d9e5a92d

Держи других в подвешенном состоянии


Они добились того, что цветок стал редкостью, а это вызвало то, что впоследствии получило название тюльпаномании. Цветок тюльпана тогда стоил дороже, чем равное ему по весу количество золота. Распространите закон дефицита на то, что вы умеете. Сделайте то, что вы предлагаете миру, редкостью, труднодоступной диковинкой, и вы немедленно возрастете в цене как уникальный специалист.
Неизбежно настает момент, когда кто-либо из власть имущих задерживается на своем посту, словно гость, который все сидит и не уходит. Мы устаем от таких властителей, теряем к ним уважение. Мы видим, что они ничем не отличаются от других представителей человечества, а это значит, что теперь нам они кажутся хуже, так как мы неизбежно сравниваем их теперешний имидж и наше отношение к ним с тем, что было раньше.

Вовремя уйти со сцены тонкое искусство. Если проделать все правильно, вы вновь завоюете утерянную было популярность и вернете себе хотя бы часть власти.
Образ: Солнце. Мы особенно ценим его, когда его нет. Чем дольше тянутся дождливые дни, тем больше нам недостает солнца. Но слишком много жары и солнца выматывают.

Научитесь исчезать так, чтобы люди ждали вашего возвращения.
Авторитетное мнение: "Используя свое отсутствие, добейся, чтобы тебя уважали и ценили. Если присутствие уменьшает известность, отсутствие ее увеличивает. Человек, в котором во время его отсутствия видят льва, появляясь, подчас становится обыкновенным и смешным. Таланты теряют свой блеск, если мы слишком близко знакомимся с ними...

Даже выдающийся гений использует уход от дел так, что люди получают возможность чествовать его и что шумиха вокруг его ухода помогает оценить его должным образом".
Бальтазар Грациан (1601-1658)
ВЕРБЛЮД И ПЛЫВУЩИЕ ПОЛЕНЬЯ
Кто первый увидал верблюда,
Тот прочь бежал при виде чуда;
Второй осмелился приблизиться к нему,
А третий и узду надел на дромадера.
Так, силою привычки и примера,
Становимся мы близки ко всему,
Что нам казалося пугающим и страшным
С ним находясь в общенье постоянном.
В пример тому я приведу рассказ.
Стоявшие на страже как-то раз
Увидели предмет, плывущий в отдаленье.
Немедленно решили все вокруг:
"Большой фрегат иль брандер!"
Чрез мгновенье
Все в нем увидели простой с товаром тюк,
Челнок и, наконец,
Знаком я в свете кое с кем,
Плывущие поленья.
Кого касается мое повествованье:
За нечто их сочтешь на расстоянья,
Вблизи они окажутся ничем.
Жан де Лафонтен, 1621-1695 (Пер. О. Чюминой)
ЗАКОН
17
ДЕРЖИ ДРУГИХ
В ПОДВЕШЕННОМ
СОСТОЯНИИ:
ПОДДЕРЖИВАЙ АТМОСФЕРУ
НЕПРЕДСКАЗУЕМОСТИ
ФОРМУЛИРОВКА ЗАКОНА
Люди порождения привычки, обладающие неутолимой потребностью искать и находить хорошо знакомое в поступках других. Предсказуемость дает им ощущение контроля над вами. Смешайте карты: станьте умышленно непредсказуемым.

Поведение непоследовательное или внешне бесцельное будет выводить окружающих из равновесия и заставит терять терпение в попытках объяснять ваши поступки.
КЛЮЧИ К ВЛАСТИ
Нет ничего страшнее неожиданности и непредсказуемости. Вот почему нас так пугают землетрясения и ураганы: мы не знаем, когда это случится. После того как разразится стихийное бедствие, мы с ужасом ожидаем следующего.

Сходное воздействие, хотя и не настолько сильное, оказывает на нас непредсказуемое человеческое поведение.
Поведение животных укладывается в схемы, именно поэтому людям удается охотиться и убивать их. Лишь человек обладает способностью постоянно изменять свое поведение, импровизировать и преодолевать давление рутины и привычки. При этом большая часть людей не реализуют эту возможность. Они предпочитают повторять одни и те же привычные действия, потому что это не требует усилий и потому что они заблуждаются, веря, будто если они не станут раздражать других, то их оставят в покое. Следует понимать: человек власти вселяет некоторый страх, намеренно выводя окружающих из равновесия, чтобы держать инициативу в своих руках.

Иногда необходимо нанести удар без предупреждения, когда люди меньше всего этого ожидают, чтобы заставить их трепетать. Это инструмент, которым пользуются сильные мира сего на протяжении веков.


Филиппо Мориа, последний миланский герцог из рода Висконти в Италии XV века, намеренно совершал поступки, противоположные тем, которых от него ожидали. Например, он мог вдруг щедро одарить придворного своими милостями, а затем, когда человек решал, что можно ожидать продвижения по службе, так же внезапно третировал его, демонстрируя полное пренебрежение. В смятении несчастный собирался оставить двор, но герцог опять начинал прекрасно с ним обращаться.

Вконец запутавшись, придворный приходил к выводу, что его прошение о новой должности, вероятно, показалось герцогу оскорбительным, и решал держаться так, словно никогда не помышлял о продвижении. Тут герцог мог обвинить его в отсутствии честолюбия и отослать его.
Секрет успеха в общении с Филиппо был прост: не старайся заранее понять, чего хочет твой господин. Не пытайся угадать, чем ему потрафить. Никогда не навязывай ему свою волю, просто повинуйся его воле.

Затем жди, что произойдет. Среди смятения и неуверенности, которые сеял герцог, он властвовал спокойно, как существо высшее, чья воля непререкаема.
Люди всегда стараются разгадать мотивы, стоящие за вашими поступками, и использовать вашу предсказуемость против вас же. Сделайте совершенно необъяснимый ход и им придется занять оборонительную позицию. Из-за того что не удается понять вас, они начинают нервничать.

А когда враги в таком состоянии, вы можете без труда устрашить их.
Долгое время Пикассо сотрудничал с торговцем произведениями искусства Полом Розенбергом. Сначала он предоставлял ему довольно широкие полномочия по отношению к своим картинам, однако однажды без видимой причины сказал Розенбергу, что больше не разрешает продать ни одной своей работы. Как объяснил Пикассо, "Розенберг провел следующие двое суток, пытаясь понять, в чем дело.

Не собираюсь ли я передать права другому торговцу? Я продолжал работать и спокойно спал, а Розенберг все пытался понять. Через два дня он пришел снова, взвинченный, обеспокоенный, со словами; "В конце концов, дорогой друг, вы ведь не стали бы порывать со мной, если бы я предложил столько (тут он назвал существенно более высокую сумму) за эти картины вместо той цены, что платил обычно, не так ли?"
Непредсказуемость не только оружие устрашения: периодически разрушая привычные схемы, вы тем самым поднимаете переполох, подогревая к себе интерес. Люди говорят о вас, приписывают вам мотивы и объяснения, не имеющие ничего общего с истиной, и это помогает вам постоянно занимать их мысли. В конечном счете, чем взбалмошнее вы выглядите, тем большее уважение вызываете.

Лишь безнадежный аутсайдер, занимающий подчиненное положение, ведет себя предсказуемо.
Образ: Циклон. Ветер, который не поддается прогнозированию. Внезапные скачки барометра, необъяснимые изменения направления и скорости.

От него невозможно защититься: циклон сеет страх и тревогу.
Авторитетное мнение: "Просвещенный властитель так загадочен, что, кажется, будто он живет нигде, так необъясним, что никто не может домогаться его. Он пребывает в бездействии наверху, а его советники трепещут внизу".
Хань Фэй-цзы, китайский философ (III век до н. э.)
"Постоянно мистифицировать, вводить в заблуждение и изумлять неприятеля при всякой возможности... подобная тактика всегда приносит победу, и маленькая армия может таким образом сокрушить большую".
Генерал Джэксон, по прозвищу Каменная Стена (1824-1863)
Жизнь при дворе это серьезная, безрадостная шахматная партия, которая требует, чтобы мы расставили фигуры, составили план и, следуя ему, парировали ходы соперника.
Иногда, однако, лучше рискнуть и сделать совершенно необоснованный, непредсказуемый ход.
Жан де Лабрюйер (1645-1696)
ЗАКОН
18
НЕ СТРОЙ КРЕПОСТЕЙ,
ЧТОБЫ ЗАЩИТИТЬ СЕБЯ:
ИЗОЛЯЦИЯ ОПАСНА
ФОРМУЛИРОВКА ЗАКОНА
Мир опасен, а враги повсюду каждый вынужден защищаться. Крепость кажется самым надежным убежищем. Но изоляция не только и не столько защищает нас, сколько подвергает еще большим опасностям: она лишает нас важной информации, делает заметной и уязвимой мишенью. Лучше быть среди людей и находить союзников.

Прикройтесь от врагов толпой, словно щитом.
КЛЮЧИ К ВЛАСТИ
Макиавелли доказывает, что в военном смысле крепость неизбежно является ошибкой. Она становится символом изоляции власти и представляет легкую цель для врагов того, кто ее построил. Предназначенные для защиты, крепости на самом деле отрезают нас от помощи и лишают гибкости.



Содержание раздела