d9e5a92d

Формирование инфраструктуры венчурного предпринимательства

представление о фарфоровом бизнесе. Принятые меры за год только ухудшили положение.

Многократно упал оборот СТР, и она проела большую часть активов. Прибегнув к помощи кризис-менеджеров, банк смог вернуть менее 15% долга.
Вопросы:
1. Как вы считаете, являлся ли проект изначально обреченным на неудачу или все же он имел все задатки для успешной реализации?
2. Являлась ли неудача результатом ошибок РТС или же результатом неблагоприятного стечения обстоятельств? Каких?
3. Прокомментируйте ситуацию с БФЗ. Как бы поступили на месте директора СТР?

Кейс 8. Коркунов

Оцените стратегию обеспечения финансирования проекта История свидетельствует, что как бы ни менялись вкусы, обстоятельства и технологии, знаменитые рецепты шоколада сохраняются веками. Мы открываем новую страницу истории шоколада и будем рады, если оригинальные и разнообразные рецепты шоколадных конфет марки А.Коркунов станут для Вас постоянным источником удовольствия.

Мы работаем для Вас, мы хотим добиться максимального качества и мы в состоянии это сделать.
А. Коркунов
Производство. Технология
Фабрика оснащена высококлассным оборудованием производства фирм Италии и Германии. Это современные автоматизированные линии, техническое оснащение которых позволяет поддерживать заданные технологические параметры на разных этапах производства, что однозначно является одной из гарантий выпуска высококачественной шоколадной продукции. Их работа полностью контролируется компьютером: автоматизированная система управления в зависимости от типа производимой продукции, рецептуры, выбирает одну из программ, хранящихся в ее памяти, и сама осуществляет наблюдение за всеми процессами, следит за поддержанием
наружного температурного режима и быстротой выполнения операций. В случае необходимости проводит проверку своей работы и вносит нужные коррективы.

Основные технологические этапы на производственной линии - это подготовка основных компонентов (по рецептуре), их смешивание, измельчение, темперирование шоколада, приготовление начинки, формовка шоколада, дозировка начинок и дополнительных ингредиентов (орехов, воздушного риса), глазирование, оборачивание и фасовка.
Большое внимание уделяется на фабрике выбору сырья, его анализу - ведь это залог качества нашей продукции. У нас высокие требования к нашим поставщикам сырья.

Они обеспечивают нас лучшими доступными сырьевыми материалами, которые в свою очередь дают нам возможность предоставить Вам высококачественную шоколадную продукцию.
Современные оберточные машины обладают большой производительностью, что позволяет оборачивать 6 изделий в секунду. Далее готовая, обернутая продукция фасуется в коробки.
Ввиду того, что потребительский спрос меняется очень быстро и зачастую подвержен модным тенденциям, мы должны обладать достаточной степенью гибкости, чтобы быстро реагировать на изменения рынка не только во вкусовых характеристиках, но и в упаковке. Именно поэтому на фабрике создана собственная дизайн-студия, сотрудники которой осуществляют поиск новых возможностей упаковки и дизайна, удовлетворяющих потребностям потребителей.
Контроль качества, осуществляемый на фабрике, охватывает все этапы производства - от поставки сырья до изготовления готовой продукции в упаковке. Это позволяет производить нашу продукцию с неизменным от партии к партии качеством.
Перспективы
Современная кондитерская промышленность находится в процессе постоянного и быстрого изменения, со значительными капиталовложениями в развитие, маркетинг и выпуск новой продукции. Непрерывно растущий темп такого развития, естественно, оказывает влияние на требования, предъявляемые как к сырьевым материалам, так и готовой продукции.
На сегодняшний день мощности Одинцовской кондитерской фабрики, выпускающей шоколадную продукцию под торговой маркой А.Коркунов, позволяют производить до 8 тыс. тонн про-
дукции в год. Однако, расширение производственных площадей и монтаж нового оборудования итальянского производства, осуществляемые на фабрике, позволят уже в начале 2004 г. увеличить объем производства более чем в три раза и довести его до 25 тыс. тонн продукции в год.
Рост производственных мощностей позволит расширить дистрибьюторскую сеть в России и увеличить продажу шоколадной продукции А.Коркунов за рубеж. Экспортные поставки ООО Одинцовская кондитерская фабрика в 2003 г. составили около 5% от общего объема производимой продукции. Открыты партнерские офисы компаний A.Korkunov chocolatier, Inc. в США и (A.Korkunov Schokolade GmbH в Германии. Помимо рынков США и Европы компанией разрабатываются планы по поставкам продукции и в другие страны, в частности на рынки Японии и Китая.



Осуществляется расширение ассортимента шоколадной продукции под маркой А.Коркунов, в том числе за счет производства элитных шоколадных конфет, изготовленных вручную. В ближайшее время в центре Москвы откроется первый фирменный магазин компании, который будет осуществлять продажу именно этих шоколадных изделий.

Нашим достижением являются ориентированный на требования рынка ассортимент и конкурентоспособность продукции.
За 4 года с момента открытия фабрики, качество и оформление её продукции были оценены на выставках 1999-2003 гг.:
- Российские продукты питания 1999 - Золотая медаль за шоколадные конфеты в ассортименте под торговой маркой А.Коркунов;
- ПРОДЭКСПО-2000 - Золотая медаль за шоколадные конфеты в ассортименте под торговой маркой А.Коркунов и Золотая медаль за Горький шоколад;
- WORLD FOOD-2000 - Гран-При за шоколадные конфеты и шоколад под торговой маркой А.Коркунов;
- ПРОДЭКСПО-2001 - Гран-При за шоколадные конфеты и Золотая медаль за шоколад под торговой маркой А.Коркунов;
- WORLD FOOD-2001 - Золотая медаль за шоколадные конфеты и Серебряная медаль за горький шоколад А.Коркунов;
- POLAGRAFOOD-2001 - Золотая медаль за шоколадные конфеты А.Коркунов;
- ПРОДЭКСПО-2002 - Золотая медаль за шоколадные конфеты и горький шоколад торговой марки А.Коркунов;
- WORLD FOOD Moscow-2002 - Золотая медаль за шоколадные конфеты и горький шоколад торговой марки А.Коркунов;
- ПРОДЭКСПО - 2003 - Золотая медаль за шоколадные конфеты и горький шоколад торговой марки А.Коркунов;
- WORLD FOOD-2003 - Золотая медаль за Шоколад Ассорти, шоколадные конфеты Ассорти, Линия Россо.
Наши нововведения - поиск новых вкусов, рецептур, возможностей упаковки и дизайна - все это является отличительной особенностью Одинцовской кондитерской фабрики. Мы стараемся опережать меняющиеся тенденции рынка.
1) Как вы оцениваете объем требуемого финансирования с точки зрения возможностей бюджета?
Относительно большой
2) Как вы оцениваете вклад в финансирование организаций или лиц, непосредственно представляющих проект?
Значительный
3) Как вы оцениваете возможность привлечения вкладов населения для финансирования проекта?
Низкая. Возможно низкое привлечение частных вкладов
4) Как вы оцениваете возможность привлечения для финансирования национальных инвесторов, таких как банки и инвестиционные фонды?
Относительно высокая
5) Как вы оцениваете возможность привлечения для финансирования иностранных инвесторов?
Относительно высокая
6) Как вы оцениваете возможность получения кредита в российском банке?
Очень высокая
7) Как вы оцениваете возможность получения кредита в зарубежном банке?
Относительно высокая
8) Как вы оцениваете стратегию обеспечения гарантий инвесторам, разрабатываемую авторами проекта?
Не могу принять решение
Выводы:
Опираясь на информацию по предприятию можно сказать, что все операции, связанные с привлечением кредитов и заемных средств, в российских банках будут осуществлены без особых за-
труднений, т.к. предприятие является одним из ведущих в своем секторе данного вида деятельности, более того постоянно развивающимся и активно следующим политике нововведений. То же самое можно сказать и о работе с зарубежными банками, во-первых, в силу отличной кредитной политики последних, а во-вторых, необходимо учесть также тот факт, что предприятием были открыты филиалы в США и Германии.

Инвесторы также могут заинтересоваться различными проектами, которые предложит им компания в силу того, что это уже успешный бренд и доля риска невозврата средств минимальна.

Кейс 9. Кирпичные заводы

Новые кирпичные заводы строятся в Московской, Владимирской и Тверской областях. Их совокупная мощность после завершения строительства превысит 300 млн. штук кирпичей в год - это примерно 15-20% от общего объема потребления кирпича в Московском регионе.
Один из самых заметных кирпичных проектов реализует во Владимирской области крупный европейский производитель кирпича австрийский концерн Wienerberger. У него более 200 производств в 23 странах мира. Сейчас австрийцы возводят свой первый завод, намереваясь с его помощью закрепиться на рынке.

В прошлом году они получили право пользования участком недр месторождения глины Кипрево-Запад, на базе которого во втором квартале следующего года намерены запустить производство кирпича мощностью 120 млн. штук в год.
В Тверской области компания Тверская керамика возводит кирпичный завод мощностью порядка 60 млн. штук кирпичей в год. В финансировании проекта стоимостью около 30 млн. евро принимает участие Внешторгбанк, предоставивший компании семилетний кредит в размере 23,1 млн. евро.

Новый завод будет оснащен современным итальянским оборудованием, запустить его планируется в 2007 году.
По мнению генерального директора компании Строительная информация Евгения Ботки, новые и модернизирующиеся заводы рассчитывают предложить рынку более широкий ассортимент продукции высокого качества и потеснить производителей низкокачественного кирпича. Заметим, что время для такого наступления вы-
брано подходящее. Во-первых, постепенно выбывают из строя многие кирпичные заводы, построенные в советское время. Во-вторых, меняется структура спроса - спрос на традиционный красный строительный кирпич падает, в то время как интерес к облицовочному кирпичу всевозможных форм и цветовых оттенков постепенно растет, а такую продукцию можно производить только на новом оборудовании.

В-третьих, постепенно формируется спрос на альтернативные традиционному строительному кирпичу более экономичные материалы, изготовленные по современным технологиям.
Вопросы:
1. Каковы цели инвесторов?
2. Почему, по вашему мнению, рынок кирпича может быть интересен инвесторам?

Кейс 10. Автоваз

В 2005 году выручка АвтоВАЗа составила более 3 млрд. долларов, чистая прибыль 200 млн. Весной АвтоВАЗ запустил в производство новые модели семейства Калина. Для них был построен фактически завод в заводе, оснащение и система контроля которого соответствует мировым стандартам.

Также был усилен контроль за качеством комплектующих.
В ближайших планах - привести существующие модели к новым стандартам Евросоюза по езопасности и экологии, а еще запустить в серию автомобиль Lada Priora. Средства на развитие этих направлений компания нашла на Западе - АвтоВАЗ уже вышел на Франкфуртскую и Берлинскую фондовые биржи.
Если же присмотреться к АвтоВАЗ повнимательнее, то становиться понятно, что дела его не так уж хороши. По итогам 9 месяцев 2005 года чистая прибыль сократилась в полтора раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Стоимость материалов и комплектующих растет, а повышать цену на свою продукцию для АвтоВАЗа крайне нежелательно.

Доля рынка в 1999 году составляла 58 % в количественном выражении, по итогам же 9 месяцев 2005 года сократилась до 39 %. Впрочем и о таких показателях АвтоВАЗ мог бы только мечтать, не введи государство высокие пошлины на поддержанные иномарки.
Очень долго разрабатываются новые модели, едва ли не дольше налаживается их производство, так что к моменту выхода на рынок они успевают морально устареть. И наконец, над заводом висит долг, нажитый в период шестимесячного пребывания Владимира Каданникова на посту первого вице-премьера в 1996 году, когда он освободил родное предприятие от всех налогов - теперь их все-таки приходиться платить с пени и штрафами.

Сейчас вазовцы должны государству 800 млн. рублей.
Вопросы:
1. Какие проблемы вы можете выделить в данной ситуации?
2. Почему, по вашему мнению, сократилась чистая прибыль?
3. Какие пути решения вы бы предложили в данной ситуации?
4. Какова перспективная модель развития для АвтоВАЗа?

Кейс 11. Облицовочный кирпич

Все новые предприятия кирпичной отрасли, не отказываясь от производства традиционного красного кирпича, ориентированы на увеличение объемов выпуска высококачественного облицовочного кирпича и расширение ассортимента этого вида продукции. Именно облицовочный кирпич пользуется стабильным спросом. Прежде всего это объясняется структурными сдвигами на рынке домостроения, а именно распространением монолитной технологии строительства зданий.

Поэтому в большей степени востребован более дорогой и качественный облицовочный кирпич, который применяется для отделки стен зданий.
Прибыль при производстве лицевого и обычного кирпича сопоставима. Однако при производстве лицевых изделий необходимо более скрупулезно соблюдать технологию, следить за качеством сырья.

Многие в конечном счете предпочитают устанавливать новое оборудование для производства строительного кирпича - более дешевое и быстро окупаемое, незатейливое в эксплуатации и менее требовательное к качеству сырья.
Но существует проблема с сырьем. Многие месторождения глины исчерпаны, а на разработку новых требуется большие затраты.

Уже сейчас некоторые подмосковные заводы вынуждены возить глину с карьеров, расположенных в 15-20 км от производств.
Не у каждого завода есть возможность сразу и полностью выкупить находящуюся под месторождением землю. Также, нет четких правил игры. Сегодня администрация требует платить за пользование месторождением одну цену, завтра - другую.

У заводов, как правило, нет свободы выбора месторождений, а возить глину издалека слишком накладно, - говорит заместитель генерального директора Белостолбовского кирпичного завода Александр Иванов.
Вопросы:
1. С какими рисками связаны инвестиции в кирпичное производство?
2. Что, по вашему мнению, необходимо сделать для минимизации рисков?

Кейс 12. Компания Инпром

Столкнувшись с увеличением отпускных цен производителей и обострением конкуренции, таганрогская компания Инпром, зарабатывающая на торговле металлом, занялась поиском своих конкурентных преимуществ. И увидела их в создании сети сервисных центров, работающих в формате гипермаркетов стального проката и предлагающих дополнительные услуги по обработке металла.

Но для осуществления задуманного Инпрому сначала нужно было завоевать доверие фондового рынка.
Первую половину своей жизни четвертая по величине в России металлоторговая компания Инпром работала по прямым контрактам, обеспечивая транзитные поставки. Приоритеты таганрогских металлоторговцев изменились в 2000 году. Компания сделала ставку на создание обширной региональной торговой сети.

В конце 2001 года филиалы Инпрома обеспечивали 5,7% его продаж, через год этот показатель вырос до 56%. Но вскоре компания столкнулась с новым вызовом. По оценкам маркетологов Инпрома, размер российского вторичного рынка металлов, на котором сейчас работает компания, составляет почти $6 млрд. и быстро растет: считается, что один процент увеличения ВВП стимулирует 1,5-2% роста объема внутреннего металлопотребления.

Оказалось, что хорошая рыночная конъюнктура имеет для металлоторговцев обратную сторону. Металлургические холдинги, намереваясь получать дополнитель-
ные доходы от работы на растущем рынке, занялись развитием своих сбытовых подразделений. Наибольшую активность в этом направлении развили торговые дома Евразхолдинга и Стальной группы Мечел. Торговые структуры меткомбинатов, готовые продавать металл ниже себестоимости, в состоянии вытеснить конкурентов из крупных городов. Вдобавок к этому продавцы железа столкнулись с еще одной сложностью: рост цен на металл привел к тому, что компаниям стало не хватать средств для финансирования закупок.

Инпром первым из металлоторговых компаний увидел выход в привлечении капиталов с фондового рынка. Таганрожцы озаботились повышением инвестиционной привлекательности своего бизнеса, одновременно углубляя специализацию на формате сервисных центров, позволяющих оказывать потребителям дополнительные услуги. Они решили создать филиальную сеть из сервисных металлоцентров, работающих в формате гипермаркетов стального проката. Первой задачей, которую приходится выполнять расширяющейся компании, является приобретение и переоборудование крытого производственно-складского комплекса площадью 8000-12000 кв. м. Их стоимость высока - около $2 млн.

Помимо этого приходится дополнительно тратить еще от $1 млн. до $3 млн. на модернизацию объектов инфраструктуры. Поэтому металлоторговая компания вынуждена тратить значительные средства на поддержание ассортимента продукции.

Новое подразделение выходит на запланированный объем продаж только через 9-12 месяцев. Еще одной проблемой считается рост цен на рынке металлов в последние годы. Поиск надежного источника финансовых ресурсов стал для Инпрома первостепенной задачей. Сначала компания, как и другие металлоторговцы, привлекала банковские ресурсы, которых вполне хватало для финансирования деятельности.

Металлоторговый бизнес с продолжительным периодом оборачиваемости складских запасов от 2 до 4 месяцев является достаточно инертным, так что рассчитывать на динамичное развитие компании за счет собственной прибыли руководство Инпрома также не могло. В сентябре 2002 года Инпром из ЗАО превратился в ОАО. Начались переговоры о вхождении в его уставный капитал западных инвестфондов: Emerging Markets Partnership (Europe), Baring Vostok Capital Partners.

Правда, от этого сценария пришлось отказаться: венчурные инвестиции сопровождались жесткими требованиями по последующему выкупу акций у инвесторов и оказались слишком дорогостоящими. Владельцы Инпрома решили сосредоточить усилия на
выводе компании сначала на российский, а затем и на мировой фондовые рынки.
В августе 2003 года Инпром первым среди российских металлоторговых компаний запустил краткосрочные вексельные программы. Хотя размещение ценных бумаг принесло ему более $10 млн. по ставке в 17-19% годовых, основная цель этого мероприятия была другой: сформировать публичную кредитную историю предприятия и убедить инвесторов в платежеспособности эмитента.

Специфика работы на металлургическом рынке предполагает форвардное финансирование партий металлопродукции. Поэтому служба маркетинга должна тщательно выверять объемы закупок по каждому подразделению и по каждой позиции ассортимента.

По утверждению гендиректора Инпрома, применение подобных неценовых методов конкуренции позволяет новому филиалу уже через год добиться ежемесячных продаж в $1,5-2 млн.
Вопросы:
1. Какую первоочередную задачу ставила перед собой компания Инпром?
2. На чем сделала ставку Инпром, создавая свои конкурентные преимущества?
3. С какой сложностью столкнулась Инпром, привлекая венчурные инвестиции?

Кейс 13. Формирование инфраструктуры венчурного предпринимательства

В городе Екатеринбурге сложились определенные предпосылки для развития венчурного предпринимательства. С одной стороны, накоплен значительный потенциал инновационных проектов, что подтверждают постоянно проводимые в настоящее время конкурсы и выставки по инновационной и инвестиционной тематикам.

С другой стороны, усиливается тенденция вовлечения инвестиционных средств в инновационную сферу. Так, банки города Екатеринбурга продекларировали свое желание участвовать в проектном финансировании инновационно-активных предприятий.

Прослеживается интерес к данной области и у других финансовых институтов и частных инвесторов. На этапе становления данных процессов
как инноваторы, так и инвесторы сталкиваются с проблемой отсутствия налаженной инфраструктуры венчурного предпринимательства, формирование которой выступает непреодолимым условием развития венчурной индустрии в России.
Элементом данной инфраструктуры могут выступать коучинг-центры венчурного предпринимательства, ориентированные преимущественно на тренинги для руководителей высшего и среднего звена, перспективных сотрудников, команды, личности.
Вопросы:
1. Стоит ли создавать данные коучинг-центры? (прокомментируйте свой ответ)
2. Опишите основные направления деятельности коучинг-центров?

Кейс 14. Венчурный фонд Intel Corporation

Пятнадцатого мая Intel Capital, корпоративный венчурный фонд Intel Corporation, сделал два объявления. Первое - об открытии офиса в Москве.

Второе - об инвестициях в российскую компанию ru-Net Holdings. Совместно с Международной финансовой корпорацией (IFC) Intel Capital вложит в компанию 10 млн. долларов. Оба эти заявления сильно встряхнули российский венчурный рынок. Intel Capital - дочерняя компания Intel Corporation и один из крупнейших мировых корпоративных венчурных инвесторов.

В основанном в 1992 году фонде работает более двухсот человек, такой сети нет ни у одного частного фонда, да, пожалуй, и ни у одного корпоративного. Все эти люди в основном заняты поиском и анализом потенциальных сделок. Инженерную экспертизу сделкам обеспечивают инженеры Intel (которых в компании насчитывается свыше 10 тыс.).

Свои финансовые результаты Intel Capital не раскрывает. Сейчас в его управлении находятся два специализированных фонда: Intel 64 с 253 млн. долларов для развития инфраструктуры решений на базе серверного процессора Itanium и Intel Communi-cations Fund с 500 млн. долларов для продвижения технологий голосовой связи, передачи данных, Wi-Fi и других перспективных телекоммуникационных технологий.

Однако эти фонды еще не инвестированы до конца, и оценивать их доходность сложно.
Самый существенный эффект от появления в Москве Intel Capital мы, возможно, увидим в росте внутреннего венчурного финансирования. Дело в том, что Intel Capital, как правило, предпочитает соинвестировать с кем-то еще.

В объявленной 15 мая инвестиции в ru-Net помимо IFC участвовал еще ряд инвесторов - компаний и частных лиц. Причем большую часть суммы (6 млн. из объявленных 10) предоставил именно IFC. Если Intel Capital будет и дальше придерживаться этого принципа, на каждый доллар, вкладываемый им, должны будут появиться еще несколько из других источников.

Intel Capital работает во многих областях и не только над беспроводными технологиями.
Вопросы:
1. Что может дать местным инвесторам Intel Capital?
2. Как вы считаете, почему Intel Capital пришел в Россию, для
чего они решили открыться в Москве именно сейчас?

Кейс 15. Китайские машины российской сборки

Китайские автопроизводители намерены построить завод в Иркутской области.
В Иркутской области может появиться завод по сборке китайских автомобилей. В конце ноября прошли предварительные переговоры между представителями китайской стороны и администрацией региона.

В ближайшее время китайская делегация должна осмотреть площадку под строительство предприятия.
Эксперты вполне реально оценивают возможность строительства завода. Еще летом иркутские СМИ писали о том, что сотрудничество одного их местных автодилеров с китайским производителем Great Wall Automotive Co предполагает строительство сборочного предприятия.
Китайцы правильно выбрали место.



Содержание раздела