d9e5a92d

Веселкова Н. - Профсоюзы и пресса. Реальности и мифы

Профсоюзы в России переживают непростые времена. В советский период они выполняли ряд важных социально-профессиональных функций, но в их деятельности не было главного: они не являлись естественными организациями для коллективной самозащиты трудящихся в случаях неправомерных действий со стороны администрации предприятий.

В начале 1990-х гг. произошла массовая, казалось фатальная потеря членства в прежних профсоюзах; многие первичные организации вообще перестали существовать. Но в целом профсоюзы выжили и приобрели новые по сравнению с советским периодом функции.

Об этом говорят как участие профсоюзов в социальном партнерстве и в забастовочных акциях, так и постепенное восстановление членства (например, Горно-Металлургический Профсоюз России (ГМПР) объединяет сегодня порядка 80 % от общего числа лиц, занятых в этой отрасли; примерно столько же - в профсоюзе работников здравоохранения). Проявляется тенденция к консолидации ("возвращение" ГМПР в Федерацию Независимых Профсоюзов России (ФНПР) в феврале 2000 г., создание Координационного Совета российских и белорусских профсоюзов в марте 2000 г. и пр.). Наряду с "традиционными" ФНПРовскими существуют так называемые "альтернативные" профсоюзы.

Значительно уступающие первым по численности и традициям, "альтернативщики" зачастую действуют более наступательно, защищая права трудящихся, проявляют оперативность и хорошо разбираются в ситуации, способны принимать адекватные обстановке решения. В то же время в ходе работы по профсоюзному проекту мы не раз сталкивались с искренним изумлением: "А что, разве профсоюзы еще есть?

И там что-то происходит?" и с неверием в свои возможности у самих профсоюзных лидеров: "Даже если и есть профсоюз, будут ли с нами считаться?".
Представления о месте и роли современного профсоюза в социуме варьируются в зависимости от субъекта оценки, характеристик конкретного профсоюза и других факторов. Причудливые очертания образа профсоюза в массовом сознании важная тема, требующая отдельного исследования.

В данной статье делается попытка определить, как формируется образ профсоюза под влиянием прессы. Использованы два типа источников: а) данные интервью и наблюдений, полученные в ходе реализации исследовательского проекта по широкому спектру вопросов, касающихся взаимодействия профсоюзов и прессы ; б) материалы прессы (профсоюзные издания и "обычная" пресса), связанные с профсоюзной тематикой.
Проанализированы публикации трех специализированных еженедельных профсоюзных изданий (охвачен период с января по июль 2000 г.) - "Солидарность" (газета Федерации Независимых Профсоюзов России), "Профсоюзный курьер" (газета Пермского областного совета профсоюзов) и "ФАС" (Факты, Анализ, Советы - Информационный бюллетень Уралпрофцентра). Эти источники дают представление о том, что и как профсоюзные организаторы и рядовые члены профобъединений пишут о себе.

Мы стремились отразить также то, как деятельность профсоюзов преподносится массовому читателю.
Из массовых изданий изучались публикации в газетах трех уровней (за 1999 г. и за период с января по июль 2000 г, для некоторых изданий дополнительно использованы данные за август - октябрь 2000 г.): 1) областного уровня (газеты "Уральский рабочий", "Областная газета" (Свердловская область); "Кузбасс", "Кузнецкий край" (Кемеровская область); 2) городского уровня ("Рабочая правда" - независимая городская газета, город Полевской Свердловской области); 3) отраслевого уровня (областная медицинская газета "Панацея", Свердловская область); 4) изучалась электронная газета по уральскому региону - "Лента новостей" http://Lenta.ura.ru (январь-октябрь 2000 г.).
Выбор не самых масштабных (не общероссийских) газет продиктован желанием укрупнить картинку, чтобы была различима жизнь не только областной федерации профсоюзов, но и отраслевых обкомов, и даже первичных организаций. Проводя исследование, мы не стремились к генерализации и статистической репрезентативности результатов, но ориентировались на поиск существенных черт взаимодействия профсоюзов и прессы.
В специальной литературе по методам социологического изучения материалов прессы отмечаются достоинства и недостатки различных способов отбора анализируемых номеров газет [1]. Мы же просмотрели все номера газет за обозначенный период в поиске любых упоминаний, касающихся интересующей нас тематики.

Как пресса освещает профсоюзы?

Можно констатировать, что пресса проявляет наибольший интерес к выпуклым, рельефным явлениям профсоюзной жизни, можно даже сказать - к ярким сторонам жизни или даже к сенсации, а причастность к ним профсоюза - весьма второстепенный для нее вопрос. Мы выносим за скобки особенности ориентации различных изданий, которые накладывают отпечаток на частоту и тональность обсуждения профсоюзной темы.


Рассказывая об актуальных проблемах трудовых отношений (задержки выплаты зарплаты) и о конкретных трудовых конфликтах (акции протеста), которые проходят, как правило, при непосредственном участии профсоюзов, последние удостаиваются упоминания только в одном случае из четырех. В Областной газете из 37 статей и заметок по указанной тематике только в 8 присутствует ссылка на профсоюз. Частота упоминания, таким образом, составила 22%.

Уральский рабочий за тот же период обращался к этой тематике в два раза чаще, однако частота упоминания отличается стабильностью: профсоюз упомянут в 18 статьях из 78 (в 23% случаев).
Возможно, в ряде случаев профсоюз действительно никак не проявил себя, поскольку у нас нет полной информации о фактическом положении дел, относящихся ко всем описанным в исследуемых газетах конфликтам. Но и при освещении тех событий, в которых очевидна активная роль профсоюзов, газеты их вообще не упоминают (в таблице показано соотношение количества статей, содержащих и не содержащих в описаниях трудовых конфликтов упоминания о профсоюзах).
Похоже, что в глазах журналиста "лишнее" упоминание профсоюза не идет на пользу материалу. Очевидно, преждевременно говорить о выполнении профсоюзом функции введения конфликта в институциональные рамки.

Здесь мы можем наблюдать ситуацию столкновения двух образов-мифов профсоюза. С одной стороны, присутствует образ профсоюза, имеющего второстепенное отношение к конфликту (активность исходит от трудящихся, а профсоюз когда более, а когда менее успешно на ней спекулирует, создавая видимость непосредственного участия в координации действий). Фаза развития мифа здесь такова: профсоюз только ищет свое место под солнцем. Этот образ-миф произрастает "снизу" и из прошлого.

Другой образ, напротив, спускается сверху и нацелен на будущее: профсоюз - необходимая и единственная сторона участия в социальном партнерстве от лица работников. Фаза развития актора, представленная в этом мифе - профсоюз нашел свою институциональную роль и активно отстаивает ее.

При этом и власти, и профсоюзники как бы закрывают глаза на то, что по закону представлять интересы трудящихся может и любое другое их объединение. Тот факт, что широким массам самих трудящихся подобные тонкости неведомы, может служить иллюстрацией отрешенности мифа от социальной реальности или искаженного ее восприятия.
В тех случаях, когда профсоюз в газетных статьях все же называется, можно выделить четыре типа освещения прессой деятельности профсоюза.
В первом случае контекст упоминания таков: председатель профкома сообщает о требованиях и действиях во время акции протеста при их невыполнении. Информация предельно скупа - без эпитетов и изложения последовательности действий. Эта практика преподнесения деятельности профсоюза наиболее распространенная.

Акцент делается на тяжелой ситуации, на самом конфликте, реакции лиц, принимающих решение, и т.д., а профсоюз упоминается по ходу (как бы между прочим). Пример: "Предзабастовочная ситуация объявлена в четырех беловских коллективах ЖКХ. Председатели профкомов договорились о проведении 4 мая общегородского пикета коммунальщиков перед зданием администрации и однодневной забастовки 15 мая коллективов, уже вступивших в трудовой спор с работодателями.

Требование - выплата четырехмесячного долга по зарплате" [2]. В таких сообщениях чаще всего просто констатируются действия профсоюза, причем именно как действия, без претензии на результат и на его руководящую роль. Другой пример: "31.05.2000 г. 13:54. ...[Пермские] профсоюзы выступили категорически против принятия закона и устранения фондов социального и медицинского страхования... "ВЕТТА". (http://Lenta.ura.ru ).
Второй, менее распространенный, вариант обращения прессы к профсоюзной теме - это парадные официальные статьи, посвященные "протокольным" мероприятиям и праздникам. Типичный случай освещение всероссийских акций протеста, таких как акция против введения единого социального налога (май-июнь 2000 г.). Показательны также статьи, приуроченные к празднованию 1 мая и к профессиональным праздникам [3].

В канун дня медицинского работника газета Уральский рабочий опубликовала интервью с председателем Свердловского обкома профсоюза работников здравоохранения, представив этот профсоюз "чуть ли не единственной организацией, способной поддержать медицинских работников в трудные для них годы" [4]. Фигурами умолчания стали альтернативные профсоюзы, а также другие профессиональные объединения медиков - Российская Медицинская Ассоциация, Ассоциация медсестер, Ассоциация фармацевтических работников. Такие сообщения включают элементы официоза; повествование имеет, однако, более развернутый характер.

Здесь не просто сообщаются факты, но и присутствует эмоциональная окраска. Так, например, в статье к профессиональному празднику медиков в газете Кузбасс есть и конкретные цифры (количество восстановленных после незаконного увольнения, количество получивших справедливый перерасчет зарплаты), и душевность (называются имена "настоящих профсоюзных лидеров"), переходящая в патетику: "Мы думаем, что именно за такими лидерами будущее профсоюзов". Речь здесь идет о председателе областной организации профсоюза работников здравоохранения РФ Л. Егорове [5]. В сообщении о селекторном совещании руководителей отраслевых профсоюзов с председателем ФНПР по поводу единого социального налога наряду с четким изложением аргументации несогласия и программы действий профсоюзов газета Уральский рабочий демонстрирует накал страстей.

Встречаются фразы: "словно по сигналу боевой тревоги", "огромная тревога", "покушаются на самые насущные социальные права", "окончательно лишает трудящихся" [6]. Та же риторика в статье в Кузнецком крае: "профсоюзы продолжают борьбу"[7].

Еще один пример колоритного изложения: "головной профком... даст... начальству бой - "последний и решительный"", "профсоюзное Бородино" - из статьи о конкретном трудовом конфликте [8]. Журналисты готовы не скупиться на краски, но только в случаях, когда речь идет о коллизии, ЧП. Повседневная работа профсоюза осталась за кадром.

Может, ее и нет?
Систематическая работа, конечно, ведется, и освещается она в третьем и, забегая вперед, четвертом (аналитическом) типе статей. Третий, наиболее продвинутый, на наш взгляд, но и наименее распространенный вариант - упоминание профсоюза как источника актуальной и квалифицированной информации, например, статистических данных о динамике погашения задолженности: "По данным обкома профсоюза работников народного образования и науки, общая задолженность по зарплате в муниципальных образованиях Свердловской области на 24 июня составила 183 млн. 804 тыс. рублей..."[9].

Впечатление, что профсоюз держит руку на пульсе, создают и информационные сообщения в электронной Ленте новостей: "05.10.2000 г. 13:38. Екатеринбург. Сегодняшний День учителя Свердловская область встречает всего с 5-миллионным долгом по зарплате перед работниками образования - это в 13 раз меньше суммы долга, существовавшей ровно год назад. Как отмечают в обкоме профсоюза работников образовательной сферы, долги существуют только в 15 территориях области и лишь за август. ...ИАА "Регион-Информ"" "27.09.2000 г. 14:09.

Пермь. Пермский областной комитет профсоюзов работников здравоохранения в сентябре проверил правильность начисления надбавки к зарплате бюджетников.

Она введена с первого июля. Выяснилось, что только две трети медиков получили положенные им дополнительные 20% в полном размере. ... "ВЕТТА"" (выделено мной - Н.В.).

Эти два сообщения демонстрируют то, что интерпретации событий могут полярно различаться (в первом случае 5-миллионный долг в 15 территориях предстает как большой прогресс, во втором - правильное начисление зарплаты только 2/3 персонала - безобразие), но в обоих случаях профсоюз предстает в выигрышном свете.
Аналитических статей о деятельности профсоюза (четвертый тип) до последнего времени в массовой печати практически не было. Верх аналитики - вывод о том, что "к забастовкам уже привыкли и на них не обращают внимания"[10]. На этом фоне стало новацией появление в июле 2000 г. в Уральском рабочем рубрики Профсоюзы и статьи на целую газетную полосу [11]. Статья довольно невнятная, тем не менее, из нее можно понять, что старые "карманные" профсоюзы защищают "не рабочих от самоуправства работодателей, а наоборот: администрацию предприятий от претендующих на справедливость трудящихся".

На счастье, есть движение "Май": "год назад... реабилитацией загнанного работодателями в жесткие рамки рабочего люда решило заняться нашумевшее движение "Май"", а "четыре месяца назад была создана и зарегистрирована Ассоциация профсоюзных организаций Свердловской области "Май". Помимо расплывчатости в указании времени событий, есть и более серьезная неточность, ведущая к прямой подмене: "свободные профсоюзные организации сменили своих "карманных" предшественников на большом количестве предприятий области" и объединились в названную "Ассоциацию". На самом деле альтернативные профсоюзы Урала, многие из которых официально именуются свободными, с 1993 г. в качестве объединительного центра имеют Уралпрофцентр (в статье об этом ни слова).

Движение "Май" также пользовалось его услугами, однако на сегодняшний день их мало что связывает, хотя "майские" профсоюзы, безусловно, альтернативные, в смысле кардинального отличия от традиционных ФНПРовских. Альтернативных профсоюзов на Урале действительно немало, хотя и на порядок меньше, чем традиционных (и по числу организаций, и по членству), а вот количество "майских" профсоюзов вызывает сомнение.

Отождествление свободных профсоюзов с "майскими" и приписывание последним большого количества, по меньшей мере, некорректно.
Вторая статья под рубрикой Профсоюзы (изложение беседы с председателем Федерации профсоюзов Свердловской области) также претендует на аналитичность: "анализ показывает", "еще одну опасную тенденцию подметили профсоюзные аналитики" [12]. Анализ этот, однако, вряд ли впечатляет даже не самого взыскательного читателя. Тенденция, которую подметили проницательные профсоюзные аналитики разрыв между оплатой труда и уровнем жизни - общеизвестная данность.

Таким образом, эффект достигается скорее обратный: вместо придания веса публикация вызывает недоумение, хотя само по себе обращение к аналитике представляется весьма своевременным.
Более удачные примеры аналитических статей находим в кемеровских газетах. Например, развернутое интервью с председателем профкома Кемеровского Госуниверситета о возможностях программы дополнительных социальных гарантий для работников вуза [13], статья о механизме восходящей мобильности через профсоюз: как проходили выборы председателя Федерации независимых профсоюзов Кузбасса после избрания прежнего председателя в Госдуму [14]. Залог успеха аналитической статьи о профсоюзе - акцент на результативности действий при описании проблем и расстановки сил; желательно, чтобы тон был сдержанный, но не сухой и официальный; не лишен колорита, но без лубочности и штампов типа "трудового люда".

Заметим, что описания конкретных успехов профсоюзов, достигнутых в результате грамотных последовательных действий, в массовой прессе вообще редки.
Какие еще образы-мифы профсоюза формирует пресса? Пожалуй, отчетлив миф о том, что "хороший" профсоюз обязательно находится в состоянии борьбы с "плохим" руководством. (Типичные примеры "боевой" лексики приведены выше при характеристике "парадных" статей.) На практике такое представление оказывается вредным, если администрация предприятия проявляет заботу о благе сотрудников и готова сотрудничать с профсоюзом.

В этом случае профсоюз в буквальном смысле теряет почву под ногами. Мы неоднократно сталкивались с подобной ситуацией: профсоюз в растерянности - нет предмета борьбы, а в народе рождается сомнение: может быть, наш профсоюз недостаточно хорош, раз не борется?
Еще один профсоюзный миф, во многом сотканный средствами массовой информации: сильный профсоюз - это забастовки, акции протеста и прочие "боевые действия", овеянные романтикой стихийного порыва (планомерность многих акций не артикулируется), крайние меры - самый действенный способ достичь победы. Благодаря соответствующей подаче хронологии событий возникает большой соблазн поверить такому простому решению: "в метрострое 24 марта объявили сухую голодовку и в тот же день получили зарплату" [14]. Мы встречаем здесь рассуждение типа Post hoc ergo propter hoc, последовательность событий выдается за причинно-следственную связь.

Когда тактика профсоюза движется от забастовки к забастовке, она теряет достоинство планомерности и устойчивости и, в итоге, оказывается несостоятельной в "мирное время".
До сих пор мы описывали особенности освещения профсоюзной темы областной прессой. Посмотрим теперь, что отличает прессу городского уровня.

Возьмем за основу для анализа старую и любимую населением районного центра газету Рабочая правда (население около 80 тыс. человек, тираж колеблется от 5 до 8 тыс. экземпляров, выходит дважды в неделю).
Городскую прессу отличает в первую очередь близость интересующих нас материалов к народу. Инициатива обсуждения темы исходит как от журналистов, так и от профсоюзов, трудовых коллективов, от отдельных граждан (это часто публикуемые в конфликтных ситуациях открытые письма, обращения профкомов и коллективов к властям). В газете городского уровня присутствуют все четыре вышеназванных варианта презентации профсоюзов, но их наполненность несколько иная. Материалы о трудовых конфликтах и общей проблемной ситуации не так скупы, как в областных газетах, больше места перепадает и роли профсоюза.

При обсуждении в 1998-99 гг. реорганизации городского здравоохранения газета нагнетала просто апокалиптические настроения: "медицину рвут на куски, режут по живому, ...спокойно смотрят, как мы тонем". Заметим, что в сгущении красок даются именно социальные проблемы, деятельность профсоюза - телеграфным стилем.

Но чем ярче описание катаклизма, чем чаще при этом упоминается профсоюз, тем больший вес - косвенно и постепенно, но неуклонно он набирает.
Конечно, сама профсоюзная жизнь не часто становится фокусом внимания, но и не так редко, как в областной прессе. В Рабочей правде примерно раз в месяц можно встретить, например, такие публикации: о разработке и утверждении муниципального трехстороннего соглашения в сфере образования, о специальном семинаре Свободного профсоюза учителей по поводу заключения соглашения, о прецеденте его же успешной судебной практики, о необычайно демократичных выборах председателя профкома криолитового завода [15].

В "парадных" материалах официоз смягчается эмоциональной теплотой и живыми подробностями. Так, информация о традиционных всероссийских апрельских акциях протеста содержит детальные репортажи о собраниях учителей и медиков, проникнутые симпатией ко всем участникам. Чего стоит сама фраза: "Великий дипломат Д. [чиновник городской администрации] начал свое выступление с шутки..." [16].

В презентации профсоюза как источника квалифицированной информации в Рабочей правде, можно сказать, осуществлен прорыв. С начала июня 2000 г. газета регулярно рекламирует юридические консультации Уралпрофцентра: "Общественная приемная Ассоциации свободных профсоюзов г. Полевского при участии независимой газеты "Рабочая правда" оказывает бесплатную юридическую помощь населению Полевского и помощь в ведении судебных дел членов свободных профсоюзов Ассоциации", указаны место и часы приема юриста, подписано: Президиум Ассоциации. Одновременно под рубрикой Уралпрофцентр: юридическая консультация газета помещает ответы на распространенные вопросы в сфере трудового права.

Формируется образ (альтернативного) профсоюза как компетентной и деятельной организации, полезной для общества и для ее членов.
Отраслевое издание - Свердловская областная медицинская газета Панацея (тираж 7000 экз., выходит дважды в месяц) в 1999 г. опубликовала три "парадных" материала на профсоюзную тему, дополненных статистическими данными. Они выступают как информационное сопровождение Пленума обкома по зарплате. Президиума обкома по производственному травматизму, отчетно-выборной конференции областной профорганизации медиков.

В 2000 г. статей о профсоюзе нет, скорее наблюдается рассогласование в информационном обеспечении мероприятий обкома. Так, на Пленуме обкома 9.06.2000 г. говорилось о передовом опыте ГКБ 40 в развитии платных услуг, профорганизация этой больницы вообще на хорошем счету и в горкоме, и в обкоме.

А Панацея примерно в это же время выступила с жесткой критикой практики оказания платных медицинских услуг, потоптавшись именно на 40-й больнице [17]. Итак, пресса лепит для массового сознания образ профсоюза по своему усмотрению - часто однобоко, иногда попросту неверно и зачастую невыигрышно для профсоюза.

Как профсоюзы взаимодействуют с прессой?

Примеры того, как профсоюзы преподносят себя в массовой прессе - парадные интервью к отраслевым праздникам, пока редкие и часто неуклюжие аналитические статьи - приведены выше. Реальный уровень использования профсоюзами потенциала прессы, таким образом, крайне низок. И профсоюзы не торопятся использовать этот ресурс, не давая себе труда воспользоваться даже тем, что уже есть: газету "Солидарность" в 1999 г. на Свердловскую область было выписано 76 экземпляров, на Екатеринбург еще порядка 40, итого чуть более 100 экземпляров на 9000 первичек.

На интерес журналистов профсоюзные бонзы реагируют покровительственно и неторопливо (или растерянно?): "журналисты одолевают".
Показательны характеристики пресс-центра Федерации профсоюзов Ульяновской области: 1) установка Федерации только на хорошие новости о себе, 2) низкая оперативность информации, 3) низкое качество, неактуальность материалов, поступающих из отраслевых профорганизаций, 4) трудности приспособления к редакционной политике различных изданий. Несмотря на то, что пресс-центру удалось наладить сотрудничество со всеми влиятельными газетами Ульяновской области, он остается "могилой для журналистов", и они там не удерживаются.

Пресс-центр состоит из одного человека - руководителя, с 1992 по 1995 гг. их сменилось двое; нынешний третий.



Содержание раздела