Также следует отметить, что "Фототовары" являются единственным фотомагазином в регионе, предоставляющим в аренду цифровую фототехнику. Хотя один из конкурентов "Фотооборудование", расположенный на расстоянии около 16 километров, тоже планирует предоставление подобной услуги.
Что касается проявки фотопленки, печатания и размножения фотографий мы воспользовались услугами эксперта профессионального фотографа, который следующим образом охарактеризовал сервис, предлагаемый конкурентами:уровне, как у "Фототоваров". Цена печати второго экземпляра фотографий сопоставима с ценой первого экземпляра.
- "Фото на заказ": заказ проявка фотопленки и печать фотографий был принят утром, в 10 часов и выполнен после обеда, в три часа. Цены самые низкие, но и качество на низком уровне цвета не контрастные; печатают фотографии только одного размера.
- "Фото и копировальные услуги": работают на фотооборудовании, подобном тому, которое используется в Фотомастерской "Ремонт и обслуживание". Время выполнение заказа заняло более двух часов вместо обещанных 60 минут.
Качество хорошее, но не используют "фирменную" фотобумагу. Во время ожидания выполнения заказа встретился клиент, заказ которого был утерян.
"Фототовары" намерен выполнять заказы в течение одного дня: при принятии заказа до обеда он будет готов в этот же день, при принятии заказа после обеда утром следующего дня. Для работы будет использоваться "фирменная" фотобумага и фотореактивы Kodak. Хотя наши цены будут немного выше цен конкурентов, но мы предложим более высокое качество и бесплатную печать второго экземпляра фотографий.
Кроме этого мы будем возвращать деньги, если клиент не удовлетворен выполнением заказа.
Рынок фотоуслуг в Архангельске не сегментирован. Все предприятия по предоставлению фототоваров/услуг работают изолированно, без захвата контроля над каким-либо сектором рынка, поэтому приход на рынок нового конкурента не повлечет серьезного передела сфер влияния.
Существует некая ценовая конкуренция за низкие цены, возглавляемая широко рекламирующей себя компанией "Мир фото". "Фототовары" рассматривает данный сегмент рынка и компанию "Мир фото" как "лидера, теряющего свои позиции". Мы готовы работать по предложенным "Мир фото" низким ценам и намерены завоевать в конкурентной борьбе клиентов, неудовлетворенных работой этой компании.
Преимуществом "Фототоваров" является то, что мы будем работать на современном фотооборудовании, в отличие от "Мир фото", которое использует устаревшую фототехнику.
Другими сильными конкурентами являются:
- "Фотоаппараты": магазин, работающий уже 40 лет в данном секторе рынка и поменявший недавно владельцев. После смены собственников покупатели отмечают слабую организацию работы, особенно в области сервисных услуг.
Вероятнее всего "Фотоаппараты" попытается перейти из сектора предприятий, ориентированных на качество, в сектор предприятий, ориентированных на количество. Это подтверждается тем фактом, что в последнее время "Фотоаппараты" теряет свой авторитет продавца профессиональных фотоаппаратов.
- "Фото и радиотовары": один из самых оснащенных фотомагазинов в Архангельске.
Широкий ассортимент удовлетворяет как профессиональных фотографов, так и любителей. "Фото и радиотовары" расположен в западной части города. Партнеры, расположенные в восточной части города (там же, где "Фототовары"), следуют стилю работы магазина "Фото и радиотовары".
Главной особенностью данного стиля является концепция удовлетворения качества и широкий ассортимент при низких ценах. Магазин "Фототовары" надеется занять позицию лидера по продаже фото- товаров/услуг в восточной части Архангельска, аналогичную позиции, занятой магазином "Фото и радиотовары" в западной части города.
Полезные советы по описанию конкурентов
- Никогда не говорите: "У нас нет конкурентов". Кредиторы не поверят вам.
Даже если ваш продукт действительно новаторский, рассмотрите, что клиент может приобрести вместо него. Помните, что первый персональный компьютер конкурировал с калькуляторами и пишущими машинками, а первый калькулятор конкурировал с логарифмическими линейками.
- Ваши конкуренты не всегда явно различимы, так как зачастую они не предлагают точно такой же товар/услугу, который предлагаете вы. Если вы продаете сальсу приправу для гурманов, вы будете конкурировать с другими производителями сальсы, а также вашими конкурентами будут производители кетчупа, горчицы и других приправ.
Включите их в список "косвенных конкурентов".
- Многие бизнес-планы не дают реального обзора конкурентной среды, определяя конкурентную сферу слишком узко. Составляя список конкурентов, размышляйте как можно шире. Характеризуйте конкурентов как любых клиентов, постоянно реализующих товар/услугу, подобную вашему продукту.
Очевидно, что местный продавец цветов конкурирует с другими цветочными магазинами, но он одновременно соперничает с теми предпринимателями, которые оказывают услуги по доставке цветов по телефонной заявке, а также с крупными универмагами, имеющими цветочные отделы.
- Для определения сильных и слабых сторон конкурентов оцените те "действительные" преимущества конкурентов, которые толкают клиентов на покупку у них. Что это цена, качество, сервис, репутация?
Очень часто это могут быть так называемые "воспринимаемые" преимущества, отличающиеся от тех "действительных" преимуществ, которые приводят к совершению покупки.
- Таблица удобный инструмент для презентации данных конкурентного анализа, так как она позволяет одновременно "взглянуть" и оценить всех конкурентов. Колонки таблицы должны включать имя конкурента, долю рынка или позиционирование на рынке, ежегодный объем продаж (по возможности), сильные и слабые стороны, а также комментарии (примечания).
- Включите в конкурентный анализ описание тех, кто не является конкурентом. У читателя может создаться неясное представление о реальных конкурентах. В таком случае вы внесете ясность, объяснив, почему то или иное предприятие не является конкурентом.
Например, люди могут подумать, что компания, нанимающая сдельщиков, корректирующих технические статьи, конкурирует с рекрутинговыми агентствами по подбору временного персонала или с канцелярскими конторами (например, нотариальная контора). Для исключения подобного несоответствия компании нужно указать, что нанимаемый работник является не конторским служащим, а техническим консультантом.
Прогнозируемый объем продаж основан на оценке преимуществ вашего товара/услуги, ваших покупателей, размера вашего сегмента рынка, конкурентов. Этот подраздел должен включать объем продаж в единицах товара и в денежных единицах на последующие три года с разбивкой первого года по кварталам, если это приемлемо для вашей индустрии.
Эти данные также будут важны и при составлении финансового подраздела вашего бизнес-плана.
В кратком резюме объёмом в один параграф изложите основные моменты вашего плана. В сжатой форме расскажите об отличиях вашего товара/услуги от товаров/услуг, реализуемых другими компаниями на вашем рынке. Включите сюда имеющиеся договоренности c заказчиками о сотрудничестве.
Также опишите, каковы перспективы роста числа покупателей на рынке сейчас и какие вы наметили мероприятия для привлечения их в качестве ваших клиентов.
- Если вы получаете данные о средних продажах на покупателя из публикаций торговых ассоциаций, результатов опросов персонала, интервью с собственниками предприятий или других информационных материалов, указывайте эти источники в данном подразделе. Это повысит доверие читателей с точки зрения объективности приводимых данных.
- Не разрабатывайте нелепых планов. Они подорвут вашу репутацию как надежного партнера.
Распространенной ошибкой является планирование скромных результатов в первые годы и "взлет" рынка вверх в последующие годы, сопровождающийся резким подъемом показателей вашего бизнеса.
Пример прогнозируемого объема продаж
Ознакомьтесь с резюме, включенном в подраздел Объем продаж бизнес-плана ООО "Катран", высокотехнологичной компании, открывающей новое предприятие.
Наличие наработанных связей и опыт работы в области высоких технологий позволят компании "Катран" войти в этот конкурентный сектор рынка. В настоящий момент у нас имеется два договора на участие в пресс-конференциях с компаниями, работающими с компьютерным программным обеспечением, и два договора с компаниями, работающими в сфере обеспечения интернет-услуг. К концу года мы ожидаем заключение договоров еще с двумя клиентами с ежемесячным гонораром на сумму не менее 50 000 руб.: участие в пресс-конференции и контракт на оказание услуг в течение квартала.
Проводимая нами до конца года агрессивная маркетинговая политика должна привести к привлечению дополнительных клиентов. В течение последующих двух лет мы запланировали маркетинговые исследования и мероприятия по развитию контактов и расширению сфер деятельности с имеющимися клиентами, и в связи с этим ожидаем количественного и качественного роста нашей клиентской базы.
В этом разделе опишите, в каком состоянии находится ваш товар или услуга в данный момент и что вы планируете предпринять для его развития. Здесь вы показываете, как создается ваш продукт или реализуется ваша услуга.
Данный раздел состоит из следующих подразделов:
- текущее состояние дел;
- производственный процесс;
- стоимость затрат на развитие;
- требуемые трудозатраты;
- издержки и капитальные затраты.
Опишите текущую степень готовности вашего товара или услуги и что остается сделать, чтобы ваш товар или услуга был полностью готов к выходу на рынок. Включите в описание временной график, отражающий сроки выполнения отдельных этапов и дату окончательной готовности продукта. Используйте традиционный черновой план для составления временного графика или модифицируйте план, который был разработан для внутреннего использования.
Окончательная версия плана должна быть простой и понятной читателю. Потенциальный инвестор будет внимательно изучать представленный вами план развития товара/услуги, чтобы понять, как тщательно вы проработали все его элементы.
- Включите в данный подраздел получение патента/торговой марки/авторских прав и другие шаги, которые важны для развития вашего бизнеса.
- Обратитесь к литературе (учебники, справочники и т.д.), содержащей образцы составления бизнес-плана, и сравните подраздел Текущее состояние дел, приведённый в ней, с подразделом, составленным вами.
Пример чернового варианта плана развития предприятия
Компания "ЭВМ комплекс" разрабатывает новую версию компьютерной программы для бухгалтеров. Написание программы еще не закончено, и компания составляет бизнес-план для поиска источников финансирования. Черновой вариант плана развития предприятия приведен ниже. Он отражает, что и когда должно быть сделано для доведения продукта до готового состояния и какие для этого потребуются ресурсы.
В плане приводится распределение обязанностей между отделами. Если штат вашего предприятия не такой многочисленный, как в компании "ЭВМ комплекс", распределите обязанности не по отделам, а функционально.
Учитывайте, что изменение одной даты будет влиять на сроки выполнения остальных работ.
Отделы | Срок выполнения |
Развития | |
готовность пробного варианта программы проверка качества начало тестирования в компании Бета окончание тестирования в компании Бета отлаживание обнаруженных сбоев программная дискета сдана в производственный отдел |
27 мая 1 июня 6 июня 13 июня 27 июня 20 июня 8 июля 13 июля |
Документирования | |
справочная карта подготовлена и сдана на форматирование справочная карта сдана юристу справочная карта возвращена юристом программа и инструкция сданы в отдел технической поддержки программа и инструкция возвращены из отдела технической поддержки руководство пользователя сдано юристу руководство пользователя возвращено юристом инструкции сданы в печать инструкции напечатаны |
21 февраля 25 февраля 3 марта 24 мая 27 мая 17 мая 10 июня 1 июля 22 июля |
Производственный | |
распечатка стикерсов справочная карта в печати обучение практикантов в связи с началом практики производство справочной формы программная дискета передана в производство проверка готовой программной дискеты инструкции напечатаны начата отгрузка |
5 марта 13 июня 27 июня 27 июня 13 июля 18 июля 22 июля 25 июля |
Технической поддержки | |
переговоры с компанией Бета начало тестирования в Бета окончание тестирования в Бета передача материалов в техотдел из отдела маркетинга обучение технического персонала передача готового программного обеспечения в техотдел |
27 мая 13 июня 27 июня 1 июля 11-13 июля 19 июля |
НАМЕЧЕННАЯ ДАТА ОТГРУЗКИ | 25 июля |
Инвестор будет вкладывать деньги только в тот бизнес, который для него ясен и понятен, поэтому пройдитесь вместе с читателем через все стадии от момента зарождения идеи до момента продажи. Для предприятия, работающего в сфере услуг, опишите все основные процессы, сопутствующие предоставлению оказываемой услуги. Например, для компании, оказывающей помощь в разработке интернет-услуг, опишите процессы согласования задания и исследования имеющихся предложений в сети, а также процесс презентации решения.
Если вы открываете винодельческий бизнес, опишите процессы сбора урожая, приготовления вина и расфасовки его в бутылки.
Производите или покупаете
Опишите вашу стратегию по обеспечению необходимых компонентов для Производственного процесса. Иначе говоря, какие из этих компонентов вы производите, а какие покупаете и по каким причинам. Если вы, например, будете оказывать консультационные услуги, напишите, что вы нанимаете (процесс покупки) секретаря, чтобы директора компании могли уделять больше времени развитию бизнеса.
Для компании, реализующей подушки, выгоднее нанять (процесс покупки) субподрядчика, чем организовывать собственное производство по шитью подушек.
Место деятельности
Опишите, где располагается производство вашего товара или услуги. Перечислите все причины (условия аренды, удобство для поставщиков, стоимость рабочей силы и материалов и другие факторы), которые повлияли на выбор данного места.
- Обоснуйте с точки зрения получения большей прибыли выбранную вами стратегию организации собственного производства/ предоставления услуг или найма (покупки) частных лиц или других предприятий.
- Не исключайте подраздел Производите или покупаете из вашего плана по той причине, что вы работаете в сфере предоставления услуг. Обязательно включите его в ваш план и объясните "выгодность" выбранной вами стратегии.
- Обязательно объясните все причины, повлиявшие на выбор места расположения вашего предприятия.
- Если ваш бизнес это домашний бизнес, опишите его преимущества и укажите, что организация данного бизнеса из дома не повлечет негативных последствий.
Опишите и обоснуйте статьи затрат проектного и производственного бюджета развития. Этот бюджет должен включать стоимость проекта прототипа и стоимость затрат на производство. Сюда включаются стоимость затрат труда, материалов, консультационных услуг и стоимость услуг конторских работников (таких как адвокаты).
Хотя стоимость затрат на производство более очевидна для производящих компаний, этот подраздел важен и для других видов деятельности. Для сферы услуг это такие затраты, как консультационные услуги, обучение директоров, подготовка материалов и многое другое.
- Проектные и производственные затраты часто недооцениваются. Свяжитесь с торгующими организациями для определения в вашей промышленности средней стоимости разработки продуктов, подобных вашему.
- Рассчитывая затраты, составьте план дополнительных затрат, которые могут возникнуть в случае срыва сроков поставок, несоответствия отраслевым стандартам, ошибкам и т.д.
- Включите стоимость получения патентов и других затрат, необходимых для производства вашего товара/услуги.
Ваша команда менеджеров описывается в разделе Организационный план. В данный же подраздел вы включаете только те затраты труда, которые потребуются для открытия и начальной стадии работы вашего предприятия. Перечислите, сколько людей для этого потребуется и какими навыками они должны обладать.
Рассмотрите следующие пункты.
- Способен ли местный рынок труда предоставить необходимые ресурсы? Если нет, каким образом вы будете нанимать персонал?
- Достаточно ли квалифицированы ваши работники? Если нет, как вы собираетесь их обучать?
- Стоимость текущих и будущих затрат труда.
- Перспективный план по обучению персонала.
Ознакомьтесь, как компания, занимающаяся публикацией свежих новостей, планирует задействовать сдельных и других подобных работников, нанятых по совместительству.
"Новинки продуктового рынка" - это ежемесячно публикуемые новости,
распространяемые среди организаций, работающих в сфере продуктов питания.
Компании "Новинки продуктового рынка" требуются писатели-совместители, лица, имеющие опыт самостоятельной публикации небольших статей, и художники.
Писатели-совместители должны иметь опыт написания статей о сфере предоставления услуг в пищевой промышленности. Издательство "Новости в сфере услуг на продуктовом рынке" и ежемесячник "Товары/услуги на продуктовом рынке" объединили усилия в секторе услуг и собирают команду профессиональных писателей, которые ищут работу по совместительству.
Тарифная ставка для писателей-совместителей 50-75 рублей за печатный лист. Кандидаты, отобранные для работы в компании "Новинки продуктового рынка", пройдут краткий курс обучения.
Учебные материалы можно распечатать в отделе кадров. Обучение кандидатов не оплачивается.
Отдел кадров связался с несколькими писателями-совместителями и художниками, имеющими опыт работы, связанный с публикацией свежих новостей. Для этих кандидатов обучение не потребуется. Два кандидата будут работать по контракту, заключенному на конкретный объем работ.
Ответы на вопросы об оплате труда, можно найти в документе "Стоимость товаров". Два студента будут работать по минимальной тарифной ставке.
Они будут осуществлять доставку и обработку почтовой корреспонденции.
Вы должны создать три финансовых документа, которые составят основу для финансового раздела вашего плана: текущие издержки, капитальные затраты и стоимость товаров. Составьте соответствующие документы для того года, когда вы открываете предприятие, и в перспективе на два года.
Возможно, вам потребуется помощник: бухгалтер или предприниматель, который работает в вашей индустрии и имеет опыт составления подобных документов.
Текущие издержки
Создавая финансовый документ Текущие издержки, вы собираете вместе издержки, требуемые для функционирования вашего бизнеса. Они классифицируются как расходы на маркетинг, расходы, связанные с продажами, и накладные расходы.
Накладные расходы включают фиксированные расходы: расходы на административные нужды и другие расходы, которые остаются постоянными, независимо от размера вашего предприятия. Накладные расходы также включают переменные издержки: командировочные расходы, аренда оборудования, провиантские и другие расходы, которые не являются постоянными.
Капитальные затраты
Этот документ включает денежные средства, которые вам потребуются для приобретения оборудования на начальной и ближайших последующих стадиях вашего бизнеса. Капитальные затраты также включают амортизационные отчисления на износ приобретенного оборудования. Чтобы определить капитальные затраты, подумайте обо всем необходимом для вашего предприятия, что потребует привлечения средств. Для услуг по доставке, например, пеленок и полотенец потребуются автомобиль, стиральные и сушильные машины, утюги и гладильные доски и различные запчасти.
Очевидно, что для промышленных предприятий требуется больше оборудования для производства. Это оборудование можно разделить на три категории: испытание, сборка и упаковка.
Стоимость товаров (сырье, оборудование, зарплата и т.д.).
Для производственного предприятия стоимость товаров это затраты, вкладываемые непосредственно в производство. Для розничного или оптового продавца стоимость товаров (иногда называется стоимость продаж) это затраты на покупку инвентаря.
Для того чтобы составить таблицу Стоимость товаров, вам нужно знать общее число единиц товара, которые вы будете продавать за год, какой вы будете использовать инвентарь и на какой стадии производства находится ваш товар. Для производственного предприятия стоимость товаров будет включать сырье, трудовые ресурсы и накладные расходы, относящиеся непосредственно к производству.
Данный раздел бизнес-плана описывает стратегию и тактику, которую вы используете для привлечения покупателей. Раздел Продажи и маркетинг является слабой частью многих бизнес-планов, поэтому не пожалейте времени на его проработку.
Хорошо разработанный раздел Продажи и маркетинг будет служить для вас путеводной картой и поможет убедить потенциальных инвесторов в том, что вы обладаете рабочим планом и необходимыми ресурсами для продвижения и продажи вашего товара/услуги.
Раздел Продажи и маркетинг включает три подраздела:
- продажи и рыночная стратегия;
- метод продаж;
- реклама и продвижение товара/услуги.
В предыдущих разделах от вас требовалось определиться с продуктом, позиционированием на рынке, ценовой политикой, целевым покупателем, рынком и конкуренцией. Теперь вам нужно свести все эти предпосылки в обоснованные продажи и рыночную стратегию.
Подумайте над планом действий по привлечению клиентов. Этот план будет поддерживать тактику, которую вы опишете далее в этом разделе.
Максимальный объём формулировки стратегии нескольких предложений или пара абзацев. Важными элементами для стратегии продаж и маркетинга будет выбор целевых клиентов на начальной и последующих фазах развития.
Другими элементами стратегии продаж и маркетинга являются.
Опишите возможные каналы распределения и как вы планируете их использовать?
Многие предприниматели имеют неадекватное представление о методах продаж. Один из самых важных элементов вашего плана это то, какие каналы распределения и методы продаж используются, чтобы конечный покупатель получил вашу продукцию.
В данном подразделе вы ознакомитесь с этими методами.
Вам необходимо разъяснить, какие каналы распределения будут задействованы и каким образом они будут использоваться:
- вы будете напрямую работать с вашим покупателем;
- вы будете задействовать торговых представителей, брокеров или распространителей;
- вы планируете нанять непосредственных продавцов в точках продажи.
Полезные советы
- Не путайте продажи с маркетингом. Продажи это как доставить ваш продукт конечному покупателю.
Маркетинг это как информировать потенциального покупателя о вашем продукте.
- Если вы используете внешних или непрямых продавцов торговых представителей или распространителей расскажите, какие компании будут доставлять вашу продукцию.