d9e5a92d

Когнитивный подход


ные во время выполнения задания с перевернутой моделью (например, когда используется шахматная доска, на которой черные клетки заменены на белые, а белые на черные), чтобы измерить среднее время ожидания двух потенциалов, Л70 и Р100. Корреляции измерения этого времени и /(}были очень малы (в диапазоне от -0,1 до -0,2), но в некоторых случаях значимы. Они отрицательны, поскольку большее время ожидания соответствовало более низкому IQ. Верной и Мори (Vernon Mori, 1992), используя электроды, измерили скорость нервной проводимости в срединном нерве предплечья. Они обнаружили значимые корреляции между скоростью проводимости и IQ (около 0,4).

Однако им не удалось повторить свои открытия в позднейших исследованиях (Wickett Vernon, 1994).
Одним из наиболее популярных биологических подходов является проверка связи между активностью мозга и интеллектом. В большинстве таких работ для измерения активности мозга исследуются вызванные потенциалы, которые представляют собой электрические реакции мозга во время прохождения (трансмис-сии)нервного импульса. Мак-Карти и Дончин (McCarthy Donchin, 1981) выявили, что один из вызванных потенциалов, РЗООотражает распределение когнитивных ресурсов для выполнения определенной задачи; он назван так потому, что это положительно заряженная реакция, возникающая приблизительно через 300 миллисекунд после стимуляции.
Шэфер (Schafer, 1982) предположил, что проявление реакции на неожиданные стимулы большее, чем РЗОО, отражает индивидуальные различия. Более интеллектуальные индивиды в отличие от менее интеллектуальных, могут иметь реакции на незнакомые стимулы превышающие РЗОО, а на ожидаемые меньшие, поскольку известные стимулы не требуют много внимания. Шэфер отметил корреляцию 0,82 между индивидуальными различиями, зафиксированными благодаря вызванным потенциалам, и /Q.

Однако этот уровень корреляции повторить не удалось.
Хендриксон и Хендриксон (Hendrickson Hendrickson, 1980) выдвинули гипотезу, что ошибки случаются при прохождении информации через кору мозга. Эти ошибки, совершающиеся, вероятно, в синапсах, влияют на изменение вызванных потенциалов. Следовательно, у индивидов с нормальной нервной системой, передающей информацию точно, правильные и доступные воспоминания сформируются быстрее, чем у тех, чья система "не отлажена" и поэтому делает ошибки при передаче импульсов.

Корреляция между измерением вызванных потенциалов и IQ у таких индивидов весьма устойчива, однако ее значение туманно и не могло быть повторено.
Один из наиболее интересных аспектов биологического изучения интеллекта предполагает проверку показателей метаболизма глюкозы в коре головного мозга. Ричард Хейер и его коллеги исследовали показатели метаболизма глюкозы в коре, используя результаты ее сканирования, включающего томографию пози-тронного излучения (ТПИ), когда испытуемые решали задачи матрицы Равена (Raven Matrix) или играли в компьютерную игру "Тетрис" (Haier et al., 1988; Haier, Siegel, Tang, Abel Buchsbaum, 1992). Они выяснили, что у более интеллектуальных людей уровень метаболизма ниже.

Этот вывод позволил предположить, что более интеллектуальные индивиды прикладывают меньше усилий, выполняя такие задания. Однако суть установленной взаимосвязи нужно еще до-
I
казать. Остается непонятным: то ли более сообразительные люди затрачивают меньше глюкозы, то ли ее низкий метаболизм способствует проявлению более высокого интеллекта.
Наконец, рассматривалась роль наследственности при определении интеллекта. Этот предмет был тщательно изучен Стернбергом и Григоренко (Sternberg Grigorenko, 1997b). Выяснилось, что приблизительно половина всех расхождений в баллах IQ объясняется генетическими факторами (Loehlin, 1989; Plomin, 1997).

Процентное соотношение варьируется в зависимости от возраста; однако способность передавать /Q по наследству обычно увеличивается с возрастом. Также важно отметить, что многие исследователи доказывают невозможность четко разделить влияние наследственности и окружающей среды (Bronfenbrenner Ceci, 1994; Wahlsten Gottlieb, 1997), отмечая, что нужно сосредоточиться на понимании того, как наследственность и среда совместно обусловливают интеллект или оказывают на него влияние (ensen, 1997; Scarr, 1997). Так или иначе, но наследственность зависит от изменений популяции и условий окружающей среды, так что любые оценки коэффициента наследственности должны рассматриваться в контексте тех условий, в которых они получены.


Существует множество различных биологических подходов к изучению интеллекта. Они дают интересное понимание связи между способностями и мозгом. Исследователи анализируют и количественные (Vernon Mori, 1992), и качественные (Levy, 1974) различия между людьми. Хотя вышеупомянутые труды можно охарактеризовать как строго биологические, следует отметить, что далеко не каждый, занимающийся биологическим направлением, считает его единственным путем к пониманию человеческих способностей. Биологические измерения помогут пролить свет на когнитивные процессы, равно как изучение когнитивных процессов позволяет понять биологическое функционирование.

Далее мы рассмотрим некоторые когнитивные подходы к интеллекту.
Когнитивный подход. Он дополняет биологический, а не противоречит ему. Согласно когнитивному направлению, люди в процессе мышления выполняют ряд умственных операций; эти операции плюс порождающая их система и составляют базис интеллекта.
Данный подход, как и психометрический, восходит к работе Спирмена (Spearman, 1923), предложившего три основных принципа познания. Понимание опыта представляет собой восприятие стимулов и связь с содержимым долговременной памяти то, что мы сегодня называем кодированием; выявление связей взаимосвязь двух стимулов для понимания их сходства и различия, которую мы сейчас определяем как умозаключение; выявление соотносительных понятий использование умозаключений в новой области. Спирмен считал, что задания на аналогии идеальный тест для исследования указанных когнитивных принципов, поскольку при размышлении над аналогией, такой как "АДВОКАТ КЛИЕНТ, а ДОКТОР ?", субъекту необходимо закодировать каждый термин, составляющий аналогию, и, логически выводя связь между АДВОКАТОМ и КЛИЕНТОМ, применить ее к ДОКТОРУ, аналогичным образом противопоставив ему ПАЦИЕНТА.
Когнитивный подход, предложенный Спирменом, не был востребован, пока Кронбах (Cronbach, 1957) не замыслил слияние корреляционной и эксперимен-



Содержание раздела