Соглашение о торговом франчайзинге отличается от дилерских договоров подробным изложением требований к технологии торговли и условий использования торгового знака. Большое место в них занимают условия о предоставлении франчайзером деловых услуг: реклама, обучение, консультации.
Деловой франчайзинг отличается от торгового тем, что основным предметом франшизного соглашения является передача технологии (ноу-хау) и лицензии на ее использование. Франчайзер в этом случае поставляет франчайзи товары или услуги для их реализации клиентам.
Здесь так же, как и в товарном франчайзинге, в соглашениях подробно оговариваются обязательства франчайзера по рекламе, организации дела и обучению специалистов франчайзи.
Следует отметить, что разграничение между товарным и деловым франчайзингом нередко оказывается условным, и в некоторых франчайзинговых системах можно найти элементы и того, и другого видов. Типичным примером таких комбинированных соглашений являются распространенные в США договоры о производстве безалкогольных напитков.
В соответствии с ними франчайзер поставляет секретный сироп и предоставляет право на изготовление из него напитка, который затем продается с торговой маркой франчайзера (например, компании Кока-Кола, Пепси). В России аналогичные договоры применяются в деятельности франчайзинговой компании Дока-Пицца.
За последние десятилетия весьма популярной стала корпоративная форма контрактных соглашений, так называемый производственный франчайзинг. Небольшая фирма здесь не просто выступает под торговой маркой франчайзера и реализует его продукцию и услуги, но и включается в полный цикл хозяйственной деятельности крупной корпорации, выполняя равные с ней требования технологического процесса, качества, обучения персонала, выполнения плана продаж, оперативной отчетности.
Эта форма предусматривает тесный контакт франчайзера и франчайзи, детальную регламентацию деятельности и высокую степень ответственности небольшой фирмы - франчайзи. Такая форма франчайзинга характерна для предприятий общественного питания, проката и бытового обслуживания, деловых и профессиональных услуг бизнесу и населению.
Между преуспевающим франчайзером и франчайзи в настоящее время установился новый тип отношений. Их отношения строятся не по вертикальной схеме, при которой недоступный франчайзер находится на вершине иерархической лестницы, а по горизонтальной схеме.
Между франчайзером и франчайзи устанавливаются отношения равенства, поскольку они взаимосвязаны: сама идея франчайзинга терпит крах, если одна из составных частей этой системы терпит неудачу.
Ввиду взаимозависимого характера этих отношений особую значимость приобретают поддержка и содействие, оказываемые франчайзером своим франчайзи.
В настоящее время в зависимости от размеров первоначального капитала франшизы делят на следующие основные подгруппы:
франшиза - рабочее место (рабочая франшиза), где франчайзер создает хорошо подготовленное рабочее место для предпринимателя; основные инвестиции направляются на покупку прилавка-фургона;
франшиза - предприятие (коммерческая франшиза), требующая более крупных инвестиций в производственное оборудование, наличия рабочих помещений, дополнительного наемного персонала;
инвестиционная франшиза, основная цель которой - возврат первоначальной суммы инвестиций.
Таким образом, франшиза - это прежде всего контракт, в котором выражены условия ведения бизнеса с правом возмездного использования торгового имени и фирменных технологий франчайзера.
Франчайзинг в России регулируется рядом статей ГК РФ, которые предполагают использование на практике договоров коммерческой концессии (франшизы).
Договор коммерческой концессии предусматривает использование комплекса исключительных прав, деловой репутации и коммерческого опыта правообладателя в определенном объеме.
Сторонами по договору коммерческой концессии могут быть коммерческие организации и граждане, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей. Договор коммерческой концессии должен быть заключен в письменной форме, иначе он считается недействительным (ничтожным).
Договор регистрируется по месту регистрации правообладателя.
Если предметом договора коммерческой концессии является объект, охраняемый патентным законодательством, то он подлежит регистрации в федеральном органе исполнительной власти в области патентов и товарных знаков. При несоблюдении этого условия договор считается ничтожным (ст.
1028 ГК РФ).
Следует обратить особое внимание на такой аспект предмета договора, как эксклюзивность (исключительность) передаваемых франшизопользователю прав. В договоре должно быть четко определено, будут ли передаваемые франчайзером права исключительными, и если это так, то в границах какой территории.
Специфика предмета договора о франчайзинге обусловливает необходимость передачи франчайзи не только самого права в виде лицензии, но и практической возможности пользоваться им. В большинстве случаев для этого необходимы передача технической документации, рабочих инструкций, поставка оборудования и материалов, обучение франчайзи методам работы, последующее оказание консультативной помощи.
Все эти вопросы должны быть отражены в договоре.
Самостоятельный блок условий договора о франчайзинге - обязательства, которые берет на себя франчайзи. Они также в значительной мере определяются предметом договора.
Основное из них - плата за пользование лицензией. Способы установления платы могут быть различными.
Из специфики предмета договора следует также предусматривать среди прочих условий обязанность франчайзи по сохранению репутации франчайзинговой системы в целом. Это предполагает строгое соблюдение стандартов, установленных франчайзером, инструкций по организации и управлению предприятием, оговоренной политики цен, участие в маркетинге и рекламе, в совершенствовании методов работы.
Как правило, в договоре предусматривается и финансовый контроль за деятельностью франчайзи со стороны франчайзера, а также ряд стандартных условий, обычно включаемых в хозяйственные договоры всех видов: о сроках договора, ответственности сторон, правопреемственности, способах разрешения споров.
Основной целью франчайзинга (коммерческой концессии) является передача (предоставление) на коммерческой основе определенного объема имущественных прав использования объектов исключительного права для организации производства и реализации конкурентоспособной продукции (оказания услуг) и оказания управленческих услуг по франшизе (договору коммерческой концессии) для получения сторонами дополнительной прибыли.
Источниками дохода франчайзера (правообладателя), как правило, являются:
доход от торговых точек, принадлежащих компании;
наценка на первую поставку материалов, сырья;
наценка на текущие поставки товаров;
вступительный взнос;
премия за подбор помещений, оборудования;
доход от арендных платежей (аренда, субаренда);
доход от лизинга оборудования, транспортных средств;
проценты за кредиты;
плата за оказываемые управленческие (или другие) услуги в форме процента от продаж франчайзи, или процента от прибыли, или фиксированной ежемесячной платы;
маркетинговый взнос;
отчисления за содействие продаже товара (услуг), т.е. взносы франчайзи на рекламу, стимулирование сбыта и поддержку торговой марки.
Все отчисления (платежи) франчайзи франчайзеру в соответствии с принятой в России классификацией и правилами бухгалтерского учета можно разделить на следующие виды:
разовые, первоначальные единовременные платежи (вступительный взнос);
периодические отчисления в зависимости от объемов продаж (оборота, прибыли).
Размеры первоначального (вступительного) взноса зависят от конкретного случая и могут составлять значительные суммы.
Размер вступительного взноса, как правило, соответствует первоначальным затратам на организацию франчайзинга и учитывает управленческие услуги, которые оказываются франчайзером франчайзи при покупке франшизы.
Говоря о предполагаемых доходах франчайзера, необходимо подчеркнуть один очень важный момент. Назначив слишком высокую цену, франчайзер рискует потерять свой бизнес из-за ограничения или полного отсутствия претендентов на место франчайзи в бизнесе.
Назначив же слишком низкую цену, он не оставляет средств для покрытия затрат по франчайзингу и в результате окажется в преддверии неминуемого краха в ближайшей перспективе. Для России эта ситуация усугубляется инфляционными процессами в экономике.
Некоторые франчайзеры требуют полной выплаты вступительного взноса сразу же по подписании соглашения о франшизе. Однако для привлечения большого количества претендентов другие франчайзеры делят выплаты на две части, например, 50 % до и 50 % после обучения.
Какой бы порядок взимания взноса ни был установлен, франчайзер должен всегда следовать одному правилу: никогда не разрешать франчайзи начинать свой бизнес до тех пор, пока вступительные взносы полностью не выплачены. Товарный знак франчайзера - чрезвычайная ценность, которую нужно охранять.
1 В чем состоит сущность франчайзинга?
2 Охарактеризуйте основные этапы развития франчайзинга?
3 Какие бывают виды франчайзинга?
4 Кто является участником франчайзинга?
5 Каков порядок организации франчайзинга?
6 Каковы права и обязанности сторон по договору франчайзинга?
7 В чем экономический смысл франчайзинга для предпринимателя?
8 Из чего складываются доходы франчайзера?
1 История возникновения и развития коммерции и предпринимательства за рубежом и в России.
2 Коммерческая деятельность как категория рыночной экономики: содержание, цели, формирование.
3 Технология осуществления коммерческих сделок предприятиями на рынке товаров и услуг.
4 Организационно-методологические аспекты формирования коммерческой деятельности предприятиями на рынке товаров и услуг.
5 Финансовое обеспечение коммерческой деятельности предприятий на рынке товаров и услуг.
6 Организация и развитие коммерческой деятельности предприятий на рынке товаров и услуг.
7 Влияние коммерческих сделок, заключаемых субъектами рынка товаров и услуг, на результативность предприятия.
8 Риск в торговле товарами и его распределение между сторонами коммерческих договоров.
9 Характеристика и оценка товара как объекта коммерческой деятельности на потребительском рынке (рынке товаров производственного назначения).
10 Услуги на рынке товаров в обеспечении коммерческой деятельности: виды, содержание, издержки в обращении товаров, получение прибыли.
11 Методы и принципы проведения коммерческих сделок по закупке и продаже товаров предприятиями в новых условиях хозяйствования.
12 Методология исследования коммерческой деятельности предприятий, функционирующих в сфере товарного обращения.
13 Моделирование товарного ассортимента предприятия и его прогнозная оценка.
14 Прогнозная оценка спроса на рынке товаров (услуг).
15 Планирование и прогнозирование объема закупок и продаж товаров предприятиями в условиях рынка.
16 Организационные аспекты закупки и поставки товаров в коммерческие предприятия.
17 Управление товарооборотом и товарными запасами на предприятии с целью повышения эффективности коммерческой деятельности.
18 Организация и управление процессами товародвижения на рынке.
19 Организация и управление процессами продажи предприятий в условиях конкуренции.
20 Сервисное обслуживание в торговле и перспективы его развития в современных условиях.
21 Организация и развитие розничной торговли в условиях рынка как сферы коммерческой деятельности.
22 Организация и развитие оптовой и розничной торговли в зарубежных странах.
23 Сравнительная характеристика коммерческой деятельности разных форм предприятий розничной торговли в рыночных условиях.
24 Оптовая торговля в системе распределения общественного продукта и развитие ее организационных форм.
25 Особенности торговли научно-технологической продукцией на российском рынке по лицензионным договорам.
26 Образование и развитие рынка лизинга в России.
27 Особенности коммерческой деятельности в сфере услуг.
28 Развитие материально-технической базы в торговле с целью повышения эффективности коммерческой деятельности.
29 Инвестиции как источник развития материально-технологической оснащенности коммерческих предприятий.
30 Оценка результативности коммерческой деятельности предприятия в условиях рынка.
1 Гражданский Кодекс РФ. Часть I. М., 1995.
2 Гражданский Кодекс РФ. Часть 2. М., 1996.
3 Панкратов Ф.Г., Серегина Т.К. Коммерческая деятельность: Учебник.
М.: ИКЦ Маркетинг, 2002. 580 с.
4 Дашков Л.П., Памбухчиянц В.К. Коммерция и технология торговли: Учебник.
М.: ИКЦ Маркетинг, 2001. 596 с.
5 Панкратов Ф.Г. и др. Практикум по коммерческой деятельности: Учебное пособие.
М.: ИВЦ Маркетинг, 1999. 248 с.
6 Осипова Л.В., Синяева И.М. Основы коммерческой деятельности: Учебник для вузов.
М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1997. 324 с.
7 Осипова Л.В., Синяева И.М. Основы коммерческой деятельности: Практикум: Учеб. пособие для вузов.
М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1997. 215 с.
8 Половцева Ф.П. Коммерческая деятельность: Учебник.
М.: ИНФРА-М, 2001. 248 с.
9 Абчук В. А. Коммерция: Учебник. СПб.: Издательство Михайло
ва В.А., 2000. 475 с.
10 Андреева Л.В. Продажа товаров: Руководство по подготовке и заключению договоров.
М.: ИН-ФРА-М, 1997. 176 с.
11 Быкова Е.В., Стоянова Е.С. Финансовое искусство коммерции.
М.: Перспектива, 1995. 154 с.
12 Ванин В.В. Коммерческие организации: выбор организационно-правовой форы: Практ. пособие.
М.: ПРИОР, 1998. 96 с.
13 Васильев Н.М. и др. Лизинг как механизм развития инвестиций и предпринимательства / Н.М. Васильев.
М.: ДеКа, 1999. 280 с.
14 Волынец-Руссет Э.Я. Коммерческая реализация изобретений и ноу-хау (на внешних и внутренних рынках): Учебник.
М.: ЮРИСТЪ, 1999. 326 с.
15 Герчикова И.Н. Международные экономические организации: регулирование мирохозяйственных связей и предпринимательской деятельности: Учеб. пособие.
М.: Консалт-банкир, 2000. 624 с.
16 Голощапова А.И., Пармененков К.Н., Савкина Р.В. Основы коммерческой деятельности: Учебное пособие.
М.: Изд-во МГУК, 2000. 170 с.
17 Щербаков В.В., Парфенов А.В., Пасада Н.И. Эволюция форм и методов торгового посредничества в дореволюционной России.
СПб.: Изд-во СПб УЭФ, 1996. 189 с.
18 Экономический анализ: ситуации, тесты, примеры, задачи, выбор оптимальных решений, финансовое прогнозирование: Учеб. пособие / Под. ред. М.Н.
Баканова, А.Д. Шеремета.
М.: Финансы и статистика, 1999. 656 с.