d9e5a92d

Все для себя


Человеку хочется быть каким-то, а какой он на самом деле, ему почему-то знать не хочется. Стесняется он, что ли? А чего стесняться-то и, главное, - кого?! Сие непонятно. Все же мы из одного теста сделаны, в природе эксклюзивных проектов не бывает, и глупо было бы думать как-то иначе.

И тесто это такое, какое есть. Может, и не такое, какого бы нам хотелось, но другого-то нет. Чего теперь копья ломать?

А вот сама эта политика, политика замалчивания, она пагубна и вредна.
С одной стороны, нам хочется, чтобы нас поняли и приняли такими, какие мы есть. С другой стороны, мы боимся, что настоящими (в подлинном нашем обличье) нас и ко двору-то не пустят, а уж любить - так и точно не будут. Вот мы и маскируемся. Дальше начинаются мучения - сплошные и прогнозируемые. Окружающие взаимодействуют с нами, как и положено взаимодействовать с теми, за кого мы себя выдаем.

А нам тем временем такое обращение кажется искусственным, мы чувствуем, что нас не понимают, не любят и не принимают такими, какие мы есть. Но ведь это же мы сами такую ситуацию и создали!
Все это чем-то похоже на следующую мизансцену. Приходит человек, стесняющийся своего высокого роста, в швейное ателье. Там его спрашивают: Сколько в вас будет? Он говорит: Ну сколько?..

Пишите, что около двух метров. Понятно, - отвечают, - приходите за костюмом через неделю. Он и приходит, только вот у него, рост не около двух, а два двадцать.

Надевает он пошитый на него костюм, а тот мал, и тут наш великан восклицает в ужасе: Боже мой, какой я большой! Чудовищно! Мне даже на мой рост костюм мал!

Обхитрил сам себя, нечего сказать...
Вот, собственно, об этом самообмане, т. е. о том, как мы сами себя поймали на крючок, я и буду сейчас рассказывать. Впрочем, задачи этой книги не описательные, а сугубо практические. Жизнь у нас с вами одна, срок ее короток и, мне думается, важно прожить ее так, чтобы, как писал один советский классик, не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы.

А чтобы этого не случилось, нам надо знать о себе правду (пусть и горькую, хотя такой немного) и иметь в голове идеологию индивидуального пользования. Сейчас я поясню, о чем идет речь.
В государстве возникает порядок не на ровном месте, а когда его или терроризируют диктатурой (и тогда оно живет в страхе), или воодушевляют идеологией (что, конечно, приятнее диктатуры). С человеком точно такая же история - у нас есть или мощный защитный панцирь, который подавляет в нас все живое, или индивидуальная идеология, т. е. наши ценности и жизненные ориентиры, которые помогают нам двигаться вперед и смело смотреть в лицо трудностям.
С диктатурой и панцирем вроде как все понятно, и этот вариант мы рассматривать не будем, потому что он для нормальных людей не подходит. А вот с идеологией трудности, ведь все зависит от того, дает она нам нужный эффект или нет. Впрочем, сейчас об этом рассуждать и вовсе как-то странно, потому что у нас и в стране идеология отсутствует, и внутри, в нашем психологическом пространстве, царит полный идеологический вакуум.

Так что этот мой призыв - создать внутреннюю идеологию - выглядит, мягко говоря, не ко времени. Но ведь не дано нам другого - или диктатура, т. е. полная самоцензура и самоконтроль, или какая-то, желательно приятная и полезная для нас, идеология. В каждой нормальной культуре такая внутренняя идеология пестуется в индивиде с самого его рождения.

Где-то она более удачная, где-то менее, но ее всегда в человеке делают. А в нас, в россиянах, ее теперь и вовсе не делают; та же, что была в нас прежде, теперь никуда не годится, как безвозвратно вышедшие из моды мужские панталоны с подвязками. Но как-то жить надо, на что-то опираться надо, и кроме как в себе это что-то искать негде. И ведь хочется-то пожить, и пожить нормально, с удовольствием, с каким-то выхлопом, в конце концов!

Один раз ведь живем, черт побери!
То, что вы будете читать дальше, - это не теория, это изложение практики. Теория, как всегда в моих книгах, если так можно выразиться, естественнонаучная. То есть зиждется на тех данных, которые кропотливые ученые умы собирали в своих лабораториях, описывали в своих трудах, но так и не догадались объяснить по-человечески, как это можно применить обычному человеку в его обычной жизни.


Впрочем, об обычной жизни сейчас надо временно забыть. Мы отправляемся в путешествие достаточно странное - внутрь самих себя на поиски самих себя. Там, вдалеке, нас ждет затерянный мир.

Мы будем пробираться к нему сквозь толщи пород и тешить себя надеждой, что он нас не разочарует. А когда мы найдем искомое, изучим его, тогда и сформулируем необходимую нам
индивидуальную идеологию.
 
Часть первая
 
ВСЕ ДЛЯ СЕБЯ
(или что мы знаем о своем эгоизме)
 
Начнем с покаяния: сейчас нам предстоит пережить весь возможный стыд за собственный эгоизм (говорю это для тех, кто пока еще страдает этой болезнью), отмучиться, глядя правде в лицо. После этого нам, по логике вещей, должно полегчать. Налегке мы расквитаемся со своей собственной патологической зависимостью от мнимых авторитетов, изобличим скрытые в нас страхи. И уже на этой ноте, без страха и упрека, возьмем штурмом светлое здание альтруизма, чтобы обосноваться в нем - другим на радость, а себе - в удовольствие.

По-моему, очень неплохой план!
 
 



Содержание раздела