Когда ведущий решает, что поза создана полностью, ведомый прислушивается к ощущениям в теле и называет то состояние, которое рождается внутри него. Если состояние названо верно - меняетесь ролями. Если нет - ведущий доделывает скульптуру.
Повторить минимум по пять раз на человека.
Методика два - подстройка под жесты
Этот вид подстройки более тонкий, сам по себе применяется довольно редко. Суть его состоит в том, чтобы присоединиться (еще один термин, обозначающий подстройку) к жестам другого человека, повторяя их. Не надо акцентироваться на точном копировании, достаточного общего направления жестов. Наиболее грамотным будет применять эту методику в сочетании с подстройкой под позу и дыхание. При чем, не обязательно подстраиваться под жесты человека, делая их одновременно с ним - это часто воспринимается негативно.
Достаточно будет повторить его жесты, когда будет твоя очередь говорить.
Методика три - подстройка под мимику
Когда она говорила с Агатой, черты лица удлинялись, становились тоньше,
поворачивалась к Тимоти - и я уже видел профиль флорентийского ворона с
изящно изогнутым клювом, а обращалась ко мне - и в моем воображении
вставал образ, кого бы, вы думали? Самой Екатерины Великой
Рэй Дуглас Бредбери, Электрическое тело пою
Мимика - это очень сложно. Достаточно сказать, что на лице человека более 100 мышц, каждая из которых может включаться в любой момент, создавая самые причудливые выражения лица. Подстраиваясь под мимику, вы получаете наиболее полное представление об эмоциях, переживаемых сейчас человеком. Подстройка под мимику - самая, на мой взгляд, сложная методика подстройки.
Достаточно представить себе, каково подстроиться, например, под Джима Кэрри.
Для развития этого навыка домашних условий может быть мало, и лучше всего для начала развить пластичность лица. А это хорошо делается, например, в школах актерского мастерства.
Методика номер четыре - подстройка под дыхание
-Что, не дышишь? А как дышал, как дышал!
Из анекдота
Эта методика - переходная между невербальной и вербальной способами подстройки. С одной стороны, можно дышать и не говорить, с другой стороны - попробуй говорить и не дышать. Подстройка под дыхание включает в себя подстройку под частоту дыхания, глубину дыхания и интенсивность.
Для подстройки остаточно дышать похоже на дыхание другого человека, постепенно калибруя подстройку и улучшая качество присоединения.
Важной особенностью этой методики является то, что возможно применять не только прямую подстройку под дыхание, но и перекрестную подстройку, то есть вход-выдох человека отражать не своим дыханием, а движениями произвольных частей тела - например, покачиванием ладонью. Обычные сложности, которые возникают при подстройке под дыхание - это невозможность понять, как именно дышит человек.
Так вот, дыхание человека можно услышать, можно увидеть зимой пар от дыхания, или летом - движения ноздрей. Можно увидеть, как двигается грудь у женщины или живот у мужчины. Можно приобнять или положить руку на плечо, и войти таким образом в ритм.
Вторая проблема - это слишком частое или, наоборот, слишком медленное дыхание человека, к которому требуется присоединиться. Это обходится дыханием через такт (он два вдоха-выдоха, вы - один, но в два раза глубже). Иногда имеет смысл подстраиваться под дыхание перекрестным методом - так называемое перекрестное присоединение к дыханию.
Суть его в том, что в такт дыханию двигать любой другой частью тела - например, рукой. Это полезно тогда, когда дыхание другого человека физиологически для тебя неприемлемо (например, если твой оппонент - астматик).
Упражнение:
Опять требуется друг. Условия выполнения упражнения: вы садитесь рядом друг с другом, смотрите строго перед собой. Определите, кто будет ведущим, кто - ведомым.
Задача ведущего - вспомнить любое приятное состояние, в котором ему удобно быть. Задача ведомого - быть вместе с этим человеком. Упражнение выполняется с закрытыми глазами, и чтобы не слышать дыхание, лучше всего поставить достаточно громко медитативную музыку.
Методика номер пять - подстройка под речь
Это довольно просто, приблизительно после года практики на этой методике. Подстройка под речь включает подстройку под тембр голоса, скорость речи, глухоту и звонкость произношения отдельных звуков, и другие характерные особенности речи человека, например, употребление употребляемых этим человеком слов-паразитов, словесных предикатов, даже под молчание можно подстроиться.
Методика номер шесть - подстройка под модальность
Люди бывают разные - бывают аудиалы, визуалы, кинестетики. Для всех них характерно мышление в своей модальности, и входящую информацию они воспринимают тоже через свой фильтр. Логичнее всего говорить с аудиалом на языке аудиалов, с кинестетиком - на языке кинестетиков.
Определить, к какой модальности относится человек, южно по сенсорно - окрашенным словам, движениям рук, направлению взгляда вдоль горизонта, темпу речи и сигналам глазного доступа. Сенсорно окрашенные слова - это слова, которые принадлежат к той или иной модальности. Ведь о любом событии можно рассказывать по-разному: можно говорить о Ярких перспективах, блестящем будущем, можно о Чувстве твердой уверенности, и даже можно о Я слышу шаги, с которыми двигаются перемены.
Научиться распознавать эти предикаты относительно легко, научиться говорить не в своей модальности - сложнее.
Характерные восприятия сенсорных каналов для визуала:
Руки вверху, глаза смотрят относительно вверх, кожа почти бесцветная, быстрое, высокое дыхание в плечах, слабый пульс, относительно громкий голос, быстрая речь.
Характерные восприятия сенсорных каналов для аудиала:
Руки двигаются вперед и назад и часто касаются ушей, равномерное дыхание, одинаковый ритм и тон голоса
Характерные восприятия сенсорных каналов для кинестетика:
Рука двигаются ниже пояса, вес тела находится на правой ноге, двигаются пальцы рук и ног, глаза и голова наклонены вправо вниз, глубокое дыхание, голос глубокий, медленный.
Методика номер семь - подстройка под логический уровень
Логические уровни - это сложно, и в то же время легко. Уровни располагаются сверху вниз по системе
Окружение (где, когда, с кем?)
Поведение (что делаю?)
Способности (Как делаю?)
Убеждения (Почему и зачем делаю?)
Ценности (что важно для меня? Какое состояние я сейчас испытываю в теле?)
Идентификация (Кто я?)
Миссия (Частью чего я являюсь?).
В скобках даны наиболее точно отражающие этот логический уровень вопросы. Теперь о том, как эти уровни используются: любую ситуацию можно описать с помощью любого логического уровня. Например, простое лежание на пляже можно описать как Лежу на пляже, на берегу Черного моря, около пос. Витязево на лежаке в пяти метрах на юг от палатки с пивом, так и Для меня очень важно раз в год отдыхать на курорте. Само собой разумеется, что для подстройки надо говорить с человеком о предмете разговора на одном логическом уровне. ?асто встречаются другие названия этой методики - подстройка под ценности, подстройка под убеждения.
Но я считаю их частным случаем подстройки под логический уровень. Практически эта подстрока может выглядеть (быть озвучена, прочувствована) как Вам нравится убивать людей с особой жестокостью? Мне тоже!
Методика номер восемь - Золотой Шар
Одна женщина как-то узнала, что с помощью искренней молитвы
можно двигать горы. Она пришла домой, где одна гора
загораживала великолепный вид из ее окна.
Она упала на колени и несколько часов истово молилась,
а потом легла спать. Утром гора стояла на месте.
- Я так и знала! Сказала женщина.
Эта техника является лучшей для самостоятельного изучения в аспекте установления раппорта. Раппорт, который возникает после этой техники, будет очень сильным, и может существовать, даже если между людьми нет прямой видимости и на очень больших расстояниях. Единственное условие для применения Золотого Шара состоит в том, чтобы не говорить себе это невозможно, а попробовать и посмотреть, что получится. Итак, что нужно делать, по шагам: