И, как последствие, результат этого, использование получаемой в процессе презентации информации, редактирование речи уже в процессе выступления. Вместо того, чтобы просто представлять аудитории свои идеи, вы можете презентовать им их же идеи или использовать их для взаимного компромисса. У презентующего есть также возможность реагировать на мимику и жесты аудитории. Но за это вы приносите несколько жертв, самая главная из них - потеря контроля.
Общение с аудиторией предполагает гибкость, и чем больше предполагается взаимодействие, тем более гибким надо быть и тем внимательнее следить за ходом презентации.
Многое нужно понять и сделать в первые минуты вашего выступления: необходимо определить настроение аудитории, интерес к вашей теме, необходимо также подготовить людей к последующим действиям. Вот почему очень важны первые минуты выступления.
Первое, что необходимо сделать, это привлечь интерес публики. Вот пять возможностей и путей для привлечения и сохранения внимания публики:
Именно так лучше всего начинать свою речь, чтобы изначально захватить внимание публики.
Кроме того, вступление должно кратко содержать основную мысль презентации, идентифицировать дополнительные (supporting) данные, оговорить дальнейшее развитие выступления.
Как только вы установили каркас выступления, завладели вниманием аудитории, можно приступать к основой части:
Помните, что основная часть должна содержать не более 3-4 основных мыслей, иначе аудитория очень плохо воспринимает всю презентацию. Можно использовать тот же тип построения основной части как в письме, отчете, но необходимо стремиться к простоте и избегать сложных, трудно воспринимаемых словесных конструкций, если вы не хотите тут же потрять завоеванное во вступлении внимание публики.
Чем дольше презентация, чем больше фактов и мыслей вы предоставляете, тем сложнее публика воспринимает. Поэтом, если вы переходите от одной важной мысли к другой, кратко повторяйте основную мысль сказанной части.
Вот некоторые советы помогающие удержать внимание аудитории:
Можно также привлекать внимание изменяя тон голоса, используя жесты и мимику.
Как только вы закончили выкладывать основные пункты вашей презентации, приступайте к заключению.
Не позволяйте себе после важной основной части скомкать заключение. Заключение также важно, и даже важнее чем вступление или основная часть презентации.
На заключение планируйте примерно 10% от общей продолжительности выступления.
Начните заключение с сообщения публике об этом. Это позволит слушателям приложить последние усилия по удержанию своего внимания. После этого можно кратко повторить основные мысли выступления.
Нескольких предложений достаточно, чтобы напомнить людям о сказанных вещах и закрепить это в их памяти.
Если цель презентации - убедить кого-либо, закончите ее повтором основных аргументов. Если цель - мотивировка - закончите девизом.
Если с аудиторией достигнуто согласие, повторите консенсус в нескольких предложениях.
Заканчивайте на позитивной ноте. Последние слова должны быть запоминающиеся и с энтузиазмом.
Альтернатива этому - заканчивание вопросом. Покиньте аудиторию и заставьте ее думать.
Помните, что заключение должно заканчивать презентацию. Вы должны покинуть аудиторию с удовлетворенным чувством, с чувством завершения, законченности.
Не предъявляйте новых идей во время заключения и не пытайтесь измень здесь настроение публики.
В добавление к вступлению, основной части и заключению ваша презентация должна включать в себя и время для ответов на возникшие у аудитории вопросы.
Хотя вы и должны по ходу выступления взаимодействовать с публикой, для ответов на вопросы нужно выделить время, которое зависит от цели вашего выступления. Если цель - мотивировать или информировать, то данная часть может отсутствовать и может быть практически незапланированной.
Если цель - убедить, то к периоду вопросов следует тщательно подготовиться, и отвести от 20% и более от общего времени выступления.
Кроме того, если аудитория маленькая и достаточно знакомая, то можно разрешить им задавать вопросы по ходу презентации. Однако, лучше будет если вы отведете отдельное время для вопросов. Это поможет лучше контролировать презентацию и избежать перескакиваний с темы на тему. Прерывание хода предоставления аргументов испортит общее впечатление и принесет риск потери контроля над ситуацией.
Так что лучше попровить аудиторию отложить их вопросы на конец презентации.
При подготовке к данной части выступления необходимо попытаться предугадать возможные вопросы, попытаться дать на них ответы, чтобы вопрос не застал вас врасплох и поверг в длительное обдумывание.
Наглядные материалы помогают как выступающему, так и публике запомнить основные пункты выступления. Большинство формальных речей и презентаций включают в себя использование наглядных пособий.
Они нравятся как и профессиональным ораторам поскольку помогают убедить публику в своей точке зрения и помочь ей запомнить основные моменты, так и новичкам, поскольку отвлекают внимание слушателей от фигуры оратора.
Существуют два основных типа наглядных пособий:
Как текстовые так и графические наглядные пособия должны быть довольно просты, т. к. зрители не могут одновременно и слушать оратора и анализировать и воспринимать сложные наглядные пособия.
Текстовые должны состоять не более чем из шести строк, не более, чем с шестью словами в строке. Они должны быть наглядны: написаны большими буквами и с ипользованием пустого пространства между ними.
Графические обычно представляют собой диаграммы, графики, рисунки, схемы. Графические материалы должны быть упрощенной версией аналогичных в документах.
Чтобы помочь аудитории понять назначение материала краткий его смысл должен быть там написан. Например надпись под графиком: "Прибыль возросла на 15%"
Когда представляете наглядные материалы публике нужно, чтобы слушатели одновременно и слушали оратора и извлекали смыл из материалов. Как сделать это? Вот несколько полезных советов по использованию наглядных пособий:
Помните, что наглядные материалы не главное, не увлекатесь ими, они лишь дополняют ваши слова, а не наоборот.
Визуальная помощь для документов ограничена бумагой, но когда вы делаете презентацию выбор средств для визуализации ваших идей довольно широк и, благодаря техническому прогрессу, постоянно расширяется.
Вот некоторые из них:
Таблица 2.11.5.1 поможет выбрать нужное средство иллюстрирования речи:
Таб 5.5.1. Характеристика средств иллюстрации речи.
Тексты | Доска | Проектор | Слайды | |
Оптимальный размер аудитории | меньше 100 | меньше 20 | около 100 | несколько сотен |
Уровень формальности | Неформальная обстановка | Неформальная обстановка | Формальная или неформальная | Формальная |
Требования к дизайну. | Низкие | Низкие | Сравнительно низкие | Высокие |
Оборудование и требования к залу. | Напечатаный текст | Доска, мел или маркеры | Текст, ксерокс, проектор, экран. | слайды, слайд-проектор, экран |
Время производства | Время на набор текста | Только время на рисование | Время на рисование | Дизайн, фотографирование |
Стоимость | Небольшая | Небольшая | Сравнительно небольшая. | Довольно большая. |
Когда у вас распланирована и подготовлена вся речь, когда средства ее иллюстрирования у вас в руках, то вы готовы к тренировке вашей речи. Вот несколько видов речи:
Но никогда не начинайте говорить, если вы ничего не знаете об объекте вашей речи.
После тщательной подготовки и изучения видов речи, потренируйтесь. Запишите свое выступление на пленку, объективно прорефлексируте результат. Потренируте вашу речь перед зеркалом.
Если возможно запишите себя на видеопленку и критически посмотрите, как будто вы зритель.
Если возможно узнайте, в каком зале будет происходить презентация, и попробуйте там потренироваться, посмотрите, как вы будете использовать там средства визуализации, проверьте наличие видеопроектора, доски, мела, маркера, если нужно.
Вот несколько полезных советов от профессионалов, как преодолеть страх и волнение ваших первых презентаций:
Наилучшим путем для проведения наилучшей презентации возможно является попытка концентрации на объекте обсуждения и на публике - не на самом себе.
Говорите громко, спокойно, ходите медленно, стойте лицом к аудитории.
Если вы используете микрофон, сделайте так: спокойно подойдите к нему, встаньте прямо, проверьте микрофон (досчитайте до трех), досчитайте до 3-х, исследуйте глазами аудиторию, найдите знакомое или дружественное лицо, улыбнитесь ему, снова досчитайте до 3-х и затем говорите.
Таблица действий по подготовке речи или презентации поможет вам структурировать весь комплекс действий по подготовке отличной презентации и её лучшего проведения.
Таб. 2.14.1 Коплекс действий по подготовке презентации.
Раздел подготовки презентации | Конкретные действия, которые необходимо сделать по каждому разделу. |
Развитие речи или презентации. |
|
Наглядные средтва для иллюстрирования речи. |
|
Секреты хорошего выступления, презентации. |
|
Период задавания вопросов очень важен и позволяет вам понять поняла ли аудитория ваши идеи.
Вот несколько советов по поводу поведения во время ответов на вопросы:
Период ответов на вопросы - финальный в презентации, заодно и является своего рода финальной проверкой оратора. Но не стоит его бояться, зачастую это самая приятная часть выступления.
Я считаю, что презентация является наиболее эффективным, а зачастую и единственно возможным способом убедить людей в чем бы то ни было. Знания теории презентации, а особенно навыки ее проведения обязательно пригодятся в карьере управлеенца или финансиста и стоят по моему мнению наравне с теорией и практикой работы с финансовыми инструментами.
Презентация является средством для получения целевых кредитов, различного вида инвестиций, привлечения трудовых ресурсов.
Для предпринимателей это - реклама имени фирмы или представление ее нового товара.
Для служащего крупной корпорации опыт в проведении презентаций, позволяет ему эффективнее доносить свои идеи до начальства и, следовательно, быстрее продвигаться по служебной лестнице.
В конце отмечу, что, хотя данная штрафная работа и является своего рода наказанием за мои провинности по курсу техники самоорганизации, должен отметить, что его написание принесло мне два основных результата:
В заключение отмечу, что данный реферат при незначительной доработке можно использовать как учебное пособие по курсу ораторского искусства, т. к. аналогичной литературы на русском языке мною не было найдено.