Средство распространения ПР-обращения (каналы передачи информации) может быть представлено редакцией, профессиональными журналистами, корреспондентами газеты, журнала, радио, каналом телевидения, издательством, информационным агентством, выставочным комитетом, специализированной фирмой (например организацией, располагающей местами размещения наружной рекламы и соответствующими конструкциями либо осуществляющей почтовую рассылку ПР-обращений) и т.д.
4.1. Персональные продажи на основе гражданско-правовых договоров как центральная составляющая маркетинговых коммуникаций
В отличие от товаров личного потребления, для которых в процессе оборота всегда (или почти всегда) производителям и потребителям необходимо участие агентов торговой инфраструктуры (дистрибьюторов, дилеров, розничных продавцов), для товаров производственного назначения вмешательство торговых посредников в оборот с позиций производителей и потребителей далеко не всегда оправданно.
Сегодня, например, в обстановке отсутствия здоровой конкуренции, неподготовленности, неумения и нежелания многих отечественных товаропроизводителей приспособиться к функционированию в рамках рыночного хозяйства торговая инфраструктура присваивает неоправданно высокую долю национального дохода, не соответствующую уровню обслуживания производителей и потребителей, к тому же без достаточных затрат на развитие собственного потенциала. Таким образом, посредники на рынке товаров производственного назначения в большинстве случаев не способны осуществлять распределение товаров
более эффективно и экономически выгодно, чем производители, поэтому нельзя реально уменьшить цену, которую потребители платят за товары и услуги.
Среди производителей товаров производственного назначения четко прослеживается тенденция к сокращению пути следования товаров от изготовителя к потребителю и установлению прямых коммуникаций между ними. Промышленные фирмы выделяют основную часть рекламных средств на организацию персональной продажи, представляющую собой интерактивную маркетинговую систему, в которой в качестве средства промышленных коммуникаций используются прямые связи производства с непосредственными потребителями.
Такие прямые связи устанавливаются фирмами, как правило, двумя способами:
1) через собственные снабженческо-сбытовые дочерние фирмы (оптовые конторы, занятые информационным обслуживанием розничных клиентов; оптовые склады) или подразделения (собственные отделы поставок, специальные бюро или отделения сбыта, оптовые склады);
2) с помощью промышленных (маркетинговых) посредников.
Снабженческо-сбытовые фирмы предприятий-изготовителей и потребителей являются первым звеном в движении товаров от изготовителя к покупателю. По своим задачам, функциям, методам работы они могут быть близки и к промышленным посредникам (в этом случае предприятия создают соответствующую контору), и к чисто торговым посредникам (дистрибьюторам, дилерам) (работают оптовые базы предприятий по приобретению или реализации продукции).
Промышленными посредниками могут быть самостоятельные физические и юридические лица, профессионально осуществляющие деятельность по оказанию содействия фирмам-продуцентам в заключении торговых сделок (договоров поставки и купли-продажи). Важно то, что посредники независимы и не входят в состав персонала изготовителя продукции.
Они сами определяют направления своей деятельности, привлекают клиентов (заказчиков) без согласования с фирмами-продуцентами и представляют интересы других изготовителей.
Промышленные посредники - организации рыночного типа: они устанавливают маркетинговые коммуникации с клиентом по собственной инициативе, выступая в качестве связующего звена между производителем и потребителем товара производственного назначения, и являются необходимым элементом рыночной торгово-посреднической инфраструктуры.
Промышленные посредники осуществляют поиск клиентов, представляют интересы фирм-продуцентов на оговоренной территории и
выполняют только посреднические действия (фактические и юридические) от имени и за счет последних. Они, как правило, сами сделок не заключают, собственниками товара не становятся, не занимаются хранением и производственными операциями, связанными с послепро-изводственной обработкой продукции (нарезкой, раскроем, разливом, подсортировкой и т.п.).
Отношения промышленных посредников с фирмами-продуцента-ми строятся на основе двух видов гражданско-правовых договоров -поручения и комиссии - именно в той правовой форме, которая позволяет предпринимателям - независимым товаропроизводителям и посредническим фирмам - проявлять самостоятельность, в полной мере реализуя принципы эквивалентности и возмездности, присущие товарно-денежному обмену.
Эти договоры применяются для установления и регулирования отношений, связанных с продвижением товаров от изготовителя к потребителю, выполнением работ, оказанием услуг (собственность на товар, права и обязанности сторон, размер вознаграждения). Нормативным актом общего характера, регулирующим всю совокупность товарно-денежных отношений, является Гражданский кодекс РФ.
Типология промышленных посредников
В зависимости от характера совершаемых операций (юридических и физических посреднических действий) посреднические фирмы можно классифицировать как брокерские, комиссионные и агентские. Каждая фирма образуется в определенной организационно-правовой форме в рамках норм гражданского и торгового права соответствующего государства.
Правовая форма фирмы определяет ответственность и правомочность ее учредителей, порядок налогообложения получаемой прибыли, структуру органов управления, порядок ликвидации и другие аспекты, знание которых необходимо при установлении деловых отношений с ней.
Брокерская фирма - посредническая фирма, которая не являются представителем ни одной из сторон договора купли-продажи: ни фирмы-продуцента, ни клиента. Ее основной обязанностью является нахождение партнеров, которые заключают договор между собой.
За сведение сторон брокер получает брокерское вознаграждение.
Функции брокера сводятся к изучению рынка, предоставлению фирмам-продуцентам коммерческой информации, поиску партнеров (клиентов) для заключения сделки, проведению переговоров, состав-
лению проекта сделки, ее уточнению, сведению заинтересованных партнеров для заключения коммерческих контрактов, заключению коммерческих контрактов за счет и от имени продуцента.
Комиссионная фирма (комиссионер-посредник) - посредническая фирма, которая не закупает товар у продуцентов, а обычно имеет в наличии реализуемые товары и совершает операции по их купле-продаже от своего имени, но за счет владельца товара (клиента-комитента) и поэтому собственником товаров не становится. Комиссионеры располагают складскими помещениями для приемки, хранения, обработки и продажи товаров.
Комиссионер инициативно предоставляет дополнительные услуги: экспертизу качества товара для установления его цены, целевую информацию и рекламу; включает товар в списки комиссионных и аукционных и т.п.
Перечень услуг, необходимых для успешной продажи товаров, принятых на комиссию, затраты на их осуществление служат предметом договора и определяют размер комиссионного вознаграждения, стимулирующего активный поиск покупателя. При этом комиссионные услуги не исключают коммерческого риска.
Часто комиссионер становится собственником не только нового, но и подержанного товара, продукции, имеющейся у владельцев в излишках. Рынок такого рода товаров, особенно подержанного оборудования, является достаточно емким.
Поскольку комиссионер заключает договоры купли-продажи от своего имени, он является посредником лишь с точки зрения продуцента, по поручению которого он действует. Для третьей стороны, с которой комиссионер по поручению товаропроизводителя заключает сделку, он является стороной договора купли-продажи и несет обязательства продавца (гарантия качества товара, обслуживание и др.).
Комиссионер, как и другие торговые посредники, часто ведет мелкооптовую торговлю с использованием своих складских помещений, обслуживая потребителей, нуждающихся в небольших партиях товара; организует прокат техники и оборудования; осуществляет обмен различной продукции; участвует в загрузке свободных и неиспользуемых производственных мощностей; размещает заказы на дополнительный выпуск продукции; проводит оптовые ярмарки и аукционы.
Разновидностью комиссионных операций являются операции консигнации, при которых товар поступает на склад консигнатора, а затем реализуется. Поставка товаров на консигнацию дает возможность покупателю ознакомиться с товаром непосредственно на складе консигнатора, проверить его в действии и т. д.
Агент - лицо (физическое или юридическое), действующее по поручению другого лица (принципала), в частности посредник в сбыте и рекламе товара; получает вознаграждение, оговоренное агентским договором
Чаще всего агент является юридическим лицом - агентской фирмой.
Фирма-продуцент передает независимой агентской фирме право представлять ее интересы на оговоренной территории в согласованный по срокам период времени. При этом агент действует от имени и за счет фирмы-продуцента.
Независимость агента выражается в том, что он не подлежит прямому контролю со стороны фирмы-продуцента, хотя обязан действовать в пределах полномочий, определенных в агентском соглашении, и получать за свою деятельность определенное вознаграждение.
Агент может быть простым и монопольным. Простой агент действует от имени фирмы-продуцента на определенной территории наравне с другими посредниками, в том числе работающими по поручению того же продуцента.
Монопольный агент - единственный посредник, действующий на данной территории от имени фирмы-продуцента. Агентские фирмы, выполняющие агентские операции на внешних рынках, подразделяются на агентов в стране принципала (экспортные и резиденты) и фирмы-агенты в иностранном государстве (импортные агенты, заграничные сбытовые агенты, иностранные закупочные фирмы).
Агент действует на основе агентского соглашения. Агентское соглашение - договор, официально оформляющий сотрудничество сторон в целях оказания посреднических услуг при заключении контракта на продажу/покупку товаров, по которому совершается наем одного лица (агента) другим лицом (принципалом) для обеспечения принципалу деловых отношений с третьими лицами (клиентами).
В договоре сторон определяется статус агента, обязанности и полномочия, которые регулируют его деятельность.
Агентское соглашение обычно заключается на несколько лет с возможной последующей пролонгацией, носит территориальный характер, ограничено сроком действия. Агентское соглашение применяется в тех сферах деятельности, где принципалу важно расширить свою распределительную сеть и переложить на посредника функции представительства и продвижения товаров на рынок, не вкладывая в это значительных собственных средств.
Агент, как правило, обслуживает на долгосрочной основе несколь-
ко принципалов - изготовителей конкретных видов продукции - в определенном районе, чтобы предоставить клиентам наиболее полный спектр услуг. Таким образом, агент чаше всего действует в рамках одноуровневого канала распределения (рис.
6).
Реализация товара осуществляется как по предварительному заказу, так и непосредственно в момент оплаты.
Агенты или агентские фирмы действуют от имени и за счет принципала за определенное вознаграждение с целью, во-первых, продвижения его товара на той или иной территории и, во-вторых, продажи продукции фирмы-продуцента. Для достижения этих целей важны как поиск и установление контакта с клиентом (покупателем) для заключения сделки, так и весь комплекс обслуживания сделки (табл.
7).
Продажи организуются, как правило, таким образом, что товары не переходят в руки агента, который только обеспечивает их продвижение на оговоренную территорию и распределение непосредственно клиенту от фирмы-продуцента.
Специфические продвиженческие функции агента состоят в следующем:
1) предоставлении фирмам-продуцентам свежей информации о рынке (в том числе о поставщиках, покупателях, конкурентах, каналах маркетинговых коммуникаций, не используемых фирмой), необходимой для понимания, что же хочет приобрести потребитель, какие методы и способы маркетинговых коммуникаций наиболее эффективны;
2) поддержке продуцента и распределении с ним затрат по продвижению на рынок и стимулирование сбыта нового продукта;
3) обеспечении двусторонних коммуникаций с клиентами. Осуще-
Таблица 7 Состав комплекса обслуживания сделки и задачи агентских фирм |
||||||||||||||||||||||||||||||
|
5.1. Маркетинговое консультирование: сущность и функции, принципы осуществления
В современной рыночной экономике консультационные услуги давно являются важнейшим элементом поддерживающей ее функционирование инфраструктуры. Консалтинг выделяется статистикой в особую отрасль. Ни одно серьезное экономическое или управленческое решение в странах с рыночной экономикой не обходится без кон-
сультантов: экономистов, юристов, специалистов по маркетингу, инжинирингу и т.д., индивидуальных или чаще объединенных в консультационные фирмы.
Консультационные и другие профессиональные услуги в области экономики и управления представляют собой важнейший фактор выхода России на уровень мировых стандартов менеджмента и ведения предпринимательской деятельности.
Поскольку в рыночной экономике наиболее сложной проблемой является не производство, а продажа продукции, маркетинг и маркетинговые коммуникации представляют собой одну из самых важных областей консультационного обеспечения бизнеса. Об этом свидетельствует и структура спроса на консультационные услуги в России: маркетинг занимает одно из первых мест наряду с решением инвестиционно-финансовых проблем (помощь в обосновании инвестиционных проектов или получении кредитов, составление бизнес-планов, оптимизация налогообложения, составление проектов эмиссии и т.д.).
Существует и предложение - профессиональную поддержку бизнесу в стране сейчас оказывают частные консультационные фирмы и независимые консультанты, счет которых идет на тысячи.
Маркетинговое консультирование - это интенсивная профессиональная помощь со стороны специалистов по маркетингу, менеджменту и т.д., оказываемая в форме советов, рекомендаций и совместно вырабатываемых решений хозяйственным руководителям и управленческому персоналу организаций-клиентов в анализе и решении проблем их функционирования и развития для достижения целей организации путем рационального взаимодействия с рынком.
Консультирование в целом как вид интеллектуальных услуг имеет прикладной характер, поскольку консультанты призваны помочь оптимизировать бизнес и менеджмент клиентов. Главная цель маркетингового подхода к консультированию - содействие маркетинговой деятельности клиентов, направленной на достижение их целей.
При этом под целью организации-клиента понимается такое состояние будущей реальности, которого клиент желает добиться собственными усилиями.
Маркетинговое консультирование в первую очередь нацелено на разработку концепции хозяйственной деятельности клиента на рынке (сбыта, рекламы, изучения рынка и т.д.), а также на внедрение эффективных методов маркетинга и маркетинговых коммуникаций, передового отечественного и зарубежного опыта работы с рынком. Лишь во вторую очередь маркетинговое консультирование направлено на совершенствование внутриорганизационных коммуникаций клиента, обеспечивающих применение эффективных методов работы на рынке.
Отсюда вытекают основные ограничения в применении маркетингового подхода к консультированию - не решаются задачи организации-клиента, не имеющие отношения к рынку (например, получение дотации от государственного, иностранного или частного инвестора и т.п.).
Главная задача маркетингового консультирования - помочь организации-клиенту установить целесообразное и рациональное взаимодействие с рынком. Ее решение связано с реализацией того, как помочь:
- наладить работу управленческого персонала клиента, в первую очередь маркетингового и сбытового, чтобы руководители на местах лучше видели и понимали, в каком направлении нужно совершенствовать свой бизнес и менеджмент;
- преодолеть инерцию, развить инициативу;
- сформировать новый тип экономического мышления;
- повысить квалификацию, развить аналитические навыки и т.д.
Методы маркетингового консультирования оперируют следующими
факторами рыночного взаимодействия клиента:
- товар (продукция, работа или услуга): качество, цена, распределение, стимулирование сбыта;
- информация: реклама, паблисити, исследования рынка;
- денежные средства: структура, способ движения.
Можно выделить два варианта взаимодействия организации-клиента с рынком (рис. 7).
Критерию интенсивности в большей степени отвечает второй подход - комплексное рассмотрение и оперативное решение задачи, - который и применяется в маркетинговом консультировании во всех случаях.
Маркетинговое консультирование охватывает широкий спектр консультационных и практических услуг. В Европейском справочнике-указателе консультантов по менеджменту в группе маркетингового консультирования выделено 14 видов консалтинговых услуг: 1) реклама и стимулирование сбыта; 2) корпоративный образ и паблик рилейшенз;
3) послепродажное обслуживание заказчиков; 4) дизайн; 5) прямой маркетинг; 6) международный маркетинг; 7) исследования рынка; 8) стратегия маркетинга; 9) разработка новой продукции; 10) ценообразование; 11) различные виды продаж и деятельность дилеров; 12) управление сбытом; 13) обучение сбытовой деятельности; 14) социально-экономические исследования и прогнозирование.
Правда, в последнее время из списка маркетинговых консультационных услуг исключают рекламу и паблик рилейшенз и относят их к отдельному виду профессиональных услуг. Отличие профессиональных услуг от консультационных состоит в том, что помощь хозяйственным руководителям оказывается не в форме советов, рекомендаций и совместной выработки решений, а путем непосредственного выполнения определенных организационных, технических и информационных функций.
Существуют три основных принципа консультационного бизнеса. Во-первых, соблюдение оптимального соотношения загрузки консультантов и дневных (часовых) ставок оплаты.
Ориентиром может служить мировая практика: в среднем 60% оплаченного клиентом времени работы консультанта - очень хороший показатель для консультационного бизнеса.
Во-вторых, минимизация времени, затрачиваемого на неоплачиваемые работы. Ключевой момент в консультационной деятельности - непрерывный и жесткий контроль за расходом времени на любые неоплачиваемые усилия.
Можно выделить следующие основные направления неоплачиваемых расходов времени: 1) административноорганизационная работа; 2) методическая работа - совершенствование своих услуг; 3) аналитически-предпринимательская работа - создание новых видов услуг; 4) стратегический маркетинг; 5) тактический маркетинг (продажа услуг).
В-третьих, жесткий контроль финансовых потоков: как дебиторской задолженности, так и расходования любых денежных ресурсов в процессе выполнения работы. Для правильной организации контроля за расходами необходимо учитывать два принципиальных момента: 1) наличие постоянных, легко прогнозируемых издержек (для консультационных фирм это прежде всего затраты на заработную плату и содержание офиса и конторского оборудования); 2) достаточно большой интервал времени между продажей услуг и получением денег от клиента.
5.2. Организация консультационного обеспечения бизнеса
По статусу профессиональные консультанты подразделяются на внутренних и внешних.