d9e5a92d

Улучшаем метафору


Вот что-то в этом роде. Все правила соблюдены, и такая метафора (пусть краткая) будет работать.
Еще одно примечание. Милтон Эриксон владел искусством метафоры не только в терапии, но и при сборе информации, и он считал, что именно метафорическая коммуникация позволяет собрать истинные сведения о ситуации пациента (особенно о семейной ситуации). Например, если Эриксон хотел узнать о сексуальных предпочтениях супругов, он начинал говорить с ними о том, как они предпочитают обедать, и выяснял, что муж не обращает особого внимания на сервировку стола и старается побыстрее насытиться, а жене необходимо столовое серебро, музыка для фона и застольная беседа.

Важным моментом здесь является то, что если супруги догадаются, о чем они в действительности откровенничают, терапевту следует сменить тему беседы.
Улучшаем метафору
: Если вы читали “Терапевтические метафоры” Д. Гордона, то знаете, что метафору можно украсить некоторыми добавлениями, одновременно повысив ее эффективность. Так, имеет смысл включить в речь персонажей предикаты, характерные для актуальных действующих лиц. Можно также идентифицировать категории Вирджинии Сатир (блаймер, плакатор, компьютер, дистрактор) для актуальных
действующих лиц и организовать в связи с этим поведение персонажей метафоры (или хотя бы их речь). Гордон рекомендует также использовать в тексте метафоры субмодальные различения. И если все это применить, то вы получите очень хорошую, очень красивую и очень эффективную метафору - при условии, что у вас есть время на литературные опыты.

Я повторюсь, сказав, что даже если вы не знаете всех этих тонкостей (категорий Сатир, субмодальностей), если вы и о системах репрезентации понятия не имеете, вы все равно можете сочинить работающую метафору, всего лишь сохраняя ее изоморфность содержанию проблемы.
Одно примечание: если персонажи метафоры являются у вас одушевленными (люди, животные), то символизировать поломку процесса, символизировать проблему лучше с помощью описания неких внешних технических причин, а не самочувствия персонажей. Иначе вы рискуете дать в метафоре, предъявленной пациенту в состоянии транса, инструкцию об ухудшении его самочувствия (причем, если вы работаете в жанре импровизации, вы можете даже не заметить этот момент). В нашем случае, включив в описание проблемы головокружение персонажей, мы вполне могли бы обеспечить себе на следующий сеанс работу с новой проблемой пациента - невозможностью продолжать половой акт из-за головокружения.
Есть простые приемы улучшения метафоры, не требующие предварительных заготовок и позволяющие улучшить метафору “на ходу”, по мере ее предъявления. Один из таких приемов - использование (особенно при работе с психосоматическими проблемами) выражений, которые имеют переносный и прямой смысл и в которых есть названия органов тела. Скажем, сердечная признательность, от сердца отлегло, светлая голова, прикусить язык, перемывать кости...

Еще один хороший прием - предъявить пациенту незаконченную метафору, попросив его самостоятельно найти разрешение.
Лично мне нравится включать в метафору прямые инструкции, маркируя их каким-то способом. Опять-таки технику рассеивания вы знаете, а значит, можете очень легко, изящно - и где-то даже нахально - проводить прямые внушения, направленные на решение проблемы.

И самый, наверное, простой прием из этого ряда -включение в текст метафоры имени пациента перед значимой инструкцией, например, так:“.. .И тогда Пьеро понял, что он может, Александр, остановиться и насладиться каждым ощущением...”
Разумеется, заботясь об улучшении метафоры, позаботьтесь также о том, чтобы ее при этом не ухудшить. В этой связи я хочу познакомить вас с идеей Я. П. Гирича: крайне нежелательно строить метафору на понятии смерти, поскольку это приведет к ее полному отторжению пациентом.
В самом деле, подсознательно все мы бессмертны (“там, где есть Я, нет смерти, а там, где есть смерть, нет Меня”), и наш мозг попросту не допустит перемен в фундаменте существования личности. Это положение имеет несколько интересных следствий. Первое: если вы поставите понятие смерти в начало рассказа, его художественная ценность резко упадет.



Второе: если вы хотите разрушить какую-либо организационную структуру, подарите ее представителям красивую метафору - в качестве гимна, легенды и т. п. - которая начинается смертью).
Реплика из зала: А в анекдоте дедушка утонул...
: Ну, после этого он вступил в диалог, так что смерть дедушки не только не была основой метафоры - она оказалась проходным эпизодом даже для самого дедушки... Тема смерти в разговоре о загробной жизни - это совсем другое дело, и насколько я помню Н. Песешкиан (основатель Позитивной Психотерапии) рекомендует не уходить от таких разговоров.
Еще один подход к улучшению метафоры - метод “создания терапевтических мифов” в рамках суггестивной лингвистики (работы И. Ю. Черепановой). Оказывается, лингвисты лучше понимают то, что надо бы понимать психотерапевтам: с точки зрения эволюции, речь начинается не со слова, а со звука. Следовательно, умело оперируя звуком, вы будете оперировать работой каких-то достаточно древних структур мозга и посредством звука можете вызвать серьезные изменения в функционировании личности.

Кришнаиты с их пением мантр пользуются именно этим...
Хорошо. Я получил искреннее удовольствие от общения со столь творческой и веселой группой, а окончание
нашей общей метафоры будет таким: “И тогда Пьеро вместе с Мальвиной поняли, ребята - пора погрузиться в транс...”
Заключительный сеанс
Сегодня пятница, а поскольку пятница всегда следует за четвергом... и какая-то из пятниц год назад предшествовала субботе... и даже тогда, когда всех нас еще не было на свете, какие-то дни недели уже были... хотя, возможно, еще не было людей, которые могли бы дать им названия... зима сменяется весной, а весна - летом... причем все это актуально и сегодня... Мы можем сказать, что все в мире постоянно меняется, и с таким же успехом мы можем сказать, что все в мире неизменно... потому что солнце всегда встает на востоке и заходит на западе... Но поскольку дни недели следуют один за другим в строгом порядке, то в какой-то степени происходившее год назад будет происходить и через год... когда вновь после какого-то четверга наступит пятница...
Я уже упоминал, что люди - очень интересные существа.. . Самое интересное у людей - способность учиться ... чему-то новому... И процесс обучения всегда достаточно утомителен... и эта усталость понятна... и когда мы осознаем эту усталость еще лучше... можно просто отдохнуть ... Причем люди могут отдыхать... с закрытыми глазами.. . и с открытыми глазами... все равно уходя мыслями от внешнего мира...
Меня всегда интересовал процесс того, как человек чему-то учится... Предположим, перед нами - маленький ребенок, который садится на трехколесный велосипед... Поначалу перед ним стоит задача огромной сложности, но ребенок знает, что он хочет научиться кататься на трехколесном велосипеде... И он видит, как другие, его сверстники, делают это легко и изящно...

И ребенок хочет подражать им... и хочет превзойти их в этом искусстве...
Но когда ребенок подходит к велосипеду... он видит очень сложное сооружение... Оказывается, что если сесть на седло велосипеда, то не сразу поймешь, как устроить ноги на педалях... И на это уходит какое-то время...

Возможно, ребенку помогают родители... Иногда, если ребенок находится

в отчаянии, родители говорят ему, куда поставить ноги, за что держаться руками и как расположиться еще удобнее...
Некоторое время ребенку бывает трудно согласовать движения ног и понять, от какого именно его движения крутится колесо, и велосипед вместе с ним движется вперед... Когда велосипед движется, согласовывать движения ног все еще трудно... особенно в первые дни... а потом это получается легче... Если поначалу ребенок смотрит на одну ногу и на другую ногу... и думает о том, что он должен нажать на одну педаль, чтобы вторая пошла вверх... то с течением времени, постепенно, все начинает получаться как бы само собой, автоматически.. . вследствие даже самой небольшой тренировки...
Иногда забавно бывает наблюдать, как быстро люди учатся'... Они вроде бы отдыхают, может быть, даже спят... и обучаются!.. Ведь именно люди придумали обучение во сне... И бывает интересно посмотреть, как за какие-то три-четыре дня ребенок полностью осваивает такое сложное сооружение, как трехколесный велосипед... И едет на нем уже залихватски, получая огромное удовольствие, радуясь своему умению...

При этом можно улыбаться... И можно в любой момент отдохнуть, если в процессе обучения наступила усталость...
Мне нравится смотреть на людей, когда они отдохнули... когда люди энергичны... Отдых ведь для того и придуман, чтобы восстанавливать ресурсы... Есть люди, которые талантливо успевают отдохнуть за несколько минут...

И когда приходит время, люди могут открывать глаза... с чувством радости, обновленности... И чем дольше люди держат глаза закрытыми, тем скорее им хочется... открыть глаза!
ЧАСТЬ II
ГИПНОЗ. ГИПНОЗ... ХВАТЬ ТЕБЯ ЗА НОС!
10 Техника россыпью



Содержание раздела