d9e5a92d

Логическое место информациологии

Это позволяет поставить процессы всех информациологиче-ских исследований на новый необычайно высокий уровень качества, достоверности и надежности:
- рассмотреть законы и явления общества, природы и Вселенной с генерализационных (обобщенных) информационных позиций;
- переосмыслить многие процессы и явления, дав им обобщенные и взаимосвязанные информациологические объяснения;
- обобщить знания и фундаментальные законы множества наук, что и продемонстрировано в [19].
Нельзя не согласиться с автором, что информациология наука XXI века и даже всего третьего тысячелетия.
2. Глобально-космическая область исследования информациологии, безграничность и всеобщность ее объектной области. До появления информациологии информационно-научные исследования по сути замыкались на знаковой информации, искусственной воспринятой одной из отражающих систем, получившей объективное выражение, прошедшей соответствующие этапы теоретического или экспериментального исследования и каким-либо образом формализованной.
Искусственная информация, обретая формы выражения, обозначения и представления, так или иначе, проходит через сознание человека или автоматизированную систему, искусственный интеллект и интерпретируется исследователем в соответствии с его способностями и возможностями к этой интерпретации, становится зависимой от них и потому не может считаться полностью объективной, достоверной и непротиворечивой.
Одним из главных достоинств информациологии является то, что она ставит своей стратегической задачей исследование всей информации: и искусственной, и естественной информации микро- и макропроцессов Вселенной, находящейся вне сознания человека (без знаковой интерпретации). Естественная информация полностью объективна. Введение в качестве объекта познания естественной информации раздвигает горизонты науки вообще и информациологических исследований, в частности.

Это также привносит новые возможности для исследования искусственной информации во взаимосвязи с естественной.
3. Исследование естественной информации требует совершенно других подходов к определению самой информации и к ее элементам (виртуальным, субэлементарным и элементарным частицам). Информация рассматривается в наиболее общем виде как отношение или продукт взаимодействия различных систем, объектов и явлений природы [19]:
Информация это всеобщий бесконечно единый законопроцесс фундаментальных отношений, связей, взаимодействий и взаимозависимостей энергии, движения, массы, вакуума, микро- и макроструктур Вселенной (следует добавить... или другой информации).
Множество взаимоотносящихся объектов представляют или только естественную информацию естественных систем или искусственную искусственных или естественных и искусственных систем.
Подход к информации как к отношению или продукту соотношения позволяет осуществлять исследование любого ее проявления и каждого элемента, в том числе и информации, не представленной в знаковой форме (естественной) и потому ранее практически недоступной для оценки и изучения. Однако это предполагает и иную форму ее выражения и представления.

Для того, чтобы любая часть естественной информации стала предметом рассмотрения и изучения, необходимо ее теоретико-множественное представление, предусматривающее обозначение и выражение через посредство неких элементарных частиц образующих элементов.
В качестве такой элементарной частицы информации в [19] вводится информацион генерализационная субэлементарная единица (квант) отношений.
4. Обоснование принципиально нового методологического принципа к исследованию информациологического подхода. Суть этого подхода состоит в рассмотрении любых, объектов, систем, элементов, компонентов через призму всех их внутренних и внешних (по отношению к объекту рассмотрения) взаимоотношений, взаимосвязей, взаимодействий.

Информациологический подход является фундаментальным методологическим подходом в информациологии.
Правда, необходимо некоторое уточнение сути этого генерализационного подхода и его связи с системным подходом. Являясь мощным средством познания, дающим новые неиспользовавшиеся или недостаточно полно использовавшиеся возможности исследования с помощью системного подхода, информациологический подход в то же время не противоречит системному подходу и не заменяет его, а напротив, опирается на него как на частный подход и развивает его, являясь высшей генерализационной формой научного познания.
В [19] введены и указаны основные понятия информациологии, области и объекты исследования, средства и методы этого исследования. Однако информациология является настолько широкомасштабной сферой исследования, сложным, многообразным и многоуровневым образованием, которое только еще ввиду принципиальной новизны предмета исследований [19] проходит период начального становления, что, видимо, найдет отражение в соответствующем множестве дальнейших исследований и описаний.




В своем фундаментальном исследовании И. И. Юзвишин сосредоточился в основном на вопросах физической сущности информации. Основная его цель это фундаментальное изучение и исследование микро- и макромерных явлений и процессов природы на основе законов физики, химии, астрономии, космологии, биологии, социологии и других наук.

Но поскольку информациология является наукой об информации и системах знаний в целом, то необходимо и ее описание с позиций естественной и искусственной информации, формальной математики, системологии и процессов систематизации.
В предлагаемом исследовании сделана попытка формализации информациологии рассмотрение ее с системных позиций, как науки, предметом исследования которой является система систем знаний, многоуровневое, многоукладное целостное образование системная интеграция процессов и систем знаний совокупности всех прикладных наук. Поэтому мы остановимся на: системах информации и информационных отношений, проблемах систематизации объективных форм информации данных и знаний, системной организации и межсистемного взаимодействия, структурах информациологического исследования и его методологии, а также на вопросах взаимодействия различных систем информации (естественной, искусственной и пр.) и применения знаний информациологии к конкретным прикладным системам.

Логическое место информациологии


Информациология и философия
И информациология, и философия относятся к наукам наук. Каждая из них обоснованно претендует на роль интегрированного объединения других наук.

Только философия является отправной точкой развития науки, а информациология конечной (на сегодняшний день и на длительное время третье тысячелетие).
Философия это начала науки, объединяющие когда-то все научные исследования и все научные знания человечества. С развитием науки шла все более ее ускоряющаяся дифференциация, выделение новых научных направлений и разделов науки, быстро приобретающих самостоятельность.

Можно, конечно, формально продолжать считать все фундаментальные и прикладные науки составной частью философии, но это объединение будет чисто условным: слишком разными являются эти науки, каждая из которых обладает уникальнымиметодами, средствами и языком исследования.
Поэтому в настоящее время философия выкристаллизовалась в качестве ядра науки, ее научно-аксиоматического основания. Ее положения, понятия, концепции служат базой для формирования мировоззрения и выработки подходов для научного познания мира.

Однако, несмотря на ее особую значимость и место в научном мире, она является теперь лишь одной из наук, первой среди равных.
Более того, рассматривая фундаментальные основы мироздания, философия не всегда в состоянии дать полный и окончательный ответ на многие вопросы бытия и быть непререкаемым путеводителем для других наук. Это, в свою очередь, обусловливает наличие множества научных и межнаучных противоречий. Дело в том, что с одной стороны, философия является научной базой и опорой для всех исследований, а с другой стороны, сама философия, имея в своем непосредственном распоряжении довольно ограниченный набор средств исследования, вынуждена в своих выводах опираться на знания различных прикладных наук.

Поэтому и выводы могут быть различными, и не может быть полной согласованности результатов исследований.
Философия не может решить вопрос о соответствии материального и идеального известно множество взглядов и течений. Наиболее близким к информациологии является, видимо, учение космополитов о равнозначности материи и идеи, бытия и сознания, о духовном и природном единстве человека с космосом. Однако это учение, основанное только на чисто философских понятиях и мировоззрении, не может дать всестороннего обоснования этого единства.

Идейное (информационное начало) учение связывает с мировым разумом.
Ограниченность этого учения заключается в том, что мировой разум вроде бы связан с неким сознанием, существующим вне материи и системы взаимодействия (естественной информации). То есть информация и материя становятся как бы зависимыми от этого сознания, вторичными по отношению к нему. Но если это так, то мировой разум должен обладать некой организацией, откуда-то берущей начало, и системой взаимодействия с миром информации.

Все станет на свои места, если поставить на место мирового разума информацию мировой разум не над информацией, а в информации.
Философия не дает однозначного понимания информации, которая трактуется ею как сообщение, совокупность сведений или как средство связи, передачи. Различное понимание информации, как представляется, связано в первую очередь с недооценкой ее роли,в трактовке ее как искусственной информации третичной по отношению к материи и сознанию.

В то время как информация объективная реальность, не являющаяся функцией материи, а сознание форма информации.
Соответственно с разнотипностью понимания информации разнотипно и философское понятие количества информации. Его понимание связано с пониманием самой информации, а также с природой систем, порождающих и воспринимающих эту информацию.
Философия является научной основой теории и методологии познания. Ее базовые понятия общего и частного, синтеза и анализа и многого другого являются основополагающими для всех научных исследований.

В основе организации, упорядочения мира. взаимосвязанного и взаимозависимого взаимодействия различных объектов, явлений, процессов и организмов до информациологического периода использовалось понятие системы, открытой, целостной, развивающейся. А в основе методологии научного исследования лежал универсальный системный подход, относимый философией к методологии 2-го уровня.

Однако современные информациологические методы исследования требуют некоторого обобщения этого подхода, перехода к его совершенной форме от системного и информационно-системного к фундаментальному принципу информациологического подхода.
Интеграция всего множества различных наук, невозможная на базе философии, возможна и необходима на базе информациологии. Только эта интеграция осуществляется здесь не формальным (физическим) или условным объединением наук и их знаний, а путем системного, межсистемного, локального и нульматериального информационно-точечного отношения и на этой основе объединения:
- при управлении всеми информациологическими исследованиями и использовании общих законов информациологии всеми другими науками;
- при автономности от информациологии прикладных наук и при их полной независимости друг от друга.
Совершив в течение многих столетий своеобразную спираль развития, наука возвращается к ее исходной точке, но несравнимо на более высоком уровне.
Следствием данных положений об интеграции наук являются следующие выводы.
1. Информациология, как и все другие науки, должна опираться на фундаментальные положения философии.
2. Философия, как и другие науки, становится научной основойинформациологии и должна учитывать установленные в ней закономерности.

Физические и математические аспекты информации


В [19] основной задачей информациологии ставится исследование естественной информации, изучение ее природы, структуры, источников образования. Первостепенное значение здесь приобретают вопросы определения сущности информации, оценки информации, взаимосвязи с другими факторами, явлениями, объектами, стихиями природы, общества и Вселенной.
Безусловно, эти проблемы действительно основополагающие для теории информатизации: именно установление этой взаимосвязи и общих закономерностей информации, информационного пространства, системы информациологического исследования позволяют представить информационногенную картину мира в целом, в информационном единстве его частей, на уровне общих законов, имеющих, как установлено, информациогенно-вакуумную основу мироздания.
На основе представлений об информации как об объективном взаимодействии объективных реалий и системы физико-математических соответствий и соотношений И. И. Юзвишин приходит к выводу о первичности информации: первичное информация, вторичное материя. Не бытие определяет сознание, а информация (сознание) определяет бытие, [19].

Триединство энергии, движения, массы на основе законопроцесса их взаимопревращения и взаимосохранения дополняется четвертой составляющей информацией, и убедительно показывается, что именно она является основной, выражающей все остальные, переходя из одного состояния в другое.
Информация это фундаментальный генерализационный безначально-бесконечный законопроцесс автоосцилляционного, резонансно-сотового, частотно-квантового и волнового отношения, взаимодействия, взаимопревращения и взаимосохранения (в пространстве и времени) энергии, движения массы и вакуума на основе материзации и дематеризации в микро- и макроструктурах Вселенной ([19]).
Материя, информация, сознание являются фундаментальными понятиями философии и науки в целом. Спор о их взаимоотношениях длился столетиями.
Материя понимается как объективная реальность, существующая вне нашего сознания, но отражаемая им и воспринимаемая черезпосредство наших ощущений. То есть, это понятие, идентифицируемое человеческим сознанием как средство познания мира, по Д. Ф. Лосеву абстрактное понятие [11].
То же самое можно сказать о взаимодействии и отношениях материи абстрактном понятии, означающим объективную реальность вне нашего сознания: материи не существует вне взаимоотношений, взаимодействий и движения.
Выделение первой роли информации также имеет основания, что и показывает И. И. Юзвишин на языке информациологии, физики и формул: информация первична, материя вторична. Вселенная рассматривается им, как сложное многоукладное информациогенно-вакуумное и материзованное пространство, которое может содержать в качестве локальных подпространств евклидово, векторное, Гаусса, псевдоевклидово, псевдориманово, Лобачевского, Риманово, Картана и др. [21]. В этих искривленных пространствах масса может превращаться в нуль-массу, материя в энергию, скорость в материю и наоборот.

Законы сохранения материи и энергии перестают выполняться. Но отношение или взаимодействие (информация) существует постоянно, и закон сохранения информации, открытый И. И. Юзвишиным, действует в любом пространстве Вселенной.

Следовательно, можно считать, что все локальные подпространства Вселенной являются частными случаями генерализационно-единого информационного пространства [21].
Поскольку, кроме того, и материю, и энергию, и скорость, и информацию можно математически выразить через другие, то это позволяет именно информацию считать первичной (по отношению к материи). То есть информация не потому (и не только потому) названа первичной, что она образует материю, а потому, что она дает ее выражение, описание и начало ее образования.

Именно такое ин-формациологическое описание объектов, явлений и стихий Вселенной позволило И. И. Юзвишину получить основополагающие законы, обобщающие многие другие фундаментальные законы науки и дающие основу для ускоренного продвижения в научных исследованиях.
Однако это описание не является только абстрактным математическим выражением материи через посредство информации или наоборот. Согласно закону информационного равновесия, сформулированному И. И. Юзвишиным, материя, энергия и информация в открытых системах могут переходить друг в друга, взаимопревращаться. В открытых системах массы могут увеличиваться за счет притока информации извне или уменьшаться за счет оттока информации вовне.

Здесь открытые информационные системы это люди, животные, растения.
Следует, видимо, различать отношения материи и информации в пространстве Вселенной и в окружающем мире на Земле и околоземном пространстве. Здесь эти отношения дополняются устоявшимися представлениями об этих понятиях, их отражением и ощущением.

Можно сказать; что материю мы ощущаем (осязаем как вещество), информацию наблюдаем, оцениваем, отражаем в сознании. Поэтому на этом уровне взаимоотношения материи и информации конкретны и проявляются в конкретных ситуациях.
В принципе, отношения материи и информации имеет значение и интерес либо в глобальном смысле (на уровне Вселенной), либо именно в конкретных случаях в конкретных информационных системах или системах информатизации, для конкретной информации, конкретных информационных объектов и информационных отношений, поскольку эта информация и отношения дают описание вполне определенных материальных объектов или другой информации. При классификации и использовании предметов изучения здесь имеют значения их физические, семантические, прагматические, потребительские свойства, правовой статус.
И Земля, и человек являются частицами Вселенной и поэтому непрерывно и постоянно порождают, воспринимают и распространяют множество естественной информации, которая в зависимости от контекста процесса исследования может рассматриваться в качестве первоосновы либо как функция материи и/или другой информации. Это, например, имеет место в процессах жизнедеятельности и мышления человека, где не только каждый тип информации неразрывно связан с другими, но и, как сказано выше, самым непосредственным образом связан с материей и энергией.
Искусственная информация, являясь отражением мира и представленная в знаковой форме, относится к невещественным (нематериальным) объектам. Приобретая одну из объективных форм выражения в виде формализованного сообщения, она становится материализованной.

Это обусловливает одно из исключительных свойств информации предметом собственности является не сама информация, а права на нее.
Количество материи в окружающем мире относительно постоянно (в силу теории относительности) и, как показано в [20], ничтожное в масштабах Вселенной. Поэтому не материя является определяющим фактором жизни Вселенной, а процессы отношения и взаимодействия естественная информация.
Искусственная информация, являясь образом естественной информации, реализуемым во множестве различных моделей, создаваемых сознанием человека, также берет верх над материей. Современные экономические исследования говорят о снижении роли вещественных средств производства и о переносе акцента на организацию дела, информацию, управление, [16].
В формальных (математических, информационных) случаях мы абстрагируемся от конкретного содержания информации, ее семантического смысла и, следовательно, от ее отношения к материи. В таких системах нас интересует не природная (физическая) связь между различными объектами вычислительной (обрабатывающей) системы, а их математические соотношения (информация).
Следовательно, с позиций математики, а значит, и математической (формальной) информатики, понятия материи и информации могут быть равнозначны. Любой объект исследования, получая формальное выражение, приобретает абстрактное теоретико-множественное представление и исследуется в качестве формальной или открытой системы (модели), где конкретные физические свойства не имеют значения.

Точность информациологии


Как отмечено в [20], множество всех наук разделяется на естественные (физика, химия, биология, астрономия и др.), общественные (социология, право и пр.), гуманитарные (филология, история, психология, педагогика и т.д.), технические (машиностроение, электроника, кибернетика).
Математику относят к полугуманитарным-полуестественным наукам. К этому же типу следует, видимо, отнести и информатику (в ее понимании как науки о всей искусственной информации).
По определению информациологии все эти науки являются ее поднауками на правах подсистем в общей (универсальной) системе научного исследования. При этом мы видим, что поскольку каждая из этих наук обладает своей степенью точности (математика, физика, информатика точные науки, филология, педагогика неточные), то в пределах одной науки получаем совокупность точных и неточных поднаук. Более того, поскольку информациология объединяет все науки, тоона включает и такие науки, как астрология, метафизика. В принципе, эти науки, имеющие свои области и средства исследования, также имеют право на существование.

А в лженауках, как известно, побывала и кибернетика. Точные науки не всему в природе могут дать формальное объяснение, неточные более свободны в таких объяснениях.

И. И. Юзвишин ссылается на Аристотеля, который, не имея возможности изложить факты на языке физики, изложил их в своей метафизике.
На уровне своих методов и средств каждая из наук по своему объясняет явления реального мира и строит свою теорию. Часто эти теории, основываясь на разных постулатах и подходах к исследованию, не только не дополняют друг друга, но и во многом противоречивы.

Это, однако, не противоречит принципам их информациологи-ческого объединения.
Как сказано в [19], информациология включает в себя все, что объединяет другие науки единой теорией об информации тел, систем, сред, полей, сфер и пространства Вселенной. То есть, интеграция наук осуществляется на базе их общего, общих свойств, признаков, характеристик, на основании которых можно сформулировать единые законы и принципы научного исследования, обобщенной области исследования, формирования и интерпретации результатов исследования.
Каждой науке соответствует своя система знаний, организуемая на основании информационно образующих закономерностей взаимосвязи составляющих ее частей и элементов (единиц знаний). Поскольку одним из важнейших принципов является непротиворечивость, то, естественно, знания каждой научной системы непротиворечивы.
Система знаний обладает также множеством данных несистематизированной информацией, статичной информацией, дающей описание знаний. Данные всегда имеют лишь временную ценность и, как правило, быстро устаревают.

Они могут быть во многом противоречивы, и эти противоречия устраняются при дальнейших исследованиях.
Поэтому универсальная система знаний информациологии это системное объединение крупных структурированных единиц знаний на основе единых информационных закономерностей и потому полностью совместимых. Знания объединяемых наук в рамках универсальной науки, которой является информациология, могут попадать лишь в разряд ее данных и потому никак не влиять на ее непротиворечивость.



Содержание раздела