С другой стороны, с усилением конкуренции предприятия теряют традиционные рынки сбыта. Конкуренты переманивают постоянных смежников, поставщиков более льготными условиями сотрудничества, устанавливают демпинговые цены.
Ситуация усугубляется высокими экспортными тарифами и, как правило, низкой конкурентоспособностью отечественных товаров на мировом рынке. В этих условиях дополнительная эмиссия выступает одним из факторов поддержания конкурентных позиций предприятий.
К объективным факторам, сдерживающим проведение дополнительных эмиссий, относятся:
Ключевая задача дополнительной эмиссии обеспечение эффективных условий для притока инвестиций. Вместе с тем непродуманная дополнительная эмиссия может привести к серьезным конфликтам в коллективе предприятия и острейшим социально экономическим проблемам его развития. Как показывает практика, конфликты в трудовом коллективе при дополнительной эмиссии возникают из-за:
Социально экономические проблемы появляются, если:
Рассмотрим некотрые особенности в собственных средствах российских предприятий по данным Госкомстата [17]. Для начала отметим особенности в уставном капитале. Самой отличительной особенностью при формировании уставного капитала является то, что при создании нового предприятия в подавляющем большинстве случаев он создается по законодательно утвержденному минимуму. Причем, это не зависит от организационно правовой формы создаваемого предприятия. Такая минимизация вновь создаваемого уставного капитала приводит к тому, что начинать свою деятельность предприятию приходится с привлечения заемных средств, т.к. собственных средств явно не хватает.
В основном для этого используют банковский кредит, который выдается такому предприятию под максимальный процент вследствии высокого риска. Если рассматривать данные по обеспеченности собственным средствами по отраслям (см. приложение 2), то нагляднее они могут быть представлены на графике (2.4).
Сразу видно, что на российскихъ предприятиях резкое недофинансирование именно за счет собственных средств, причем наибольшая величина недофинансирования складывается на предприятиях, которые имеют высокий кредитный рейтинг, а также на тех, на которых получение средств связано с выполнением общественно-необходимых функций, за которые ведут расчеты бюджеты различных уровней и предприятия-посредники.
В обоих последних случаях такие предприятия и организации недополучают средства в виде прибыли при оказании ими работ или услуг.
Добавочный и резервный капитал на предприятии в основном вообще никогда не используются на его текущую или инвестиционную деятельность. Вследствии жесткой зарегулированности эти два элемента собственного капитала работают в очень редких случаях, либо просто создают прирост стоимости пассивов при приобретении имущества (добавочный капитал), либо создаются по утвержденному минимуму, если это необходимо или под определенную задачу, регламентированную законодательно (резервный капитал).
Если рассматривать создание целевых фондов, то можно заметить в основном создание амортизационного фонда, ремонтного фонда и фонда охраны труда (если предприятию это необходимо).
Особенностью амортизации можно отметить, что вместо цели на приобретение и замену оборудования, все средства в основном идут на текущее потребление, поэтому к целевым фондам его можно отнести с большими оговорками. Остальные же фонды вообще формируются за счет перераспределения части прибыли и как следствие, они выполняют в основном накопительную (а иногда и страховочную) функцию, при последующем направлении средств на цели создания фонда.
Вот и получается, что самыми главными, и порой единственными, источниками становится прибыль предприятия и резервы к получению собственных средств, в основном доходы от сдачи собственности в аренду (см. приложение 1). Но не все так просто.
Рассмотрим динамику рентабельности продукции по экономике вцелом и по отдельным отраслям (см. приложение 3) и построим график (2.5).
Сразу бросается в глаза падение рентабельности выпускаемой продукции на рынке, хотя и имеется наметившееся повышение ее в настоящее время (только не известно надолго ли). Ряд отраслей вообще являются убыточными, другие находятся на грани наступления убытков, что при российском колебании рыночной конъюнктуры не так уж и обнадеживает.
И только ряд отраслей, имеющих передовые технологии и выполняющие ряд уникальных услуг, пребывают в относительном спокойствии по поводу рентабельности своей продукции. Вследствии этого, прибыль как источник финансирования является также и одним из самых плохо прогнозируемых, т.к. нет уверенности в том, а получит ли предприятие ее в будущем и будет ли достаточным ее объем.
Еще одним из источников в привлечении собственных средств можно выделить дополнительную эмиссию акций для акционерных обществ. Она осуществляется в основном для привлечения средств для финансирования какого-либо крупного проекта. При этом всегда параметры проекта известны, и планировать эмиссию легко.
Однако, самым сильным тормозящим фактором является опять-таки зарегулирванность процесса эмиссии государством, что и привело к тому, что эмиссию осуществляет лишь несколько крупных предприятий в год по всей России. Хотя с целью изменения структуры собственников, такая эмиссия проходит чаще, но из-за подвешенности состояния предприятия при переделе собственности эти средства в лучшем случае уходят на текущее финансирование.
Таким образом получается, что самым стабильным и хорошо прогнозируемым источником становятся доходы от сдачи имущества в аренду. Но в подавляющем большинстве случаев это идет на вред основному производству.
В погоне за легкими деньгами и сиюминутной выгодой, а подчас и из корыстных побуждений, в качестве арендных площадей используют производственные площади с уникальным оборудованием, которое демонтируется, и практически после этого никогда не используется.
Поэтому в российской практике для финансирования деятельности предприятия за счет собственных средств, стабильных источников такого финансирования не существует. Но единственно желательным источником все-таки является прибыль предприятия.
Для логического завершения дипломной работы сделаем и обобщим выводы по проблемам темы, затронутым в тексте работы.
Если прямо отвечать на вопрос Какова роль собственных средств в финансовом обеспечении деятельности предприятия? то ответом быдет только одно очень велика. И это не праздные слова. Собственные финансовые ресурсы для каждого предприятия, пусть и вложенные и в свободном состоянии, являются той жизненно необходимой частью, без которой невозможна ни работа, ни дальнейшее существование предприятия.
Не зря, среди классификации общего капитала, именно деление на собственный и заемный капитал стоит на первом месте.
Имеющиеся в наличии собственные средства позволяют предприятию использовать их как по своему усмотрению, так и в отдельных случаях по законодательно установленным направлениям. Все зависит от источника такого финансирования за счет элементов собственного капитала. Рассматривая источники финансирования за счет собственных средств можно заметить, что:
Это означает, что как источник финансирования устауной капитал работает достаточно редко. Если при основании предприятия он является основой для его организации и начала хозяйственной деятельности, то привлечение средств на уже работающем предприятии преследует определенные цели:
В последнем случае перед руководством может возникнуть проблема, сосотоящая в том, что при новом выпуске акций (паев) могут произойти существенные изменения в структуре собственников, и не всегда эти изменения могут положительно отразиться на дальнейшем положении предприятия.
В итоге, самым главным источником финансирования деятельности предприятия стала нерасперделенная прибыль.
Для вновь создающихся предприятий главным источником финансироания является уставной капитал. Однако не всегда его величина реально соответсятвует потребности прелприятия для начала своей деятельности
Для финансирования, предназначенного для различных целей, используются специальные целевые финансовые фонды, а в отдельных случаях и резервный капитал.
Хотелось бы выразить надежду на то, что законодательно будут сделаны изменения упрощающие процедуру как регистрации предприятия, так и дополнительного привлечения средств в уставной капитал.
Приведение величины уставного капитала к реально необходимому уровню также может помочь создаваемому предприятию начать свою уставную деятельность и повысить доверие третьих лиц к предприятию, и как следствие, к возможности привлечения необходимых ресурсов по более низким ценам.
Приложение 1
Структура инвестиций в основной капитал по источникам финансирования
1995 | 1996 | 1997 | 1998 | 1999 | ||
Инвестиции в основной капитал | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | |
Собственные средства | 49 | 52,3 | 60,8 | 53,2 | 52,4 | |
Прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия | 20,9 | 15 | 13,2 | 13,2 | 15,9 | |
Доходы от сдачи имущества в аренду | 1,4 | 4,6 | 10,1 | 13,6 | 12,4 | |
Привлеченные средства | 51 | 47,7 | 39,2 | 46,8 | 47,6 |
1993 | 1994 | 1995 | 1996 | 1997 | 1998 | 1999 | |
Всего в экономике | 11,5 | 9,9 | 14,2 | -1,1 | -5,6 | -17 | -11,9 |
Промышленность | 12,8 | 10,9 | 15,5 | -4,8 | -12,1 | -22,3 | -12,9 |
Сельское хозяйство | 20,4 | 23 | 36,7 | 14,1 | 1,6 | -19,4 | -13,8 |
Строительство | 5,5 | 8,1 | 5,7 | -5,3 | -15 | -26,7 | -11,5 |
Транспорт | 9,6 | 12,2 | 13,8 | 3,2 | -0,5 | -0,1 | -4,2 |
Связь | 8 | 12,4 | 5,4 | 16,8 | 10,9 | -58,8 | -73,6 |
Торговля и общественное питание | 7 | 8,4 | 9,9 | -4,7 | -0,1 | -11 | -13,3 |
Оптовая торговля продукцией производственно - технического назначения | 6,2 | 4,3 | 7 | -0,6 | 1,5 | 0,4 | 4,8 |
Жилищно-коммунальное хозяйство | 8,9 | 7,9 | 7,5 | -5,9 | -4,8 | -13,2 | -24,3 |
1992 | 1993 | 1994 | 1995 | 1996 | 1997 | 1998 | 1999 | |
Всего в экономике | 29,3 | 26,3 | 14,5 | 15,8 | 4,8 | 6,3 | 8,1 | 18,5 |
Промышленность | 38,3 | 32 | 19,5 | 20,1 | 9,2 | 9 | 12,7 | 25,5 |
Сельское хозяйство | 37,5 | 31,6 | -10 | -3,1 | -22,2 | -20,9 | -24,7 | 8,2 |
Строительство | 20 | 27,8 | 23,3 | 23,3 | 11,6 | 11,2 | 6,8 | 9,2 |
Транспорт | 5,7 | 15,4 | 10,3 | 15,1 | 2,9 | 6,8 | 10,6 | 27,3 |
Связь | 20,3 | 28,1 | 26,2 | 39,2 | 27,3 | 27,4 | 29,4 | 33,6 |
Торговля и общественное питание | 23,3 | 15,6 | 2 | 9,8 | 0,5 | 27 | 2,6 | 4,9 |
Оптовая торговля продукцией производственно - технического назначения | 18,4 | 15,6 | 6 | 25,1 | 2,8 | 2,3 | 4,9 | 5,8 |
Жилищно-коммунальное хозяйство | 1,4 | -4,3 | -6,6 | -17,5 | -10,7 | -12,1 | -13,3 | -16,2 |