d9e5a92d

Уткин В. - Бизнес-планирование

Назначение и основные цели бизнес-плана
В последние годы в России значительную популярность приобрело бизнес-планирование. Бизнес-план представляет собой краткое, точное, доступное и понятное описание предполагаемого бизнеса (сделки).

Он является важнейшим инструментом при рассмотрении большого количества различных ситуаций, позволяет выбрать наиболее перспективные решения и определить средства их достижения.
В современной практике предпринимательства бизнес-план выполняет четыре функции:
- Первая функция связана с возможностью использования бизнес-плана для развития стратегии бизнеса. Она играет особую роль в период создания предприятия, а также при выработке новых направлений деятельности.
- Вторая функция планирование. Она позволяет оценить возможность развития нового направления деятельности, контролировать процессы внутри фирмы.
- Третья функция связана с привлечением денежных средств: ссуд, кредитов. В современных условиях без кредитных ресурсов практически невозможно осуществить значительный проект.

Однако получить кредит непросто, так как банки принимают целый комплекс мер по обеспечению возврата денежных средств, в состав которых включается и проработка бизнес-плана.
- Четвертая функция связана с привлечением к реализации планов компании потенциальных партнеров, которые пожелают вложить в деятельность собственный капитал или технологию.
Классификация бизнес-планов
С учетом назначения, целей и задач бизнес-плана на практике наиболее часто встречаются следующие его основные виды.
Бизнес-план организации это программа развития организации на предстоящий плановый период с указанием необходимых и достаточных социально-экономических показателей для обоснования привлечения нужных объемов инвестиций и ресурсов.
Бизнес-план заявки на кредит разрабатывается с целью получения заемных средств от организации-кредитора.
Бизнес-план инвестиционного проекта это изложение результатов маркетингового исследования, обоснование стратегии освоения рынка, предлагаемых конечных экономических и финансовых результатов.
Бизнес-план структурного подразделения это изложение плана деятельности подразделения.
Бизнес-план заявки на грант составляется для получения инвестиций из государственных бюджетов различных уровней и/или различных отечественных либо зарубежных фондов с целью решения социально-экономических проблем. Такой бизнес-план сопровождается обоснованием прямых и косвенных экономических, социальных, научно-технических преимуществ для общества при условии выделения средств или ресурсов под предлагаемый проект.
Бизнес-план развития региона это обоснование перспектив социальноэкономического развития региона и объемов финансирования соответствующих программ для органов, наделенных бюджетными полномочиями.
Бизнес-план учреждения это обоснование перспектив и значимости социальноэкономического развития учреждения (например, вуза, поликлиники, школы, научнотехнических центров и т.д.) для общества. При этом определяется потребность в ресурсах по плановым периодам.
Структура бизнес-плана
В мировой практике подготовка бизнес-плана происходит на основе стандартных требований к оформлению. В связи с этим существует типовая структура бизнес-плана, которая включает следующие разделы.
I. Титульный лист.
II. Вводная часть (резюме).
III. Анализ положения дел в отрасли.
IV. Сущность проекта.
V. План маркетинга.
VI. Производственный план.
VII. Организационный план.
VIII. Оценка рисков.
IX. Финансовый план.
X. Приложения.
Структура бизнес-плана может изменяться в зависимости от конкретных целей, задач и объекта бизнеса. Содержание конкретного бизнес-плана зависит от специфики проекта, которая обусловливается: 1) размером предприятия, 2) характером проекта (расширение существующего или создание нового предприятия) и 3) условиями финансирования (наличие или отсутствие потребности во внешних источниках).
Особенности бизнес-планирования в России
От западных стран бизнес-планирование в России отличается рядом особенностей. Экономическая и социальная ситуация, в которой сейчас работают российские предприниматели, зачастую не позволяет им использовать зарубежные методические разработки при составлении бизнес-плана. Поэтому они применяют отличные от
западных методики и подходы составления бизнес-планов. Одни, например, объединяют разделы Анализ положения дел в отрасли и Сущность проекта; другие рассматривают раздел Оценка рисков в качестве подраздела Финансового плана; довольно распространенным является прием составления бизнес-плана в виде двух самостоятельных документов, одним из которых является основная часть, включающая разделы I-VII, а вторым финансовый план.



Об этих и других методиках и подходах составления бизнес-планов можно ознакомиться в соответствующих разделах приведенного списка литературы: [3, 4, 5, 10].
Программное обеспечение для бизнес-планов
В последние годы на российском рынке появились различные отечественные программные продукты. Тремя наиболее известными из них являются:
- Альт-Инвест, разработчик которого исследовательская консультационная фирма Альт;
- ТЭО-ИНВЕСТ, разработчик Институт проблем управления РАН;
- Project Expert, разработчик фирма Про-Инвест Консалтинг.
Все эти программные продукты основаны на методологии UNIDO и соответствуют действующим Методическим рекомендациям по оценке эффективности проектов. Кроме того, они обеспечивают соответствие российскому налоговому законодательству.
При обучении на программе МBA-start вы получаете программное обеспечение Касатка, разработчик корпорация SBI USA Inc.. Программа снабжена аудио- и текстовыми справками помощи. Программный продукт Касатка
Программный продукт Касатка является современной технологией принятия решений стратегического, тактического и оперативного уровней для организаций малого, среднего и большого частного бизнеса, а также государственных организаций. В программном комплексе Касатка максимально детально представлен инвестиционный бизнес-план, которым вы можете воспользоваться, работая с данным курсом. Работать с бизнес-планом можно на втором уровне доступа в комплексе маркетинга.

В разделе Бюджет модуля вы найдете подраздел Бюджет бизнес-проекта, где можно задать цели проекта, составить план развития, описать номенклатуру ваших продуктов и посчитать общий бюджет затрат. Кроме того, есть возможность предварительного изучения и анализа рынков сбыта и снабжения, а также производства бизнес-проектов.
рограмма Project Expert Professional для Windows
Project Expert Professional для Windows предназначена для оценки эффективности бизнес-проектов. Среди преимуществ Project Expert необходимо выделить следующие возможности системы:
- анализ эффективности бизнес-проектов без отраслевых ограничений;
- анализ в одном проекте широкого ассортимента реализуемых товаров/услуг (до 400);
- учет особенностей стран с неустойчивой экономикой;
- высокая допустимая длительность проекта (30 лет) и ряд других.
В мировой практике предпринимательства основная цель написания бизнес-плана это привлечение денежных средств и потенциальных инвесторов. В российских условиях упор делается на развитие стратегии и планирование.

Такая же тенденция имеет место и в Project Expert. Бизнес-план, разработанный при помощи данной системы, хорошо отражает процессы планирования текущей и предстоящей деятельности, но не стимулирует потенциальных инвесторов к вложению средств в данный проект.

В современных условиях, когда российская экономика готовится к вступлению в ВТО, данный недостаток является весьма существенным.
Другой особенностью системы Project Expert является ее так называемая закрытость для пользователя. Пользователь данной системы вводит исходные данные в виде отдельных, несвязанных между собой объемов информации. Введенные данные обрабатываются автоматически, без участия пользователя в процессе бизнес-планирования.

Результат выдается в виде аналитических графиков и финансовых отчетов, а такие необходимые по западным меркам параметры, как миссия предприятия, запрашиваемая сумма финансирования и ряд других, отсутствуют. Бизнес-план, разработанный при помощи Project Expert, интересен финансовому аналитику, но будет сложным для восприятия предпринимателю или инвестору, не обладающими профессиональными знаниями в данной области.

Эта же закрытость для пользователя не позволяет эффективно использовать Project Expert в качестве простой и доступной учебной программы.
Бизнес-план, используемый в данном курсе
В основу изучаемого курса положен простой и доступный бизнес-план, используемый для обучения американских предпринимателей навыкам бизнес-планирования, адаптированный для российских условий. Его краткое содержание имеет следующий вид.
I. Вводная часть.
II. Сущность проекта.
III. Рынок.
IV. Производственный план.
V. Продажи и маркетинг.
VI. Управление.
VII. Приложения.
Рекомендации по работе с данным курсом
Данный курс включает основную часть, состоящую из методики составления бизнес-плана производственно-коммерческого предприятия, полезных советов, как избежать типичных ошибок, а также приложений, которые содержат примеры написания разделов бизнес-плана, четыре контрольных задания по отработке навыков написания бизнес-плана, а также два готовых бизнес-плана. Один для предприятия среднего бизнеса ООО "КРОВ" (см. Приложение 7,. второй для предприятия малого бизнеса ПБОЮЛ "Колорит" (см. Приложение 8).

Бизнес-план ПБОЮЛ "Колорит" содержит характерные ошибки (выделены в тексте серым фоном) и комментарии (выделены курсивом). В конце каждого подраздела приведен анализ и рекомендации по улучшению данного подраздела.

Также даются комментарии к примерам выполнения контрольных домашних заданий (см. Приложения 1,2,3,4,5,6). В примерах написания бизнес-плана части текста, в которых отсутствует логика изложения или даются необоснованные выводы, выделены желтым фоном и помечены звездочкой *.

Раздел 1. Вводная часть бизнес-плана

Вводные элементы бизнес-плана титульный лист, резюме и содержание служат для создания первого впечатления на читателя. Во многих случаях вводные элементы, особенно резюме, определяют, обратится ли читатель к остальной части вашего бизнес-плана.
Титульный лист должен быть одновременно достаточно информативным и кратким. Резюме должно убедить читателя, что ваш бизнес-план является хорошо продуманным документом и его чтение не будет пустой тратой времени. Содержание показывает, насколько удачно вы скомпоновали основные разделы и связали их в единое целое.

Остановимся подробнее на каждом из вводных элементов.

Титульный лист

Что же должно быть на титульном листе? К сожалению, многие составители бизнес-планов не размещают на нём требуемую информацию.

Кредиторы жалуются, что зачастую не находят на титульных листах адреса, телефоны и другую контактную информацию об авторах бизнес-планов.
Цель титульного листа рассказать читателю о том, что ему предстоит прочитать и каким образом можно связаться с составителем бизнес-плана.
Титульный лист начинается со слов Бизнес-план и включает в себя:
- логотип компании;
- адрес компании;
- номер телефона;
- номер факса;
- электронный адрес;
- сроки реализации проекта;
- дату.

Резюме

Резюме это та часть бизнес-плана, с которой большинство читателей начинают свой знакомство с ним. Если резюме недостаточно интересно, на нем чтение может закончиться.

Кредиторы, в частности, читают резюме, чтобы решить, стоит ли читать остальные разделы. Другие читатели по резюме судят о вашем профессионализме и привлекательности предлагаемого бизнеса.
Хотя резюме это первая страница бизнес-плана, пишите его в последнюю очередь. По мере написания бизнес-плана помечайте предложения, параграфы, разделы, которые вы поместите в резюме.

Стандартное резюме должно быть объёмом не менее одной и не более трех страниц печатного текста и должно включать бизнес-идею, требуемые финансовые средства и условия их обеспечения, дату начала деятельности, текущее положение дел, имена собственников и лиц, принимающих главные решения, а также достигнутые результаты.

Полезные советы

- Написание резюме после завершения всех остальных частей бизнес-плана позволит вам выбрать те ключевые предложения из наиболее важных разделов, которые следует включить в резюме.
- Отшлифуйте ваше резюме. Дайте его прочитать тем, кто знаком с вашим бизнесом, и тем, кто не знает о нем ничего.
- Проверьте еще раз, все ли детали включены: бизнес-идея, требуемые финансовые средства и условия их обеспечения, дата начала деятельности, текущее положение дел, имена собственников и лиц, принимающих главные решения, а также достигнутые результаты.
- В процессе написания постоянно корректируйте ваше резюме. Только в том случае, если оно будет лаконичным и интересным, у читателя появится желание прочитать весь бизнес-план.

Пример резюме существующего бизнеса Уютный ночлег и завтрак

"Уютный ночлег и завтрак" это существующее предприятие, которое ищет дополнительных инвестиций для расширения деятельности.
Каждое лето свыше шестидесяти тысяч туристов посещают заповедники Кировской области. К 2008 году ожидается увеличение притока туристов-пенсионеров и туристов, путешествующих с семьями и детьми, которые желают провести отпуск в комфортабельных местах для отдыха.

Отдел туризма при администрации Кировской области прогнозирует к 2008 году общее число туристов, желающих отдохнуть в заповедных местах Кировской области, составит восемьдесят тысяч человек.
"Уютный ночлег и завтрак" хочет повысить свою репутацию и извлечь выгоду из прогнозируемого дополнительного притока туристов в предстоящие сезоны. Предприятие планирует реконструкцию существующих номеров и открытие новых номеров в двух корпусах действующей гостиницы.

Борис и Светлана Ивановы зарегистрировали "Уютный ночлег и завтрак" в 1998 году и с тех пор трижды входили в тройку лучших отелей Кировской области, определяемых ежегодно. Гостиница расположена в поселке Вишкиль на берегу реки Вятка.

Из окон открывается прекрасный вид на Вятку. Площадь земельного участка, прилегающего к гостинице, около 0,5 гектара.

Кроме этого отель привлекает посетителей отличной кухней прежде Борис работал шеф-поваром в одном широко известном ресторане. Начиная с 1998 года ежегодный прирост числа туристов в отеле "Уютный ночлег и завтрак" составляет не менее 20 %.
В дополнение к ремонту существующих номеров будут реконструироваться два номера в действующем главном корпусе и все номера дополнительного корпуса. Реконструкция продлится около шести месяцев с ноября 2006 года по апрель 2007 года период наиболее низкой посещаемости. Получено разрешение от городских властей на строительство, а также предложения на строительство от трех местных подрядчиков.

Реконструкция будет включать ремонт ванных комнат: установку новых современных обогревателей, устройство вентиляционных окон, замена старых раковин новыми, большего размера, и др. Решение о реконструкции отеля было принято в соответствии с информацией, предоставленной институтом, занимающимся исследованием запросов туристов, которые останавливаются в подобных гостиницах.

Согласно ежегодному опросу, проводимому данным институтом, туристы готовы платить более высокую цену за гостиничные номера, если они будут оборудованы перечисленными выше удобствами. После реконструкции планируется поднять цены примерно на 30%.
"Уютный ночлег и завтрак" является частным предприятием. Учредители Борис и Светлана Ивановы вкладывают в реконструкцию 500 тыс. руб. собственных средств и ищут дополнительных инвестиций на сумму 1 млн. руб.
Пример резюме вновь создаваемого бизнеса
Небольшая консалтинговая фирма подает заявку на 750 тыс.руб. стартовый капитал для начала нового бизнеса. Малый Бизнес и К. консалтинговая фирма, специализирующаяся в вопросах, связанных с малым бизнесом.

Обратите внимание, как они используют резюме, чтобы представить главные элементы бизнес-плана и завлечь читателя для обращения к остальным разделам.

Консалтинговый бизнес

В ежегодном сообщении института предпринимателей за 2005 год утверждается, что к 2010 году половина существующих в стране предприятий малого бизнеса должны будут использовать официальную бизнес-практику, чтобы гарантировать успешную деятельность в будущем.
Малый Бизнес и К. планирует использовать это сообщение как бизнес-идею для начала деятельности по предоставлению консалтинговых услуг владельцам и руководителям предприятий малого бизнеса (менее 200 человек), которым нужна помощь в проведении маркетинговых исследований и в разработке плана развития. Малый Бизнес и К. будет проводить семинары, тренинги и консультации для владельцев и руководителей предприятий малого бизнеса.

Обучение будет охватывать такие области, как разработка и написание плана рыночных исследований; помощь в выведении продукта на рынок; работа в команде управление и развитие отношений; человеческие ресурсы, включая разработку официальной политики компании. По мере того как предприятия будут развиваться, Малый Бизнес и К. планирует предоставлять им обучение, необходимое для внесения изменений в деятельность компании по мере роста и укрупнения. В течение предстоящих двух лет Малый Бизнес и К. будет выпускать видеоролики, буклеты и другие сопроводительные материалы в дополнение к основному
учебному курсу. Все разрабатываемые материалы будут продаваться во время учебных, презентационных и других мероприятий, проводимых компанией, а также рассылкой по почте и через рекламу в журналах.
Малый Бизнес и К. имеет достаточное количество конкурентов, но ни один из них не предоставляет такой же широкий спектр услуг. В то время как конкуренты специализируются в узких областях, Малый Бизнес и К. собрало команду признанных экспертов в различных областях, которые обеспечивают полномасштабный сервис. Г-н И.Л.

Виноградов, основатель компании "Персональный компьютер", являющийся одновременно известным специалистом в области развития бизнеса, руководит командой менеджеров компании Малый Бизнес и К.. Кроме г-на Виноградова в команде ещё 12 известных специалистов в различных областях, с которыми он сотрудничал в течение его 25-летней карьеры.

Высокий авторитет г-на Виноградова и его четкое представление пути развития компании уже позволило предприятию завоевать признание. Например, Малый Бизнес и К. наладило отношения с двумя известными по всей стране организациями, которые будут рекомендовать Малый Бизнес и К. как их официального эксперта в области малого бизнеса в обмен на участие г-на Виноградова в ежегодной конференции, проводимой обществом малого бизнеса.
Среди других хорошо известных консультантов компании Малый Бизнес и К. Кирилл Карпов, признанный по всей стране специалист в области человеческих ресурсов и исполнительный директор ООО "Крокус", награжденный призом "Отличный исполнительный директор по маркетингу", который присуждается ежегодно.
Малый Бизнес и К. ищет инвестиционные средства в сумме 750 тыс. руб. для покрытия расходов на администрирование, маркетинг и других неучтенных затрат на начальном этапе развития предприятия.
Малый Бизнес и К. было зарегистрировано в 2005 году. В настоящее время наблюдается высокий спрос на услуги компаний, работающих в сфере предоставления консалтинговых услуг для предприятий малого бизнеса. Планируется организация работы в двух направлениях: создание клиентской базы, в которую будут вноситься те клиенты, которые неоднократно обращались в Малый Бизнес и К., и создание каталога консалтинговых документов для продажи предприятиям малого бизнеса.

В связи с высоким спросом на консалтинговую документацию, Малый Бизнес и К. рассчитывает занять прочную позицию в данном секторе рынка в течение ближайших пяти лет.

Содержание бизнес-плана

Содержание предоставляет читателю возможность быстрого и легкого доступа ко всем разделам вашего плана. Все страницы бизнес-плана должны быть пронумерованы. После того как вы скомпоновали ваш бизнес-план и пронумеровали страницы, вернитесь к содержанию и проставьте номера страниц.

Проверьте, все ли основные разделы и важные подразделы включены в содержание.

Раздел 2. Сущность проекта

Независимо от того, для какой цели создается ваш бизнес-план (поиск источников финансирования или для внутреннего пользования), необходимо представить ясное и лаконичное описание деятельности вашего предприятия. Оно должно быть объективным и отвечать на вопросы: Кто вы?

Что предлагаете? Какие потребности рынка собираетесь удовлетворять?

Почему ваша бизнес-идея является жизнеспособной?
Стандартное описание бизнеса включает в себя:
- анализ положения дел в отрасли;
- описание вида деятельности вашего предприятия;
- описание вашего товара/услуги;
- позиционирование вашего предприятия;
- ваша ценовая стратегия.

Анализ положения дел в отрасли

Начните описание вашего бизнеса с краткого анализа положения дел в отрасли, к которой относится ваше предприятие, напишите о перспективах развития рынка и о вашей предполагаемой роли в данном секторе рынка.



Содержание раздела