы.
3.Находим в разделе Паспорт программы подраздел Ожидаемые конечные результаты.
4.Берем в данном подразделе строки, в которых характеризуется первый ожидаемый результат.
5.Формируем две группы результатов: не имеющие явной количественной оценки (табл. 2.112.12) и выраженные количественно (табл.
2.13). В нашем примере в группу количественных результатов попадут первый и третий результаты, остальные отнесем к результатам второго вида.
6.Записываем формулировку результата, а после нее, используя сокращенные наименования регионов из табл. 2.1, приводим аббревиатуру региона и указанное числовое значение.
7.Находим в тексте программы раздел, в котором указаны ожидаемые конечные результаты или эффект программы. Сопоставляем с тем, что дано в паспорте программы.
Если появляется новая информация, то ее добавляем к уже имеющейся.
8.Если в строке для данного региона имеются еще программы, то анализируем их так же, как и ранее, начиная с п. 3. Если формулировка результата совпадает с какой-либо из уже имеющихся формулировок, то добавляем только сокращенное наименование программы и новое числовое значение. В случае, если новое значение совпадает с предыдущим, то к сокращенному наименованию программы справа через запятую добавляем цифры, характеризующие период действия программы.
Если имеется новая формулировка результата, то добавляем ее к имеющемуся списку количественных или качественных показателей. И так до тех пор, пока не переберем все программы для данного региона. Затем переходим к другому региону идем на п. 2.
9.Если проведен анализ для всех регионов, то для каждого показателя подсчитываем общее число его вхождений в рассмотренные тексты программ.
10.Ранжируем показатели по мере убывания числа употреблений. Это делаем отдельно для групп количественных и качественных показателей.
11.Комментируем наиболее интересные результаты.
Конец
Как видно из табл. 2.11, приведенные в ней формулировки ожидаемых конечных результатов характеризуются различной степенью количественной определенности. Так, показатель полная окупаемость и возвратность средств является, по-видимому, наиболее ясным, хотя, конечно, требуется уточнить сам период окупаемости ведь можно возвратить средства и за 100 лет. Также можно исчислить повышение занятости и увеличение производства продукции (но неизбежно встает вопрос: а насколько именно?).
Наиболее трудно, по-видимому, оценить реальное повышение уровня конкуренции, снижение социальной напряженности и т.п. В последних случаях, как правило, прибегают к экспертным оценкам, выставляемым согласно определенной процедуре. Но тогда в программах или в приложениях к ним подобный порядок должен быть оговорен.
А этого обнаружить не удалось.
Таблица 2.11. Ранжирование ожидаемых результатов, выраженных
в качественной форме, по частоте упоминания (Ч) в выборке программ
государственной поддержки предпринимательства
Показатель | Ч |
Расширение налогооблагаемой базы, повышение собираемости налогов с МП-й, увеличение налоговых поступлений в бюджет: Адыгея00,02,03, Амур00-01, Арх03-05, Брянск99-00, Бурят99-00, Коми01-02, Лип01-04, Морд00-01,02-04, М94-95, Пермь00-01, Чел00 | 14 |
Повышение занятости, создание новых рабочих мест, стабилизация рынка труда, понизить уровень потенциальных безработных: Арх01,03-05, Калин99,00-01,01-02, Лип01-04, Морд00-01, М94-95, Пермь00-01, Самар97-00, ЯНАО00-01,02-04 | 12 |
Увеличение объемов продукции, работ и услуг МП: Адыгея00,02,03; Арх01,03-05, Лип01-04, М94-95 | 7 |
Снижение уровня теневого оборота: Адыгея00,02,03, Амур00-01, Брянск99-00, Бурят99-00 | 6 |
Насыщение рынка конкурентоспособными товарами и товарами местного производства: Волго01-05, Мордовия00-01, 02-04, НижН00-01, Чел00, Чуваш02-04 | 6 |
Повышение уровня конкуренции: Арх01, Курган00-01, Лип01-04, М94-95, Чуваш00-01 | 5 |
Развитие объектов инфраструктуры поддержки и развития малого бизнеса, развитие комплексной стабильно функционирующей государственно-общественной системы поддержки предпринимательства: Морд00-01,02-04, НижН00-01, Пермь98-99,00-01 | 5 |
Снизить социальную напряженность: КрасКр01-02, МО-01-02, Пермь98-99, СПб00-01 | 4 |
Повышения уровня благосостояния (жизни) населения: Калин00-01,01-02, Мордовия00-01, СПб00-01 | 4 |
Увеличения ассортимента и повышения качества продукции, товаров и услуг, производимых МПР: АлтКр00-01, ЯНАО00-01,02-04 | 3 |
Обеспечение благоприятных условий (устойчивого развития) малого предпринимательства (в том числе в производственной, социальной, инновационной сферах): Мордовия02-04, Чуваш02-04, Чукот99-01 | 3 |
Обеспечение полной окупаемости затрат и возвратности средств, выделяемых из областного бюджета на цели поддержки малого предпринимательства: на создание базовых элементов инфраструктуры поддержки малого предпринимательства и реализацию эффективных инвестиционных проектов: Калин99,00-01,01-02 | 3 |
Внедрение и расширение производственно-технологической кооперации (интеграции) МПр с крупным производством: АлтКр00-01, Мордовия02-04 | 2 |
Расширить рынки сбыта продукции и услуг МПР: КрасКр01-02, МО99-00 | 2 |
Формирование предпринимательской среды в кризисно-депрессивных районах, отраслях экономики и сфере услуг. Курган98-99,00-01 | 2 |
Снижение социальной напряженности и отрицательных последствий высвобождения рабочей силы с крупных предприятий-банкротов: МО99-00, СПб00-01 | 2 |
Привлечение финансовых ресурсов и дополнительных средств на развитие и поддержку малого бизнеса: Морд02-04, МО99-00 | 2 |
Формирование предпринимательской среды: Лип01-04, Пенза00-02 | 2 |
Привлечь инвестиции в малое предпринимательство: КрасКр01-02, МО-01-02 | 2 |
Рост эффективности и производительности труда на МПР: АлтКр00-01 | 1 |
Полная окупаемость и возвратность средств, полученных из областного бюджета и Федерального фонда поддержки предпринимательства на реализацию Программы: Орел00-01 | 1 |
Хотя в Программе государственной поддержки и развития малого предпринимательства в Челябинской области на 20012002 годы для плана мероприятий раздел результативность вообще отсутствует.
Сосредоточимся на ожидаемых конечных результатах в программах поддержки, выраженных в количественной форме.
Таблица 2.12. Ожидаемые результаты в Программе государственной поддержки и развития малого предпринимательства в Псковской области на 19982000 годы
Группа мероприятий | Ожидаемые результаты |
1. Формирование нормативно-правовой базы поддержки и развития МП | Совершенствование системы правового регулирования государственной поддержки МП, создание благоприятных условий для занятий предпринимательской деятельностью. |
2. Финансово-кредитная и инвестиционная поддержка МП | Увеличение числа малых предприятий-товаропроизво-дителей, увеличение выпуска и повышение конкурентоспособности местных товаров. |
3. Формирование и совершенствование инфраструктуры поддержки и развития МП | Развитие инфраструктуры поддержки предпринимательства, смягчение процесса адаптации для начинающих предпринимателей, освоение и более быстрое внедрение новых технологий, повышение качества и конкурентоспособности продукции. |
4. Информационное обеспечение МП | Повышение уровня информированности предпринимателей, облегчение доступа субъектов малого бизнеса к деловой информации, базам данных. |
5. Кадровое обеспечение МП | Повышение уровня образованности, информированности предпринимателей, облегчение доступа субъектов малого бизнеса к деловой информации, базам данных. |
6. Производственная и инновационная поддержка малых предприятий. Создание новых рабочих мест | Создание новых рабочих мест, рост доходов населения и бюджетов всех уровней, увеличение выпуска и улучшение качества продукции. |
7. Организационное и материально-техническое обеспечение МП | Увеличение выпуска продукции, создание новых рабочих мест. |
8. Развитие международных и межрегиональных связей МП | Расширение рынков сбыта продукции малых предприятий, увеличение поступлений в бюджет, установление новых деловых контактов. |
9. Формирование благоприятного общественного мнения о МП | Популяризация идей МП, формирование положительного образа (имиджа) предпринимателя, увеличение количества предпринимателей, рост численности среднего слоя населения. |