d9e5a92d

Результаты, которых она добивается


Вирджиния Сэтир, всемирно известный консультант по вопросам брака и семьи, использует в своей работе систему условных рефлексов и зацепок. Результаты, которых она добивается, просто поразительны.

Моделируя ее работу, Бэндлер и Грайндер отметили, что существуют значительные различия между ее подходом и подходом психоаналитиков. Последние обычно считают, что корень этих проблем - в подавленных эмоциях и той злости, которую супруги испытывают друг к другу.

По их мнению, супруги смогут себе помочь, если выскажут друг другу все, что думают и чувствуют, объяснят, от чего они приходят в ярость и т. д. Можно представить, что произойдет, когда они начнут высказывать друг другу все свои претензии и обиды! Если врач поощряет их в этом, то тем самым он создает еще более сильные негативные зацепки, которые мгновенно срабатывают от одного только взгляда супругов друг на друга.
Я допускаю, что такая форма выражения скрытых чувств, которые человек держал в себе в течение длительного времени, может принести ему облегчение. И я не хочу сказать, что говорить правду противопоказано в отношениях между супругами.

Я только не совсем верю, что подобным образом можно ликвидировать негативные зацепки. Часто в ссоре, сгоряча, мы говорим такие вещи, в которые не вкладываем подлинный смысл, при этом, чем больше мы говорим таких вещей, тем горячее и накаленнее становится спор. Так как же отделить то, что сказано сгоряча, от того, что вы думаете на самом деле?

Поэтому я бы еще хорошенько подумал, прежде чем помогать супругам входить в негативное состояние, когда они выясняют отношения. Вместо того, чтобы изливать друг другу свои обиды, Вирджиния Сэтир просит своих пациентов взглянуть друг на друга так, как они смотрели в пору их любви. Она продолжает делать
это на протяжении всего курса лечения, накапливая в каждом целый комплект положительных зацепок, так что видеть лицо супруга становится для них настоящим праздником. Находясь в таком состоянии, они могут легко решить все проблемы путем спокойного и доброжелательного разговора, не нанося обид друг другу.

Они начинают относиться друг к другу с такой заботой и лаской, что в них вырабатывается новая модель поведения, позволяющая легко решать все их проблемы в будущем.
Хочу предложить вам еще один мощный инструмент, с помощью которого можно избавляться от негативных зацепок. Давайте создадим для них положительный и мощный противовес.

Всегда лучше начинать с положительного, а не с отрицательного: сталкиваясь с негативом, вы будете иметь в распоряжении прекрасное средство, которое поможет легко и быстро выйти из любого затруднения.
Вспомните какой-нибудь чрезвычайно мощный положительный опыт, который был в вашей жизни. Представьте, что вы берете этот опыт и все чувства, связанные с ним, и помещаете на ладонь правой руки. Почувствуйте их на своей ладони. Вспомните время, когда вы очень гордились собой, положите воспоминание о нем на эту же ладонь.

А теперь вспомните такое время, когда вы были полны сил, счастливы, влюблены и любимы, и все эти ощущения приобщите к покоящемуся на правой ладони. Вспомните какой-нибудь эпизод, когда вы хохотали до коликов.

Возьмите этот опыт и тоже положите на ту же ладонь, стараясь почувствовать все эти прекрасные эмоции, собранные в одном месте. Они взаимодействуют друг с другом. Сейчас обратите внимание на то, какую гамму цветов создали все эти собравшиеся воедино чувства.

Просто запомните, какой цвет впервые пришел вам в голову. Обратите также внимание на форму
этого конгломерата. Если бы вы попросили их зазвучать, какой бы звук они издали все вместе? Каковы эти эмоции на ощупь? Если бы они, посоветовавшись между собой, выступили с общим положительным лозунгом, обращенным к вам, как бы он мог звучать?

Ощутите и получите удовольствие от всех этих чувств, после этого сожмите кулак, и пусть все эти чувства остаются там.
Сейчас откройте свою левую ладонь и положите на нее все негативные, угнетающие, огорчительные или злобные чувства, а также все, что вас беспокоит. Добавьте к этому все, чего вы боитесь, все, из-за чего вы нервничаете. Причем нет никакой необходимости все это там ощущать.



Наоборот, старайтесь отмежеваться внутренне от всего этого - пусть оно остается на левой ладони как можно дальше от вас. Теперь я хочу перейти к оттенкам чувств этого конгломерата.

Какого цвета все то, что собралось на вашей левой ладони? Если оно не имеет никакого цвета, представьте себе, какого цвета оно было бы, если бы имело цвет. Так же переберите оттенки других своих чувств. Какую форму все это может иметь?

Тяжелое оно или легкое? Каково оно на ощупь?

Какие звуки издает? Если бы оно обратилось к вам с одной фразой, как бы это звучало?

Каким тоном эта фраза была бы произнесена?
А теперь мы начнем разделываться с отрицательными эмоциями. Я называю это распрямлением зацепок.

Вы можете проигрывать эту ситуацию любым способом, который представляется вам естественным. Можно взять краску, которой окрашены ваши положительные эмоции, что лежат на правой руке, представить себе, что она жидкая, и перелить ее в левую руку.

Кричите, улюлюкайте при этом, дурачьтесь от души, наблюдая, как краска затапливает ваши неприятности, до тех пор, пока негативная зацепка в левой руке не приобретет цвет находящегося в правой руке положительного опыта.
Затем возьмите тот звук, который издает в левой руке негативное переживание, и направьте его в правую
руку. Обратите внимание, как на это прореагирует правая рука. А сейчас возьмите все свои чувства, лежащие
на правой руке, и перелейте их в левую, обращая внимание на то, что при этом в ней происходит. Соедините
ладони вместе и подержите их так немного. Чтобы там
все перемешалось. Сейчас цвет содержимого правой и
левой ладоней должен быть одинаковым O такими же
однородными должны быть эмоции.
Закончив эту процедуру, постарайтесь почувствовать тот опыт, который вы сложили в левую руку. Могу поспорить, что у вас будет такое чувство, будто вы стряхну ли навсегда с этой руки всю собравшуюся там нечисть. Если с первого раза не получилось, попробуйте снова.

Проделывайте это с различными оттенками чувств и с большей увлеченностью этой игрой. Как правило, после одной-двух попыток почти каждый может считать себя избавившимся от сильной негативной зацепки.

В этом случае вы должны или чувствовать себя прекрасно, или иметь, по крайней мере, нейтральное ощущение относительно своего опыта.
Вы можете прибегнуть к этой процедуре, если были кем-то обижены и хотите переменить к этому человеку свое отношение. Вы можете представить его лицо смотрящим на вас с левой ладони, а лицо человека, который вам нравится, - с правой. Затем попеременно вглядывайтесь в лица этих людей, делая это все быстрее и быстрее, не задумываясь уже над тем, кого вы любите, а кого нет. Потом сожмите ладони вместе, замрите на мгновение.

Подумайте о человеке, которого вы не любили. Сейчас вы уже должны почувствовать к нему симпатию или, по крайней мере, безразличие. Прелесть этого упражнения заключается в том, что его можно проделать буквально за считанные минуты, изменив при этом свои чув-
ства к любому человеку! Я недавно проделал это трехминутное упражнение на семинаре с целой группой слушателей. Одна женщина в группе видела на правой ладони лицо человека, которого очень любила, а с ее левой ладони на нее смотрело лицо ее собственного отца, с которым она до того не разговаривала почти десять лет.

В результате она смогла нейтрализовать все свои негативные чувства к отцу. В тот же вечер она позвонила ему, и они проговорили до четырех утра.

С тех пор они полностью восстановили свои отношения.
Надо быть очень осторожным, когда вырабатываешь отрицательное отношение детей к чему-либо. В основе этой процедуры - тоже создание зацепок. Например, мой сын Джошуа однажды отправился в школу, где в тот день группа социальных работников проводила беседу с детьми на волнующую многих тему. Детям была прочитана лекция о том, как опасно на улице принимать подарки и знакомиться с незнакомыми людьми (безусловно, очень важная и нужная лекция). Я не против того, чтобы моему сыну делались такие внушения.

Но я категорически против формы, в которую это было облечено. Лекторы показали детям целый комплект слайдов вроде тех, что показывают взрослым в автошколах, когда обучают их правилам дорожного движения. Они показали фотографии изувеченных трупов излишне доверчивых детей. Дети, - было им сказано, - если вы будете садиться в машины к незнакомцам, вас ждет это же.

Очевидно, это были убежденные сторонники обучения на отрицательных примерах.
Результаты этой беседы оказались очень деструктивными, по крайней мере, для моего сына, хотя, как я предполагаю, и для других детей тоже. Фактически они внедрили в его подсознание фобию. Мой сын живо представил себе эту ужасную картину убийства, которая связалась в его сознании с дорогой из школы до-



Содержание раздела