d9e5a92d

Переключатель состоит из трех основных элементов


Потом заметьте, что первое представление или поведение из тех, которые вы хотите изменить, все еще находится в рамке сегодняшнего дня. Медленно усиливайте яркость представления в рамке сегодняшнего дня, пока она не станет совсем белой. Затем перенесите его в рамку прошлого, хотя все там будет абсолютно белое и вы пока не можете видеть этого представления. Но, по мере того, как вы постепенно уменьшаете яркость до нормальной, вы начнете видеть, что представление, которое вы изменили, зашифровано теперь по-другому.

Теперь оно зашифровано также как и другие представления из серии: это больше ко мне не относится. Не меняя зашифровки, возьмите это представление и поместите его в прошлое вместе с другими вещами, которые вы уже переросли.

Затем усиливайте яркость рамки прошлого до тех пор, пока она не станет снова белой. б) Поместите желательное представление в рамку сегодняшнего дня.
Клиент помещает в белую рамку сегодняшнего дня то представление, которое он хочет иметь. Он выбирает нечто, почти верное, но не совсем. Например, Я учусь общаться более эффективно, а не Я великолепный коммуникатор. Он сохраняет субмодальности неизменными и помещает в них новое содержание.

После того, как он поместит новое представление в рамку сегодняшнего дня, он уменьшает яркость до нормальной, чтобы новая зашифровка желательного представления стала видна. Затем он вынимает представление из рамки и помещает его на хранение, зашифрованное новым образом, вместе с другими представлениями верными на сегодняшний день.
Терапевт: Как только вы это сделаете, я хочу чтобы вы взяли желательное представление и поместили его в рамку сегодняшнего дня, то есть то, что относится к вам на сегодняшний день. Конечно, вы не сможете сразу его увидеть, потому что в начале все будет белое. Но когда вы почувствуете, что оно уже там, начните уменьшать яркость, пока не увидите желательное представление, зашифрованное новым образом, точно так же, как то, что относится к вам на сегодняшний день. После этого, сохраняя новый образ зашифровки, поместите это представление вместе с теми, которые относятся к вам на сегодняшний день.

Когда рамка сегодняшнего дня освободится, снова усиливайте яркость, пока все опять не станет белым.
Таким образом, вы меняете одно на другое. Продолжайте работать с оставшимися девятью способами поведения из вашего списка, пока ваше подсознание не убедится, что то, что вам больше не нужно, вас больше не беспокоит.

А то, что вам нужно будет становиться все более и более реальным, по мере того, как ваше подсознание учится проделывать этот процесс самостоятельно.
Пусть подсознание подаст сигнал, когда оно завершило работать над первым способом поведения. Делайте по одному шагу за один раз, не торопитесь. Как только клиент поместит в прошлое то, что ему больше не нужно, пусть он заменит это на то, что желательно и реалистично.

Потом проделайте второй раунд. Пусть подсознание пройдет через все десять пар, подавая сигнал каждый раз, когда оно завершит работу с очередной парой.
Переключатель
Иногда люди испытывают навязчивое побуждение делать нежелательные для них вещи: переживать тяжелые воспоминания, представлять себе разные ужасы, причинять вред своему здоровью, обижать близких людей и т.п. Эти формы поведения возникают обычно как реакции на подсознательные стимулы, не воспринимаемые сознательно.

Переключатель - это способ использования таких стимулов, чтобы побудить человека двигаться в новом направлении.
Переключатель состоит из трех основных элементов:
1. Выбор ключевого представления, из которого производится переключение (ключевым представлением называется стимул, запускающий нежелательное поведение).
2. Разработка желательного представления самого себя, в которое производится переключение (желательным представлением самого себя называется стимул, вызывающий способности и качества, желательные в ситуации, где проявляется навязчивое побуждение).
3. Использование изменений в ведущих субмодальностях, чтобы связать оба предыдущих стимула (ведущими называются те субмодальности, изменение которых оказывает наибольшее влияние на реакцию клиента).


Когда эти два стимула связаны, ключевое представление, которое вело к нежелательному поведению, автоматически ведет теперь к желательному представлению самого себя. Таким образом, переключатель - это метод перестройки психических навыков.
Когда у людей есть выбор, они, естественно, предпочитают перейти от чего-нибудь неприятного к чему-нибудь привлекательному; переключатель направляет подсознание от неприятного ключевого представления к привлекательному представлению самого себя: отсюда - туда. Поскольку переключатель не просто заменяет одно поведение другим, а создает новое направление, он по своей природе экологичен: клиент может приспособиться к разнообразным и меняющимся ситуациям, порождая столько разных видов поведения, сколько требуется.

Переключатель эффективно действует, потому что содержит в себе не только надежный механизм, прежде вызывавший нежелательную реакцию, но и желательное для клиента представление самого себя в качестве сильной мотивации. После переключения клиент по-прежнему испытывает побуждение, но теперь это побуждение в желательном для него направлении.

Когда подсознание движется в определенном направлении, поведение, как правило, следует за ним.
Ричард Бендлер называет переключатель самой мощной техникой из всех, какие я применял.
Шаги переключателя
1. Выясните проблему или ограничение.
Терапевт: Какую привычку (поведение, реакцию) вы хотите изменить?…
2. Соберите информацию: выявите, что вызывает нежелательное поведение.
а) Какой внешний стимул запускает этот процесс?
Терапевт: Допустим, что я поменялся бы с вами местами так, что мне надо знать, как проделать это поведение, от которого вы хотите избавиться. Как бы я узнал, когда его начать?
б) Какой процесс приводит от внешнего стимула к нежелательному поведению? Каково ключевое представление, запускающее в конечном счете нежелательное поведение?

Каковы ведущие субмодальности и как они изменяются; как они усиливают реакцию клиента на ключевое представление?
Терапевт: Научите меня, как проделать это поведение… Что на самом деле происходит как раз перед началом поведения?… Говорю ли я с самим собой?… Вспоминаю ли я о чем-нибудь или представляю себе что-то?… Что происходит дальше?… Вижу ли я какой-нибудь образ?… Что не дает мне уйти от него?… Становится ли он больше?… ближе?… ярче?… Как он усиливается?…
3. Проверьте вашу гипотезу.
Когда, как вы полагаете, вы достаточно знаете, когда и каким образом происходит процесс, вызывающий нежелательное поведение клиента, спросите себя: Могу ли я научиться таким же образом испытывать ограничения клиента? Если вы не можете повторить этот процесс с тем же результатом, соберите дополнительную информацию; вероятно ваш клиент делает что-то, чего вы еще не знаете.
4. Пусть клиент выработает желательное представление самого себя.
Терапевт: Какие новые выборы и способности вы хотели бы иметь в этой ситуации?… Если бы вы больше не реагировали по-старому, что бы это для вас означало - какие новые свойства или качества у вас были бы?… Я не хочу, чтобы вы мне это сказали словами; я хочу, чтобы вы ответили на мой вопрос, просто представив себя в новом виде… изменяя и настраивая этот образ до тех пор, пока он не станет в точности подходящим, пока он в самом деле не станет привлекать вас.
Вот некоторые важные элементы желательного представления самого себя:

  • Оно диссоциировано;
  • Оно означает качества, характеристики и способности, а не конкретные формы поведения;
  • Оно находится в той же модальности, что и ключевое представление.

5. Проверьте субмодальности на желательном представлении самого себя.
Исследуйте и проверьте, как две ведущие субмодальности (шаг 2, б) влияют на привлекательность желательного представления для клиента. Например (в зрительной системе представления):
Терапевт: Что происходит, когда этот образ самого себя приближается к вам?… а что, когда он удаляется от вас?… В каком месте он больше всего привлекает вас?… Что происходит, когда он становится более тусклым?… более ярким?… и т.д.
Выясните, каким образом эти субмодальности усиливают или ослабляют привлекательность для клиента желательного представления самого себя; в какой конфигурации оно наиболее привлекательно, а в какой наименее привлекательно.
6. Обзор собранной информации.
а) Каким образом две ведущие субмодальности изменяются, усиливая или ослабляя реакцию клиента на ключевое представление?
б) Каким образом изменение тех же двух субмодальностей может усиливать или ослаблять привлекательность желательного представления самого себя?
7. Переключатель.
Свяжите ключевое представление с желательным представлением самого себя.
Пользуясь теми же двумя ведущими субмодальностями:
а) Сформулируйте, как вызвать вначале интенсивную реакцию на ключевое представление, а затем снизить эту реакцию до минимума.
б) Сформулируйте, как вызвать вначале привлекательность желаемого представления самого себя в минимальной степени, а затем усилить эту реакцию до максимальной привлекательности.
в) Спроектируйте переключатель таким образом, чтобы описанные выше а) и б) произошли одновременно. Пусть клиент быстро сделает переключатель 5 раз лишь в одном направлении - но не туда и обратно.
Так же, как в примере шага 7, предположим, что на шаге 2 вы установили, что ключевое представление - это неприятный образ, возникающий в определенных ситуациях. Реакция усиливается по мере того, как этот образ становится все больше и ярче.

Предположим далее, что на шаге 5 вы обнаружили, что когда желательное представление самого себя уменьшается и темнеет, оно становится менее привлекательным, а когда оно увеличивается до натуральных размеров и делается ярче, оно становится очень привлекательным. Вследствие этого, ключевое представление сначала будет большим и ярким, а затем сожмется и потемнеет до исчезновения (шаг 7, а), между тем как желательное представление самого себя будет сначала маленьким и темным, а затем быстро станет ярче и вырастет до естественного размера (шаг 7, б).
Терапевт: Когда вы делаете переключение, этот неприятный образ вначале будет большим и ярким. Ваш желательный образ самого себя будет где-то в той же картине маленьким и темным. Он будет быстро расти и становиться ярче, перекрывая первый (ключевой) образ, который в то же время будет тускнеть и сжиматься, пока не исчезнет, быстрее, чем вы успели бы сказать переключатель. После каждого повторения освободите поле обзора или откройте глаза и оглянитесь вокруг.

Затем вернитесь внутрь себя и проделайте это снова, начав с большого яркого (ключевого) образа и с маленького темного (желательного) образа самого себя. Проделайте это 5 раз.

В конце каждого повторения обязательно освободите поле зрения или откройте глаза, так, чтобы переключение делалось только в одном направлении. Вы сделали это достаточно быстро?

Каждый раз это должно занимать у вас одну или две секунды.
8. Проверка.
Убедительный способ проверки состоит в создании ситуации, прежде вызывавшей у клиента нежелательное поведение. Если, например, это поведение происходило, когда кто-нибудь над ним смеялся, то после переключения начните смеяться над ним и посмотрите, как он на это реагирует.
Если создание такой ситуации на практике затруднительно, вы можете выполнить проверку, вызвав ключевое представление. Если переключение успешно, то клиент воспримет ключевое представление иначе, и вследствие этого его реакция будет иной. Например, ключевое представление может рассеяться, его может быть трудно обнаружить, оно может смениться желательным представлением самого себя или измениться как-нибудь иначе.

Все происшедшие при переключении изменения отразятся на физиологии клиента.
Терапевт: Теперь обратите внимание, что происходит, когда вы думаете об этом старом образе.
Если во время проверки все еще присутствует старая реакция, выясните, что вы пропустили, или что еще можете сделать для того, чтобы переключение подействовало. Затем вернитесь назад и выполните переключение снова.



Содержание раздела