Настоящее учебное пособие разработано для изучения студентами юридических факультетов высших учебных заведений специализированного курса Правовое регулирование рекламы в СМИ и является составной частью комплекса научно-методических и справочных материалов, подготовленных Фондом защиты гласности с целью введения в академическую сферу образования специальности юрист СМИ. Экспериментальный междисциплинарный курс читается его автором Т.М.
Смысловой в Российском государственном гуманитарном университете.
Данное издание также может быть рекомендовано преподавателям, студентам и аспирантам юридических факультетов и факультетов журналистики, а также всем, кто интересуется правовыми вопросами регулирования деятельности средств массовой информации.
Настоящее учебное пособие разработано для изучения студентами юридических факультетов высших учебных заведений специализированного курса Правовое регулирование рекламы в СМИ. В свою очередь курс Правовое регулирование рекламы в СМИ является составной частью комплекса учебных дисциплин, изучение которых позволяет получить специализацию юрист СМИ.
Включение курса Правовое регулирование рекламы в СМИ в специализацию юрист СМИ обусловлено бурным ростом экономической составляющей деятельности любого СМИ рекламной.
По данным экспертов АКАР, только за 2003 год медийный рынок вырос на 31%, а объем затрат на рекламу в СМИ составил 2 миллиарда 630 миллионов долларов США. Такая ситуация приближает российские СМИ к зарубежным известно, что большую часть бюджета западных газет составляет реклама, что в свою очередь действительно гарантирует СМИ редакционную независимость.
В таких условиях российские СМИ не только должны прийти к полному и ясному осознанию принципов функционирования рекламного рынка, но также обязаны знать и владеть основами правового регулирования рекламы.
Предметом изучения курса Правовое регулирование рекламы в СМИ является совокупность отношений, возникающих между СМИ и другими правомочными субъектами в области рекламной деятельности.
В процессе обучения студенты познакомятся с историей развития рекламы и законодательства в этой сфере, понятийным аппаратом действующего рекламного законодательства, рассмотрят пробелы в рекламном законодательстве, исследуют вопросы, имеющиеся в практике рекламных отношений и не урегулированные как законодательством, так и судебной практикой.
Отношения, складывающиеся в процессе производства, размещения и распространения рекламы будут исследоваться с учетом специфики деятельности СМИ.
Основное внимание студентов будет направлено на изучение законодательных подходов к содержанию рекламных материалов, исследование особенностей регулирования рекламы в СМИ, на приобретение навыков составления договоров, используемых в практике рекламных отношений.
Учебный курс Правовое регулирование рекламы в СМИ рассчитан на 36 академических часов, из которых 18 лекционных часов и 18 практических. Следует учитывать тот факт, что в учебном пособии содержание лекций изложено в виде развернутых тезисов, это в свою очередь стимулирует самостоятельный подход к работе с лекционным материалом.
В ходе семинарских занятий студентам будет предложено не только закрепить полученные теоретические знания, но и выдвинуть собственные решения поставленных задач. Умение работать с теоретическим материалом, массивом законодательных документов, анализировать их, делать выводы, предлагать собственные решения вопросов в процессе обучения, своевременно отслеживать изменения рекламного законодательства главная задача студента, изучающего данный курс.
Правовое регулирование рекламы в средствах массовой информации
Достоинство это положительное мнение человека о самом себе как отражение его социальной оценки1.
Деловая репутация оценка деловых качеств как юридического, так и физического лица.
Информация (сведения) 1. сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления .
2. совокупность языковых высказываний о мире, событиях и о положении дел, об отношении отправителя информации к этим событиям. За пределами данного понятия информации остаются высказывания, направленные на изменение положения дел в мире (приказы, иные распорядительные документы).
Информация может быть: фактологической о конкретных ситуациях, происшествиях или событиях, о поступках или поведении физического лица, о деятельности лица юридического; обобщающей о типичных событиях, типичном поведении типичных представителей каких-либо групп, о житейских обычаях; оценочной о качествах и поступках людей, о ситуациях и событиях, которые в какой-либо картине мира, в какой-либо ценностной системе описываются как хорошие или плохие (в конкретных разновидностях добра или зла: сенсорного, рационального, эмоционального, социального, утилитарного, этического, эстетического); концептуальной теоретико-аналитическая информация о природных или социальных закономерностях; директивной организующий поведение людей.
Мнение в форме предположения распознается по наличию маркеров определенных слов и конструкций (например: по моему мнению, мне кажется, я думаю, надо полагать, что и др.), мнение в форме утверждения таких маркеров не содержит. Мнение в форме утверждения может быть проверено на соответствие действи-тельности.
Предпринимательская деятельность самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
Потребители рекламы юридические или физические лица, до сведения которых доводится или может быть доведена реклама, следствием чего является или может являться соответствующее воздействие рекламы на них. Понятие, предлагаемое Законом о рекламе более широкое, чем данное в Законе РФ Озащите прав потребителей, в нем в качестве потребителя выступает только гражданин.
Провайдер организация, предоставляющая доступ к Интернету.
Реклама информация о физическом или юридическом лице, товарах, услугах, идеях и начинаниях, предназначенная для неопределенного круга лиц и направленная на формирование или поддержание интереса к этим физическому, юридическому лицу, товарам, услугам, идеям и начинаниям с целью реализации товаров, идей и начинаний.
Рекламодатель юридическое или физическое лицо, являющееся источником рекламной информации для производства, размещения, последующего распространения рекламы.
Рекламопроизводитель юридическое или физическое лицо, осуществляющее полное или частичное приведение рекламной информации к готовой для распространения форме.
Рекламораспространитель юридическое или физическое лицо, осуществляющее размещение и (или) распространение рекламной информации путем предоставления и (или) использования имущества, в том числе технических средств радиовещания, телевизионного вещания, а также каналов связи, эфирного времени и иными способами.
Социальная реклама реклама, направленная на достижение благотворительных целей и представляющая общественные и государственные интересы.
Спонсорство вклад (в виде предоставления имущества, результатов интеллектуальной деятельности, оказания услуг, проведения работ) юридического или физического лица (спонсора) в деятельность другого юридического или физического лица (спонсируемого) на условиях распространения рекламы о спонсоре, его товарах или услугах.
Скрытаяреклама реклама, которая оказывает не осознаваемое потребителем воздействие на его восприятие, в том числе путем
использования специальных видеовставок (двойной звукозаписи) и иными способами. К скрытой рекламе можно отнести и рекламу под видом авторского, редакторского, информационного материала.
Сайт (от англ. site место; местонахождение, местоположение; позиция) так теперь называют ресурсы глобальной компьютерной сети Интернет. Т. е. сайт в Интернете это специальным образом структурированная информация, размещенная на сервере (компьютер, подключенный к сети) и открытая пользователям этой сети для свободного, авторизируемого или ограниченного доступа.
Товар по антимонопольному законодательству РФ продукт деятельности (включая работы, услуги), предназначенный для продажи или обмена (ст. 4 Закона о конкуренции).
В Законе о рекламе понятия товара не дается.
АКАР Ассоциация коммуникационных агентств России.
КС РФ Конституционный суд Российской Федерации.
Закон о СМИ Закон РФ от 27 декабря 1991 г. 2124-I О средствах массовой информации.
Закон о конкуренции Закон РСФСР от 22 марта 1991 г. 948-I О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках.
ГК РФ (ч. 1) Гражданский кодекс Российской Федерации, часть первая, принята Государственной Думой 21 октября 1994 года.
ГК РФ (ч. 2) Гражданский кодекс Российской Федерации, часть вторая, принята Государственной Думой 22 декабря 1995 года.
ВАС РФ Вестник Высшего арбитражного суда Российской Федерации, ежемесячный журнал, издается с 1992 года.
Закон об авторском праве Закон РФ от 9 июля 1993 г. 5351-I Об авторском праве и смежных правах.
ЕКПЧ Европейская конвенция о правах человека, принята в Риме 4 ноября 1950 года.
ФАС Федеральная антимонопольная служба, ранее МАП РФ (Министерство Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства).
Закон от 22 ноября 1995 г. 171 Федеральный закон О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Закон о рекламе Федеральный закон Российской Федерации О рекламе, принят Государственной Думой 14 июня 1995 года.
Тема 1. Предмет курса, содержание, законодательно-нормативная база для изучения курса.
1.1. Законодательно-нормативная база:
а) Конституция РФ;
б) федеральное законодательство о рекламе;
в) международные источники.
1.2. Разграничение компетенции РФ и субъектов РФ в регулировании рекламы:
а) Постановление КС РФ от 4 марта 1997 г. 4 П;
б) особое мнение судьи Конституционного суда РФ В.Д. Зорькина.
Вопросы к семинарскому занятию.
Материалы по теме.
Лекция 2 часа, семинар 2 часа.
ТЕМА 2. Органы, контролирующие соблюдение законодательства о СМИ:
а) Федеральная антимонопольная служба, функции и полномочия;
б) территориальные органы ФАС.
Вопросы к семинарскому занятию.
Материалы по теме.
Лекция 2 часа.
ТЕМА 3. Понятие рекламы, признаки рекламы:
а) история появления рекламы;
б) признаки рекламы;
в) формы и виды рекламы.
Вопросы к семинарскому занятию.
Материалы по теме.
Лекция 2 часа.
ТЕМА 4. Общие и специальные требования, предъявляемые законодателем к рекламе.
4.1.Общие требования к рекламе:
а) особенности восприятия рекламы;
б) обязанность использования русского языка в рекламе;
в) реклама товаров (работ, услуг), реализация которых подлежит лицензированию и обязательной сертификации.
Лекция 2 часа, семинар 4 часа.
ТЕМА 5. Особенности регулирования некоторых видов рекламы: политическая реклама и реклама в Интернет.
Вопросы к семинарскому занятию.
Материалы по теме.
Лекция 2 часа, семинар 2 часа.
ТЕМА 6. Субъекты рекламной деятельности. СМИ как участник деятельности по созданию, размещению и распространению рекламы. Объекты обязательств по оказанию рекламных услуг:
а) субъекты обязательств по оказанию рекламных услуг;
б) СМИ как субъект гражданских правоотношений;
в) объекты правоотношений по оказанию рекламных услуг. Вопросы к семинарскому занятию.
Материалы по теме.
Лекция 2 часа, семинар 2 часа.
ТЕМА 7. Принципы конкуренции, недобросовестная конкуренция. Ненадлежащая реклама как одна из форм проявления недобросовестной конкуренции.
Виды ненадлежащей рекламы. Ответственность за ненадлежащую рекламу:
а) признаки недобросовестной, недостоверной, неэтичной рекламы;
б) ответственность за ненадлежащую рекламу.
Вопросы к семинарскому занятию.
Материалы по теме.
Лекция 2 часа, семинар 4 часа.
ТЕМА 8. Договоры, используемые в рекламной деятельности. Предмет договора, стороны, особые условия, форма договора, процедура заключения:
а) договор оказания услуг;
б) договор подряда.
Вопросы к семинарскому занятию.
Материалы по теме.
Лекция 2 часа, семинар 2 часа.
ТЕМА 9. Регулирование рекламы в зарубежных странах. Защита рекламной информации в соответствии со ст.
10 Европейской конвенции. Саморегулирование рекламы:
а) регулирование рекламы в Германии, Великобритании, Франции и США;
б) стандарты Европейского суда при рассмотрении дел по статье 10 ЕКПЧ, предметом которых явилась коммерческая информация;
в) преимущества саморегулирования рекламы перед государственным регулированием.
Вопросы к семинарскому занятию.
Материалы по теме.
Лекция 2 часа, семинар 2 часа.
1.1. Законодательно-нормативная база:
а) Конституция РФ;
б) федеральное законодательство о рекламе;
в) судебная практика.
1.2. Разграничение компетенции РФ и субъектов РФ в регулировании рекламы:
а) Постановление КС РФ от 4 марта 1997 г. 4П;
б) особое мнение судьи Конституционного суда РФ В.Д. Зорькина.
Вопросы к семинарскому занятию.
Материалы по теме.
Лекция 2 часа, семинар 2 часа.
Рекламная деятельность, по сути, является предпринимательской, и на отношения по производству, размещению и распространению рекламы распространяются все основополагающие принципы функционирования рынка, установленные Конституцией РФ, такие как: единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности (ст. 8, 34).
В соответствии со статьей 3 Закона о рекламе законодательство Российской Федерации о рекламе состоит из Закона о рекламе и принятых в соответствии с ним иных федеральных актов (указов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти).
В качестве примера таких иных нормативных актов можно привести Инструкцию о размещении и распространении наружной рекламы на транспортных средствах, утвержденную приказом МВД РФ от 7 июля 1998 г. 410 (См.: Бюллетень
нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 1998.
28)1.
Кроме того, законодательство о рекламе охватывает не только принятые в соответствии с этим законом правовые акты, но и непосредственно с ним связанные, например: Закон о СМИ, КоАП РФ, Закон об авторском праве, Закон от 22 ноября 1995 г. 171 и т. д.
Из международных документов следует назвать Международный кодекс рекламной практики, Конвенцию о трансграничном вещании.
МКРП был принят Международной торговой палатой в Париже в 1937 г. и пересматривался в 1949, 1955, 1966, 1973 и 1986 гг. Международный кодекс рекламной практики представляет собой свод правил, обычаев и этических стандартов и носит рекомендательный характер, соответственно он не относится к системе законодательства о рекламе.
Международный кодекс рекламной практики в первую очередь является средством самодисциплины в отношениях международной торговли. В то же время положения данного кодекса могут использоваться судами в качестве справочного документа в рамках соответствующего международного законодательства .
Конвенция о трансграничном вещании содержит нормы о рекламе, но поскольку она так и не ратифицирована Россией, то ее нормы носят исключительно рекомендательный характер.
Статья 3 Закона о рекламе не включает в законодательство о рекламе нормативные акты субъектов Российской Федерации. В этой связи представители Законодательного собрания Омской области и Московской городской Думы обратились в Конституционный суд РФ с запросами о проверке конституционности статьи 3 Закона о рекламе.
Московская городская Дума в своем запросе исходила из того, что законодательство о рекламе не упомянуто ни в статье 71 Конституции Российской Федерации (предметы ведения Российской Федерации), ни в ее статье 72 (предметы совместного веде-
ния Российской Федерации и ее субъектов), и, следовательно, рекламная деятельность может регулироваться нормативными актами субъектов Российской Федерации. А так как статья 3 ФЗ О рекламе не предусматривает возможность издания субъектами Российской Федерации нормативных актов по вопросам, урегулированным этим законом, то заявитель полагал, что названная статья не соответствует Конституции Российской Федерации.
Законодательное собрание Омской области в запросе указывало на принадлежность законодательства о рекламе к законодательству о культуре, что в силу статьи 72 (пункт е части 1) Конституции Российской Федерации является предметом совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов; и также утверждало, что субъекты Российской Федерации могут принимать собственные законодательные акты в сфере рекламной деятельности.
Однако, несмотря на веские аргументы представителей Московской городской Думы и Законодательного собрания Омской области, Конституционный суд РФ в Постановлении КС РФ от 4 марта 1997 г. 4П По делу о проверке конституционности статьи 3 Федерального закона от 18 июля 1995 года "О рекламе" постановил, что статья 3 Закона о рекламе соответствует Конституции Российской Федерации с точки зрения разграничения предметов ведения между Российской Федерацией и ее субъектами. Следовательно, у субъектов РФ отсутствует право принимать нормативные акты в той части, в какой это регулирование связано с установлением основ единого рынка.
При этом КС РФ также определил, что органы местного самоуправления вправе самостоятельно решать вопросы местного значения, связанные с особенностями распространения наружной рекламы, поскольку они затрагивают правомочия пользования, владения и распоряжения муниципальной собственностью.
Стоит отметить существование Особого мнения по этому вопросу судьи Конституционного суда В.Д. Зорькина.
В нем судья не соглашается с выводами Конституционного суда РФ и приводит достаточно веские аргументы.
1. Изучите ст. 3 Закона о рекламе, Постановление КС РФ от 4 марта 1997 г. 4П и ответьте на вопрос:
Какими полномочиями обладают органы местного самоуправления в сфере регулирования рекламной деятельности?
2. Решите задачу (условия задачи вымышленные):
Губернатором Ямало-Ненецкого автономного округа подписанопостановление об увеличении объема рекламы в радио- и телепрограммах, не зарегистрированных в качестве специализирующихся на сообщениях и материалах рекламного характера, до 30% эфирного времени.
Оцените законность данного акта.
1. ГК РФ (ч. 1 и ч. 2) Гражданский кодекс Российской Федерации, части первая и вторая.
2. Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.).
3. Международный кодекс рекламной практики.
4. Постановление КС РФ от 4 марта 1997 г. 4-П.
5. ФЗ РФ О рекламе, принят Государственной Думой 14 июня 1995 года.
6. Вольдман Ю.А. Научно-практический комментарий к Закону РФ О рекламе // Правовая система Гарант.
а) Федеральная антимонопольная служба, функции и полномочия;
б) территориальные органы ФАС.
Вопросы к семинарскому занятию.
Материалы по теме.
Лекция 2 часа.
Контроль соблюдения законодательства о рекламе Законом о рекламе возложен на федеральный антимонопольный орган (его территориальные органы). Эта структура первоначально называлась ГАК (Государственный антимонопольный комитет), после МАП (Министерство по антимонопольной политике).
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти Правительство Российской Федерации издало Постановление от 7 апреля 2004 г. 189.
В Постановлении 189 установлены функции Федеральной антимонопольной службы, которые фактически дублируют полномочия упраздненного Министерства Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства и его территориальных органов.
В частности, ФАС осуществляет надзор и контроль за соблюдением законодательства о рекламе. В соответствии со статьей 26 Закона о рекламе основные направления государственного контроля включают в себя:
защиту от недобросовестной конкуренции в области рекламы,
предотвращение и пресечение ненадлежащей рекламы посредством различных способов.
Статья 26 Закона о рекламе устанавливает полномочия федерального антимонопольного органа (его территориальных органов) при осуществлении поставленных задач:
1. предупреждение и пресечение фактов ненадлежащей рекламы;
2. выдача предписаний о прекращении нарушения законодательства о рекламе;
3. принятие решения об осуществлении контррекламы;
4. возможность привлечения субъектов рекламной деятельности к административной ответственности.
Кроме того, федеральный антимонопольный орган в рамках своих полномочий, по фактам нарушения законодательства о рекламе, может поставить вопрос перед органами, выдавшими лицензию на осуществление соответствующего вида деятельности, о приостановлении или досрочном аннулировании лицензии.
Федеральный антимонопольный орган также имеет право направлять в правоохранительные органы материалы для решения вопроса о возбуждении уголовного дела по признакам преступлений в области рекламы.
Федеральный антимонопольный орган (его территориальные органы) вправе предъявлять иски в суды, арбитражные суды в связи с нарушением законодательства Российской Федерации о рекламе и о признании недействительными сделок, связанных с ненадлежащей рекламой.
Ранее в ведении МАП России находилось 75 территориальных управлений, образованных в 1991 году. Свою деятельность территориальные отделения МАП осуществляли в 88 субъектах Российской Федерации, за исключением Республики Ингушетия. В сфере рекламной деятельности функции территориальных подразделений МАПа также состояли из надзора и контроля за соблюдением законодательства о рекламе, в основном участниками регионального рынка.
Число и функции территориальных подразделений бывшего МАПа остались прежними и в настоящее время переданы в ведение ФАС.
1. Веб-сайт ФАС .
2. Приказ ГКАП РФ от 13 ноября 1995 г. 147 Об утверждении Порядка рассмотрения дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе (с изм. и доп. от 11 марта 1999 г., 2 июля 2002 г.).
3. Постановление Президиума Высшего арбитражного суда РФ от 27 июля 1999 г. 1089/98 Антимонопольные органы, осуществляющие государственный контроль за соблюдением законодательства о рекламе, вправе предъявлять в арбитражные суды иски о взыскании установленных законом штрафов за допущенные нарушения.