d9e5a92d

Неявные знания контекстуально обусловлены


дусматривала сотрудничество исследователей Йельского и Гарвардского университетов, причем группу ученых из Гарварда возглавлял Ховард Гарднер (Williams et al., 1996). Цель этой программы научить детей практическим навыкам пребывания в школе. Речь шла об умении проходить различные виды тестов, выделять время на приготовление домашних заданий, решать, что можно, а что нельзя говорить учителям, и даже о том, как сосуществовать с одноклассниками.

Когда же изучили эффективность этой программы, то обнаружили, что она помогла улучшить способности детей в чтении, письме, приготовлении домашних заданий и в написании контрольных работ (Sternberg et al., 1990).
Поскольку неявные знания контекстуально обусловлены, т. е. они содержат информацию об аспектах практической ситуации и о действиях, которые можно предпринять в данной ситуации, они передаются посредством подробного пересказа различных историй. В этих историях описываются ситуации, с какими сталкивался тот или иной человек, и извлеченные из них уроки. Это могут быть события, происходящие на протяжении большого периода времени, или отдельные происшествия. Описание их применяется, как правило, для совершенствования аналитических способностей. Но их можно задействовать также и для развития навыков решения практических проблем.

События, которые обнаружены в исследованиях неявных знаний, имеют практическую значимость, поскольку ими репрезентируются ситуации, оцененные людьми, успешно работающими в своей области, как значимые для личного совершенствования. Респонденты осмысливают конкретные события индивидуально или в группах. Они оценивают саму ситуацию или характер предпринятых действий, а также условия действия.

Они принимают решение, какой бы иной способ поведения в такой ситуации они избрали и к каким альтернативным результатам могли бы привести их действия.
Сценарии приобретения неявных знаний можно преобразовать в сценарии ролевых игр или имитаций. Моделирование ситуаций при помощи ролевых игр является таким методом обучения, когда учащиеся следят за целенаправленным поведением, а затем им предоставляется возможность попрактиковаться и самим продемонстрировать подобный образ действий. В этих случаях обратная связь обеспечивается либо педагогом, либо другими учащимися, либо посредством видеозаписи, по которой учащийся сам сможет оценить свое поведение.

Моделирование при помощи ролевых игр наиболее эффективно в разработке конкретных сценариев поведения. Таким образом, создается потенциальная основа для развития неявных процедурных знаний. Можно сделать видеозапись сценариев, привлекая тех учащихся, которые подвергнутся испытанию ситуацией, аналогичной фиксируемой на видеопленке, чтобы потом эти учащиеся показали возможные реакции на новую ситуацию.

В результате обзора учебной литературы можно прийти к выводу, что ролевые игры являются одним из самых эффективных методов, способствующих развитию практического поведения (Burke Day, 1986; Latham, 1988).
И наконец, применение неявных знаний в обучающих программах будет более эффективным, если учесть разработку имитаций реальных рабочих ситуаций. Они
Разработка
повторяют действительные случаи, с которыми учащимся придется столкнуться при решении проблем. Но мотивации здесь формулируются таким образом, чтобы представить их наиболее реалистичными, поскольку тогда человек отдает больший отчет в своих действиях. Преимущество имитаций в сравнении с реальными ситуациями, какие встречаются в самой жизни, заключается в мгновенном осуществлении обратной связи. Например, Райхерт и Дорнер (Reichert Corner, 1988) предложили имитацию, которая представляла в качестве объекта склад-холодильник, для обслуживания которого участники могли нанять до 100 рабочих, чтобы попытаться заставить это хранилище работать, после того как там намеренно выведут из строя систему автоматического контроля. Участники могли незамедлительно получить ответ, является ли эффективной выбранная ими стратегия.

В реальности же последствия не станут известными моментально.
Результаты исследования неявных знаний вновь оказываются полезны в плане дополнительной оценки при имитации. Кроме того, имитируемые задания способствуют увеличению объема неявных знаний конкретного человека. Это значит, что в процессе действий, заданных в рамках имитации, учащиеся способны усвоить, какая из стратегий более, а какая менее эффективна в ситуации того или иного рода.



Таким образом, подтверждается, что имитация это действенный инструмент для совершенствования практических способностей (Keys Wolfe, 1990; Thornton Cleveland, 1990).
Развивающаяся деятельность. Очевидно, по сравнению с методами, описанными выше, расширению объема неявных знаний более способствует реальный опыт, приобретаемый человеком в своей профессиональной деятельности. Например, менеджеры утверждают, что значительнейшую часть навыков и знаний, действительно нужных для выполнения их работы, они получили из собственного опыта (Wagner Sternberg, 1985). Такого рода обучение является одной из отличительных особенностей неявных знаний. Исследовав существо наиболее значимых неявных знаний и навыков, которыми обладают менеджеры, ученые пришли к выводу, что приоритетную роль играет именно обучение на примере личной практики, а не официальное образование (Davies Easterby-Smith, 1984; McCall, Lombardo Morrison, 1988).

Первое оказывается проще, если ситуации отличаются разнообразием, в то же время требуют приложения усилий, и при этом осуществляется обратная связь. Обучение на основе опыта происходит более мобильно благодаря программам, предусматривающим чередование разных действий, формальному руководству, регулярным обзорам и анализам произведенных действий (Druckman, Singer Van Cott, 1997).
Объем неявных знаний индивида увеличивается и благодаря самосовершенствованию человека. Этот вид деятельности может быть похожим на формы официального обучения, например чтение специальной литературы, выполнение тестов для самооценки, обучение с использованием имитаций. Или, наоборот, связан с познанием личного опыта.

Например, человек самостоятельно ищет, каким образом ему приобрести больший опыт. Он обращается к ситуациям, которые являются для него относительно новыми и способны стать хорошим фундаментом для развития навыков.



Содержание раздела