Вопрос: Не могли бы вы назвать приблизительный критическитй возраст для каждой из стадий импринта?
Ответ: В общем и целом, я полагаю, что очень маленькие дети находятся на стадии выживания. Но, вероятно, уже в самом начале этой стадии у них начинают устанавливаться контакты.
Логические уровни
Очень часто эстетические импринты возникают примерно на уровне колледжа.
А после этого наступает черед мета уровня.
Но это самое общее описание. В зависимости от системы семьи и культуры, от внешнего окружения у людей могут возникать отдельные импринты гораздо раньше.
Вопрос: Возвращаясь к такого рода опыту, вы возвращаетесь к отдельному убеждению типа: “Я не имею права на существование”; затем берете ресурс у человека на мета уровне и передаете его каждому из участников, и когда человек чувствует, что все в порядке и можно возвращаться в настоящее, вы заставляете их вновь пережить одно за другим все события. Меня при этом интересует, изменяется ли от этого система убеждений, связанная с начальным убеждением?
Ответ: Тот тип убеждения, о котором вы говорите, я называю ГЛУБИННЫМ УБЕЖДЕНИЕМ - тем общим и основополагающим убеждением, влияющим на все, что за ним следует. Если я не принадлежу к этому сообществу, кого может интересовать, насколько я умен?
Если не принадлежу к этому сообществу, то зачем мне нужна здесь какая-то общественная роль?
Это повлияет на все, что будет потом.
Вопрос: В этом упражнении я был клиентом и меня поразило, что все мое прошлое оказывалось передо мной, а я не мог прочувствовать его во всей полноте. Я должен был повернуться спиной к будущему, чтобы обнаружить те радости и удовольствия, которые испытывал прежде.
Ответ: Были вы в состоянии изменить импринт так, чтобы почувствовать в себе ресурсы, смотря на будущее из этой позиции?
Вопрос: Все это было до того, как я оказался в мета позиции.
Ответ: Обратите внимание, как перспектива изменяет весь ваш опыт чего-либо. Я могу заново воспроизвести те же ощущения, если вновь переживаю событие, создавшее эти ощущения.
Но если я смотрю на это же самое событие из мета позиции вне линии времени, то воспринимаю их уже по-иному и они оказывают на меня иное воздействие.
Если же я воспринимаю те же события, находясь на линии времени, но из точки, предшествующей или следующей за ними во времени, содержание событий будет тем же, но ощущения - иными. Все изменения происходят в результате изменения моей позиции по отношению к данным событиям.
В этом по большей части и заключается суть данного процесса.
Мета программы и позиции на линии времени
Каким-то образом контекст реимпринтинга обеспечивает нас средствами изменения паттернов мета программы и метода разделения молекулы. Например, вы можете легко повлиять на человека так, чтобы он был во времени или сквозь время, удалялся или приближался, или производить разделение от настоящего к прошлому, или от прошлого к будущему, или от настоящего к будущему.
Вы можете сделать так, чтобы разделение производилось самим человеком, другими или контекстом.
В конкретной модели у вас естьо набор измерений, образующий контекст изменения, которое происходит в результате пересечения различных уровней перспектив и временных рамок данного контекста.
Таким образом, на оси абсцисс у нас будет время. Кроме того, у нас есть следующие логические уровни: идентичности, убеждений, способностей, поведения и внешнего окружения на оси ординат, и позиции восприятия на оси аппликат: собственная, чужая, мета позиция - все они используются в мета программах.
2-я
Идентичность
1-я
3-я
Прошлое
Настоящее
Будущее
Логический уровень
2-я
Убеждения и ценности
1-я
3-я
Прошлое
Настоящее
Будущее
2-я
Способности
1-я
3-я
Прошлое
Настоящее
Будущее
2-я
Поведение
1-я
3-я
Прошлое
Настоящее
Будущее
Позиции восприятия
Внешнее окружение
Прошлое
Настоящее
Будущее
Время
17. Контекстуальное рабочее пространство мета программ
Таким образом, то, что я имею внутри данной системы, является гештальтом, контекстуальным пространством моей жизни, благодаря которому у меня есть куда направиться на поиск необходимых мне ресурсов. Взаимодействие всех этих измерений помогает осуществлять изменения.
Мое физическое местонахождение в данном контекстуальном пространстве приведет к сдвигу мета программы, из которой я в данное время действую.
Вопрос: Я уверен, что только что сказанное вами является ответом на мой вопрос. Выкристаллизовываются ли благодаря данным травмирующему опыту какие-либо характерные элементы мета программы?
Ответ: Да, формируется привычный элемент мета программы, потому что в этот ранний период, вероятно, мне еще неизвестны другие позиции, куда бы я мог направиться. Возможно, он формируется потому, что является первым случаем восприятия мной данной мета программы.
Он выкристаллизовывается. Это похоже на то, что происходит с песчинкой, попавшей в устрицу: дальше жемчужина начинает формироваться вокруг данного импринта до тех пор, пока мы опять не проникнем внутрь слоев, окружающих данное песчаное зернышко.
После этого мы можем слегка сдвинуть эту песчинку и вырастить еще более красивую и совершенную жемчужину.
Данный процесс применяется для разрешения вопросов, связанных с убеждениями и относящихся к прошлому, чтобы очистить собственную историю и лучше налаживать и поддерживать отношения с другими людьми. Коль скоро мы добились примирения с другими и со своим прошлым, самое время добиться примирения с самими собой и обратиться в будущее.
Именно туда мы сейчас и устремимся.
В завершение нашей работы с реимпринтингом давайте суммируем все важные моменты.
Линия времени и процесс принятия нового решения
Кто-то спросил, как я поступаю с человеком, который имеет убеждение: “Я - толстяк”.
Это является глубинным убеждением об идентичности.
Итак, каким образом я изменяю данное глубинное убеждение? Как подготавливаю человека к новой идентичности?
Прежде всего нужно постараться обнаружить глубинное убеждение, ту песчинку, которая положила начало формированию данной личности. Я хочу вернуться туда, где человек впервые пришел к такому решению.
Возможно, я даже обнаружу, что у этого человека есть другие, более ранние глубинные убеждения.
После этого мне нужно встать поодаль и выяснить обстоятельства, при которых человек пришел к таким решениям.
В каких-то случаях вы обнаружите, что мать этого человека была тучной: “И я должен быть, как моя мать”.
Иногда вы обнаружите, что его мать была худой: “Я вовсе не собираюсь быть таким, как моя мать”.
Иногда это: “Никто обо мне не заботится, поэтому я должен питаться самостоятельно”.
Я стараюсь обнаружить, какого рода убеждение и обстоятельства привели его к такому убеждению о себе. Когда далее мы привносим новые ресурсы в эту ситуацию из прошлого и заставляем человека осознать следующее: “Это то решение, которое я принял.
Является ли оно наиболее приемлемым? Или я пришел к нему только потому, что тогда имел ограниченную перспективу и недостаточные ресурсы?”
После этого я переношу это новое решение в настоящее. Мы разрушаем старую молекулу, но нам не нужно вновь сочленять эти элементы, и человек будет должным образом и экологично увлечен в будущее.
Иногда мне приходится создавать новую способность, чтобы создать новое убеждение.
Иногда же человек бывает готов воспринять и усвоить новую способность не ранее, чем я освобожу его от старого убеждения.
Воображаемые блохи
Я приведу вам один пример. Дэвид Гордон и я много лет назад работали с одной женщиной, у которой была навязчивая идея: она была убеждена в том, что на нее нападают клопы, называла их настоящими воображаемыми блохами - воображаемыми, потому что никто кроме нее не верил в то, что они настоящие.
Но они были настоящими, поскольку нападали на нее и она это чувствовала.
Она не могла не обращать на это внимание, испытывая ужасные ощущения от их нашествия.
Она должна была что-то делать, чтобы от них защититься. Поэтому у нее было семьдесят две пары различных перчаток: для вождения автомобиля, для одевания и т.д.
Она всегда покупала платья с рукавами, полностью скрывавшими ее руки.
Она постоянно до красноты царапала свою кожу. Она действительно находилась в затруднительном положении.
Поскольку блохи были все-таки воображаемыми, у них проявлялись некоторые незаурядные способности.