d9e5a92d

Протокол для проведения интервью


обучающихся студентов колледжа отбирали, обращая внимание на их оценки и различные школьные достижения. Добившихся успеха офицеров определяли по званиям и должностям.
Всех этих экспертов просили указать, что является важным для достижения заметного положения в их области, и предложить типичные ситуации, связанные с их деятельностью, а также возможные реакции на эти ситуации, показывающие их уровень неявных знаний. В последующих исследованиях мы уточнили структуру интервью, благодаря чему участники обеспечены более подробными инструкциями о том, какого плана знания мы пытаемся установить, и о том, что необходимо отметить самые неочевидные реакции.
Мы опирались на интервью, которые проводили "команды", состоящие из двух людей; один из них являлся главным интервьюером, а другой фиксировал уточняющую информацию и замечания. Первый проводил интервью, а второй член команды делал записи, просил пояснить ситуации, задавал уточняющие вопросы. Когда это было возможно, интервью с согласия опрашиваемых записывали на пленку, поэтому возникали дополнительные вопросы и нужно было сделать ряд уточнений, когда интервью завершилось.

Также важно, чтобы один из интервьюеров был хотя бы немного осведомлен в конкретной области, чтобы понимать технический язык или профессиональный жаргон того, с кем проводится интервью.
Ниже мы предлагаем протокол для проведения интервью. В нем использованы конкретные примеры, полученные нами в работе с офицерами армии, для иллюстрации последовательности шагов.
1. Введение. Когда собираются участники интервью, члены команды, проводящей опрос, представляются и предлагают в качестве стандартного введения рассказ об исследованиях и о предстоящем интервью. Во введении нужно сообщить о назначении исследования, чтобы устранить возможность недопонимания и настроить участников на тему интервью. Например:
Мы стремимся определить те ключевые уроки, которые извлекают руководители из своего опыта работы. Если эти уроки можно идентифицировать, попытаемся найти пути их применения, чтобы способствовать развитию навыков лидера.
Это не оценка вас как руководителя. Это не сравнение руководителей вашей организации с руководителями другой организации.
Мы хотим найти характерные примеры неформальных знаний о руководстве на вашем уровне. Мы стремимся отыскать те детали из сферы руководства, о которых не пишут в книгах и которым не обучают в школе. Мы считаем, что эти знания чаще всего не обсуждаются, но, тем не менее, они применяются руководителями, как только возникает служебная потребность в них.

Эти знания вы могли получить, когда вам пришлось столкнуться с той или иной проблемой. Вы также могли их получить, следя за успехом или неудачей принятого кем-либо решения.
Нас не интересует частный образ действий или личная вера. Нас также не интересуют чисто технические детали, которым вы научились опытным путем, например как настраивать двигатель. Нам интересны только те проблемы, с которыми вы имели дело, и те выводы относительно руководства на вашем уровне, к которым вы пришли в результате этого опыта.
2. Выработка требований к рассказам. Целью интервью является извлечение из опыта респондентов подходящих историй и случаев и исследование словесно невыраженных практических знаний, которые были получены или отражены в этих случаях. Мы обращаемся к участникам интервью с просьбой, например, такой: "Расскажите нам историю из вашего опыта руководства, которая вас чему-либо научила".

Цель сфокусировать внимание опрашиваемого именно на случаях, а не на теориях или общих заявлениях об эффективной деятельности. Так, ответы респондентов оказываются более тесно взаимосвязанными с конструктом неявных знаний (т. е. со знаниями, основанными на личном практическом опыте). Поскольку смысл припоминаемых случаев не всегда ясен, мы обращаемся за помощью к самим рассказчикам и просим их рассказать об ощущениях, испытанных ими в сообщенной истории, и определить, какой именно урок они из нее извлекли.
3. Дополнительные вопросы. Они помогают сосредоточить внимание опрашиваемого на ключевых контекстуальных моментах в его рассказе (например, "расскажите нам более обстоятельно о психологическом климате в вашем подразделении"); цели и альтернативной линии поведения (например, "что именно вы намеревались сделать?", "что еще вы учитывали в своих действиях?"). Вопросы также могут касаться определения практических знаний широкой сферы применения (например, полученных уроков), выявленных в конкретной истории, описывающей приобретенный опыт (например, "чему вы научились на этом опыте?" и "как он повлиял на ваши подходы к руководству?").



Как только становится понятным, что никакой полезной информации из истории извлечь больше нельзя, интервьюер может попросить респондента рассказать другую историю из его личного опыта работы.
По завершении каждого интервью член исследовательской команды, делающий пометки, резюмирует интервью. Такая сжатая версия должна содержать следующую информацию: данные об участнике (т. е. его должность, период работы, раса, пол), резюме предложенной им истории, аннотацию каждой истории, основанную на дополнительных вопросах, и некоторые комментарии интервьюера. Будет полезно, если составляющий эту сжатую версию предложит человеку, проводившему опрос, просмотреть ее.

Это исключит разночтения в деталях интерпретации интервью.
Идентификация неявных знаний не заканчивается на этапе составления резюме. Даже если участники опроса знают, с какой целью проводится интервью, не все истории, приведенные ими, являются примерами получения неявных знаний. Таким образом, резюме предлагаются на рассмотрение экспертам в данной области, которые знакомы и с конкретной областью деятельности, и с конструктом неявных знаний. Этих экспертов просят дать заключение, являются ли представленные в кратком изложении знания, которые тесно связаны с деятельностью, важными для достижения индивидом его целей.

Их также просят дать заключение, получены ли эти знания благодаря посторонней поддержке и связаны ли они с изучаемой сферой человеческой деятельности (университетская психология, военное руководство).



Содержание раздела