Исследование проводилось в два этапа
Нас интересовало кратковременное и долговременное планирование, а также их соотношение, точнее даже, сопряженность планов разной временной модальности, поскольку, по нашему мнению, она отражает тот уровень временной регуляции, который свойственен каждому конкретному человеку.
Далее, планирование времени мы рассматриваем как начальный личностный уровень достижения целей, соотнесенных с определенным их размещением во временном пространстве.
Наряду с этим важность исследования планирования личностного времени обусловлена и той возможностью, которую оно представляет для изучения личности в ее стремлении к саморазвитию, к движению, возможностью увидеть человека в будущем, близком или отдаленном, в его собственной оценке своего потенциала, оно открывает человека таким, каким он сам хочет себя видеть в будущем. А это, безусловно, важно особенно в педагогической практике, суметь увидеть человека не только таковым, какой он есть сегодня, но и рассмотреть то, что еще в нем не раскрылось. Ведь не случайно одним из требований к психотерапевтической процедуре, сформулированным в гуманистической психологии, является то, что клиент должен чувствовать, что его принимают и поддерживают не только таким, каков он есть в настоящий момент, но и в его будущих возможностях.
Только в этом случае он становится способным утвердить себя как независимая личность и стать архитектором своего будущего.
В эмпирическом исследовании, которое мы провели с целью выявления особенностей планирования времени личностью, был использован целый комплекс методик, позволивший нам получить достаточно полные сведения об изучаемом объекте.
Исследование проводилось в два этапа сначала на школьниках-старшеклассниках, у которых существует противоречие между устремленностью в будущее, с одной стороны, и проблематичностью поступления в институт или неопределенностью в выборе профессии, с другой. На втором этапе выборку составили студенты, у которых добавляются и расширяются, сравнительно со старшеклассниками, жизненные сферы планирования, также возрастает его долгосрочность. В этой главе результаты первого этапа исследований в обобщенном виде включены в общие результаты.
На втором этапе эксперимента был проведен опрос с помощью опросника, в который мы включили ряд теоретически выделенных параметров планирования личностного времени.
Было опрошено 110 испытуемых студентов педагогического вуза. Выборку определило, с одной стороны, то, что этап жизни личности, соответствующий студенческому возрасту, характеризуется приобретением определенного жизненного опыта, достаточной личной зрелостью, проявляющейся в переходе от управления деятельностью внешними стимулами к внутренним мотивам самоуправления, а также наличием объективной возможности в выборе той или иной жизненной стратегии, с другой необходимостью в актуализации временной рефлексии у молодых людей для поиска оптимального для них способа планирования времени, поскольку, как показал наш собственный педагогический опыт, потребность в этом свойственна большинству студентов, хотя, безусловно, у одних планирование времени выступает как некоторая когнитивная, у других как определенная личностная способность, а третьим, как мы уже отметили, ее предстоит приобрести.
Вдохновляющим для нас было то обстоятельство, что наши испытуемые студенты педагогического вуза, а значит, вооружившись соответствующими знаниями, они смогут в будущем хоть как-то помочь своим ученикам в выборе ориентиров их жизненного самоопределения. Основным методом был оригинальный опросник.
Все выделенные параметры планирования личностного времени, на основании которых были составлены вопросы (всего 22), мы объединили в четыре группы, получившие следующие обозначения;
1) пролонгированные отражающие масштабность планирования личностного времени, его длительность, стратегичность, про-гнозируемость и т. д.;
2) содержательные ориентированные на выявление тех реальных или идеальных сфер и направлений деятельности, которые включаются в план, а также их соотношения и иерархии;
3) личностные выявляющие степень выраженности некоторых личностных коррелятов (удовлетворенность планирования временем, учет в своем планировании планов других людей);
4) субъектные выражающие степень зависимостинезависимости личности от внешней заданности и обстоятельств в планировании времени и реализации планов, стабильностьизменчивость планов и др., способность абстрагироваться от событийной и возрастной детерминант.
В исследовании использовался и ряд других методик незаконченных предложений (Б. В. Зейгарник), распределения времени (С. Л. Рубинштейн), шкала временных достижений, измерение мотивации достижения (по данным X. Хекхаузена о взаимосвязи мо-
; 46
тиваций и склонности к планированию времени на длительные промежутки).
В соответствии с выделенными группами параметров мы сочли целесообразным строить всю логику анализа особенностей планирования личностного времени.
Весь эмпирический материал по первому этапу исследований мы оценивали по соответствующим критериям, адекватным для каждой группы параметров. Так, для группы пролонгированных параметров был введен критерий оптимальностинеоптимальности, при этом мы опирались на выводы предшествующих работ о том, что наиболее оптимальными типами являются те, которым свойственна долговременная регуляция, следовательно, в соответствии с задачами нашего исследования по этому критерию мы анализировали сопряженность планирования времени на "актуальный период" и отдаленное будущее.
Параметры "содержательной" группы оценивались по критерию "значимой предпочтительности" в планировании времени, в соответствии с которым мы определяли, какая из сфер профессиональная или личная, и с какой внешней или внутренней обусловленностью в первую очередь включается в процесс планирования времени и включается ли вообще.
Удовлетворенностьнеудовлетворенность этот критерий был выдвинут в качестве основного в группе личностных параметров, по которому мы проводили анализ взаимосвязи с характером планирования по степени трудности и реальности, а также по. мере представленности в планах испытуемых планов других людей, отражающий один из компонентов экспектации.
Анализ группы "субъектных" параметров проводился в соот-. ветствии с критерием "достижимости" планов (или их реализации), который включал в себя также рассмотрение "изменяемости" планов и ее обусловленности, а также подведение итогов планов (как механизма контроля и обратной связи).
Как следует из намеченной схемы анализа, мы предпринимаем попытку рассмотрения планирования личностного времени по различным основаниям, что позволит, по нашему мнению, с одной стороны, всесторонне раскрыть предмет нашего исследования, а с другой систематизировать различные признаки его в соответствии с уровневой структурой.
Но поскольку само по себе планирование времени отражает некоторую длительность, протяженность, то в качестве базовой мы выделили группу "пролонгированных" параметров, на основе которой были выделены первоначальные тенденции планирования личностного времени.
Первая группа условно может быть названа как прогнозирующе-оптимальная, она определяется тем, что испытуемые, которых мы
отнесли к этой группе, характеризуются сочетанием краткосрочного планирования и планирования времени на отдаленное будущее. Им свойственна определенная прогнозируемая непрерывность в планировании, когда план составляется по типу: "если сделаю это, то...", в то же время в планировании не задается жесткой последовательности (хотя у небольшого числа испытуемых в план включаются в первую очередь наиболее значимые дела, соотносимые с "актуальным периодом"). В свою очередь, это отражается в той объективированной форме, которую предпочитают испытуемые этой группы, чаще всего это "мысленный план", затем перечень дел на определенный срок, далее отметки в еженедельнике и очень редко строгий список дел с указанием точного срока выполнения.
Эти приведенные особенности, характеризующие представителей первой группы, дают нам основания предполагать, что данная группа испытуемых обладает наиболее развитой способностью к временной регуляции, так как наряду с пролонгированным характером планирования времени у них проявляется рефлексия установления причинно-следственной временной зависимости, что, безусловно, ведет к осознанно-практическому "соединению настоящего и будущего, когда человек понимает, что его сегодняшние "деяния" это основа будущего; поэтому отсутствие жесткой последовательности в планировании можно связывать со способностью испытуемых к переструктурированию "временного содержания" с учетом условий оптимальной реализации того, что запланировано.
В этой группе испытуемых мы выделили подгруппу, названную альтернативно-оптимальной, у представителей которой проявляются те же особенности, что и у испытуемых, входящих в прог-нозирующе-оптимальную группу, но они больше склонны не к переструктурированию в рамках одного плана, а к формированию как бы запасных вариантов.
Содержание раздела