d9e5a92d

Нлп и здравый смысл в предвыборном консультировании


А коммунисты, которыми пугают население, как стояли у мартеновских печей или махали метлой, или руководили производствами, так и продолжают. Это русские коммунисты. Это те, кто воевал, кто отстраивал разрушенные города, кто запускал в космос космические корабли, кто забивал гвозди, кто прокладывал дороги в тайге.
(...)
Ведь ни для кого не секрет: после государственного переворота, совершенного коммунистами-сионистами в СССР, сионистское лобби в ЦК КПСС пошло на сближение с сионистским лобби в США. На пост президента США не избирается человек, не поддерживающий Израиля. Сегодня то же правило демократы хотят установить и в России: на пост президента России не должен избираться человек, не поддерживающий Израиля.

А зачем нам Израиль?
Мы же, русские, должны помешать осуществлению такого правила, избрав на этот пост русского Геннадия Зюганова.”
Эмоциональность текста строится на создании “образа врага”, и это вполне оправдано, но сам “образ врага” построен на антисемитизме, что не может понравиться большому числу избирателей.

Второй текст распространялся в виде листовки в регионе на местных выборах, я выбрал его фрагмент за типичность построения.
“ЧЕГОХОТЯТКОММУНИСГЫ:
1. Осуществить принципы народовластия, свободы, равенства, своей повседневной работой, своим примером вернуть людям утраченную веру в идеалы добра и справедливости, вернуть людям такие исконно русские традиции, как соборность, патриотизм, духовность, народность.
2. Добиться того, чтобы власть была ответственной, подконтрольной и подотчетной, чтобы высшую власть в городе осуществлял народ через избранный им представительный орган.
3. Провести ревизию хозяйственной деятельности исполнительных органов власти за последние годы. Выработать рекомендации, определить пути вывода из социально-экономического кризиса, сформировать мощную команду управленцев и хозяйственников для решения этих задач.
4. Не на словах, а на деле добиться улучшения положения трудящихся, учащейся молодежи, пенсионеров: обеспечить евоевременную выплату заработной платы, пенсий, пособий, стипендий в размерах, обеспечивающих активную жизнедеятельность, а не выживание.
5. Разобраться с итогами приватизации, возвратить народу имущество, присвоенное незаконно и вопреки общественным интересам, восстановить законность и справедливость: поставить заслон коррупции в органах власти и управления, заслон теневому распределению финансов, собственности, результатов труда: объявить войну преступности, взяточничеству, нищете, безработице, детской беспризорности.
6. Добиться возвращения трудящимся социальных гарантий: права на труд, отдых, образование, бесплатную медицинскую помощь, обеспеченную старость.
7. Изыскать возможности достаточного финансирования бюджетной сферы, в первую очередь,
образования, здравоохранения, правоохранительных органов: создать возможности для эффективной работы предприятий всех форм собственности.”
Как видите, текст перегружен “канцеляризмами”, цепочками родительных падежей, отглагольными существительными, причастными оборотами. Короткий текст перенасыщен длинными словами, специальными терминами, в общем, текст нечитаем.
Даже новички в пропаганде знают, что динамичность тексту придают глаголы; что личные обороты и обращения от первого лица в пропагандистском тексте предпочтительнее безличных и неопределенно-личных оборотов и обращений от третьего лица; что текст тем ритмичнее, чем короче составляющие его слова... В чем же дело - ведь процитированные тексты написаны вовсе не новичками?
Мне кажется, что КПРФ делает в пропаганде три типичных ошибки. Во-первых, пропагандой занимаются люди, по-прежнему считающие КПРФ правящей партией, и потому копирующие стиль официальных документов. (Поистине, когда читаешь тексты, подобные второму из приведенных выше, все время ожидаешь, что тебя вот-вот призовут выполнять исторические решения ХХХ-го какого-нибудь съезда. И это не смешно, это нелепо). Во-вторых, коммунистическая пропаганда пытается убеждать, - и это самая частая ее ошибка - заставлять людей думать.



Люди предпочитают чувствовать, поэтому обращение к подсознательным мотивам поведения и в рекламе, и в пропаганде более эффективно. И в-третьих, пропагандисты КПРФ, похоже, не принимают во внимание обратную связь и не делают выводов из своих ошибок: упорно сохраняя прежний стиль пропаганды, они самим стилем продолжают ориентироваться на вымирающий электорат, своих старых приверженцев (пенсионеры, пожилые люди), а не на подрастающий, не на тот электорат, который приходит на смену (молодежь). Общаясь с представителями КПРФ, я понимаю, что при самом оптимальном развитии событий они все равно будут продолжать делать то же самое еще лет 10-15 (при не самом оптимальном- всегда). Впрочем, это не удивительно - новая идеология (или, в данном случае, новая система пропаганды) побеждает не тогда, когда наглядно доказана ее эффективность, а тогда, когда умирает самый яркий носитель

старой. Генетика в СССР победила не тогда, когда в 1954-1956 гг. стали освобождать ее приверженцев из тюрем и лагерей, а только после смерти Т. Д. Лысенко... Причем заметьте - все это я говорю про психологию пропаганды, политики я не касаюсь.
Команда В. В. Жириновского (ЛДПР) - в ее работе наблюдалась та постоянная искристая какая-то легкость, которая дастся огромным трудом, высоким мастерством и обширными познаниями (личное ораторское искусство лидера партии - в том же ряду). Емкие метафорические образы на плакатах “За нами - Россия”, “Будущее России - в надежных руках” и им подобных, прекрасные, светлые, побуждающие к действию лозунги программных документов (“Я подниму Россию с колен”, В. Жириновский).
Кроме того, пропагандистская команда ЛДПР, похоже, использует в работе семиотический подход - подсознательное внедрение идеи на уровне знака, сигнала, символа. Перед нами - чисто видовой, казалось бы снимок: человек стоит на подсолнуховом поле, держа два цветка подсолнуха в руках. Но цветок подсолнуха - символ солнца, поэтому когда человек на снимке разворачивает цветок подсолнуха к зрителю, в этом действии (на уровне символа) содержится идея могущества персонажа и его заботливого отношения к “простым смертным”
Команда Г. А. Явлинского (избирательное объединение “Яблоко”) вела очень ненавязчивую пропаганду, копируя во многом ошибки КПФР - отсутствие побуждающих к действию лозунгов, обращение к сознанию избирателя. Когда я познакомился с пропагандистскими материалами “Яблока”, у меня сложилось мнение, что специалист (имиджмейкер, психолог) с ними “рядом не сидел”.
В самом деле, девиз “Выбери президентом нормального человека” по структуре своей подразумевает, что все остальные кандидаты - ненормальные; девиз “Я пришел дать вам волю” подразумевает, что сейчас мы подневольны, к тому же “слизан” с названия романа В. Шукшина о Пугачеве; девизы “Требуется новый президент” и “Дорогу осилит Явлинский” попросту банальны и не несут никакой смысловой нагрузки.
Саму эмблему объединения “Яблоко” нельзя признать удачной - круг, символ совершенства, не нужно разрывать даже под девизом “Мы разорвем круг неудач в реформах России”, поскольку обращение к теме неудач в про

паганде неэффективно. Я не помню ни одного пропагандистского материала, который подавал бы в привлекательной “упаковке” профессионализм Г. Явлинского в экономике - а ведь это могло быть главным “товаром” объединения “Яблоко”, который и стоило рекламировать. В борьбе за пост президента имеет смысл соблюдать правила игры - в противном случае демонстративное невнимание к пропаганде вполне может быть воспринято избирателями как обращенное высказывание “этот пост мне не нужен”, и даже “вы мне не нужны”.
НЛП и здравый смысл в предвыборном консультировании
“Критерий истинности теории - эксперимент”. Помня это положение марксистско ленинской философии еще со студенческой скамьи, я никогда не предлагал своим читателям и слушателям семинаров непроверенные концепции. То, что я предлагаю здесь, тоже проверено на практике, поэтому можно утверждать, что представленная концепция верна.

В то же время мне бы не хотелось, чтобы кто-то упорно придерживался именно нэлперских или эриксонианских принципов и рекламе и пропаганде- теория может быть красивой, привлекательной, но практически, в обыденной жизни, консультанту на выборах приходится учитывать массу побочных факторов, влияющих на то, какой из пропагандистских материалов будет взят за основу, и значит, влияющих на то, насколько эффективным будет признан труд самого консультанта: здесь имеют значение ваши личные отношения с кандидатом на выборную должность, личные отношения начальника предвыборного штаба с вами и кандидатом, влияние на штаб со стороны союзников и соперников, личные отношения членов штаба с руководителями и рядовыми сотрудниками средств массовой информации - и многое, многое другое. Лично мне



Содержание раздела