d9e5a92d

Дееспособность и обидчивость


Эта книга во многом задумывалась как учебник «Сделай сам» для нашей Школы производственного обучения. Пока этот учебник существует лишь в виде Методического пособия или, даже точнее, Методических материалов. Но, возможно, однажды эта книга состоится как полноценный учебник, позволяющий человеку с пониманием создать собственное предприятие, которое бы влилось в общую экономику нашего маленького казачьего народа.
Поэтому завершаться она должна была следующим образом. Наилучший образ начала своего предприятия, который видится мне, такой: ты находишь симпатичного тебе человека и предлагаешь ему стать Начальником отдела кадров в твоем новом предприятии.
Если он соглашается, то ты говоришь ему: найди мне Помощников среди учащихся Школы Заведующего Основным производством, заведующего Вторым производством Рынком и Генсека, управляющего Делопроизводством.
Он уходит искать, а ты ложишься на печь и ничего не делаешь. Он находит людей и приводит их к тебе. Ты раздаешь им по главе из этого учебника и говоришь: изучите и найдите необходимых вам людей в соответствии с образами ваших отделов.

Они уходят, а ты опять ничего не делаешь.
После этого они возвращаются и говорят: Все готово, можно приступать ? Ты говоришь: Приступайте! И больше никогда ничего не делаешь.
Только следишь, чтобы тебя ничто не беспокоило и не отвлекало от блаженства.
Конечно, это шутка, хотя, мне думается, что создание своего предприятия для понявших Науку Управления будет настолько простым и естественным, что многие предприниматели, хлебнувшие горя и труда до крови из-под ногтей, скажут вам, что шуткой это только кажется. Просто в России никто никогда не обучал людей, как вообще делать предпринимательство, не говоря уж о том, как делать его легко и богато. Такие знания почему-то утаивают, думая, что этим самым обходят конкурентов.

А на самом деле лишь удерживают нашу экономику дикой, а себя обрекают работать с плохообученными партнерами.
В подтверждение я хочу привести слова из совершенно неожиданной книги русского исследователя Г.М. Галуцкого о культуре и культуре управления одновременно: «Управление культурой как научная дисциплина не существует, хотя и является реальностью, смыслом и жизненным уделом по меньшей мере десятков тысяч человек только в России, которые пытаются управлять культурными процессами в надежде на то, что тем самым они влияют на культуру отдельных людей и человечества в целом»47. Вот то утверждение или жизненное наблюдение практики управления, которое является методическим оправданием моей книги: «Управление это род деятельности для немногих избранных и посвященных. Те высшие управляющие, кто уже имеет власть, хотели бы удерживать ее дальше и не заинтересованы в том, чтобы множить число претендентов на свое место. Поэтому по объективным законам им не нужна публикация и популяризация сведений, которые основаны на беспристрастном научном анализе механизмов управления и разрушают "таинство" власти, демонстрируют ее "анатомию".

Люди начинают делиться знаниями о тайнах управления только после того, как утратили власть»48.
Я создавал несколько предприятий разного вида, начиная с кооперативов, как только это разрешили. Я помню, как я бился с работниками в первые два года в своем крошечном коопера-тивчике по изготовлению игрушек. Они тогда приходили с госпредприятий, отношения были тесными, тем более что руководству и хозяевам постоянно приходилось стоять за станками вместе с работниками, не говоря уж о всяких других работах, которые обрушились внезапно. Грузчиков нет?

Есть руководство! Вперед.
47 Галуцкий Г.М. Управляемость культуры и управление культурными процессами. М.: 1998.

С. 11.
48 Там же.-С. 12.
До меня долго не доходило, почему при всем горении, с которым мы тогда работали, наше предприятие все никак не становилось прибыльным. Сначала я подозревал, что это потому, что мы не хотим воровать. Но однажды я понял, что дело в
людях.
У меня было внезапное прозрение, сатори. До меня вдруг дошло, что они хотят получать за свою работу ту цену, которая стоит на их изделии в магазине! Все объяснения о том, что такое производство, что такое производственные затраты, прибыль, социальное страхование, они умудрялись не слышать, глядя тебе


в глаза!
Они еще как-то были согласны платить зарплату мне, правда, давая почувствовать, что я у них ворую, как полагается бездельникам из управления. Но всё остальное!..
На этом рифе разбился мой первый корабль с очень символичным названием «Не хочу!».
Это было в Иванове городе со старыми революционными традициями, иначе говоря, в городе с устоявшейся пролетарской культурой. Пролетарская культура это мировоззрение неимущих и не хотящих, озлобленных плебеев. Подлого люда, как их называли в старину.

Единственное желание людей пролетарской культуры сровнять с собой все, что выдается. Известный анекдот про внучку Пестеля про них.
У окна сидит внучка декабриста Пестеля. Мимо, с выстрелами, криками пробегают толпы вооруженных пролетариев.
Что происходит ? кричит она в окно.
Революция, бабуся! отвечают ей.
Как хорошо. Мой дедушка тоже хотел революцию! А что вы хотите? снова кричит она.
Чтобы не было богатых!
Как странно, а мой дедушка хотел, чтобы не было бедных...
Сейчас кооператорам и предпринимателям работать гораздо легче, даже в Иванове. Люди поняли: частное предприятие это тоже предприятие, а не калым, шабашка или групповое воровство.
Но зато сами предприятия, с трудом выживающие в условиях дикого законодательства, пока еще, в основном, напоминают мне тех пролетариев. Теперь уже не работники, а сами Хозяева ненавидят государство, потому что оно у них ворует...
Оно не ворует, оно берет, что полагается, но, к сожалению, отбирает последнее, потому что другого не осталось.
И людей, и предприятия, и даже государство надо учить. И учить не экономике и менеджменту, а тому, как работать и становиться богатыми, не воруя.
Так вот, начиная наш экономический эксперимент, мы предполагали, что учеба в нашей Школе управления будет завершаться тем, что для успешно сложившейся за время учебы команды мы будем создавать Фирму под ключ. Это несложно и даже выгодно для нас. Просто сделать дочернюю фирму от одной из наших основных компаний. И даже иметь в ней долю. Нам эта доля дает прибыль, а значит, оправдывает наши затраты на ее создание и последующее поддержание, вплоть до обеспечения кадрами и заказами.

А молодой команде эта доля дает уверенность в том, что ее не бросят, и они не прогорят по неопытности.
Подобный подход в мире широко используется. Да и создать дочернюю фирму от Авалона действительно очень просто. Однако как много подводных камней, оказывается, преграждает этот простой и очевидный путь.

И камней, в первую очередь, психологических. А в силу этого хоть и преодолимых, но каким трудом преодолимых, какими слезами и кровью...
К примеру, как легко и просто преодолеть малый жизненный опыт!? Очень трудно сделать свое дело успешным, если ты не знаешь, как устроен мир и как в нем делаются дела. Все равно как вести корабль сквозь рифы с завязанными глазами.
Или как преодолеть культуру, которая на протяжении всей жизни убеждает нас, что своим надо помогать. К примеру, родственникам. А если ты не помогаешь, то тебя можно превратить в чужого и начать травить.

То есть стравливать на тебя ненависть. А что делать, если родственник хуже врага?
Чем страшны подводные камни более всего? А тем, что их не видно на поверхности, то есть за обычным поведением. Они в глубине, ниже уровня, достаточного для бездумного бытового взаимодействия.
Где? В какой глубине? Ясно, что в психологической, то есть в основаниях разума.
И распознать это не случайное слово. Именно распознать, узнать, разглядеть вот основная способность, которая должна раскрыться у Хозяина, если он хочет сделать предприятие успешным. Поэтому надо учиться видеть не сами столь разнообразные помехи делу, а что-то более глубинное, что присутствует в них во всех.
Или, еще важнее, задуматься о том, а что мешает тебе видеть это? И как вернуть способность видеть, распознавать подводные камни, помехи делу.
Вот этим самым рифам и камням и посвящены последующие главы. По сути, они являются мало связанными между собой очерками, хотя все они итог наших экспериментов. Мы вполне осознанно поставили себе задачу выявить как можно больше подобных камней.

Методически это было выстроено так.
Как только основное производство Авалона заработало, мы собрали основных работников и ведущих преподавателей нашей Школы Управления и провели серию учебно-производственных игр. Начиналось все с прикладной этнографии. Как я уже рассказывал в самом начале, мы восстановили артельную ловлю рыбы бреднем.

Для этого мы и изучали этнографические материалы, и сами ездили ловить рыбу с местными рыбаками в Ивановской и Костромской областях.
Затем мы провели нашу первую Игру, в которой прошли все создание Артели от голодного ребенка и до пира. Она и дала материал для обобщений. Первые подводные камни полезли уже в этом эксперименте.
Затем мы начали создавать наши отделения и поселения. По сути, это были эксперименты по созданию предприятий на основе артельного и производственного права прежней Руси. Рассказывать подробно о том, как шли эти эксперименты, в этой книге я не буду.

Но кое-что из выявившихся камней покажу.
Поскольку всех подводных камней не перечислишь, да и жизнь не прекращает одаривать нас новыми подарками, рассказывая о скрытых сложностях в Устройстве и Управлении предприятием, я решил исходить из того, что в любом случае надо не описывать всеразнообразие проявлений, а указать на ту основу, которая их всех определяет. Если вернуться к языку культурно-исторической психологии, то это означает вернуться от описания многообразных проявлений мышления и культуры к Разуму, который и обеспечивает наше выживание на Земле. А через это к способности обучаться новому.

В том числе и способности распознавать помехи.
Иными словами говоря, в тех примерах подводных камней, что я привел, я постараюсь показать, как за многообразием помех предпринимательству скрываются сбои в работе Разума. Все эти разнообразные помехи, если приглядеться, и составляют содержание нашей культуры, связанной с предпринимательством. Получается, что мы можем говорить о таком неожиданном явлении, которое предстоит преодолеть на пути к успешной экономике, которые я бы назвал Культурой помех.

Культурой помех нашему выживанию в мире.



Содержание раздела