d9e5a92d

Сегментация проводится с использованием различных критериев.


Кроме специализированных товарных бирж есть универсальные, на которых осуществляются операции не только с более широким кругом товаров, но и с валютой, ценными бумагами, а также фрахтовыми контрактами. Такие биржи имеются во Владивостоке, Санкт –Петербурге, Челябинске, Хабаровске и т.д.
От четкой работы бирж и их административного аппарата в значительной степени зависят успех работы предприятий, ритмичность и эффективность производства.
По масштабу действия товарные биржи классифицируются на государственные, региональные, областные, республиканские, краевые, городские.
Отличительной особенностью государственных бирж является преследование ими определенных, отнюдь не коммерческих целей. Для этого могут фиксироваться ставки биржевых сборов, а также может регламентироваться уровень цен по совершаемым сделкам. Маклеры на публичных биржах, как правило, являются государственными служащими и получают зарплату, а не процент от заключенных сделок.
По степени участия посетителей в биржевых торгах товарные биржи делятся на открытые и закрытые. В торгах на закрытых биржах могут принимать участие только биржевые посредники, а на открытых – помимо брокеров также и посетители. Современные товарные биржи за рубежом в основном являются закрытыми.
По характеру биржевых операций различают товарные биржи реального товара и фьючерсные.
Продажа контрактов на биржах реального товара сопровождается, как правило, последующей поставкой товара. Фьючерсные биржи – это в основном продажа контрактов (соглашений) о реализации товаров, которые будут произведены в будущем периоде (например, договор об условиях закупки урожая следующего года). Подавляющее число бирж, действующих за рубежом в настоящее время, являются фьючерсными.









Часть 2. Оптовая и розничная торговля.
Глава 1. Основные черты розничной торговли.
Термин Розничная торговля по этимологическому признаку происходит от русского глагола рознить, т.е. разделять, отделять одно от другого, часть от целого.
Розничная торговля включает в себя всю предпринимательскую деятельность, связанную с продажей товаров конечным потребителям для личного пользования. Она выполняет ряд важнейших функций: участвует в процессе формирования ассортимента, производит операции с товарами, предоставляет информацию потребителям (через продавцов, рекламу и т.д.), производит различные операции с товарами (хранение, сортировка, установление цен и др.), совершает сделки купли и продажи (магазины, кредит, доставка).
Если проанализировать состояние и тенденции розничной торговли России и зарубежья на данный момент, то можно заметить общие особенности:


  1. возрастает конкурентная борьба;

  2. значительно возросли расходы на рекламу и мероприятия по стимулированию сбыта;

  3. осложнились условия работы с банками (долгосрочные платежи, сдача наличных денег);

  4. возросла требовательность покупателей к качеству товаров, обслуживанию и рекламе;

  5. увеличивается плата за торговые площади, за место для рекламы, за мероприятия по продвижению товаров в связи с открытием новых магазинов и выходом на рынок новой продукции;

  6. инфляция способствует росту затрат, особенно накладных расходов;

  7. увеличиваются потери товаров и материальных ценностей в связи с несовершенством системы складирования и транспортировки;

  8. компетентность руководителей предприятий розничной торговли очень часто не соответствует требуемому уровню.


Все это обусловливает необходимость совершенствовать организацию торговли, повышать квалификацию персонала, улучшать маркетинговую деятельность.
Розничная торговля классифицируется по собственности, формам и методам торговли. По собственности различают независимого розничного торговца, совместные владения несколькими розничными точками, контрактные соглашения между производителями и торговцами, арендуемые отделы, кооперативы. По формам – это универмаги и универсамы, супермаркеты, специализированные и дежурные магазины, магазины сниженных цен, торговые базы, уличные разносчики, продажи с лотков и проч.

Методы торговли чрезвычайно разнообразны и определяются многими факторами, в том числе структурой торгового предприятия, а также маркетинговой программой.


Каждый тип предприятия розничной торговой имеет свою сферу действия и четко сформулированный план охвата клиентов. Например, киоски, расположенные возле станции метрополитена, как правило, стараются удовлетворить текущие нужды людей, возвращающихся домой, и предлагают в основном продукты, имеющие многократное использование, т.е. потребляемые постоянно и стоящие обычно недорого. А автомобили и меховая одежда продаются в крупных магазинах или в отдельных местах, удаленных от прочих магазинов.
Сегментация рынка означает разделение общества на различные категории и определение конкретных групп потребителей, имеющих сходные предпочтения и одинаково реагирующих на предложенный продукт или на виды маркетинговой деятельности. Сегментация проводится с использованием различных критериев. Первый из них – географический (район, плотность населения, особенности национальных и исторических традиций).

Второй критерий – демографический (пол, возраст, состав семьи). Возраст во многом определяет привычки людей и характер их поступков. Третий критерий – социально-экономический (общность социальной и профессиональной принадлежности, уровня образования и доходов).
Глава 2. Оптовая торговля.
В отличие от розничной, оптовая торговля практически всегда связывалась с партионностью товара, миUуя начальную стадию их движения на рынок.
Развитие торговли, прежде всего, показывает способность общества решать важнейшие социально-экономические проблемы. Торговля в условиях рыночных отношений превращается в сложную динамичную систему, функционирующую в рамках чрезвычайно крупномасштабной, быстроменяющейся социально-экономической рыночной среды. Весь спектр сложных позитивных и негативных процессов, противоречивых тенденций, происходящих в экономической и социальной жизни как страны, так и регионов, находит отражение и в торговле.
В условиях формирующихся рыночных отношений задачи торговли можно свести к следующим:


  1. Перекрывать временной разрыв между производством и потреблением. Такие сельскохозяйственные продукты, как зерно, сахарная свекла, картофель, закупаются в период сбора урожая и складируются до момента появления спроса. Это позволяет регулировать дефицит и излишки и избежать значительных колебаний цен.

  2. Направлять товарный поток от производителя к потребителю. Многие материальные блага приобретают рыночное значение лишь потому, что торговля доставляет их в нужное место, в нужное время и в достаточном количестве.

  3. Принимать на себя хранение запасов, необходимых для своевременного обеспечения поставок покупателям при изменяющемся спросе.

  4. Побуждать новый спрос. Даже технически совершенное изделие приобретает экономическую ценность лишь тогда, когда на него есть покупатель. В значительной мере эту задачу принимает на себя торговля.

  5. Обслуживать и давать советы. Профессиональное обслуживание и индивидуальное консультирование влияют на принятие покупателем решения.

  6. Побуждать приспосабливаться к изменениям спроса. Повысившиеся требования к качеству, возросшая покупательная способность, ориентированный на престижность и стремление выделиться из общей массы образ мышления постоянно изменяют и расширяют спрос потребителей. Торговля наблюдает за изменениями спроса и побуждает производителей к выпуску соответствующих товаров. Торговля рождает перемены.


Новый этап в развитии и качественном преобразовании оптовой торговли в России следует отнести к 1991 году, когда было упразднено централизованное распределение продукции, стали отпускаться оптовые цены, начался процесс становления новых организационных форм и институтов оптовой торговли. Наиболее заметными элементами инфраструктуры рыночной оптовой торговли в современных условиях являются ярмарки, выставки, оптовые продовольственные рынки, товарные биржи. При этом их значение определяется не масштабами совершенных сделок, а рыночным характером их работы, кардинально отличающимся от прежде существовавших распределительных форм.
Значение оптовой торговли для участвующих в сделках контрагентов заключается в том, что оптовая торговля предоставляет следующие преимущества для производителей:
разгружает органы сбыта. Не нужно оформлять множество накладных, счетов, проводок по бухгалтерским книгам. Снижаются затраты, связанные с реализацией продукции, поскольку вместо большого количества предприятий розничной торговли поставки осуществляются только в адрес небольшого количества крупных предприятий оптовой торговли;
снижает колебания загрузки производственных мощностей. Оптовый торговец делает заказы на несколько месяцев вперед, поэтому предприятие-производитель может осуществлять долгосрочное планирование. Тем самым загрузка производственных площадей становится равномернее, а производство – рациональнее, снижаются издержки производства;
снижается риск, связанный с хранением продукции на складе. У производителя имеется возможность отгрузки товаров, заказанных оптовым торговцем, немедленно после их изготовления;

Интересные записи



Содержание раздела