Иркутская область находится на небольшом расстоянии от основного рынка сбыта в европейской части России и недалеко от Поднебесной. Речь идет о строительстве предприятия мощностью 50-60 тыс. автомобилей в год.
При этом китайский производитель может представить на рынок широкий спектр моделей, рассчитанный на разные ценовые ниши.
В то же время специалисты сомневаются, что первым в России построит завод именно компания Great Wall. Она производит относительно дорогие внедорожники, которые сами по себе являются не
самыми популярными автомобилями в России. Логичнее прийти на отечественный рынок с недорогими легковушками.
Например, два года назад о своих намерениях наладить производство автомобилей в странах СНГ заявляла Euro-Sino Auto. Компания намеревалась выпускать малолитражки Tianjin класса В стоимостью до $5 тысяч.
Толкает китайских производителей в Россию и еще одно обстоятельство - высокая конкуренция на собственном рынке. Сейчас в Китае собственные производства имеют практически все международные производители. В прошлом году в Поднебесной выпустили 6 миллионов автомобилей.
Предложение опережает спрос.
Вопросы:
1. Каким может быть выход из положения для китайцев?
Сеть кофеен Шоколадница будет открывать свои заведения на территории книжных магазинов Букбери. Ранее книжная сеть пыталась открывать кафе в магазинах самостоятельно, но заведения не имели успеха.
Участники рынка уверены, что брэндированные заведения будут более популярны.
На этой неделе будет подписан договор об открытии Шоколадниц в книжных супермаркетах Букбери, рассказал Бизнесу генеральный управляющий сети кофеен Влад Лозицкий. Букбери предложила хорошие места, а наша марка позволит книжным супермаркетам привлечь дополнительных посетителей, - отмечает Лозицкий. Затем кофейни сети появятся в супермаркетах на Никитском бульваре, Старой Басманно улице и Кутузовском проспекте.
В дальнейшем в компаниях не исключают открытия Шоколадниц и в остальных книжных супермаркетах после обкатки совместного проекта.
Шоколадницы в Букбери будут меньше обычных: их площадь составит 100-120 кв. м, количество посадочных мест - 50-60. По словам Лозицкого, Шоколадница сократит ассортимент: Вряд ли там будут пользоваться популярностью горячие блюда и алкоголь.
Средний чек не изменится и составит около $10.
Инвестиции в проект не разглашаются. Нам необходимо сделать минимальный ремонт, поэтому открытие кофеен в Букбери
обойдется нам дешевле, чем в городе, - отмечает Лозицкий. Аналитик ИК Финам Владислав Кочетков оценивает стоимость открытия одной кофейни в Букбери в $100-120 тыс.
Еще столько же Шоколадница заплатит за годовую аренду, у Букбери отличные места, - поясняет Кочетков.
Ранее Букбери открывала кафе в своих супермаркетах самостоятельно. Этим направлением необходимо заниматься профессионально либо отдавать на аутсорсинг. Мы решили пойти вторым путем, - говорит Светлана Фриденберг. Эксперты объясняют действия сети тем, что собственные кафе Букбери оказались не очень успешными.
В Букбери пытались упростить бизнес-процесс, максимально сократив меню и отказавшись от собственной кухни. Наверняка собственные кафе оказались коммерчески неэффективным проектом, - предполагает Владислав Кочетков из ИК Финам.
Участники рынка уверены в успехе совместного проекта Букбери и Шоколадницы. Современные книжные магазины рассчитаны на то, что посетители проводят в них много времени, и люди хотят перекусить. А брэндированные кафе увеличат посещаемость таких заведений, - говорит президент сети Монтана кофе Александр Малчик.
Он приводит в пример крупнейшую американскую сеть книжных магазинов Barnes Noble, в каждом магазине которой работают кофейни Starbucks. Финансовый директор компании ACT Олег Бартенев отмечает, что аудитории кофеен и книжных магазинов пересекаются (владеет одноименной сетью книжных магазинов).
Наличие кофейни увеличивает продажи книжного магазина: человек может зайти выпить кофе, а в итоге купить и книгу. Кроме этого, от сдачи площадей в аренду владельцы книжного магазина получают дополнительный доход, добавляет Бартенев.
Вопросы:
1. Что принесет компании Букбери объединение с Шоколадницей?
2. Почему не удался проект по самостоятельному открытию кафе?
Четыре российские авиакомпании Домодедовские авиалинии (ДАЛ), Красноярские авиалинии (Крас-Эйр), Авиаэкспресс-круиз и Челябинское авиапредприятие объявили о создании в России первого авиа альянса. Стратегический альянс не предполагает юридического слияния компаний, но учредители уверены, что смогут составить конкуренцию крупнейшим российским авиа перевозчикам, прежде всего на внутренних линиях.
Под конкурентами прежде всего имеется в виду Аэрофлот. Крупнейшая российская авиа компания в последнее время все больше внимания уделяет развитию внутренний рейсов и также намерена создавать стратегический альянс с участием компаний Пулково и Аэрофлот-Дон.
Представители нового альянса считают, что основная задача, которую предстоит решить партнерам, - антикризисная. Спрос на авиа перевозки падает, конкуренция усиливается, парк самолетов стареет.
Поэтому партнеры считают, что нужно договориться о разделе рынка, иначе инициативу перехватят иностранные компании, которые все активнее работают на российском рынке.
Партнеры альянса намереваются совместно использовать парк самолетов, унифицировать тарифную политику, создать общую систему продажи авиабилетов. Компании не планируют объединять свои активы, но создадут резервный фонд, которые будет использоваться для страховки партнеров от форс-мажорных обстоятельств.
Вопросы:
1. Какое влияние может новый альянс оказать на конкуренцию на рынке авиаперевозок?
2. Как, по вашему мнению, создание альянса скажется на либерализации рынка?
3. Насколько допустимо соглашение о разделе рынка с точки зрения антимонопольной политики?
В настоящее время Московский краностроительный завод Бакра не может приступить к выпуску своей продукции, невзирая на наличие у него всех необходимых площадей, оборудования и пакета выгодных заказов, в том числе для экспорта. В результате противоправных действий немецкой фирмы Виртген Интернациональ наносится существенный ущерб промышленности города Москвы и Российской Федерации.
Парализована работа рентабельной отрасли производства башенных кранов.
Противоправность действий инофирмы выразилась в фактах фальсифицирования протоколов собраний акционеров предприятия Бакра и последовавшем захвате на основе сфальсифицированных документов контрольного пакета акций Бакры. Факт фальсификации выявлен и подтвержден в процессе проверки Останкинской межрайонной прокуратурой в ноябре 1997 года, в настоящее время этот факт фигурирует как установленный в арбитражном процессе между представителями коллектива Бакры и фирмой Виртген Интернациональ.
Анализ юридической стороны ситуации показывает, что со стороны инофирмы и ее сообщников из числа бывших руководителей Бакры налицо признаки приобретения права на чужое имущество путем обмана в крупном размере, организованного группой лиц - ст.159, ч.3, п.п. а, б УК РФ.
Свое положение нового хозяина Бакры инофирма использовала для разгона руководства и квалифицированного персонала предприятия и для превращения его в номинальное лицо, за которым числятся большие производственные площади, фактически используемые инофирмой.
Проанализируйте ситуацию.
Доход от банковских вкладов, векселей и облигаций сегодня редко превышает 10-12%. Рынок недвижимости, еще недавно суливший сумасшедшую доходность, теперь не балует инвесторов, обещая в лучшем случае 15-20% годовых. В этих условиях частный капитал охотнее идет в бизнес-проекты на ранней их стадии. Несмотря на высокие риски инвестиций в этот сектор, ожидаемая ставка здесь обычно начинается с 40-50%.
К тому же в каждом проекте инвестор в глубине души надеется сорвать джек-пот.
Размер инвестиций ангелов напрямую зависит от особенностей проекта. Но редкие из них получают больше $0,5-1 млн. - суммы, характерной скорее для деятельности венчурных фондов. Представители сетей рекомендуют вести игру с капиталом от $100 тыс., устанавливая при этом нижний порог на уровне $50 тыс.
Среди хороших проектов могут быть малобюджетные.
Самые высокие инвестиционные риски связаны с проектами, созревшими только в головах у предпринимателей. Когда они еще не подкреплены исследованиями, опытными образцами и патентами. В таких случаях мы между собой говорим Полный seed!,- рассказывает Александр Лазарев, возглавляющий новосибирскую компанию Бизнес-лаборатория.
Словом seed принято обозначать самую раннюю - посевную - стадию проекта, предшествующую его фактическому запуску (start-up), когда образуется компания и начинается ее работа на рынке.
Недавно мы нашли проект по производству аппаратов для выделки и обработки меха,- говорит Лазарев.- Очень консервативная область, где мало что изменилось за последние сто лет, кроме химии. Так вот, там нет даже инструментального образца. Зато мы просчитали предполагаемую доходность: $50 тыс. вкладываешь, а через два года $1 млн. вынимаешь.
Мы этим проектом занимаемся год и уже имеем протокол о намерениях от инвестора.
Вопросы:
1. Стали бы Вы вкладывать в проект на столь ранней стадии?
2. Как Вы считаете, эта практика распространена на Западе? Почему?
3. С какими рисками сталкивается инвестор при вложении в инновационный проект?
4. Какой вид инвестиций Вы предпочли бы, основываясь на данной ситуации?
Практика частных инвестиций в российском бизнесе только формируется. Поэтому, какой будет российская модель господдержки и приживется ли она вообще, предугадать сложно. До сих пор государство игнорировало саму возможность контакта с этим неформальным инвестиционным миром. Впрочем, последние разговоры о переходе российской экономики к инновационной стратегии развития вселяют осторожный оптимизм.
Политический ветер подул в нашу сторону, -говорит партнер и основатель Московской сети бизнес-ангелов (МСБА) Александр Савинов. - Но я не знаю, как долго это продлится.
Другой основатель МСБА Константин Фокин говорит, что степень развития системы ангелов в стране напрямую зависит от предпринимательской культуры населения, его умения генерировать и продавать идеи, интересные инвесторам. Главное, чего у нас нет, - это устойчивого потока качественных проектов,- считает он.
Типичный западный ангел - это пенсионер, отработавший на стройках капитализма добрых тридцать-сорок лет. Он накопил богатый опыт и достаточный капитал, чтобы частично использовать их в перспективных проектах. Про таких говорят: Они купили себе работу за собственные деньги.
Частные инвестиции - подходящая карьера для второй половины жизни обеспеченного человека.
У нас, в отличие от Запада, ангелами становятся люди помоложе - часто до сорока. Это могут быть предприниматели, бизнес которых стабилен, но исчерпал потенциал роста. Сюда же попадают высокооплачиваемые топ-менеджеры крупных компаний.
Как правило, они не склонны афишировать свое состояние. Некоторые в силу занятости и нежелания светиться действуют через доверенных лиц (скажем, отправляя их вместо себя на презентации проектов).
Константин Фокин выделяет такую категорию частных инвесторов, как зампреды банков -с хорошим образованием и ценным опытом. На своем основном месте они функционеры, а в роли ангелов могут погрузиться в реальный бизнес, почувствовать драйв от запуска многообещающего проекта.
Вопросы:
1. С чем связано различие в возрасте российских и западных бизнес-ангелов?
2. Что Вы можете сказать о западной практике частных инвестиций?
3. Почему практика бизнес-ангелов в нашей стране только зарождается?
В западном мире ангелы служат незаменимым источником финансирования начинающих компаний. Такие компании редко могут привлечь банковские кредиты, не обладая ликвидным имуществом для залога.
И даже имея хороший стартовый капитал, рискуют не преодолеть долину смерти - период острой нехватки оборотных средств на этапе бурного роста. Бизнес-ангелы едва ли ни единственные, кто готов помочь им справиться с этой проблемой.
Ангелы появляются на первых этапах финансирования компании. Они вкладывают деньги, профессиональный опыт и деловые связи в надежде разделить с предпринимателем его будущий успех.
Как правило, это происходит прежде, чем новорожденный бизнес может заинтересовать институциональных инвесторов - в частности, венчурные фонды.
В США деятельность так называемых бизнес-ангелов - это огромная, хоть и неформальная часть венчурной индустрии. По разным оценкам, американские ангелы в середине 90-х гг. ХХ века инвестировали от $30 млрд. до $40 млрд. своих денег, что по меньшей мере вчетверо превысило уровень вложений институциональных венчурных фондов.
Статистика примерно за тот же период зафиксировала около четверти миллиона частных инвесторов, профинансировавших около 30 тыс. стартапов. Правительства развитых стран стараются не оставаться в стороне от этого процесса, пытаясь стимулировать движение ангелов.
Петер Юнген, германский предприниматель, имеющий связи в правительстве, обеспечил активную господдержку процессу строительства сетей бизнес-ангелов в своей стране. В результате за три года их количество выросло с нуля до 48. Идея состояла в привлечении людей, обладающих деньгами и деловыми навыками, но не знающих, как ими распорядиться.
Люди не становятся ангелами естественным образом,- сказал он в одном из своих интервью. В то же время Энтони Кларк, глава London Business Angels и президент Европейской ассоциации бизнес-ангелов (EBAN), считает коммерческие (рыночные) сети более эффективными, чем дотационные.
Они заключают больше сделок, их средняя сумма выше. Содействие, которое государство оказывает молодой индустрии, может быть связано с льготной налоговой политикой.
В Великобритании, к примеру, ангел, осуществивший выход из компании, а через некоторые время реинвестировавший вырученный капитал в новый проект, может рассчитывать на серьезные налоговые вычеты.
Вопросы:
1. Расскажите о практике частных инвестиции в российском бизнесе.
2. Приведите примеры частных инвестиций.
3. Почему компании обращаются к бизнес-ангелам, а не привлекают банковский кредит?
Зарубежные вложения пользуются популярностью у частных инвесторов всех развитых стран. Состоятельные россияне также часто ищут пристанище для своих сбережений за пределами России. Но они используют зарубежные инвестиции не так, как жители других стран.
Большинство инвесторов, скажем, из США или Германии делают вложения за пределами своей страны исключительно с целью получения повышенного дохода либо диверсификации капитала.
Россияне же в 90% случаев отправляют накопления за границу ради сохранения заработанных денег. И лишь менее 10% отечественных инвесторов хотят использовать свои вложения для получения дополнительного дохода.
Очень небольшое количество клиентов из России ставят перед финансовым консультантом задачу вложить деньги в иностранные активы так, чтобы те давали ощутимый доход.
Цель определяет средства. Поэтому россияне выбирают за рубежом самые простые и надежные инструменты с минимальной гарантированной доходностью - обычные текущие счета или банковские депозиты.
Проценты от таких вложений не превышают 1-3% годовых.
Не стоит себя ограничивать одними банковскими счетами, если можно достаточно надежно разместить средства и при этом получить неплохой доход. Например, россияне могли бы использовать различные структурированные продукты, которые предлагают крупные международные банки и компании.
Они гарантируют возврат вложенных инвесторами денег и прирост капитала, сравниваемый с доходом по депозитам в лучших европейских банках. В случае же благоприятного развития ситуации на финансовом рынке эти программы позволяют получать дополнительный процент, значительно превышающий банковские ставки. Примером такой программы может служить вексельный продукт банка BNP Paribas с по-
тенциальным доходом около 18-20% годовых. Справедливости ради нужно заметить, что такие программы предлагаются клиентам, готовым размещать достаточно крупные суммы - сотни тысяч долларов.
Если инвестор готов принять на себя больший риск и сделать вложения в зарубежный фондовый рынок, он имеет хороший шанс получить более внушительный доход.
Вопросы:
1. Как вы думаете, почему россияне охотнее вкладывают деньги в иностранные активы?
2. Почему россияне выбирают консервативные зарубежные вложения?
3. Оправдан ли риск инвестора при вложении средств, как в российские, так и зарубежные акции? Поясните.
Наличие собственной Silicon Valley (Силиконовой долины) становится сегодня вопросом престижа для любого государства, стремящегося попасть в разряд технологически развитых стран. Силиконовая долина - это выдуманное журналистами название части графства Санта-Клара в Центральной Калифорнии, лежащей в 30 км к югу от Сан-Франциско.
Здесь базируется более 4 тысяч компьютерных фирм с полумиллионом сотрудников, выпускается треть продукции ракето- и самолетостроения США, а также пятая часть полупроводников и шестая часть компьютеров в мире.
Но главную достопримечательность Силиконовой долины скорее можно отнести к области виртуальной, а нереальной экономики. Речь идет о феномене венчурного бизнеса - специфическом виде финансирования высоко прибыльных рискованных проектов. За годы своего существования Силиконовая долина стала примером успешного развития венчурного капитала.
Большинство местных предприятий - мелкие и средние фирмы, созданные на деньги венчурных компаний. Инвестиции последних в компьютерный бизнес в 70-е гг. многие считали чудачеством.
Но в 80-е и 90-е гг. вложения в новые компьютерные и информационные технологии по прибыльности и срокам окупаемости обогнали торговлю недвижимостью и биржевые спекуляции.
Венчурное финансирование парадоксальным образом стало одним из двигателей американской 1101 экономики, хотя объем капиталовложений венчурного бизнеса в той же Силиконовой долине не превышает 12 млрд. долл. в год.
Сравнительно небольшие предприятия, развивая новые идеи и создавая новые технологии, тянут за собой гигантов, оперативно обеспечивая их передовыми разработками в самых различных областях. Венчурная психология, ожидание баснословных прибылей от сравнительно небольших вложений, наложила сильный отпечаток на современное американское общество.
Широкое развитие фондового рынка фактически превратило значительную часть экономики США в гигантское венчурное предприятие.
Полвека назад ничто не предвещало грядущего расцвета венчурной цивилизации Калифорнии. Спустя несколько десятилетий долина получила известность благодаря микропроцессору, сделанному на основе кристаллов кремния. Хотя кремний - основной элемент земной коры, легко доступный повсюду, именно здесь он стал символом успеха.
В декабре 1947 г. в долине произошло событие, определившее ее дальнейшее развитие. В лабораториях ATT Bell впервые для усиления электрического тока был использован кремниевый полупроводник.
Это изобретение позволило заменить вакуумные трубки применявшиеся в первых ЭВМ, созданных в 1946 г. на Восточном побережье, небольшими и относительно дешевыми интегральными схемами.
Принципиальную роль в будущем буме сыграл расположенный в долине близ города Пало-Альто один из самых престижных частных университетов США - Стэнфордский. Почетное звание отца Силиконовой долины принадлежит выдающемуся электротехнику из Стэнфорда профессору Фредерику Терману. В 30-е годы он читал здесь курс радиоэлектроники и побуждал своих студентов или работать в местных компаниях, или основывать собственный бизнес, а не уезжать на Восточное побережье.
Инновации Стэнфордского университета стали основой будующей специализации долины.
В XX веке ключом к экономическому успеху стало, прежде всего, первенство в сфере научно-технических разработок. Одновременно развитие системы социального обеспечения и страхования привело к тому, что на рынке появилось много свободного капитала, который промышленность уже не могла использовать с выгодой. Фондовый рынок, привлекающий большую часть таких средств, подвержен периодическим кризисам, поэтому пенсионные
фонды и страховые компании осторожно относятся к инвестициям в ценные бумаги. В то же время постоянно существует дефицит инвестиций в новейшие разработки в области компьютерных технологий, средств связи и медицины.
Именно здесь появились американские венчурные компании, выступающие в качестве посредников и использующие деньги пенсионных и страховых фондов, а также банков для финансирования разработок в этих сферах. Венчурные фирмы, таким образом, снимают с фондов ответственность за возможные потери и делят ее с теми компаниями, в которые вкладывают привлеченные средства.
На то, чтобы создать эту схему и заставить ее прибыльно работать, ушел не один десяток лет.
В 1950 г. при Стэнфордском университете был основан Industrial Park, позже переименованный в Research Park. За квалифицированными кадрами в долину потянулись промышленники. В 50-е годы электротехнические компании, такие как General Electric, Sylvania, Westinghouse Electric и Ford Philco, разместили свои производства в Пало-Альто и соседних с ним городках.
А в Сан-Хосе, самом большом городе долины, компания IBM создала крупный исследовательский центр. Вслед за гигантами в графстве Санта-Клара появились небольшие компании. За считанные годы здесь возник прообраз современных технопарков. На нескольких квадратных километрах возникла новая форма связи науки и производства.
К началу 70-х годов в долине существовало 15 фирм, производивших полупроводники. Критическая масса была достигнута, что послужило началом компьютерной и!088 революции. В 1974 г. миниатюризация полупроводниковых плат привела к созданию на фирме Intel микропроцессора 4004, способного производить миллионы операции в секунду.
С тех пор объем информации, обрабатываемой процессорами, удваивался каждые 2 года, и компьютеры стали проникать в повседневную жизнь, особенно после того, как в 1976 г. фирма Apple (ее производство тогда занимало один гараж) собрала первый в мире персональный компьютер. Тогда же редактор Microelectronics News Дон Хофлер впервые назвал долину Силиконовой.
На этом этапе проблема финансирования встала во всей остроте. Если первые технические фирмы существовали благодаря военным заказам, то когда счет компаний пошел на сотни, государственных денег хватать на всех не стало.
На одних же частных заказах просуществовать было трудно. Ректор Стэнфордского университета пытался решить финансовые проблемы компаний, сдавая им участки земли технопарка в аренду на 99 лет по льготным ставкам. Тем не
менее компании были вынуждены привлекать заемные капиталы. Сначала на смену госбюджету пришел банковский капитал Восточного побережья США.
Однако банки не были готовы идти на рискованные операции в больших масштабах, и вскоре их заменил капитал, который был готов рисковать, - венчурные инвестиционные компании.