Сервис интерскол только фирменные запчасти интерскол.         d9e5a92d

Принципы конкуренции, недобросовестная конкуренция.

5. Федотов М.А. Право массовой информации в Российской Федерации. М.: Международные отношения, 2002.

С. 624.

ТЕМА 7. Принципы конкуренции, недобросовестная конкуренция.


Ненадлежащая реклама как одна из форм проявления недобросовестной конкуренции. Виды ненадлежащей рекламы. Ответственность за ненадлежащую рекламу
а) Признаки недобросовестной, недостоверной, неэтичной рекламы.
б) Ответственность за ненадлежащую рекламу.
Вопросы к семинарскому занятию.
Материалы по теме.
Лекция 2 часа, семинар 4 часа.
а) Целью Закона о рекламе является защита от недобросовестной конкуренции в области рекламы, предотвращение и пресечение ненадлежащей рекламы (ст. 1 Закона о рекламе).
Статья 4 Закона о конкуренции раскрывает содержание таких понятий, как конкуренция и недобросовестная конкуренция.
Конкуренция состязательные действия хозяйствующих субъектов, эффективно ограничивающие возможность каждого из них односторонне воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке. Соответственно, недобросовестной конкуренцией признают любые действия участников рынка, направленные на приобретение преимуществ в предпринимательской деятельности, которые противоречат положениям действующего законодательства, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и могут причинить (или причинили) убытки другим хозяйствующим субъектам-конкурентам либо нанести ущерб их деловой репутации.
Стремление предпринимателя занять лучший сегмент рынка, выгодно сбыть товар является нормальным и поощряется и потребителями, и другими хозяйствующими субъектами. Но если
предприниматель использует незаконные методы привлечения внимания к своей продукции или услугам, то такие действия носят характер недобросовестной конкуренции.
Производство и распространение ненадлежащей рекламы является одним из проявлений недобросовестной конкуренции в сфере рекламы, так как цель такой рекламы приобретение незаконных преимуществ перед другими субъектами рекламного рынка. Ненадлежащая реклама всегда не соответствует обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и практически во всех случаях приносит убытки другим хозяйствующим субъектам, а также способна нанести ущерб их деловой репутации.
В соответствии со ст. 2 Закона о рекламе, ненадлежащая реклама это недобросовестная, недостоверная, неэтичная, заведомо ложная и иная реклама, в которой допущены нарушения требований к ее содержанию, времени, месту и способу распространения, установленных законодательством Российской Федерации. Поскольку перечень ненадлежащей рекламы не закрыт (и иная реклама, в которой допущены нарушения требований к ее содержанию, времени, месту и способу распространения, установленных законодательством Российской Федерации), то вполне можно ожидать, что антимонопольный орган на законных основаниях к ненадлежащей рекламе может отнести и ту, которая не прописана в Законе о рекламе.

Анализируя закон, следует выделить следующие виды ненадлежащей рекламы: недобросовестная, недостоверная, неэтичная, заведомо ложная и скрытая реклама.



Признаки недобросовестной, недостоверной, неэтичной рекламы представлены в схемах.






Содержание понятия скрытой рекламы раскрывается в статье 10 Закона о рекламе это реклама, которая оказывает не осознаваемое потребителем воздействие на его восприятие, в том числе путем использования специальных видеовставок (двойной звукозаписи) и иными способами. Кроме того, к скрытой рекламе можно отнести и рекламу под видом авторского, информационного и редакторского материала.
б) В главе 5 Закона о рекламе установлена ответственность за ненадлежащую рекламу. Законодатель предусмотрел дифференцированную ответственность для субъектов рекламного рынка.

Согласно статье 30 Закона о рекламе, рекламодатель несет ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе в части содержания информации, предоставляемой для создания рекламы, если не доказано, что указанное нарушение произошло по вине рекламопроизводителя или рекламораспространителя.
Рекламопроизводитель несет ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе в части оформления, производства, подготовки рекламы.
Рекламораспространитель несет ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе в части, касающейся времени, места и средств размещения рекламы.
Закон также устанавливает два вида ответственности за нарушение законодательства о рекламе: административную и гражданско-правовую.
Меры по осуществлению контррекламы следует отнести к административной ответственности, так решение принимается антимонопольным органом.


В соответствии со ст. 29 Закона от 18 июля 1995 г., контрреклама призвана быть эффективным средством воздействия на нарушителей рекламного законодательства, и суть ее это опровержение ненадлежащей рекламы, распространяемое в целях ликвидации вызванных ею последствий.

Правовым основанием для применения контррекламы является установление факта нарушения законодательства о рекламе и вынесение в связи с этим антимонопольным органом соответствующего решения.
Следовательно, нарушитель рекламного законодательства обязан в срок, установленный антимонопольным органом, осуществить контррекламу. Он несет связанные с этим расходы в полном объеме (а это могут быть крупные суммы). Контрреклама осуществляется посредством того же средства распространения, с использованием тех же характеристик продолжительности, пространства, места и порядка, что и опровергаемая ненадлежащая реклама.

Содержание контррекламы согласовывается с федеральным антимонопольным органом (его территориальным органом), который установил факт нарушения и принял соответствующее решение о его устранении.
В отдельных случаях по решению федерального антимонопольного органа (его территориального органа) допускается замена средства распространения, характеристик продолжительности, пространства, места и порядка осуществления контррекламы. Если решение антимонопольного органа о контррекламе не выполняется, то ставится вопрос о добровольной, a затем и принудительной уплате штрафа.
Административная ответственность.
До июля 2002 года административная ответственность регламентировалась в п.2 ст. 31 Закона о рекламе.

Теперь же нарушителей рекламного законодательства привлекают в соответствии со статьей 14.3 Кодекса об административных нарушениях (КоАП). При этом за нарушение законодательства о рекламе (ненадлежащая реклама или отказ от контррекламы) рекламодатель, рекламопроизводитель и рекламораспространитель могут быть оштрафованы на разную сумму, в зависимости от того, кем является нарушитель гражданским или юридическим лицом, а также является ли гражданин должностным лицом.
Гражданская ответственность.
П.1 ст. 31 Закона о рекламе устанавливает для граждан и юридических лиц гражданско-правовую ответственность за нарушение законодательства о рекламе.
Лица, права и интересы которых нарушены в результате ненадлежащей рекламы, могут обратиться в установленном порядке в суд общей юрисдикции или в арбитражный суд с исками, в том числе с исками о возмещении убытков, включая упущенную выгоду, возмещении вреда, причиненного здоровью и имуществу, компенсации морального вреда, публичном опровержении ненадлежащей рекламы.

Вопросы к семинарскому занятию:

1. В газете Т.К. было помещено рекламное объявление о продаже иномарки по цене 10 600 долларов США от компании О, занимающейся продажей подержанных автомобилей. Однако в салоне-магазине компании О покупателю заявили, что цена автомобиля составляет 13 500 долларов США, так как в газете была указана цена автомобиля без дополнительного оборудования кондиционера и подушки безопасности водителя. Покупатель был очень удивлен, так как не рассчитывал на заявленную сумму и потребовал продать авто за первоначальную сумму 10 600 долларов США. Объясните, кто прав продавец или покупатель.

Была ли реклама в газете ненадлежащей? Если да, то, к какому типу ненадлежащей рекламы ее можно отнести?

И кто в таком случае будет нести ответственность за ненадлежащую рекламу продавец машин компания О, по требованию которой было размещено рекламное объявление или газета Т.К., опубликовавшая рекламу?
2. По телевидению был показан видеоролик, в котором известная актриса, продемонстрировав роскошные волосы, предлагала покупать краску для волос фирмы Н, заявляя, что краска этой фирмы лучшая на российском рынке. Является ли такая реклама законной?

Если нет, то, к какому типу ненадлежащей рекламы ее можно отнести? И кто в таком случае будет нести ответственность за ненадлежащую рекламу актриса, редакция телеканала, выпустившая в эфир ролик, или производитель краски, заказавший рекламу?
3. В журнале З была опубликована авторская статья, описывающая отдых на курортах Турции. При этом автор статьи рекомендовал обратиться в туристическое агентство Ж, с указанием его координат, мотивируя свой выбор тем, что именно в этом агентстве предоставят гарантированные места и путевки на обозначенные ранее курорты.

Можно ли назвать такой материал рекламным? Если да, то, можно ли назвать рекламу ненадлежащей и к какому типу ненадлежащей рекламы ее можно отнести? И кто в таком случае будет нести ответственность за ненадлежащую рекламу автор статьи, журнал опубликовавший статью, или туристическое агентство Ж?

Материалы по теме:

1. Административная ответственность за нарушения законодательства о рекламе (Ю. Найдеров, Российская юстиция, 9, сентябрь 2002 г.).
2. Библиотечка Российской газеты. Рекламная деятельность в России. - Вып. 11. - 2001 г.
3. Гражданский кодекс Российской Федерации (части первая, вторая).
4. Закон РСФСР от 22 марта 1991 г. 948-I О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках.
5. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) от 30 декабря 2001 г. 195-ФЗ (действующая редакция).
6. Конституция РФ.
7. Применение административной ответственности за нарушения законодательства о рекламе. Отческая Т. (Право и экономика, 4, апрель 2004 г.).
8. Семеусов В. Ответственность за нарушение рекламного законодательства // Правовая система Гарант.
9. ФЗ РФ О рекламе, принят Государственной Думой 14 июня 1995 года.

ТЕМА 8. Виды договоров, используемых СМИ в рекламной деятельности.

Предмет договора, стороны, особые условия, права и обязанности сторон

а) Договор подряда (обязательственные отношения по производству рекламы).
б) Договор оказания услуг.
Вопросы к семинарскому занятию.
Материалы по теме
Лекция 2 часа, семинар 2 часа.
Как уже указывалось, в процессе производства и размещения рекламы наиболее часто используются договоры подряда и оказания услуг. Порядок заключения таких договоров соответственно регламентируется главами 37 и 39 ГК РФ, с применением норм Закона о рекламе.
Все эти договоры различны по своим условиям. Однако можно выделить ряд существенных условий, присущих всем упомянутым выше видам договоров, которыми оформляются обязательства по оказанию рекламных услуг.
Одним из таких условий выступает условие о цене.
Все рассматриваемые в качестве примеров договоры подряда и возмездного оказания услуг, опосредующие обязательства по оказанию рекламных услуг, представляют собой возмездные договоры.
Другим существенным условием, присущим договорам, опосредующим обязательства по оказанию рекламных услуг, является условие о качестве оказываемых услуг. Говоря об услугах по производству и распространению рекламы, одним из показателей качества можно считать соблюдение услугудателем требований законодательства о рекламе.

Услугодатель обязан учитывать требования законодательства о рекламе и как в случае исполнения своих обязательств при производстве рекламы, так и в случае ее размещения и (или) распространения.
Сущность договора подряда состоит из взаимообусловленных прав и обязанностей заказчика и подрядчика, а именно: одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его (п. 1 ст.

707 ГК РФ).
Сторонами в договоре на производство рекламы являются рекламодатели и рекламопроизводители.
Исходя из анализа норм главы 37 ГК ГФ, закона О рекламе, (см. также: Свердлык Г.А., Нечуй-Ветер В.Л. Основные вопросы обязательств по оказанию рекламных услуг: Учебное пособие. М.: МГУИЭ, 2002. - С. 102-107), можно выделить следующие права и обязанности рекламодателя и рекламопроизводителя:

ДОГОВОР на производство рекламы
РЕКЛАМОДАТЕЛЬ (заказчик) РЕКЛАМОПРОИЗВОДИТЕЛЬ (подрядчик)
ПРАВА ОБЯЗАННОСТИ ПРАВА ОБЯЗАННОСТИ
Составить задание на производство рекламы (п. 1 ст. 702 ГК РФ). Передать рекламопроизводителю задание на производство рекламы (п. 1 ст. 702 ГК РФ). Требовать от рекламодателя: а) задания на производство рекламы (п. 1 ст. 702 ГК РФ); б) предоставления дополнительного подтверждения достоверности рекламной информации (п. 1 ст. 22 Закона о рекламе); в) содействия в выполнении работ в случаях , в объеме и в порядке, предусмотренных договором на производство рекламы (ст. 718 ГК РФ); г) приемки выполненных работ (ст. 720 ГК РФ); д) оплаты работ по производству рекламы (п. 1 ст. 307, п. 1 ст. 702 ГК РФ). Выполнить работу по приведению рекламной информации к готовой для распространения форме по заданию рекламодателя и сдать ее результат рекламодателю (п. 1 ст. 720 ГК РФ).


Требовать от рекламопроизводителя: а) исполнения его обязанности по производству рекламы (ч. 1 ст. 307 ГК РФ); б) передачу информации о возможности нарушения законодательства РФ о рекламе при производстве рекламы (ч. 1 ст. 23 Закона о рекламе); в) передачу рекламного произведения и прав на него (п. п. 1 и 2 ст. 703 ГК РФ). По требованию рекламопроизводителя предоставить дополнительное подтверждение достоверности рекламной информации (п. 1 ст. 22 Закона о рекламе). Расторгнуть договор на производство рекламы и потребовать возмещения убытков, если рекламодатель не изменит свои требования к производимой рекламе, способной привести к нарушению законодательства РФ о рекламе, предупрежденный об этом рекламопроизводителем, либо не представит по требованию рекламопроизводителя документальное подтверждение достоверности представляемой для производства рекламной информации, либо не устранит иные обстоятельства, способные сделать рекламу ненадлежащей ( ч. 2 ст. 23 Закона о рекламе). Выполнить работу качественно (ст. 721 ГК РФ).
Проверять (в любое время) ход и качество работы, выполняемой рекламопроизводителем, не вмешиваясь в
его деятельность
(пункт 1 ст. 715 ГК РФ).
Предоставить рекламопроизводителю соответствующую лицензию или ее заверенную копию (в определенных п. 2. ст. 22 Закона о рекламе, случаях). Привлечь к исполнению обязательств по производству рекламы соисполнителей, если из договора не вытекает обязанность рекламопроизводителя выполнить предусмотренную договором работу лично (пункт 1 ст. 706 ГК РФ). Передать рекламодателю права на рекламное произведение (п. 2 ст. 703 ГК РФ).
Отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков, если рекламопроизводитель не приступает своевременно к исполнению обязанности по производству рекламы или выполняет работу настолько медленно, что окончание к сроку становится явно невозможным (п.2 ст. 715 ГК РФ). Оказывать рекламопроизводителю содействие в выполнении работ (в случаях, в объеме и в порядке, предусмотренных договором) (п.1 ст. 718 ГК РФ). Приобретать выгоду за счет экономии (ст. 710 ГК РФ). Своевременно информировать рекламодателя о том, что соблюдение требований последнего при производстве рекламы может привести к нарушению законодательства РФ о рекламе (ч. 1 ст. 23 Закона о рекламе).


Назначить рекламопроизводителю разумный срок для устранения недостатков (если во время выполнения работ по производству рекламы станет очевидным, что она не будет выполнена надлежащим образом) и при неисполнении рекламопроизводителем в назначенные сроки этого требования отказаться от договора либо поручить исправление работ другому лицу за счет рекламопроизводителя, а также потребовать возмещения убытков (п. 3 ст. 715 ГК РФ). Принять результат работ рекламопроизводителя (п. 1 ст. 720 ГК РФ). Удерживать рекламное произведение или другое имущество рекламодателя при неисполнении последним обязанности уплатить установленную цену в
связи с исполнением
рекламоопроизводи-телем договора на производство рекламы до уплаты рекламодателем соответствующих сумм (ст. 712 ГК РФ).
Требовать от рекламодателя предъявления соответствующей лицензии, если деятельность рекламодателя подлежит лицензированию (п. 2 ст. 22 Закона о рекламе).
Отказаться от исполнения договора (в любое время до сдачи рекламного произведения), уплатив рекламопроизводителю часть установленной цены пропорционально части работы, выполненной им (статья 717 ГК РФ). Оплатить результат работ рекламопроизводителя (п. 1 ст. 720 ГК РФ). Не приступать к работе, а начатую работу приостановить и даже отказаться от договора и потребовать возмещения убытков в случаях, когда нарушение рекламодателем своих обязательств по договору на производство рекламы препятствует исполнению договора рекламопроизводителем (ст. 719 ГК РФ). Хранить материалы или их копии, содержащие рекламу, включая вносимые последующие изменения, в
течение года со дня последнего распространения рекламы (ст. 21 Закона о рекламе).
Выявить недостатки в работе при ее приемке и ссылаться на них
при предъявлении
требований об их устранении (п. 2 ст. 702 ГК РФ).
Использовать предоставленный рекалмо-дателем материал экономично и расчетливо, после окончания работы предоставить рекламодателю отчет об израсходовании материала, а также возвратить его остаток либо с огласия рекламодателя уменьшить цену работы с учетом стоимости остающегося у рекламопроизводителя неиспользованного материала
(п. 1 ст. 713 ГК РФ).


Договор возмездного оказания услуг, как и подряд, имеет своим предметом совершение действий по заданию заказчика. Однако существенное различие между этими договорами состоит в том, что в подряде конечной целью служит получение определенного результата и именно он подлежит оплате. В договоре возмездного оказания услуг отсутствует материальный результат действия, а значит, оплачивается услуга как таковая: соответственно, стадии сдачи и приемки, как правило, не выделяются.

В этой связи в обязанности исполнителя входит совершение определенных действий или осуществление определенной деятельности, а заказчика их оплата.
Применительно к обязательствам по распространению (размещению) рекламы это означает, что рекламодатель заказывает размещение (распространение) рекламной информации и оплачивает этот заказ, не ожидая какой-либо материальной отдачи, а рекламораспространитель (как правило, СМИ) совершает действия по распространению (размещению) рекламы.
Исходя из анализа норм главы 39 ГК ГФ, Закона о рекламе, (см. также: Свердлык Г.А., Нечуй-Ветер В.Л. Основные вопросы обязательств по оказанию рекламных услуг: Учебное пособие. М.: МГУИЭ, 2002. - С. 109-114.), выделим следующие права и обязанности рекламодателя и рекламопроизводителя:

ДОГОВОР на распространение (размещение) рекламы
РЕКЛАМОДАТЕЛЬ
(услугополучатель)
РЕКЛАМОРАСПРОСТРАНИТЕЛЬ
(услугодатель)
ПРАВА ОБЯЗАННОСТИ ПРАВА ОБЯЗАННОСТИ
Требовать от рекламораспространителя исполнения его обязанности по распространению (размещению) рекламы (ч. 1 ст. 307 ГК РФ). Передать рекламораспространителю: а) задание на распространение (размещение) рекламы (пункт 1 статьи 779 гК РФ); б) рекламную информацию для ее размещения, последующего распространения (ч. 5 ст. 2 Закона о рекламе). Требовать от рекламодателя: а) задание на распространение (размещение) рекламы (п. 1 ст. 779 ГК РФ); б) предоставления документов, подтверждающих достоверность рекламной информации (п. 1 ст. 22 Закона о рекламе; в) оплаты услуг по распространению (размещению) рекламы (п. 1 ст. 307 и п. 1 ст. 779 ГК РФ). По заданию рекламодателя осуществлять размещение и (или) распространение рекламной информации путем предоставления и (или) использования имущества, в том числе технических средств радиовещания, телевизионного вещания, а также каналов связи, эфирного времени и иными способами (статья 2 Закона о рекламе).


Отказаться от исполнения договора на распространение (размещение) рекламы при условии оплаты рекламораспространителю фактически понесенных им расходов (п. 1 ст. 782 ГК РФ). По требованию рек-ламораспространите-ля предоставить подтверждение достоверности рекламной информации (п. 1 ст. 22 Закона о рекламе). Отказаться от исполнения обязательств по договору на распространение (размещение) рекламы при условии полного возмещения убытков рекламодателю (п. 2 ст. 782 ГК РФ). Оказывать услуги лично, если иное не предусмотрено договором (статья 780 ГК РФ).
Предоставить рекламораспространителю соответствующую лицензию или ее заверенную копию (в определенных п. 2. ст. 22 Закона о рекламе, случаях). Своевременно информировать рекламодателя о том, что соблюдение требований последнего может привести к нарушению законодательства РФ о рекламе (ч. 1 ст. 23 Закона о рекламе).
Оплатить оказанные ему услуги по распространению (размещению) рекламы в сроки и в порядке, которые указаны в договоре на распространение (размещение) рекламы (п. 1 ст. 781 ГК РФ). Требовать от рекламодателя предъявления соответствующей лицензии, если деятельность рекламодателя подлежит лицензированию (п. 2 ст. 22 Закона о рекламе).
Хранить материалы или их копии, содержащие рекламу, включая вносимые последующие изменения, в
течение года со дня последнего распространения рекламы (ст. 21 Закона о рекла-ме).Получить разрешение органа местного самоуправления на распространение наружной рекламы (п. 2 ст. 14 Закона о рекламе) при размещении рекламы на территории городских и сельских поселений.


Следует также напомнить, что в соответствии со статьей 421 ГК РФ стороны могут заключить любой договор, как предусмотренный, так и не предусмотренный законом или иными правовыми актами. К тому же стороны могут заключить смешанный договор, содержащий в себе элементы различных договоров.
Поэтому следует иметь в виду, что в реальных условиях участники рекламных отношений могут заключить договор, в котором права и обязанности сторон не всегда будут совпадать с рассмотренным выше схематичным изложением обязательств по оказанию рекламных услуг.

Вопросы к семинарскому занятию:

1. ЗАО Партнер, известный производитель молочных продуктов, обратился в рекламное агентство ООО Риал с просьбой изготовить рекламный ролик, демонстрирующий продукцию Партнера как самую лучшую в российском регионе и затем разместить этот видеоролик на одном из ведущих российских телеканалов в вечернее время (прайм-тайм).



Содержание раздела