Дифференциал финансового левериджа является главным условием, формирующим положительный эффект финансового левериджа. Этот эффект проявляется только в том случае, если уровент валовой прибыли, генерируемой активами предприятия, превышает средний размер процента за используемый кредит (включающий не только его прямую ставку, но и другие удельные расходы по его привлечению, страхованию и обслуживанию).
Чем выше положительное значение дифференциала финансового левериджа, тем выше при прочих равных условиях будет его эффект.
В связи с высокой динамичностью этого показателя он требует постоянного мониторинга в процессе управления эффектом финансового левериджа. Этот динамизм обусловлен рядом факторов.
Прежде всего, в период ухудшения конъюнктуры финансового рынка (в основном, сокращения объема предложения на нем свободного капитала) стоимость заемных средств может резко вырости, превысив уровень валовой прибыли, генерируемой активами предприятия.
Кроме того, снижение финансовой устойчивости предприятия в процессе повышения доли используемого заемного капитала приводит к увеличению риска его банкротства, что вынуждает кредиторов увеличивать уровень ставки процента за кредит с учетом включения в нее премии за дополнительный финансовй риск. При определенном уровне этого риска (а соответственно и уровне общей ставки процента за кредит) дифференциал финансового левериджа может быть сведен к нулю (при котором использование заемного капитала не даст прироста рентабельности собственного капитала) и даже иметь отрицательную величину (при которой рентабельность собственного капитала снизится, т.к. часть чистой прибыли, генерируемой собственным капиталом, будет уходить на обслуживание используемого заемного капитала по высоким ставкам процента).
Наконец, в период ухудшения конъюнктуры товарного рынка сокращается объем реализации продукции, а соответственно и размер валовой прибыли предприятия от операционной деятельности. В этих условиях отрицательная величина дифференциала финаносового левериджа может формироваться даже при неизменных ставках процента за кредит за счет снижения коэффициента валовой рентабельности активов.
Формирование отрицательного значения дифференциала финансового левериджа по любой из вышеприведенных причин всегда приводит к снижению коэффициента рентабельности собственного капитала. В этом случае использование предприятием заемного капитала дает отрицательный эффект.
Коэффициент финансового левериджа является тем рычагом, который мультиплицирует положительный или отрицательный эффект, получаемый за счет соответствующего значения дифференциала, При положительном значении дифференциала любой прирост коэффициента финансового левериджа будет вызыват еще больший прирост коэффициента рентабельности собственного капитала, а при отрицательном значении дифференциала прирост коэффициента финансового левериджа будет приводить к еще большему темпу снижения коэффициента рентабельности собственного капитала.
Таким образом, при неизменном дифференциале коэффициент финансового левериджа является главным генератором как возрастания суммы и уровня прибыли на собственный капитал, так и финансового риска потери этой прибыли, т.е. в некоторых случаях цена привлечения заемного капитала может оказаться выше, чем цена привлечения капитала из собственных источников. Рассмотрим стоимость отдельных элементов собственног капитала.
Развитие предприятия требует прежде всего мобилизации и повышения эффективности использования собственного капитала, т.к. это обеспечивает рост его финансовой устойчивости и платежеспособности. Поэтому первоочередное внимание должно быть уделено оценке стоимости собственного капитала в разрезе его элементов и в целом.
Оценка стоимости собственного капитала имеет ряд особенностей, основными из которых являются:
В процессе такой оценке учитываются:
Стоимость функционирующего собственного капитала предприятия в отчетном периоде определяется по формуле 2.3:
(2.3)
где Скфо стомость функционирующего собственного капитала предприятия в отчетном периоде, %;
ЧПс сумма чистой прибыли, выплаченная собственникам предприятия в процессе ее распределения за отчетный период;
СК средняя сумма собственного капитала предприятия в отчетном периоде.
Процесс управления стоимостью этого элемента собственного капитала определяется прежде всего сферой его использования операционной деятельностью предприятия. Он связан с формированием операционной прибыли предприятия и осуществляемой им политикой распределения прибыли.
Соответственно стоимость функционирующего собственного капитала в плановом периоде определяется по формуле 2.4:
(2.4)
где СКфп стоимость функционирующего собственного капитала предприятия в плановом периоде,%;
Скфо стоимость функционирующего собственного капитала в отчетном периоде,%;
ПВт планируемый темп роста выплат прибыли собственникам на единицу вложенного капитала, выраженный десятичной дробью.
2. Стоимость нераспределенной прибыли последнего отчетного периода оценивается с учетом определенных прогнозных расчетов. Т.к. нераспределенная прибыль представляет собой ту капитализированную ее часть, которая будет использована в предстоящем периоде, то ценой сформированной нераспределенной прибыли выступают планируемые на ее сумму выплаты собственникам, которым она принадлежит.
Такой подход к оценке нераспределенной прибыли основан на том, что если бы она была выплачена собственникам капитала при ее распределении по результатам отчетного периода, то они, инвестировав ее в любые объекты, получили бы определенную прибыль, которая являлась бы ценой этого инвестированного капитала.
С учетом такого подхода стоимость нераспределенной прибыли приравнивается к стоимости функционирующего собственного капитала предприятия в плановом периоде.
Такой подход позволяет сделать следующий вывод: коль скоро стоимость функционирующего собственного капитала в плановом периоде и стоимость нераспределенной прибыли в этом же периоде равны, при оценке средневзвешенной стоимости капитала в плановом периоде эти элементы капитала могут рассматриваться как единый суммированный элемент, т.е. включаться в оценку с единым суммированным удельным весом.
Процесс управления стоимостью нераспределнной прибыли определяется прежде всего сферой ее использования инвестиционной деятельностью. Поэтому цели управления этой частью капитала подчинены целям инвестиционной политики предприятия и соответственно норма инвестиционной прибыли (внутренняя ставка доходности) всегда должна соотноститься с уровнем стоимости нераспределенной прибыли.
3. Стоимость дополнительно привлекаемого акционерного (паевого) капитала рассчитывается в процессе оценки дифференцированно по привелигированным акциям и по простым акциям (или дополнительно привлекаемым паям).
Стоимость привлечения дополнительного капитала за счет эмиссии привелигированных акций определяется с учетом фиксированного размера дивидендов, который по ним заранее определен. Это эначительно упрощает процесс определения стоимости данного элемента капитала, т.к. обслуживание обязательств по привелигированным акциям во многом совпадает с обслуживанием обязательств по заемному капиталу.
Однако существенным различием в характере этого обслуживания с позиций оценки стоимости является то, что выплаты по обслуживанию заемного капитала относятся на издержки (себестоимость) и поэтому исключены из состава налогооблагаемой прибыли, а дивидендные выплаты по привелигированным акциям осуществляются за счет чистой прибыли предприятия, т.е. не имеют налогового щита. Кроме выплаты дивидендов, к расходам предприятия относятся также эмиссионные затраты по выпуску акций (так называемые издержки размещения), которые составляют ощутимую величину.
С учетос этих особенностей стоимость дополнительно привлекаемого капитала за счет эмиссии привилегированных акций рассчитывается по формуле 2.5:
(2.5)
где ССКпр стоимость собственного капитала, привлекаемого за счет эмиссии привелигированных акций, %;
Дпр сумма дивидендов, предусмотренных к выплате в соответствии с контрактными обязательствами эмитента;
ЭЗ затраты по эмиссии акций, выраженные в десятичной дроби по отношению к сумме эмиссии.
Стоимость привлечения дополнительного каптала за счет эмиссии простых акций (или дополнительно привлекаемых паев) требует учета таких показателей:
Б) суммы дивидендов, выплаченных в отчетном периоде на одну акцию (или суммы прибыли выплаченной собственникам на единицу капитала):
В) планируемого темпа роста выплат прибыли собственникам капитала в форме дивидендов или процентов;
Г) планируемых затрат по эмиссии акций (или привлечению дополнительного паевого капитала).
В процессе привлечения этого вида собственного капитала следует иметь в виду, что по стоимости он является наиболее дорогим, т.к. расходы по его обслуживанию не уменьшают базу налогообложения прибыли, а премия за риск наиболее высокая, т.к. этот капитал при банкротстве предприятия защищен в наименьшей степени.
Расчет стоимости дополнительного капитала, привлекаемого за счет эмиссии простых акций (дополнительных паев), осуществляется по формуле 2.6:
(2.6)
где ССКпа стоимость собственного капитала, привлекаемого за счет эмиссии простых акций (дополнительных паев), %;
Ка количество дополнительно эмитируемых акций;
Дпа сумма дивидендов, выплаченных на одну простую акцию в отчетном периоде (или выплат на единицу паев), %;
ПВт планируемый темп выплат дивидендов (процентов по паям), выраженный десятичной дробью;
Кпа сумма собственного капитала, привлеченного за счет эмиссии простых акций (дополнительных паев);
ЭЗ затраты по эмиссии акций, выраженные в десятичной дроби по отношению к сумме эмиссии акций (дополнительных паев).
Процесс управления стоимостью привлечения собственного капитала за счет внешних источников характеризуется высоким уровнем сложности и требует соответственно высокой квалификации исполнителей. Это управление осуществляется путем разработки и реализации эмиссионной политики предприятия.
Привлечение собственного капитала из внешних источников путем дополнительной эмиссии акций является сложным и дорогостоящим процессом. Поэтому к данному источнику формирования собственных финансовых ресурсов следует прибегать лишь в крайне ограниченных случаях.
С позиции финансового менеджмента основной целью эмиссионной политики является привлечение на фондовом рынке необходимого объема собственных финансовых средств в минимально возможные сроки. С учетом сформулированной цели эмиссионная политика предприятия представляет собой часть общей политики формирования собственных финансовых ресурсов, заключающейся в обеспечении привлечения необходимого их объема за счет выпуска и размещения на фондовом рынке собственных акций.
Разработка эффективной эмиссионной политики предприятия охватывает следующие этапы:
Анализ конъюнктуры фондового рынка (биржевого и внебиржевого) включает характеристику состояния спроса и предложения акций, динамику уровня цен их котировки, объемов продаж акций новых эмиссий и ряда других показателей. Результатом проведения такого анализа является определение уровня чувствительности реагирования фондового рынка на появление новой эмиссии и оценка его потенциала поглощения эмитируемых объемов акций.
В процессе оценки определяется возможная степень инвестиционной предпочтительности акций своей компании в сравнении с обращающимися акциями других компаний.
Самым распространенным способом привлечения инвестиций акционерным обществом является дополнительная эмиссия акций.
Законодательной базой дополнительной эмиссии ценных бумаг служат Федеральные законы Российской Федерации Об акционерных обществах и О рынке ценных бумаг, Указ Президента РФ О передаче субъектам Российской Федерации находящихся в федеральной собственности акций акционерных обществ, образованных в процессе приватизации, Постановление Федеральной Комиссии по Ценным Бумагам РФ Об утверждении стандартов эмиссии акций при учреждении акционерных обществ, дополнительных акций, облигаций и их проспектов эмиссии.
Преимущества дополнительной эмиссии следующие:
К недостаткам дополнительной эмиссии можно отнести:
То, что пока многие предприятия попросту пренебрегают дополнительной эмиссией, свидетельствует об отсутствие у многих акционеров четкого представления о механизме ее осуществления. Дополнительная эмиссия является одним из способов привлечения дополнительных финансовых ресурсов акционерными обществами, весьма привлекательным методом финансирования, что обусловлено свободой выбора срока дополнительной эмиссии, ее объема, заинтересованностью инвесторов в реальном доступе к управлению капиталом.
Негативное отношение к дополнительной эмиссии связанос необходимостью тщательно готовить документы по ее проведению, большими организационными хлопотами и неопределенностью ее социально экономических последствий для трудового коллектива и аппарата управления. Однако время и жесткие финансовые реалии настойчиво подводят многих акционеров учредителей, владельцев акционерных обществ к мысли о приоритетности и необходимости проведения дополнительной эмиссии как способы, прежде всего привлечения дополнительных инвестиций.
Специалисты считают, что больший эффект достигается при крупном размере дополнительной эмиссии. Это объясняется тем, что расходы на проведение эмиссии, рекламу, иные издержки, связанные с выпуском, перекрываются большим объемом привлеченных инвестиций.
Фактором, стимулирующим развитие практики дополнительных эмиссий, является создание ряда организаций профессиональных участников рынка ценных бумаг в России, объединение депозитариев, регистраторов, брокеров, дилеров, что значительно упрощает размещение дополнительных выпусков акций. Способствует проведению дополнительных эмиссий и становление инфраструктуры вторичного рынка ценных бумаг. Кроме того, снижение инвестиционной привлекательности других финансовых инструментов создает дополнительные условия для привлечения отечественных инвесторов на вторичный рынок.
Следует отметить, что многие иностранные инвесторы также заинтересованны в приобретении (в результате размещения дополнительных акций) определенной части акционерного капитала целого ряда перспективных российских предприятий. Особый интерес к дополнительным эмиссиям акционерных обществ ряда отраслей проявляют банки и банковские ассоциации.
Многие акционерные общества испытывают трудности, связанные с нехваткой финансовых ресурсов. Отсюда неплатежи, недостаточный уровень обеспечения производства необходимыми материальными ресурсами, задержки выплат заработной платы.
По оценкам специалистов 1/5 российских предприятий не используют заемных средств. Заметим, что в большинстве случаев это происходит из-за невозможности выплачивать высокие проценты и низкой платежеспособности предприятий.