Долгосрочное международное сотрудничество возможно только тогда, когда оно строится на взаимовыгодной основе, и проявление интереса западными странами к возможностям развития венчурного предпринимательства в России носит конструктивный характер.
В настоящее время международное сотрудничество в области венчурного предпринимательства проходит в подавляющем большинстве на межгосударственном уровне, имея форму межправительственных соглашений и встреч, организуемых государственными и общественными структурами.
Что касается прямого межфирменного сотрудничества на межфирменном уровне, то оно в значительной степени тормозится общей неблагоприятной макроэкономической обстановкой и имеет трудности, что стоят на пути отечественных частных инвестиций в венчурное предпринимательство. Столь слабый прогресс в сфере прямого межфирменного сотрудничества с зарубежными партнерами связан с высокой степенью инновационного риска, который характерен для нынешней ситуации в России.
Для активизации венчурной деятельности в России необходима разработка комплексного подхода, охватывающего законодательную область, макроэкономическое регулирование, институциональное развитие, процессы стандартизации. Такой подход будет способствовать развитию венчурной деятельности, повышению предпринимательской активности.
Более того, активное развитие этих процессов как внутри страны, так и в международном масштабе будет служить достижению важнейших государственных целей: оздоровлению инновационной сферы и соответствию ее мировому уровню, усилению конкурентоспособности российской экономики путем выхода на мировые наукоемкие рынки.
Для стимулирования развития венчурного инвестирования в России необходим ряд шагов, главными из которых являются: изменение налоговой системы: введение нового налога - налога на прирост капитала - вместо налога на прибыль с пониженной по отношению к налогу на прибыль процентной ставкой; сохранение в налоговом кодексе льготного порядка налогообложения научноисследовательских работ и малых предприятий, занимающихся разработкой и внедрением инноваций, включение в полной мере затрат на НИОКР в себестоимость продукции.
- Венчурный капитал всегда выступает в форме прямых инвестиций, то есть под контроль попадает не менее 10% уставного капитала предприятия - венчура.
- Инвесторы венчурного капитала непосредственно вовлечены в управление инвестируемым предприятием, которое чаще всего заключается в оказании консультационных услуг по финансовым, маркетинговым, кадровым вопросам и участии в разработке стратегий венчура.
- Непосредственно до осуществления инвестирования проводится оценка предпринимательского фактора, т. е. уровня менеджмента новой компании, их знаний, умений, квалификации, опыта работы в отрасли, способностей и личных характеристик. В конечном счете, доходы предприятия определяются не столько создаваемым продуктом, сколько умением представить его на рынке. Стремясь минимизировать инвестиционный риск, венчурные капиталисты отбирают проекты с особой тщательностью. По данным исследования голландских ученых 60% предложений отвергается после 20-30 минутного ознакомления с ними, а 25% после более тщательного изучения.
Оставшиеся 15% подвергаются серьезной проработке, но, тем не менее, 10% также не реализуются из-за недостатков бизнес-плана или изъянов со стороны менеджмента.
- Финансирование венчурного предприятия делится на этапы, которые приблизительно совпадают с этапами инновационного процесса или жизненного цикла предприятия. Средства для реализации очередного этапа предоставляются только при достижении неких заранее установленных показателей, свидетельствующих об успешном завершении предыдущего.
Таким образом, инвестор и предприниматель минимизируют возможные потери. Во-первых, предприниматель никогда не прекратит даже явно убыточный проект, пока имеются средства для его финан-
сирования. Во-вторых, угроза неполучения финансов для реализации следующего этапа проекта заставляет предпринимателя максимизировать усилия на текущем.
То есть у инвестора имеется возможность отказываться от проекта, если не достигнуты оговоренные контрактом финансовые или нефинансовые критерии стимулирует предпринимателей проявлять максимум усилий и избегать необоснованных рисков.
- По мере перехода от начальных стадий рискового финансирования к конечным, происходит снижение нормы прибыли на вложение капитала. Так исследования показывают, что финансирование компаний находящихся на ранних стадиях развития, приносит более 60% годовых, а финансирование зрелых компаний только 30%.
Уровень синдикации зависит также от размера фонда ВК, его отраслевой направленности, ориентации на те или иные стадии развития предприятий.
- Особенностью венчурного инвестирования является также то, что венчурные фонды, финансирующие ранние стадии чаще, специализируются на определенных отраслях, чем фонды финансирующие более поздние стадии. При этом, чем крупнее фонд венчурного капитала, тем он менее специализирован на отдельных отраслях про-
изводства. А государственные фонды ВК вообще не придерживаются в этом плане никаких принципов.
- Для инвестирования предприятий американские венчурные фирмы, организованные в форме партнерства с ограниченной ответственностью, часто прибегают к конвертируемым ценным бумагам (например, с автоматическим преобразованием в акции при достижении поставленных целей. Кроме прочего, конвертируемые ценные бумаги стимулируют венчурных капиталистов контролировать и поддерживать менеджмент финансируемых компаний.
- Тщательное изучение отрасли вложения средств, основных конкурентов, определение предполагаемого объема продаж и перспектив роста инвестируемых компаний.
- Желание венчурных инвесторов выйти из бизнеса через 5-10 лет, продав принадлежащую долю по максимально возможной цене. Через 3 года после первой публичной котировки лишь 12% ведущих рисковых инвесторов удерживают у себя 5% и более акций профинансированного ими венчурного предприятия.
1. С чего начинается процесс венчурного капитала?
2. Сравните российский венчурный капитал с формами венчурного капитала в США и Западной Европе.
3. Перечислите особенности развития в России венчурного финансирования в сфере высоких технологий.
4. В чем вы видите роль российского венчурного капитала?
5. Что нужно для развития венчурного предпринимательства?
6. Назовите основные факторы, способствующие активизации венчурной инновационной деятельности.
7. Какие законы были приняты для охраны объектов интеллектуальности в России?
8. Назовите институты финансовой поддержки венчурной деятельности в России.
9. Какое влияние оказывает инновационная инфраструктура на венчурную деятельность?
10. В чем состоит комплексный подход активизации венчурной деятельности в России?
АО в последнее время испытывает трудности со сбытом продукции. Стиральные машины, выпускаемые АО, по техническим характеристикам и диапазону программируемых операций уступают зарубежным машинам того же класса, поступающим на тот же рынок.
Новая модель, предложенная отделом главного конструктора, более конкурентноспособна. Однако для освоения ее массового производства требуется реконструкция, модернизация или приобретение нового оборудования.
Сумма необходимых капиталовложений и предлагаемые условия кредита (собственных финансовых ресурсов у АО нет) обусловливают срок окупаемости через 3 года при условии запуска новой модели в производство через год.
На расширенном совещании правления АО было высказано мнение, что за этот срок АО успеет обанкротиться. При нынешнем темпе сокращения продаж не хватит денег не только на расчеты по кредиту, но и на выплату заработной платы. В качестве альтернативы предлагалось вкладывать средства в улучшение внешнего вида изделий, расширение рекламы и освоение новых географических рыночных ниш.
В то же время обращалось внимание на наличие резервов. Предлагалось за счет организационных мероприятий, не требующих капитальных затрат, повысить производительность, снизить себестоимость изделий и таким образом получить возможность установить конкурентные цены.
А в случае роста продаж за счет снижения цен увеличить объем запуска продукции. Обсуждались и другие варианты.
Вопросы:
1. Определите проблему, сформулируйте цель, поставьте задачу или несколько задач, проранжируйте их по очередности решения.
2. Выберите лучший вариант решения, отвечающий всем требованиям. Оцените этот вариант, используя количественные критерии (объем продаж или выручка в рублях и т.п.), по которому вы будете измерять степень достижения цели.
Проверьте отобранный вариант на возможность реализации по имеющимся ресурсам. Наконец, оцените вероятные последствия реализации вашего решения в случае неблагоприятного развития ситуации.
Роль венчурного капитала очень велика среди различных источников финансирования технологических фирм. Доля принимаемых предложений составляет, как правило, 1 предложение из 100. При этом только 3 из 10 инвестиций, которые в конце концов осуществляются венчурными капиталистами, через 3-5 лет заканчиваются успешно и приносят прибыль. Предполагается, что такими являются компании, характеризующиеся увеличением своей стоимости на 66% в год.
Средний возврат на капиталовложение по отрасли венчурного капитала составляет в целом 22%. От компаний, находящихся на начальном этапе - на стадии образования, венчурный капиталист ожидает 50%-ю годовую прибыль, от компании, работающей больше года - 40-60% годового прироста, от компании, достигшей точки безубыточности - 30-40% в год, от компании, работающей на стадии внедрения продукции на рынок - 20-30% в год.
При годовой норме прибыли 15% можно говорить, что за 5 лет стоимость инвестиций увеличится в 2 раза. Можно видеть, что 58% годовая норма прибыли соответствует ситуации, когда за 5 лет стоимость инвестиций увеличивается в 10 раз. Как построятся отношения компании и венчурного капитала, если компания рыночной стоимостью в 20 млн. долл., нуждается в 1 млн. долл. инвестиций?
Какую долю компании может получить инвестор в обмен на свою инвестицию?
Критерий | Вопрос | Ответ |
Объем финансирования | Как вы оцениваете объем требуемого финансирования с точки зрения возможностей бюджета? | 1. Очень большой |
2. Относительно большой | ||
3. Не могу принять решение | ||
4. Относительно небольшой | ||
5. Незначительный | ||
Участие организации, представляющей проект в финансировании | Как вы оцениваете объем требуемого финансирования с точки зрения возможностей бюджета? | 1. Очень незначительный |
2. Незначительный | ||
3. Не могу принять решение | ||
4. Значительный | ||
5. Очень существенный | ||
Возможность привлечения вкладов населения |
Как вы оцениваете возможность привлечения вкладов населения для финансирования проекта? |
1. Очень низкая. Проект не вызывает никакого интереса частных вкладчиков |
2. Низкая. Возможно незначительное привлечение частных вкладов населения | ||
3. Не могу принять решение | ||
4. Относительно высокая. Вероятно, будет представлять интерес для частных вкладов | ||
5. Очень высокая | ||
Возможность привлечения российских институциональных инвесторов (банки, инвестиционные фонды). | Как вы оцениваете возможность привлечения для финансирования национальных инвесторов, таких, как банки, инвестиционные фонды? | 1. Очень низкая |
2. Низкая | ||
3. Не могу принять решение | ||
4. Относительно высокая | ||
5. Очень высокая | ||
Возможность привлечения иностранных инвесторов | Как вы оцениваете возможность привлечения для финансирования иностранных инвесторов? | 1. Очень низкая |
2. Низкая | ||
3. Не могу принять решение | ||
4. Относительно высокая | ||
5. Очень высокая | ||
Возможность получения кредитов в российском банке | Как вы оцениваете возможность получения кредита в банке? | 1. Очень низкая |
2. Низкая | ||
3. Не могу принять решение | ||
4. Относительно высокая | ||
5. Очень высокая | ||
Возможность получения кредита в зарубежном банке | Как вы оцениваете возможность получения кредита в зарубежном банке? | 1. Очень низкая |
2. Низкая | ||
3. Не могу принять решение | ||
4. Относительно высокая | ||
5. Очень высокая | ||
Обеспечение гарантий | Как вы оцениваете стратегию обеспечения гарантий инвесторам, разработанную авторами проекта? | 1. Крайне неэффективная |
2. Неэффективная | ||
3. Не могу принять решение | ||
4. Относительно эффективная | ||
5. Очень эффективная |
АО по производству резиновых изделий ведет переговоры с немецкой фирмой того же профиля о создании совместного предприятия в России по выпуску нового ассортимента продукции на базе немецкой технологии. В качестве вклада в уставный капитал немецкая сторона предлагает свое оборудование и просит российскую сторону оплатить проектные работы по внедрению новой технологии. Технологический проект включал в себя и организационный проект, стоимость разработки которого составляет около 20% от стоимости всего проекта. Сам оргпроект должен состоять из двух частей: 1) организация труда, производства и управления в проектируемом производстве, включая расчет численности и профессионально-квалифиционного состава кадров, разработку штатного расписания, системы оплаты труда и т.п.
2) организация собственно внедрения новой технологии, включая распределение обязанностей, графики обеспечения, монтажа, запуска и освоения, в том числе подготовку кадров и т.п.
В ходе переговоров участники российской стороны выразили сомнение в целесообразности разработки оргпроекта немецкими специалистами, имея в виду специфику систем оплаты труда, профессионально-квалификационных структур и тарифных сеток, а также законодательные и другие нормы, регулирующие организацию и оплату труда в России. Что же касается второй части оргпроекта, то тут предлагалось вообще обойтись без нее и решить все в рабочем порядке на основе согласованных графиков.
Немецкая сторона выступила с категорическими возражениями. В качестве наиболее весомого аргумента высказывались сомнения в своевременном и полном освоении проектных мощностей новым предприятием при отсутствии детально проработанного оргпроекта и должного обеспечения его реализации, что в свою очередь, могло растянуть на неопределенный срок окупаемость всего проекта и поставить, таким образом, под сомнение его эффективность.
Данный аргумент представителей немецкой фирмы поколебал мнение отдельных специалистов, участвовавших в переговорах с российской стороны. Переговоры были временно приостановлены.
На совете директоров АО при обсуждении требований немецкой фирмы мнения разделились.
Вопросы:
1. Определите собственное отношение к этой проблеме. Если вам известны подобные прецеденты в реализации совместных инновационных проектов, то проанализируйте и их.
Критерий | Вопрос | Ответ |
1. Риск рынка | Как вы оцениваете вероятность риска потери вложенных средств в связи с проблемой сбыта продукции? | Относительно высокий |
2. Риск качества | Как вы оцениваете риск производства продукции, не отвечающей требованиям по качеству? | Относительно высокая |
3. Риск обеспечения производства | Как вы оцениваете риск ненадежного снабжения производства? | Низкий |
4. Бюджетный риск | Как вы оцениваете риск остановки проекта в связи с недостаточным финансированием? | Не могу принять решение |
5. Социальнополитический риск | Как вы оцениваете социальнополитический риск? | Очень высокий |
6. Природный риск | Как вы оцениваете вероятность природных явлений (катастроф), которые могут привести к потере вложенных средств? | Относительно высокий |
7. Экологический риск | Как вы оцениваете экологический риск проекта? | Относительно высокий |
8. Криминальный риск | Как вы оцениваете риск того, что эффективная работа предприятия будет невозможна вследствие каких-либо криминальных действий? | Низкий |
Компания Арнест, созданная на базе Невинномысского завода бытовой химии (Ставропольский край), сделала себе имя на аэрозольной продукции. Ей принадлежит торговая марка Прелесть, известная в стране не меньше, чем зарубежные брэнды, и вполне способная составить им конкуренцию. Спрос на продукцию достаточный, но имеет сезонный характер.
Загрузку мощностей круглый год можно обеспечить только за счет привлечения крупных заказов, поэтому несколько лет назад компания решила попробовать силы в контрактном производстве. Для реализации плана были все условия.
Компания не скупилась на инвестиции в производство, реинвестируя прибыль в модернизацию технического парка. Пример-
но треть нового оборудования удалось закупить на деньги, выделенные Всемирным банком в рамках экологической программы, В итоге поставщик организовал производство, на котором мог предоставить заказчику full service, вплоть до изготовления и наполнения готового продукта, включая цикл производства упаковки (в данном случае - аэрозольных баллонов). Складские площади позволяли хранить полуфабрикаты, сырье и готовую продукцию, не связывая себя жестким графиком поставок.
Для работы с импортными грузами Арнест располагал таможенным терминалом временного хранения.
Компания разослала коммерческое предложение потенциальным партнерам, в том числе и западным парфюмерным корпорациям. От большинства ответа не последовало. Но кое-кто все же проявил любопытство.
Например, Schwarzkopf Henkel. Специалисты компании не поленились отправиться в Невинномысск. На месте они обнаружили, что уровень технического оснащения фабрики, где работало более 900 человек, мало чем уступает арсеналу их собственных заводов в Европе. Были и замечания.
Около года ушло на удовлетворение всех требований, прежде чем иностранцы согласились разместить на Ар-несте первый заказ. Технологии, автоматизация процессов, требования к упаковке, оборудование, подготовка персонала, санитарные нормы, экология, кафель в туалете, и тот не оставили без внимания. Вот уже несколько лет Арнест производит для Schwarzkopf Henkel средства под маркой Taft, а с этого года дезодоранты и антиперспиранты Fa. Сегодня на контрактное производство приходится 20% оборота компании.
Арнест и впредь собирается увеличивать контрактную долю в своем бизнесе.
Вопросы:
1. Какие плюсы контрактного производства для компании Арнест вы могли бы выделить?
2. Какие минусы контрактного производства для компании Арнест вы могли бы выделить?
3. На основе выделенных вами плюсов и минусов сделайте заключение о целесообразности таких контрактов для Арнест.
Дилерская компания СТР решила осуществить собственный посудный проект Фарфоровый путь. Для него были привлечены дизайнер и маркетолог с опытом работы в посудном бизнесе. Они исследовали рынок, разработали концепцию продвижения и оформления продукта.
Генеральная идея заключалась в том, чтобы предложить отечественному потребителю по доступной цене серийный столовый фарфор, выдержанный в современной стилистике.
По расчетам компании, за три года Фарфоровый путь мог занять около 5% российского фарфорового рынка емкостью $60-70 млн. Причем подобный сценарий, учитывая качество продукта, Дмитрий Величко считал консервативным.
Планировалось разрабатывать в год 12 наборов посуды с различным декором, в каждом по 30 предметов.
Производить для СТР деколи (картинки, переводимые на поверхность фарфора) взялись несколько компаний из Петербурга. Но достойных предприятий по выпуску белой посуды поблизости не нашлось. Приемлемую продукцию удалось обнаружить только в Свердловской области.
Богдановичский фарфоровый завод (БФЗ) в свое время успел закупить импортное оборудование. Он производил широкий ассортимент посуды из фарфора, в котором, в отличие от продукции других российских производителей, имелась хоть какая-то белизна.
По этому признаку, а также по форме белая посуда БФЗ годилась для того, чтобы наносить на нее деколи европейского качества.
Продажи росли быстрыми темпами. Консультант консалтинговой фирмы посоветовал взять банковский кредит, а затем, когда обороты возрастут вместе с доверием к компании, обратиться к инвесторам.
На специализированной посудной выставке, проходившей в Москве, директор Богдановичского завода устроил скандал. Он заявил, что СТР торгует посудой его предприятия, выдавая ее за свою.
Деколь их, а форма-то наша. Значит, продукция смешанная, - заявлял он.
Интересно, что в какой-то момент на БФЗ принялись копировать орнаменты своего заказчика. Такая посуда под маркой завода успела поступить в продажу, но находилась в ней недолго. Это было не просто сходство. Совпадали все существенные признаки рисунков.
СТР тогда как раз работали над патентами и защитой авторских прав на коллекцию деколей. Поэтому фирма направила директору Богдановичского завода уведомительное письмо с просьбой не нарушать авторские права.
Это возымело действие.
Хуже обстояло дело с поставками. Директор БФЗ был исполнен решимости проучить СТР за ее эффективность. В одностороннем порядке он пересмотрел условия договора с компанией. В результате месячная рассрочка платежа сменилась 100% предоплатой.
Уже изготовленная партия товара, столь необходимая СТР в разгар сезона, застряла в Богдановиче. Текущая задолженность перед поставщиком составляла около $15 тыс.
Столько же теперь БФЗ требовал вперед за новую партию посуды. Как назло, в это же время СТР возвращала банку очередной транш по кредиту в размере $70 тыс.
Наконец, подходило время платить по счетам за летние поставки деколи и упаковки.
Компания резко пошла в минус, хотя директор СТР всеми способами старался восстановить хозяйственный цикл. В частности, СТР закупала белый богдановичский фарфор на вторичном рынке (у оптовиков) и декорировала его на собственном участке обжига.
Это позволило частично высвободить склад и рассчитаться с поставщиками, но положения все равно не спасало. Отгруженные партии едва покрывали 30% спроса.
Тем временем СТР продолжал ждать, когда подтянется инвестор, обещанный консультантами. Теперь глава СТР признает, что питал определенные иллюзии и излишне доверял консультантам. Ведь спустя полгода, прошедшие с начала поисков, так никто и не объявился.
Тогда он решил предложить проект профильным инвесторам, причем на сей раз лично участвуя в переговорах. Многим игрокам на рынке проект был интересен, поэтому они охотно шли на контакт. Но, в конце концов все упиралось в деньги. У посудных фирм оборотных средств мало, а рисковать заемными никто не захотел.
К этому времени истек срок кредитного договора с Витабан-ком. Общая сумма задолженности СТР составила около $230 тыс.
В то же время стоимость товарных остатков оценивалась даже в большую сумму - порядка $270 тыс.
Банк на уступки не шел. Втягиваться в чужой бизнес, чтобы обратить складские остатки в деньги, ему не хотелось.
Поэтому разрешить сложную ситуацию руководство Витабанка попросило третьих лиц.
Это были две фирмы, также имевшие счета в Витабанке. Одна из компаний согласилась предоставить дополнительное обеспечение по непогашенному кредиту, а другая - просто посильное содействие.
Обе стали пытаться навести порядок в фирме-должнике. Они ввели в управление своих менеджеров, имевших самое смутное