d9e5a92d

Совершенствование должностных инструкций

Более подробно рассмотрим статус начальника отдела маркетинга. Начальник отдела маркетинга имеет право:
-требовать от подразделений филиала представления материалов, необходимых для осуществления работы, входящей в компетенцию отдела маркетинга;
-вносить предложения, учитывающие требования потребителей, по разработке и организации предоставляемых услуг;
-давать обязательные для цехов и отделов указания по устранению недостатков в конкуренции и технологии оказания услуг, выявившихся в процессе их потребления;
-по результатам маркетинговых исследований давать предложения руководству филиала о применении санкций и о поощрениях по отношению к отдельным работникам и подразделениям филиала;
-представительствовать в вышестоящих организациях по поручению руководства филиала по вопросам, относящимся к компетенции отдела;
-привлекать в установленном порядке специалистов научно-исследовательских учреждений и учебных заведений, а также работников филиала для проведения исследований по изучению конъюнктуры рынка, сбыта, потребности и платежеспособного спроса;
-давать представления руководству филиала о назначении и освобождении в установленном порядке, работников отдела и о применении к ним мер поощрения и взыскания;
-разрабатывать и представлять на утверждение должностные инструкции для работников отдела;
-созывать с ведома руководства филиала совещания по вопросам маркетинга;
-требовать от подчиненных работников соблюдения трудовой дисциплины, правил техники безопасности, промсанитарии и противопожарной защиты.
Начальник отдела маркетинга несет ответственность за:
-разработку и осуществление эффективной политики и программы маркетинга;
-своевременное и качественное выполнение порученной ему работы;
-выполнение соответствующего законодательства Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, указов и распоряжений Президента Российской Федерации, приказов и распоряжений руководства филиала по вопросам, относящимся к компетенции отдела;
-достоверность представляемых руководству прогнозов по конъюнктуре рынка, платежеспособному спросу и сбыту;
-обоснованность рекомендаций по ожидаемому спросу на новые и уже оказываемые виды услуг;
-организацию рекламы и ее действенность;
-организацию работы по сбыту продукции;
-соблюдение договорной дисциплины, оказание услуг связи с заключенными договорами;
-соблюдение трудовой и производственной дисциплины работниками отдела;
-соблюдение смет затрат по маркетингу, рекламе и сбыту услуг;
-соблюдение трудового законодательства в отделе
С помощью данной организационной структуры можно решить проблемы, выявленные в аналитической главе работы (табл. 3.2):
Таблица 3.2 - Проблемы организационной структуры предприятия и пути их решения

Проблема Решение
Неудовлетворительное функционирование предприятия
Несоответствие структуры увеличению разнообразия предлагаемых услуг
Создание полноценного отдела маркетинга
Перегрузка высшего руководства Общая перестройка организационной структуры управления филиалом
Разногласия по организационным вопросам (дублирование функций) Расформирование хозяйственного отдела

Далее рассмотрен порядок определения сложности работ. Выполняемых в бухгалтерии филиала.

За простую работу взята работа по составлению доверенности на покупку товарно-материальных ценностей. Технология выполнения и характер операций. Составляющих работу представлен в таблице 3.3.
Таблица 3.3 Технология выполнения работы по составлению доверенности на покупку ТМЦ

Последовательность Характер операций Трудоемкость, мин. Удельный вес, %
1. Подготовка рабочего места Технический 30 3,95
2. Заполнение реквизитов документов Технический 100 13,16
3 Заполнение формы Технический 300 39,47
4. Запись сведений об исполнителе Технический 30 3,95
5. Запись второго экземпляра Технический 120 15,79
6. Контроль заполненных экземпляров Логический 120 15,79
7. Подпись начальника Технический 60 7,89
Итого 760 100,00

При расчете сложности учитываются следующие факторы: Характер задачи
Число объектов внимания
Число элементов в алгоритме
Значимость задачи
Первый фактор учитывается с помощью коэффициента, рассчитанного по следующей формуле:
Х = 1Lt + 2Lp + 3Lл 4Lтв
где Х коэффициент первого фактора
Lt - удельный вес технических операций в задании
Lp удельный вес расчетных операций в задании
Lл удельный вес логических операций в задании
Lтв - удельный вес творческих операций в задании
Х = 1 * 0,84 + 3 * 0,16 = 1,32
Влияние фактора числа объектов внимания определяется с помощью коэффициента. Рассчитанного по формуле
B = ln N
где B коэффициент второго фактора
N число объектов внимания
В = ln 10 = 2.30
Число элементов в алгоритме определяется с помощью следующего коэффициента:
V = ln Э
V - коэффициент третьего фактора
Э число элементов в алгоритме
V = ln 4 = 1.4
Значимость определяется в зависимости от задачи:
- для контрольной задачи 1,2;
- для учетной задачи 1,0;
Так, как данная работа является контрольной, то её значимость равна 1,2. Полученные коэффициенты необходимы для расчета сложности более трудоемких работ.

В связи с тем. Что данная работа принята за базу, коэффициент сложности равен единице.
Технология выполнения работы по составлению журнала-ордера 6 представлена в таблице 3.4.
Таблица 3.4 Составление журнала-ордера 6 Расчеты с поставщиками и покупателями

Последовательность Характер операций Трудоемкость, мин. Удельный вес, %
1. Подготовка рабочего места Технический 30 1,40
2. Контроль за счет фактурами Логический 150 6,80
3. Подпись директора на счет-фактурами Технический 60 2,70
4. Сличение данных счет-фактуры с ведомостью Расчетный 80 3,60
5. Введение данных в базу компьютера Технический 150 6,80
6. Подготовка списка на перечисление за услуги поставщикам Расчетный 30 1,40
7. Составление акта сверки Расчетный 900 40,70
8. Заполнение двух экземпляров акта сверки Технический 150 6,80
9. Контроль заполненных экземпляров актов сверки гл. бухгалтером Расчетный 150 6,80
10. Подпись главного бухгалтера Технический 60 2,70
11. Отправление документов Технический 150 6,8
12. Составление списка дебиторов и кредиторов Технический 60 2,7
13. Заполнение книги покупок Расчетный 240 10,8
Итого 2210 100,00

Таблица 3.5 Состав и характер операций

Характер операций Трудоемкость, мин. Удельный вес. %
Технический 660 29,90
Расчетный 1170 52,90
Логический 300 13,60
Творческий 80 3,6
Итого 2210 100,00

X = 1 * 0.299 + 2 * 0.529 + 3 * 0.136 + 4 * 0.036 = 2,44 В = ln30 = 3,40
V = ln10 =2,30
З = 1
Для расчета среднего коэффициента сложности работ необходимо сопоставить коэффициенты по каждому фактору с базовыми значениями:
X = 2,44 / 1,32 = 1,85
В = 3,40 / 2,3 = 1,5
V = 2,30 / 1,4 = 1,64
З = 1 / 1,2 = 0,83
Ксл = v1,85*1,5*1,64*0,83 = 1,4
Приходный ордер на ТМЦ
Таблица 3.6 Составление приходного ордера

Последовательность Характер операций Трудоемкость, мин. Удельный вес, %
1. Подготовка рабочего места Технический 10 25
2. Контроль за наличие всех первичных документов Технический 5 12,5
3. Сверка объемов материалов Технический 10 25
4. Заполнение документа Технический 10 25
9. Контроль заполненных экземпляров актов сверки главным бухгалтером Логически 5 12,5
Итого 40

Таблица 3.7 Состав и характер операций

Характер операций Трудоемкость, мин. Удельный вес. %
Технический 35 87,5
Расчетный 5 12,5
Логический 0 0
Творческий 0 0
Итого 40 100

X = 1 * 0.875 + 2 * 0.125 + 3 * 0.0 + 4 * 0.00 = 1,125 В = ln10 = 2,3
V = ln4 =1,4
З = 1
Для расчета среднего коэффициента сложности работ необходимо сопоставить коэффициенты по каждому фактору с базовыми значениями:
X = 1,125 / 1,32 = 0,852
В = 2,3 / 2,3 = 1
V = 1,4 / 1,4 = 1
З = 1 / 1,2 = 0,83
Ксл = v0,852*1*1*0,83 = 0,84 Инвентаризационная опись Таблица 3.8 Составление инвентаризационной описи

Последовательность Характер операций Трудоемкость, мин. Удельный вес, %
1. Подготовка рабочего места Технический 15 10,35
2. Изучение складской документации Творческий 15 10,35
3. Проведение инвентаризации и сличение фактических донных с учетными Логический 30 20,69
4. Составление оборотной ведомости Технический 30 20,69
5. Заполнение копии документа Технический 20 13,79
6. Подпись документа членами комиссии Технический 20 13,79
7. Расчет отклонений Расчетный 15 10,35
Итого 145 100%


Таблица 3.9 Состав и характер операций

Характер операций Трудоемкость, мин. Удельный вес. %
Технический 85 58,61
Расчетный 15 10,35
Логический 30 20,69
Творческий 15 10,35
Итого 145 100

X = 1 * 0.5861 + 2 * 0.1035 + 3 * 0.2069 + 4 * 0,1035 = 1,83 В = ln10 = 2,3
V = ln10 = 2,3
З = 1,2
Для расчета среднего коэффициента сложности работ необходимо сопоставить коэффициенты по каждому фактору с базовыми значениями:
X = 1,83 / 1,32 = 1,38
В = 2,3/ 2,3 = 1,00
V = 2,3 / 1,4 = 1,64
З = 1,2 / 1,2 = 1
Ксл = v1,38*1,00*1,64*1 = 1,5
Рисунок Решетка ответственности

Совершенствование должностных инструкций
Таблица 3.10 Расчет коэффициентов сложности на примере бухгалтерии

Наименование документа Характер работ (х) Число объектов внимания (N) Число строкограф (СГ) Коэфф сложности (Ксл)
1. Доверенность на ТЦ 1,320 10 10 1
2. Приходный ордер на товарно-материальных ценности 1,125 10 10 1,23
3. Лимитно-заборная карта 1,315 10 1,29
4. Карточка складского учета материалов 1,320 10 10 1
5. Инвентаризационная опись 4,150 10 10 1,5
6. Акт на списание израсходованных материальных ценностей 1,450 20 40 1,35
7. Акт на списание объекта основных средств 1,320 20 40 1,33
8. Инвентаризационная карточка учета объекта основных средств 1,430 10 20 1,23
9. Ведомость начисления амортизации 1,490 20 40 1,28
10. Журнал ордер 6 2,440 30 40 1,5

В настоящее время тратится очень много времени на расчеты коэффициента сложности. Необходимо решить задачу по упрощению расчетов коэффициента сложности.

Таблица 3.11 Время, затраченное на определение величины ответственности по существующей методике

Наименование документа Характер работы, мин Число объектов внимания, мин. Число объектов в алгоритме Коэффициент сложности, мин. Итого
1. Доверенность на ТЦ 40 2 2 10 54
2. Приходный ордер на товарно-материальных ценности 120 9 10 10 149
3. Лимитно-заборная карта 180 40 40 10 270
4. Карточка складского учета материалов 126 9 10 10 155
5. ИнвентарPзационная опись 30 2 30 10 72
6. Акт на списание израсходованных материальных ценностей 138 10 10 10 168
7. Акт на списание объекта основных средств 70 8 10 10 98
8. Инвентаризационная карточка учета объекта основных средств 90 10 132 10 242
9. Ведомость начисления амортизации 50 3 50 10 113
10. Журнал ордер 6 80 9 120 10 219
Итого 924 102 414 100 1540

Таблица 3.12 Время, затраченное на определение величины ответственности по решетки ответственности

Наименование документа Характер работы, мин Число объектов внимания, мин. Число объектов в алгоритме Коэффициент сложности, мин. Итого
1. Доверенность на ТЦ 40 2 2 3 47
2. Приходный ордер на товарно-материальных ценности 120 9 7 3 139
3. Лимитно-заборная карта 180 40 10 3 233
4. Карточка складского учета материалов 126 9 7 3 145
5. Инвентаризационная опись 30 2 1 3 36
6. Акт на списание израсходованных материальных ценностей 138 10 8 3 159
7. Акт на списание объекта основных средств 70 8 4 3 85
8. Инвентаризационная карточка учета объекта основных средств 90 10 6 3 109
9. Ведомость начисления амортизации 50 3 3 3 59
10. Журнал ордер 6 80 9 5 3 97
Итого 924 102 53 30 1109

В настоящее время на предприятии применяет такой способ расчета трудоемкости как ручной. Я предлагаю использовать решетку ответственности, т.к. данный способ является более экономически эффективный.

Приступим к совершенствованию должUостных инструкций.

Совершенствование должностных инструкций


Важно заметить, что должностные инструкции в организации разработаны не для всех специальностей. В основном они касаются менеджеров среднего звена. Разработанные должностные инструкции отличаются четкостью формулировок; соответствуют юридическим нормам. Таким образом, должностные инструкции разработаны качественно, однако не для всех категорий работников.

Для остальных работников применяется устное инструктирование, которое не всегда является эффективным, в результате чего между менеджерами и работниками торгового зала иногда возникают конфликты, нечеткость их полномочий и ответственности.
Только при условии четкого разграничения ответственности может идти речь о постановке системы принятии управленческих решений, которая является основополагающим звеном повышения эффективности процесса управления предприятием.
Управленческое решение это результат конкретной управленческой деятельности менеджера. Управленческие решения главное средство воздействия, с помощью которого обеспечивается нормальное функционирование систем.

Решение определяет программу действий для достижения цели, этапы работ и последовательность их выполнения, методы и средства, круг исполнителей границы их ответственности и полномочий, сроки выполнения работ.
Отличительной особенностью функции принятия решения является значительно меньшая по сравнению с иными функциями управления стандартизованность и алгоритмизированность. В связи с этим в ней очень велика роль субъективных собственно психологических факторов. Существуют, конечно, многочисленные правила, процедуры и методы принятия решения, которые облегчают этот процесс.

Однако каждый руководитель по своему личному опыту знает, как велика роль не формализуемых, субъективных, а часто и интуитивных факторов в процессах принятия решения. В силу этого функция принятия решения является предметом изучения и в теории управления, и в психологии.
Что касается роли данной функции в общей структуре управленческой деятельности, то, как отмечалось выше, именно она рассматривается как наиболее важная и очевидная прерогатива руководителя. Данное обстоятельство зафиксировано в своео6разной взаимополагаемости понятий принятие решения и управленческая деятельность. Функция принятия решения и соответственно процессы по ее реализации выступает своеобразным ядром, стержнем всей деятельности управленческого типа, в наибольшей мере воплощают ее реальную сложность и ответственность.

Локализация данной функции ее место в общем процессе управления тремя основными обстоятельствами.
Во-первых, данная функция выступает как один из важнейших этапов процесса стратегического планирования. Она локализуется между фазами анализа стратегических альтернатив и собственно реализацией стратегии.

Вырабатываемые при этом решения имеют наибольшее значение для всего функционирования организации; являются стратегическими как в прямом содержательном, так и в оценочном смыслах.
Во-вторых, функция принятия решения включена в качестве Необходимого компонента в реализацию всех иных управленческих функций. Она выступает, поэтому как своеобразный механизм их осуществления. Например, определение целей организации сопряжено с их выбором из некоторого альтернативного их множества. Функция организации также предполагает выбор ее структуры.

Функция планирования требует выбора того стратегического варианта развития. Реализация контрольной функции опять-таки органично связана с выбором форм, методов и периодичности контроля.
В-третьих, любой значимый этап деятельности руководителя всегда связан с необходимостью оценки степени достижимости решаемых на нем проблем, задач. Поэтому в конце каждого этапа руководитель также обязательно принимает решение о том достигнуты или нет изначально поставленные цели, можно ли, следовательно, считать его завершенным и переходить к следующим этапам. Тем самым функция принятия решения играет и роль своеобразного моста от одних этапов и фаз управленческой деятельности к другим.

Именно поэтому функцию принятия решений определяют в качестве связующей. Все это подтверждает необходимость жесткого разграничения ответственности, закрепленного в должностных инструкциях руководителей подразделений.

Безопасность жизнедеятельности на предприятии


4.1 Опасные и вредные факторы, встречающиеся на производстве
Опасный производственный фактор (ОПФ) это фактор, воздействие которого при определенных условиях приводит к травме или другому внезапному ухудшению здоровья. Например: открытые токоведущие части, системы под давлением, движущиеся части систем и механизмов и т.д.
Вредный производственный фактор (ВПФ) это фактор, воздействие которого при определенных условиях приводит к профзаболеванию или потере трудоспособности. Примеры: излучение, шум, вибрация, вредные вещества и т.д.
Зачастую между ВПФ и ОПФ трудно провести грань.
Анализ вредных и опасных факторов. По природе действия на организм человека опасные и вредные производственные факторы (ОПФ и ВПФ) подразделяются на четыре группы:

  • Физические;
  • Химические;
  • Биологические;
  • Психофизиологические.

К физическим ВПФ относятся движущиеся части машин; острые кромки; повышенный уровень вибрации, шума; аномальное значение микроклимата; повышенная запылённость и загазованность, излучение и т.д.
Химические факторы делятся на токсические, раздражающие, сенсибилизирующие (аллергены), канцерогенные, мутагенные.
Биологические ОПФ: патогенные микроорганизмы и продукты их жизнедеятельности; растения; животные; человек.
Психофизиологические ОПФ: нервно-эмоциональные перегрузки; монотонность; статическая, динамическая нагрузка; работа в ночную смену и т.д.
Основными опасными и вредными производственными факторами при производстве алюминиевого профиля и изделий из него на ЗАО НПО СибПрофиль являются:
1 Физические:
1.1 перемещающиеся изделия заготовки, незащищенные подвижные элементы производственного оборудования, ограждение которых не допускается их функциональным назначением;
1.2 загазованность, запыленность рабочей зоны;
1.3 повышенный уровень шума;
1.4 повышенный уровень напряжения в электрической сети, замыкание которого может произойти в теле человека;
1.5 повышенный уровень ионизирующего излучения;
1.6 недостаточная освещенность рабочей зоны.
2 Химические:
2.1 раздражающие вещества
3 Психофизиологические:
3.1 физические перегрузки:
3.1.1 статические нагрузки;
3.1.2 динамические нагрузки;
3.1.3 гиподинамия;
3.2 нервно-эмоциональные нагрузки:
3.2.1 переутомление;
3.2.3 перенапряжение анализаторов (кожные, зрительные, слуховые и т.д.)
3.2.4 монотонность труда;
3.2.5 эмоциональные перенагрузки.
Кодексом законов о труде и Федеральным законом Об основах охраны труда в Российской Федерации ответственность за состояние условий и охраны труда на предприятиях и в организациях возложена на работодателя.
Работодатель обязан обеспечить безопасность работников при исполнении ими трудовых обязанностей, предусмотренных Трудовыми договорами: при эксплуатации зданий, сооружений, оборудования, осуществлении технологических процессов, а также применяемых в производстве сырья и материалов.
Безопасность труда обеспечивается:

  • соответствующими требованиям охраны труда условиями труда на каждом рабочем месте;
  • соответствующим законодательству о труде режимом труда и отдыха работников;
  • выдачей средств индивидуальной защиты работникам, занятым на работах с вредными и опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением;
  • обучением работников безопасным методам и приемам выполнения работ и проверкой их знаний требований охраны труда;
  • соответствующим требованиям охраны труда санитарно-бытовым и лечебно-профилактическим обслуживанием работников.

Перечислим основные негативные факторы, с которые сталкиваются сотрудники управления.
а) факторы, связанные с возможным содержанием в воздухе комнат недопустимого количества бытовой и бумажной пыли. Предельно допустимая концентрация такой пыли согласно ГОСТ 12.1.005 88 составляет не более 6 мг/м3.

Фактическая концентрация бытовой пыли в помещениях филиала не превышает предельно допустимых значений, что достигается наличием достаточного естественного воздухообмена в помещениях, наличием в некоторых комнатах кондиционеров воздуха, а также возможностью проветривать помещение.
б) факторы, связанные с недопустимым отклонением параметров микроклимата. В помещениях с кондиционерами параметры микроклимата (температура, относительная влажность, скорость подвижности воздуха) поддерживаются в границах оптимальных значений, регламентируемых ГОСТ 12.1.005 88 извлечение в таблице 4.1.
Таблица 4.1 Оптимальные нормы микроклимата для помещений с вычислительно-дисплейной техникой (ВДТ) и персональными электронно-вычислительными машинами (ПЭВМ)

Период
года
Категория работ Температура воздуха, С не более Относительная влажность воздуха, % Скорость движения воздуха, м/с
Холодный Лёгкая 1а 22 24 40 60 0,1
Тёплый Лёгкая 1а 23 25

Кондиционер следует настраивать на температуру 23С. В помещениях, не имеющих кондиционеров, значения параметров микроклимата полностью не обеспечиваются в границах оптимальных значений, так как в этих случаях микроклимат создаётся коммуникациями, созданными при строительстве данного здания, с помощью систем централизованного отопления, вентиляции и других.

Более того, не всегда можно удержать значения параметров микроклимата в рамках допустимых значений по ГОСТ 12.1.005 88, вследствие невозможности регулировки и прочих недостатков, присущих централизованным системам и зданию в целом. в) опасность снижения остроты и других характеристик зрения, вызванного недостаточным или неправильным освещением, а также переутомляемостью глаз при работе с ВДТ.
В соответствии с СанПиН 2.2.2.542 96 помещения с ВДТ и ПЭВМ должны иметь естественное и искусственное освещение. Причём естественное освещение должно осуществляться через проёмы ориентированные преимущественно на север и северо-восток и обеспечивать коэффициент естественной освещённости не ниже 1,35 % (для Хабаровска).

Искусственное освещение в помещениях эксплуатации ВДТ и ПЭВМ должно осуществляться системой общего равномерного освещения.



Содержание раздела