d9e5a92d

Сила слова


Сила слова

  • Намерение, цель и результат
  • Речь как фильтр опыта
  • Размер частей информации
  • Искусственно туманная речь
  • Рамки (фреймы) информации
  • Переосмысление (рефрейминг)
  • Метафоры
  • Конгруэнтность (согласованность)

Мета-модель / Номинализации / Неуточненные существительные / Неуточненные глаголы / Потеря субъекта / Сравнение / Чтение мыслей / Причина и следствие / Комплексная равнозначность / Подразумеваемые предположения / Квантор всеобщности / Обобщения / Модальный оператор необходимости / Модальный оператор возможности / Рамка экологии / Рамка результата / Рамка проверки соответствия / Рамка подтверждающих признаков / Рамка как-будто / Рамка обратного прослеживания
 
Удар кнутом оставляет следы на теле; а удар словом ломает кости. Многие пали от острия меча; но еще больше погибло от слова.
Апокрифы Экклезиаста
 
Р
ечь-это наша универсальная система для передачи смысла, для понимания и познания друг друга, и хотя происхождение речи теряется в глубинах истории, именно она вызывает многие проблемы человеческих отношений в современных организациях.
Слова похожи на боеголовки ядерных ракет.
Когда в организациях обсуждается тема общения, обычно имеются в виду такие вопросы: Что говорить? Кому говорить? Как говорить? В предыдущей главе я сказал о том, что слова отвечают только за 7 процентов смысла, и все же с помощью этого небольшого количества мы можем заложить огромную силу в наше общение.

Слова похожи на боеголовки ядерных ракет, которые являются лишь небольшой частью боевой подводной лодки. Хотя сам вид подводной лодки может представлять собой угрозу нападения, именно боеголовка внутри ракеты способна вызывать разрушения.
У каждого сообщения есть определенная мощность.
Возможно, вы тоже испытали на своем опыте, как хорошие люди погибают от силы слова, либо непосредственно от силы слова авторитарного, бесчувственного деспота, либо косвенно от лидера, неспособного выражать настоящие мысли других. У каждого сообщения есть определенная мощность, и в этой главе описано много способов, с помощью которых вы можете увеличить мощность своих сообщений, чтобы экологично достигать своих целей.
Речь-это инструмент, который можно использовать как рычаг управления ситуациями и средство движения к целям. Это инструмент диагностики, воздействия и убеждения. Речь дает подсказки о шаблонах и процессах мышления других людей, и то, как вы ее используете, может либо ограничивать, либо увеличивать вашу гибкость. Некоторые люди мастерски овладели искусством реакции типа “словесных ухищрений”, описанной в первой главе, используя сложные специальные термины, чтобы выработать решения, которые на первый взгляд правдоподобны, но срываются из-за того, что не учтены ценности группы. Есть другие, более эффективные люди, которые знают и понимают силу слов.

Эти люди научились языку “реакции любопытства”. Возможно, вы знаете людей в обеих этих категориях.
Намерение, цель и результат Мысль и речь почти что слиты воедино в один процесс.
Речь-это один из фильтров восприятия, которые обобщают, искажают и частично удаляют воспринимаемую информацию, помогая формировать собственное видение реальности. Речь подчинена определенной структуре и набору правил, которые помогают упорядочивать слова, чтобы нас могли понимать другие, и эти правила настолько глубоко запечатлены в нашем подсознании, что мысль и речь почти что слиты воедино в один процесс. Я собираюсь познакомить вас с набором правил, которые помогут вам продуктивнее использовать речь, и я начну с намерения и цели.
Бывает, что у нас вырываются слова, и когда они сказаны, их уже поздно менять,-если бы можно было возвращаться обратно и разумнее выбирать слова, мы бы значительно улучшили свое мастерство общения. Слова сразу же влияют на слушателей. Классический пример этого-человек, который говорит: “Меня раздражают те, кто возит прицепы за машинами”, на что второй отвечает: “Я вожу прицеп”, и первый говорит: “Ну, не все раздражают, я в основном против больших автопоездов.”


В основе любого сообщения есть намерение.
Первые же произнесенные слова влияют на слушателя. Как вы думаете, слушатель поверит первому утверждению или второму? Слова нужно выбирать с умом.

Встреча эффективна, когда она предназначена для цели более высокого уровня, чем каждое отдельное предложение, и когда к тому же за каждым словом есть четкое намерение. В основе любого сообщения есть намерение, но часто намерение оказывается ненужным, или подсознательным, и которого говорящий не осознает. Некоторые люди без умолку говорят о всевозможных вещах безо всякого продуктивного намерения, кроме наполнения пространства словами. Один менеджер, которого я знал, уводил от темы любое совещание, говоря почти без остановок.

Его постоянная болтовня состояла из рассказов о случаях из жизни, и быстро уходила в сторону от обсуждаемого вопроса. В ней явно не было никаких сознательных усилий выдавать слова с намерениями и целями более высокого уровня.
Я могу только предполагать, что намерением его автопилота было, возможно, убедить других в богатстве его опыта. Если у вас нет сознательного намерения, ваш автопилот выберет то, которое может быть несогласованно (не конгруэнтно) с вашими целями.
Если у вас нет сознательного намерения, ваш автопилот выберет то, которое может быть несогласованно (не конгруэнтно) с вашими целями.
Речь как фильтр опыта Если мы поймем, в чем речь нас подводит, мы узнаем, в чем нужно начать совершенствовать общение. В модели передачи информации НЛП из второй главы было объяснено, как речь фильтрует переживания. Если бы я рассказал вам о моей недавней поездке в Германию, включая каждое мгновение моего опыта,-размер, форму, цвет гостиницы, какие в ней окна, все мои разговоры с официантами, погоду каждый день, и так далее,-вам бы стало очень скучно.

Так что я выбираю то, что мне кажется интересным для вас, и пропускаю остальное.
Мы делаем это все время, и часто те слова, которые мы используем, чтобы добиваться краткости, на самом деле меняют смысл наших первоначальных мыслей, обобщая, опуская детали, и искажая само воспоминание. Речь можно считать поверхностной структурой нашего опыта, а мысли, которые вызвали слова, глубокой структурой. Слова никак не могут быть самим переживанием, которое они описывают-они слишком далеко от него отстоят. Сначала мы получаем опыт, который мы представляем себе с помощью внутренних систем представления информации, а когда мы хотим рассказать другим об опыте, мы вызываем информацию о восприятиях из памяти (мысли), которые в свою очередь вызывают слова.

Слова, которые мы используем, не совпадают с событием или предметом, который они описывают.
Слова, которые мы используем, не совпадают с событием или предметом, который они описывают.
Давайте рассмотрим некоторые способы повышения ценности нашего общения, а затем в последующих двух главах вы узнаете, как использовать эти техники в разнообразных контекстах менеджмента.
Рисунок 8.1
Поверхностная и глубокая структура
Произнесите выбранные слова
Поверхностная структура сознательной речи
Обобщает Искажает Пропускает детали
Вспомните случай
Внутреннее представление информации восприятий, хранящееся в памяти
Глубокая структура подсознательной мысли
Опыт
Размер частей информации Общение происходит на разных уровнях. Посмотрите, сколько разных уровней общение можно заметить в этом разговоре группы бухгалтеров.
Джим: “Итоги года выглядят многообещающими.”
Кен: “Они были бы еще лучше, если бы мы сократили канцелярские расходы.”
Сара: “Канцелярские расходы-это мелочи, вы знаете, сколько нам стоит трехминутный телефонный звонок?”
Ким: “Телефонные компании делают огромные деньги на международном бизнесе.”
Говорить большими частями информации означает говорить глобально и обобщенно, а говорить небольшими частями означает быть более конкретным. Если бы мы говорили о транспорте, “транспортная система”-это крупная (глобальная) часть, а “автобус, на котором я езжу”-мелкая (конкретная) часть. Если вы помните из четвертой главы, на этом основана одна из метапрограмм.
Если нарисовать график перехода с уровня на уровень, он может выглядеть так:
Размер частей информации
Крупные
Мелкие
Джим Кен Сара Ким
Ход разговора
Некоторые люди предпочитают говорить глобально, другие предпочитают быть конкретными. Для гибкого общения нужна способность укрупнять, дробить или оставаться на том же уровне в зависимости от ситуации. Просто оставаться на одном уровне, конечно, не гибко.

Политики-мастера в этом деле. Если вы зададите политику относительно мелкий вопрос, например: “Как вы собираетесь поступить с налогом на прибыль?”, обычным уклоняющимся ответом будет: “Налог на прибыль-это только один из элементов формулы инфляции, мы всегда говорили, что этот вопрос еще долго будет очень актуальным в политической повестке дня, и наши результаты за последние пять лет ясно показывают, что мы были в этом правы.”



Содержание раздела