d9e5a92d

Профессиональные внешние консультанты - это независимые кон-

В их работе много общего, особенно с точки зрения методов и приемов работы. Но их положение значительно отличается по отношению к консультируемому объекту в организации и по способу осуществления консультацонной деятельности.

Соотношение внешнего и внутреннего консультирования показано на рис. 8.
Внутренними консультантами являются специалисты по экономике, управлению и маркетингу, занятые в штате консультируемой организации и оказывающие помощь руководителям в пределах данной организации. Внутренние профессионалы составляют аналитическую штабную подсистему организации и работают как обычные специалисты штатных подразделений.



2. Рекомендательный характер деятельности: рекомендации консультанта не обязательны для клиента, при этом консультант не обладает административной властью по отношению к внедрению даваемых рекомендаций.
3. Межфирменный подход: используя достижения науки и передовой опыт, консультант помогает решать однотипные проблемы в разных организациях-клиентах.
4. Профессиональная компетентность и высокий профессиональный уровень оказываемой помощи: консультант должен иметь более широкий кругозор, обладать обширной информацией в самых различных областях маркетинга, менеджмента и хозяйствования, чем клиент, в силу меньшей загруженности проблемами текущего управления.
5. Содействие повышению профессиональной компетентности работников организации-клиента.
6. Соблюдение этических норм консультирования (консультант берется только за те задания, для выполнения которых у него имеется достаточная квалификация; интересы клиента ставит выше личных интересов и интересов своей фирмы; строго соблюдает конфиденциальность полученной от клиента информации; объективен и т.д.).

Упорядочение работы консультантов и их взаимодействия с клиентами

Консультационная деятельность в России практически не регламентирована и не стандартизирована. Консультанты не обязаны придерживаться и даже ориентироваться на те или иные процедуры в ходе работы; более того, у них практически нет обязанности соблюдать те или иные профессиональные стандарты.

В маркетинговом консультировании консультант может следовать тем правилам, использовать те или иные методы и приемы лишь в той степени, в какой они соответствуют его понятиям профессионализма.
Вот почему для консультантов имеют существенное значение вопросы организации их работы.
В настоящее время общественными профессиональными объединениями консультантов, а также на самих консультационных фирмах разрабатываются различные положения, инструкции, памятки с целью упорядочения работы консультантов и их взаимодействия с клиентами.
Консультационные услуги чаще всего осуществляются в форме проектов, в рамках которых проводятся: 1) диагностика (выявление проблем) объекта консультирования; 2) разработка решений; 3) внедрение предложений консультантов. В данном случае под проектом понимается комплекс взаимосвязанных работ, выполняемых в соответствии с согласованным между консультационной фирмой и клиентом техническим заданием.
Перед тем, как выдать задание консультанту, необходимо в ходе предварительной диагностики прийти к соглашению (оформлению контракта/договора). Контракт служит для определения формы и содержания взаимодействия клиента и консультанта.

Сейчас в условиях перехода к рыночной экономике стандартные формы контрактов (договоров) уже не обязательны. Их юридическая, формальная сторона не отличается чем-либо существенным от любого другого контракта.

Поэтому в переговорах по контракту и при его составлении главное - выявление содержания отношений клиента и консультанта, достижение взаимопонимания по вопросам организации их взаимодействия и взаимных обязательств сторон.
Существуют два основных вида консультационных проектов - стандартизованные и уникальные.
Стандартизованным является продуктово-ориентированный проект. Существуют виды услуг, включающие достаточно большой набор типовых действий для решения стандартных задач. Уникальными являются проекты, создаваемые с учетом особенностей ситуации и задач кли-
ента, когда требуется большое количество нестандартных решений. В одних случаях большую роль играет разработанность стандартных методик (и большая часть требований к квалификации персонала связана со знанием этих методик и умением быстро и четко их применять на практике); в других - квалификация персонала, которая в данном случае заключается в способности к творческому осмыслению ситуации и поиску неочевидных решений.
Важную роль в продвижении товаров (в том числе консультационных услуг) на рынок могут играть стратегически важные проекты, так называемые проекты прорыва, которые помогают получить уникальный опыт, начать сотрудничество с престижным клиентом, проникнуть в новые сегменты рынка, осуществить маркетинговое продвижение на рынок брэнда фирмы и т.д. Во многих случаях консультационная фирма несет убытки от работы по таким проектам, но без них практически невозможен качественный скачок в развитии фирмы, ее переход в иное состояние.



При нормальном положении дел с учетом своих ресурсов (временных, человеческих, организационных и т.д.) любая фирма может себе позволить один, максимум два-три проекта прорыва.
Маркетинговое консультирование применяется организациями-клиентами для решения множества задач, обусловленных особенностями рыночной конъюнктуры, спецификой конкретных организаций, их ресурсами, целями и т.д. Сама организация и ее рынок уникальны.

Точно так же уникальны проекты, выполняемые консультантами, комплекс методов, приемов и действий, применяемых в каждом случае.
Все консультационные проекты проходят три фазы:
1) подготовительно-мобилизационно-организационную;
2) выполнения работ по проекту;
3) завершения проекта и подведения итогов.
Существует несколько способов организации разделения труда между консультантом и клиентом в процессе выполнения проекта (табл. 8):
1) выполнение проекта консультантом;
2) разработка инструментария;
3) сопровождение;
4) консультирование;
5) внутреннее консультирование.
Выполнение проекта консультантом - способ консультирования, который предусматривает постоянную координацию консультационного проекта консультантом на всех фазах - от организационной до внедрения результатов. Консультант работает только над данным проектом и на данного заказчика. Если у консультанта есть обяза-
Таблица 8
Разделение труда между консультантами и клиентом при использовании различных способов консультирования

Фаза проекта Способы маркетингового консультирования
Выполнение
проекта
консультантом
Разработка
инструмента
рия
Сопровождение Консультирова
ние
Внутреннее
консультиро
вание
Определение
проблемы
(диагностика)
Консультант Клиент Консультант на основе данных,
предоставляемых
клиентом
Консультант на основе интервью с клиентом Консультант (работая в штате клиента)
Отработка концепции сбора информации Консультант Консультант (или совместно с клиентом) Клиент с корректировкой консультантом Клиент Консультант (работая в штате клиента)
Полевые
исследования
Консультант Клиент при помощи методов, предлагаемых консультантом Клиент при помощи методов,
предлагаемых
консультантом
Клиент Консультант (работая в штате клиента)
Анализ данных Консультант Клиент при помощи методов, предлагаемых консультантом Клиент с корректировкой консультантом Клиент Консультант (работая в штате клиента)
Презентации (интерпретация данных и выработка рекомендаций) Консультант Клиент при помощи методов, предлагаемых консультантом Клиент с корректировкой консультантом Клиент Консультант (работая в штате клиента)
Внедрение
предложений
Клиент при участии консультанта Клиент Клиент при участии консультанта Клиент Консультант (работая в штате клиента)

тельства перед другими клиентами (сопровождение, консультирование), заказчик в обязательном порядке ставится об этом в известность.
В общем случае проектный способ может осуществляться в двух режимах - 1) диагностики и 2) внедрения.
Режим диагностики предусматривает проведение исследований с минимальным вмешательством в текущую работу клиента. Информация собирается, но не разглашается.

Результаты исследований поступают непосредственно заказчику, который решает, как их использовать.
Режим внедрения означает, что на том или ином этапе диагностики обсуждение выводов и гипотез проводится консультантом совместно с клиентом.
Проектный способ консультирования может применяться для оптимизации оргструктуры клиента, экспертизы бизнес-проектов, ревизии маркетинга разработки рекламных кампаний. При разработке стратегий клиента проектным способом могут проводиться поиск и проверка его рыночных возможностей.
Разработка инструментария - способ организации работ по консультационному проекту, при котором консультант разрабатывает концепцию сбора информации. Этот способ применяется в основном крупными организациями-клиентами с высококвалифицированным персоналом, который в состоянии самостоятельно выполнить все фазы проекта.

Внешний консультант приглашается для разработки инструментария в особых случаях, когда требуется узкий специалист, например для разработки стратегий, рекламных кампаний или экспертизы бизнес-проектов.
Сопровождение - способ консультирования, который предусматривает периодическую корректировку консультантом проекта, выполняемого самим клиентом, на всех фазах, кроме полевых испытаний. При этом консультант обязуется обучать персонал клиента методам диагностики и решений проблем.
Так, разработка рекламной кампании может предусматривать последующее сопровождение (контроль результатов, коррекция кампании). Практически всегда сопровождение (один раз в неделю, одна неделя в месяц или другой вариант) применяется после выполнения проекта оптимизации оргструктуры, когда внедрение предложений представляет собой длительный процесс (более трех месяцев).
Режим сопровождения обычно применяется крупными клиентами.
Консультирование - режим организации работ по проекту, предусматривающий участие консультанта только на этапе определения проблем. Консультант структурирует проблему, изучает возможности ее решения, формулирует гипотезы.

Иногда он предлагает метод решения проблемы, чаще - направление поиска и альтернативные возможности.
Консультирование применяется крупными организациями-клиентами для решения локальных задач, мелкими - для всего спектра проблем их функционирования и развития.
Внутреннее консультирование - постоянная работа консультанта или консультационной группы в течение всего времени выполнения проекта в штате клиента с подчинением руководителю организации-клиента.
Приведенные пять способов организации работ по проекту применяются наиболее часто, однако в большинстве случаев имеет место их сочетание. Выполнение проекта консультантом может быть связано с последующим сопровождением, консультирование - с разработкой инструментария и т.д.

На практике могут применяться и некоторые другие способы консультирования. Конкретный их выбор во многом определяется ситуационными факторами: готовностью клиента к совместному участию в проекте, квалификацией и личностью консультантов, спецификой задач.

От их решения зависит суммарная эффективность результатов работы.

Типизация консультационных фирм на российском рынке профессиональных услуг

На российском рынке консультационных услуг работает несколько основных групп компаний:
1) крупнейшие международные компании - большая пятерка;
2) несколько десятков западных компаний;
3) несколько десятков крупных и средних российских фирм;
4) несколько тысяч небольших фирм и независимых консультантов.
Консультационные услуги на коммерческих началах могут также оказывать государственные учебные, информационные и исследовательские организации - университеты, академии, научные институты, информационные центры и т.д. Большинство российских частных консультационных фирм учреждено либо самими этими организациями, либо их сотрудниками.
Работа крупнейших международных аудиторско-консультационных компаний является одним из ключевых факторов формирования и развития рынка профессиональных услуг в России. У нас открылись представительства крупнейших международных фирм большой пятерки: Arthur Andersen, KPMG, Ernst Young, Deloitte Touche, Cooper Lybrand Price Waterhouse.

Кроме бoльшoй пятерки, западные компании на российском рынке представлены мэтрами консалтинга: Mc Kinsey, Boston Consulting Group, Arthur D. Little, A. T. Kerney, а также менее крупными и знаменитыми компаниями.
В России крупнейшие международные компании способны оказывать практически весь спектр аудиторско-консультационных услуг - от анализа рынков и разработки стратегии бизнеса до аудита по международным стандартам, используя не только свой немалый штат здесь, но и специалистов из других офисов. Фирмы большой пятерки считают
своими главными клиентами многонациональные компании с оборотом свыше 1 млрд. долл.
Менее именитые иностранные компании в большей степени согласны иметь дело и со средним отечественным бизнесом, пользуясь его неискушенностью и заинтересованностью в работе на мировых рынках.
Российский рынок профессиональных услуг находится на начальной стадии формирования и структуризации основных групп российских консультационных фирм.
К крупным и средним российским фирмам относятся фирмы, удовлетворяющие одному из двух критериев: 1) общий годовой объем выручки свыше 2 млн. руб.; 2) численность сотрудников свыше 30 человек. Отечественных консультационных фирм такого масштаба не более 50.
В определенных сегментах рынка профессиональных услуг, в том числе в маркетинговом консультировании, россияне составляют серьезную конкуренцию большой пятерке и другим западным компаниям в результате постоянной нацеленности на конкретных коммерческих клиентов.
Среди крупных и средних российских фирм можно выделить три группы:
1. Элитная группа. Включает фирмы, добившиеся определенного международного признания и ставшие полноправными членами международных организаций. Эта группа начала формироваться совсем недавно, поэтому ее костяк образуют всего несколько фирм, в первую очередь ФБК, Руфаудит, РУСАУДИТ, МАРИЛЛИОН, Новгородаудит, Баланс Лтд., Пачоли, МКД (г.

Санкт-Петербург), Аудит-консалтинг (г. Казань).

Они, с одной стороны, используют преимущества международного разделения труда, а с другой - избегают работать по единому шаблону и выпускать стандартный продукт.
2. Встроенные фирмы. Ряд российских аудиторско-консультационных фирм пользуется поддержкой мощных структур (банков, финансово-промышленных групп или других влиятельных организаций) и глубоко встроен в российскую экономику.

Это позволяет им более успешно бороться за высокодоходные отечественные организации, находящиеся в сфере влияния поддерживающей структуры.
3. Заметные средние отечественные фирмы.
На рынке существует много независимых консультантов и небольших фирм Небольшие фирмы, чтобы предоставлять высококвалифицированные услуги, находят свое направление работы, специализируясь на определенных узких видах услуг, например на консультациях по определенным вопросам маркетинговых коммуникаций.
Для консультантов и консультационных фирм характерной является не отраслевая, а размерная специализация, заключающаяся в том, что одни консультанты специализируются на проблемах малых организаций, а другие - на проблемах крупных организаций. По мнению консультантов, именно размер организации является важнейшим фактором, определяющим основные проблемы ее построения и функционирования.

Основные общественные профессиональные организации консультантов

На определенном этапе развития российского рынка профессиональных услуг закономерно появление профессиональных ассоциаций и клубов, где фирмы имеют возможность общаться и совместно решать многие вопросы. В настоящее время в России существует несколько заметных подобных организаций, объединяющих в своих рядах консультационные фирмы и консультантов-индивидуалов.

К своим основным функциям они относят: отстаивание профессиональных интересов в государственных органах, разработку законодательных актов, норм и стандартов профессиональной деятельности.
Поскольку спектр консультационных услуг велик, многие консультанты и консультационные фирмы определенной направленности создают свои узкопрофессиональные объединения.
Профессиональным объединением консультантов является созданная в 1991 г. российская Ассоциация консультантов по экономике и управлению (АКЭУ). Она проводит сертификацию российских и зарубежных консультантов и ведет их реестр.
Ассоциация объединяет около 200 фирм, российских и действующих на территории России иностранных, работающих во всех областях консалтинга. В АКЭУ входят не только частные, но и государственные организации - научно-исследовательские институты, информационные и учебные центры.

Фирмы-члены АКЭУ должны удовлетворять квалификационным требованиям и обязаны соблюдать Кодекс деловой этики и стандартов профессиональной практики, соответствующий требованиям Европейской федерации ассоциаций консультантов по экономике и управлению (ФЕАКО), членом которой является АКЭУ.
Кроме того, в России действует Ассоциация консультантов по управлению и организационному развитию (АКУОР), объединяющая преимущественно индивидуальных консультантов процессного направления.
5.3. Объекты и проблематика консультирования в сфере маркетинговых коммуникаций

Объекты консультирования

В России существует много объектов консультирования, которые можно классифицировать по трем признакам (табл. 9).

Соответственно, клиентами консультантов являются владельцы или менеджеры частных предприятий, руководители государственных предприятий или соответствующих ведомств, центральные и местные органы власти, а также руководители таких территориальных образований, как технопарки, экополисы, свободные экономические зоны и т.д.

Таблица 9
Классификация объектов консультирования

п/п
Признак классификации Виды объектов
1 Форма собственности Государственные, частные, акционерные и смешанные предприятия
2 Размер предприятия Малые, средние и крупные предприятия
3 Т ерриториальный пр изнак Центральные (федеральные) и реги о-нальные административные образования
Опыт работы российской Ассоциации консультантов по экономике и управлению показывает, что в России за консультационными услугами обращаются прежде всего следующие виды организаций:
1) молодые, быстро растущие частные предприятия и банки;
2) прогрессивно настроенные местные органы власти;
3) государственные и бывшие государственные предприятия, находящиеся в кризисной ситуации.

Проекты маркетингового консультирования

Несмотря на уникальность и разнообразие маркетинговых проектов, их можно довольно четко разграничить по областям консультирования. Это позволяет схематично выделить основные типы и виды проектов:
- разработку стратегий организаций-клиентов;
- оптимизацию оргструктуры клиентов;
- ревизию маркетинга (или разработку маркетинговых стратегий);
- экспертизу бизнес-проектов и бизнес-планов;
- разработку рекламных и ПР-кампаний.
Иерархическую связь проектов иллюстрирует рис. 9.



комплекс политических установок предприятия и перспективных программ действий, в рамках которых планируется достижение цели предприятия.
Стратегия предприятия всегда служит достижению конкретных целей, поэтому разработка стратегий предусматривает и проработку целей предприятия (кроме собственно стратегий), ведущих к их достижению. Для нереальной цели не существует качественной стратегии.

В то же время общая стратегия предприятия необходимым образом определяет построение оргструктуры так же, как маркетинговую стратегию и, тем более, характер рекламных и ПР-кампаний.
Стратегическое планирование - это функция и обязанность высшего руководства предприятия. В то же время при разработке стратегии в целом и по отдельным ее аспектам часто бывает полезно воспользоваться профессиональной помощью консультанта для избежания многих ошибок, а иногда - для выявления дополнительных рыночных возможностей предприятия.
Консультант может принять участие в процессе разработки стратегий предприятия на всех либо отдельных его стадиях. В последнем случае обычно это стадии анализа потенциала предприятия, поиска и оценки рыночных возможностей или прогнозирования (исследования) рыночных тенденций.
Оптимизация оргструктуры предприятия в маркетинговом консультировании рассматривается как приведение структуры предприятия, его коммуникаций с рынком и внутренних коммуникаций в состояние, способствующее эффективному достижению целей предприятия в рамках принятых стратегий.
Оптимизация оргструктуры является отдельным проектом консультирования, который выполняется при наличии проработанных стратегий предприятия (оргструктура предприятия оптимальна не абстрактно, а для достижения конкретных целей в рамках определенных стратегий).
Она предусматривает оценку консультантом комплекса цели -стратегии предприятия. При этом не производится его глубокая проработка (исследование рыночных возможностей, тенденций и т.д.).

Цели и стратегии проверяются лишь на непротиворечивость. Более глубокой проработке подлежат маркетинговый комплекс предприятия и организация бизнес-проектов, так как именно оргструктура накладывает на них подавляющую часть ограничений.
Бизнес-проект - предварительный план мероприятий по организации нового направления хозяйственной деятельности предприятия. Часто он существует в виде план-графика вложений и возврата денежных средств, составленного на основе прогнозов затрат, объемов сбыта и уровня отпускных цен.
Проработкой и подготовкой бизнес-проекта занимается, как правило, какое-то одно специализированное подразделение (или менеджер) предприятия. Чтобы свести к минимуму риск, связанный с реализацией проекта, для экспертизы (независимой проверки) основных положений бизнес-проекта привлекают внешнего консультанта.
Предметом анализа при маркетинговом подходе к такой экспертизе является не правильность и корректность составления документации (финансового плана или плана организационно-технических ме-
роприятий), а рыночная основа разработанной документации, т.е. достижимость цели предприятия в рамках принятых стратегий.
С точки зрения маркетингового консультирования маркетинг организации-клиента - это используемый комплекс подходов и методов, ориентированный на рынок и служащий достижению целей клиента. Задача ревизии маркетинга состоит в проверке консультантом реальной эффективности используемых клиентом методов и подходов маркетинга, в определении путей ее повышения.
На практике клиенты применяют внешнее консультирование не столько для ревизии маркетинга, сколько для выработки новых подходов и создания комплекса маркетинга в рамках своих стратегий.
Ревизия маркетинга начинается с определения общих стратегий предприятия и места маркетинга в оргструктуре. При наличии серьезных противоречий консультант и клиент принимают совместное решение о коррекции задания.

Проработка маркетингового комплекса, в свою очередь, практически полностью определяет роль, место и цели рекламы и ПР на предприятии.
Разработка рекламной и ПР-кампаний по сути является локальной задачей. Для ее решения консультантом предварительно оценивается маркетинговый комплекс на непротиворечивость подходов и методов.

Реклама и ПР разрабатываются с учетом маркетинговых стратегий.
Локальные задачи консультирования, например оптимизация сбыта, управление качеством, разработка системы стимулирования сбыта и т.п., по большей части, являются фрагментами перечисленных основных задач.
5.4. Качество и эффективность консультирования
В сфере деловых услуг, где чрезвычайно важна роль человеческого фактора, а работа имеет ярко выраженный творческий характер, качество и эффективность деятельности консультантов в первую очередь определяют процесс организации деятельности консультационных фирм. Задача организации бизнеса в сфере консультационных услуг состоит в выборе организационной структуры фирмы и в определении функций специалистов, обеспечивающих наилучшее для данных условий выполнение заданий.



Содержание раздела