Прием Gaupp: наложение руки гипнотизера на затылок пациента.
Прием Forel: подготовка к каталепсии; гипнотизируемого усаживают в кресло, руки его покоятся на подлокотниках (каталепсия обусловлена положением рук пациента).
Прием Braid: продолжительное сосредоточение взгляда на блестящем предмете (металлический шар,
Вас тянет назад! Вы уже падаете, падаете!”. Большинство испытуемых действительно через короткое время падают назад. Этому можно способствовать, становясь позади пациента и производя легкое надавливание ладонью на его лоб.
Несколько труднее добиться, изменяя соответствующим образом технику внушения, падения вперед.
Опыт II. Врач ставит больного лицом к себе с опущенными вдоль туловища руками и сдвинутыми вместе ногами. Больному предлагается смотреть прямо в глаза врачу, фиксирующему сосредоточенный взгляд на переносице больного. Далее врач вытягивает руки ладонями внутрь так, чтобы достать ими до висков больного и слегка прикоснуться к ним, причем произносит: “Сейчас я отведу свои руки и вас потянет вперед за ними”. Руки отводят и несколько отступают назад, говоря: “Вы падаете, падаете!”.
В этот момент многие больные действительно падают, и их необходимо вовремя поддержать.
Опыт III. Испытуемому дают в руки нитку с тяжелым предметом на конце, например кольцом (маятник Шевреля). Испытуемому предлагают закрыть глаза и настойчиво думать о круге. Очень скоро маятник начинает производить соответствующие движения.
Если гипнотизируемого заставляют думать об овале, прямой линии и т. п., то движение изменяется соответствующим образом.
Опыт IV. Прием Kohnstamm. Субъекта просят закрыть глаза, стать боком к стене и тыльной стороной сжатого кулака опереться изо всех сил о стену. В течение минуты врач говорит: “Обопритесь очень сильно, напрягите мышцы вашего плеча, вашей руки”.
После этого больного просят отойти от стены и свободно опустить руки. Часто рука, которой опирался больной, сама собой поднимается, иногда описав угол 90У. Затем пациенту объясняют, что испытанное им расслабление и спонтанное движение его руки похожи на расслабление и ощущение, которые он будет испытывать во время гипнотического сеанса.
Преимущество этих испытаний перед другими пробами заключается в том, что они фактически дают положительный результат почти во всех случаях.
Приемы, рекомендуемые Рожновым.
I. Врач усаживает больного в удобное кресло и предлагает ему смотреть прямо в глаза, сильно сцепив руки. Затем врач говорит: “Ваши руки постепенно сжимаются и уже сжаты крепко. Вы сами не в состоянии более разжать их. Руки вы разожмете только после моего указания.
Пробуйте, прилагайте усилия! Вы не можете разжать руки!”
Можно также внушить больному, что он по собственному желанию не может подняться с места, встать и пройтись по комнате.
II. Больному предлагают три пустые совершенно чистые бутылочки и при этом говорят: “Я сейчас проверю ваше обоняние. Понюхайте и скажите, в какой склянке раньше находился керосин, в какой - духи и в какой - вода”.
Если больной “обнаруживает” запахи, то это указывает на повышенную внушаемость.
В. Е. Рожнов и Б. 3. Драпкин рекомендуют следующий прием. Вновь поступивших больных приглашают в качестве зрителей на ту или иную психотерапевтическую процедуру, укладывают в гипнотарий вместе с другими больными. Затем предлагается согнуть руки в локтях, прижать локти к бокам туловища, а кисти поставить так, чтобы концы пальцев отстояли друг от друга на 5-10 см и находились на расстоянии
1' Техника россыпью
20-30 см от лица, при этом непрерывно смотреть на пальцы. Затем врач говорит: “Как только я начну считать от 1 до 20, вы почувствуете, как пальцы начнут притягиваться друг к другу, будто между ними включился магнит большой силы”. Далее внушается, что с каждым счетом пальцы приближаются друг к другу, встречаются, начинают переплетаться и наконец склеиваются.
Итак, вы выяснили внушаемость и гипнабельность пациента и переходите непосредственно к гипнотизации. Опять-таки в терминах классического гипноза - вам следует вызвать утомление зрительного, слухового или кожного анализаторов, чтобы наступил сон.
Утомление кожного анализатора достигается поглаживаниями или пассами (движениями рук на расстоянии 2-5 см от тела пациента). Так, кто у нас кинестетик? Наташа. Садись сюда, расслабься... (Ведущий начинает делать плавные пассы вдоль тела партнерши). Считается, что такие поглаживающие движения без прикосновения - это массаж потоками воздуха от движущихся рук...
Каждое движение следует делать плавно, сверху, вниз... “Массировать” можно лицо или все тело... В понятиях эриксонианского гипноза это можно было бы отнести к кинестетической неопределенности... потому что иногда я случайно прикасаюсь к телу Наташи... В данном случае можно и дальше просто делать пассы... и ничего не говорить... потому что мы и так уже видим неподвижность тела... расслабленность мышц тела... даже без инструкций... А можно сказать Наташе: “Ты сейчас сильно устала... и можешь хорошо отдохнуть... и тебе хочется закрыть глаза... и продолжать расслабляться... сидеть совершенно спокойно... и отдыхать...” Но можно было этого и не говорить...
Оставайся спокойной, Наташа... и скажи мне... как ты себя чувствуешь...
Наташа: Хорошо... очень хочется спать... (прекращает делать пассы): Хочется спать, понятно... Или хочется отдохнуть и вернуться к обучению, а ты все перепутала и решила, что хочется спать. Хотя все, что происходит, является твоим выбором.
Ты можешь захотеть спать или не захотеть спать, или ты можешь вернуться к активному бодрствованию. Особенно если учесть, что недавно
НЛП Техники россыпью
был перерыв и ты пила крепкий чай. И сейчас, когда ты вернешься на свое место, ты оживишь якорь на состояние бодрствования.
Сразу несколько примечаний по поводу вашей речи. Павловская модель гипноза устанавливает три гипнотических фазы: уравнительная, парадоксальная и ультрапарадоксальная. Смысл этих названий в том, что сначала реакция гип-нотика на сильные и слабые раздражители становится одинаковой, а потом гипнотик реагирует сильнее на слабые раздражители.
Поэтому вам лучше говорить, постоянно меняя громкость речи от нормальной и громкой до шепотной речи. Если вы попадаете шепотной речью в ультрапарадоксальную фазу, это усиливает реакцию на внушение.
Хорошо. Теперь - утомление зрительного анализатора. Эта методика интересовала Иветту. Садись на этот стул, Иветта.
Я попрошу тебя смотреть на блестящий колпачок этой ручки (ведущий подносит к лицу Иветты шариковую ручку, располагая ее на расстоянии около 15 см от лица на уровне верхней губы партнерши). Я прошу тебя... все время смотреть на эту точку! Смотри очень пристально!
Смотри очень сосредоточенно! Все время возвращайся к этой блестящей точке! Тебе все труднее держать глаза открытыми... но ты продолжаешь смотреть в одну точку... и тебе хочется закрыть глаза!
Твои глаза действительно устали... тебе трудно смотреть в одну точку... закрой глаза... Тебе все труднее и труднее смотреть... в одну точку... пристально... тебе хочется закрыть глаза... (Иветта закрывает глаза).