Где нет того воздуха, которым дышат герои из телевизора.
Какому юноше не хочется оказаться в среде студентов, особенно если их до сих пор видел только в кино?!
Мечтал попасть туда, где моя фантазия рисовала жизнь с романтикой.
А мой покойный дядя, мир праху его, о котором я вслед за старшими привык думать, что в голове у него чуточку «вассалом алейкум», упорно твердил про какую-то школу:
— Право и возможность учиться в этой школе — есть великая награда Создателя.
Потом сравнивал его высокопарные речи с реальной жизнью: с немытым со времен динозавров чайником на керосинке, с деревянным вагончиком на колесах, стоявшим у входа на территорию маленькой строительной конторы, где дядя жил и работал сторожем.
Мои мысли противоречили друг другу. Только через много лет я понял, что этим старикам глубоко наплевать, где и кем работать, как выглядеть, потому что они знают, кто есть владыка истинного благосостояния.
Меня удивило, что в этой чисто узбекской деревне вдруг оказались вместе украинцы, узбеки, евреи — и все говорят об одном Боге. Чувствовал, что они так давно знают друг друга, будто вместе росли, и теперь привязаны друг к другу, словно близнецы.
Они говорили о каком-то тайном могуществе, но я-то смотрел на все через экран телевизора. Невзрачная, неброская внешняя сторона их жизни не вызывала желания подражать.
Тогда, в тот памятный день тридцать лет назад, сидели двадцать два Наставника. По одному на двух-трех кандидатов в ученики. И мы сдавали какой-то экзамен, смысл которого я понял только через много лет.
Вы уже знаете, почему мне меньше всего хотелось туда. Но меня с треском... приняли.
На следующий день нас собрали и сказали:
— Сыновья, сегодня вы в необычной школе. Какая школа лучше; обычная, в которой большие и светлые классы, спортзалы, множество приборов и пособий, иного детей и знающих людей — ваших педагогов, или эта?
В вашем возрасте мы пошли бы в ту школу. Там вы будете изучать физику, математику, читать стихи и поэмы. Там все ясно, все расставлено по местам.
Потом пойдете в институты, станете инженерами, конструкторами, будете строить города...
А в этой школе все будет очень трудно, непонятно и в вашем представлений мы вряд ли можем соревноваться с той школой.
Потом спрашивали, кто кем хочет стать. Я сказал: «Авиаконструктором». Меня похвалили:
— Молодец!
И еще сказали:
— Сто лет назад мы остановили работу, школы, чтобы древние знания не попали в руки недостойных людей. Через двадцать лет ваши знания, ваша сила, ваши возможности понадобятся людям. Вы — первые наши ласточки.
Потом поинтересовались:
— "Путешествовать любите?
Ну, все, конечно:
— Да-а, лю-юбим!
— В нашей школе, — говорят, — тоже много классов, но они не на разных этажах находятся, а на разных континентах. Вы сейчас не в школе, а в классе сидите, а школа разбросана по всему миру. И пока будете из класса в класс переходить, придется вам весь мир объехать.
Это они такую удочку забрасывали. Ведь в каждом юноше живет великий романтик, великий путешественник. Помните себя?
А поездить, действительно, пришлось немало.
— Каждая школа гордится своими выпускниками. Наша школа существует с давних времен и дала миру многих великих
Учителей, великих Пророков.
Она дала миру три религии. Наши Мастери — ученики нашей школы — их тысячи и тысячи: Омар Хайям, Навои, Фирдоуси, Руми...
— Сейчас, — они дали каждому по - тетрадке, — напишите свои желания: что хочется изучать, кем хочется быть, как хочется жить. А через десять лет прочтете.
И мы сидели по углам и сочиняли свои мечты. И хихикали: «Во дают! Десять лет!
Это же целая вечность!».
А в этом году, родимые мои, передо мной лежат три тетради. Потому что в этой школе учусь уже тридцать лет. Читал свои разновозрастные мечты в инфракрасном свете собственного смущения.
Читал одним глазом, засунув голову от стыда глубоко под мышку.
— Сыновья, —они тогда сказани, —сегодня у вас последний шанс еще раз обдумать свой путь в жизни. Хорошенько обдумайте.
Тогда я ничего не понял, уразумел только через двадцать лет и, оказывается, все помню!
Нас было тогда около шестидесяти кандидатов в ученики. Через десять лет осталось двадцать три. На каждого Наставника по ученику. А на сегодняшний день еще меньше.
Догадайтесь, сколько предметов мы изучали в этой школе.
Наставники сказали:
— С тех пор как Господь изгнал Адама и Еву из рая, их многочисленные потомки ищут дорогу назад. Ищут знания, которые могли бы помочь найти ту дорогу. Есть два пути.
Путь первый — «ПОДРАЖАНИЕ».
Этот путь — самый легкий, самый сладкий... вначале. И самый трудный и горький — в конце. Здесь не надо трудиться душой.
Здесь нужно быть, как все, жить, как все. Нов старости — горечь, раскаяние и сожаление...
Старость для вас сейчас — что-то до того неопределенное, нереальное, неясное. Как далекий-далекий туманный остров. Каждый из вас уверен, что никогда не состарится.
На этом пути не нужно думать, Напрягаться, надо просто следовать простейшим инстинктам и желаниям.
Это — путь спящих. Это постижение мира через повторение" опыта других, через подражание предшественникам.
В «Каноне; тайных наук для будущих Властелинов» сказано примерно следующее:
«... Наступит время, когда человек с помощью предмета сможет поднять другой предмет до звезд к обратно, и дальше, через восемнадцать тысяч миров к Господу Богу.
Наступит время, когда человек с помощью предмета сможет поднять себя до звезд и обратно, и дальше, через восемнадцать тысяч миров к Господу Богу, чтоб лично предстать перед Ним.
Но это только, когда наступит время. Это время может наступить через тридцать вдохов и выдохов или через тридцать тысяч лет. Но это — когда наступит время.
И твоей жизни может не хватить на ожидание.
На этом пути ты можешь получить, добыть, собрать, накопить знания и передать в виде наследия другим людям. Ты можешь оставить после себя след в истории человечества и свой опыт движения по этой дороге».
Второй путь - «СОСТОЯНИЕ».
В той древней книге сказано: «Запомни! Если у тебя нет времени ждать тысячелетиями и ты при жизни хочешь предстать лично перед Творцом, чтобы раствориться в Его великом и необъятном свете, ты должен идти по пути самопознания. Потому что, познавая себя, познаешь Бога.
Идя по пути само постижения, раскрывая в себе тайные силы, ты сможешь усилием своего духа поднять предмет, отправить его до звезд и обратно или дальше, через восемнадцать тысяч миров к Всевышнему. Или сможешь усилием своего духа поднять себя до звезд и обратно или дальше, через восемнадцать тысяч миров к Бесконечному.
На этом пути ты узнаешь ненависть, переходящую в сострадание к людям.
Через сострадание ты постигнешь Любовь.
Став богатым, ты постигнешь суть богатства и нищеты.
Ты постигнешь суть силы и бессилия.
Ты поймешь и постигнешь справедливость.
Ты узнаешь боль одиночества, оставаясь среди множества людей.
Ты постигнешь радость и боль одновременно, раскрыв свое истинное восприятие мира и увидев человека таким, каков он есть».
Истина не передается, истина постигается.
Путь Подражания. Получая легкое знание, личность на этом пути исчезает, остается форма, растворенная в толпе. Постичь истину на этом пути бесконечно трудно.
Путь Состояния — это путь к совершенному человеку. На этом пути каждый идущий может постичь истину. Его недостаток заключается в том, что сила, способности, любовь, могущество и все возможности, достигнутые на пути к истине, невозможно передать другим.
В процессе передачи, отражаясь в сознании другого человека, истина погибает.
Задача идущего по этому пути — найти, распознать, раскрыть совершенного человека и передать эстафету.
Третий путь, который называется «ИСТИНА», появится тогда, когда «...оба пути гармонично сольются в один и превратятся в реку. Тогда наступит время совершенного человека. Для этого мы здесь».
Они сказали: «Вот теперь — выбирайте!».
Кажется, увлекся и начал говорить с вами без маски. Если дальше так пойдет, вы уснете. Чтобы немного развлечь вас, расскажу историю из жизни одного из моих Наставников.
Как целоваться с крокодилом – техника безопасности
Тогда я был у своего Наставника мальчиком на побегушках, в том числе его шофером. Однажды мы поехали то ли на свадьбу, то ли на похороны, — не помню точно» — помню только, что толкучка там была ужасная.
Когда проехали километров пятьдесят, на дорогу вышел варан огромной длины! Живой варан! Первый раз в жизни вижу!
Раз! — по тормозам... Остановил машину. Что?
Что? — от неожиданности испугался Наставник.