d9e5a92d

Состояние субъект внутреннего диалога


Наташа (Подпирает голову рукой, не жестикулирует. Голос  как шелест, иногда прерывается, интонации  понижающиеся): Следующий образ такой: преуспевающая деловая дама, у которой вообще-то все хорошо. Но на душе у нее скребут кошки, ей безумно страшно жить. Она все время ищет какой-то опоры, помощи и постоянно боится сделать что-то не так... (Отворачивается ото всех, прикрывая рукой рот.)
Алена (Взгляд ее уходит в себя, она задумчиво потирает лоб указательным пальцем, не говорит, а почти припевает): Мой третий образ символически можно назвать “Скрипка Страдивари”: дорогая, холеная, любящая тепло, уход, внимание. Она очень капризная, требует к себе внимания. А если его не получает, то добьется того, чтобы получить...
Евгения (Забирается с ногами в кресло, еще больше становится похожей на кокон): У меня это такая утонченная барышня, которую страшно ранит окружающий мир. Вообще-то он для нее и не существует. Есть красивая музыка, пейзажи, книги и полная погруженность в себя, полный отрыв от реальности. И соответствующие одежда, взгляды, знакомства. Полная самодостаточность.

Окружающее не имеет значения: есть ли другие, нет ли других  неважно. Пожалуй, так.
Саша (Начинает рассказ, подпирая голову рукой): Четвертый серенький невзрачный человечек, который трясется от неуверенности в себе и боится даже дуновения ветерка. Ему очень плохо от всего окружающего и хорошо, когда его кто-то успокаивает и говорит: тогда-то будет то-то и то-то. Таким серым его делают постоянная неуверенность и тревога.
Андрей (На лице  смесь усталости, обреченности и смирения. Веки полуприкрыты, голос приглушенный): Мой четвертый состоит из нескольких кусков  двух или трех. Это странствующий монах или вечный студент, который всю жизнь чему-то учится. Восточный воин и философ. Все время идет и что-то ищет.

И находит очень многое. Но ему все время кажется, что он никогда ни в чем не достигнет совершенства, что бы ни делал, хотя уже многое умеет. Он считает, что всегда, всю жизнь будет куда-то идти, чему-то учиться, с кем-то сражаться, кого-то лечить...

То есть делать то, что никогда не закончится...
(Когда он замолкает, в группе повисает пауза. Все, кто его слушал, задумчиво всматриваются в себя.)
Наташа (В такт рассказу кивает головой, слегка морщит нос с выражением неудовольствия, голос бесцветный): Еще одна личность  дама, которая всегда знает, кто, что и как должен делать, как она сама должна выглядеть, вести себя и как должны вести себя и строить свою жизнь все окружающие. Как вообще должна быть построена эта жизнь. Она, конечно, не совсем “железная леди”, а скорее кто-то вроде Маргариты на балу у Воланда.
Алена (Взгляд становится жестким, брови нахмурены, глаза прищурены. Голос делается низким, в небольших паузах между фразами жестко складывает губы): Еще одна субличность  жадная до денег. Желает заработать, но ей не хватает для этого знаний, поэтому она хватается за все, что попадется.

Подминает под себя. Переступает через любые препятствия, любые преграды: “Через мать родную перешагну, а денег заработаю”.
Евгения (Сидит с ногами в кресле, туго крест-накрест спеленутая руками. Когда говорит, переводит немного растерянный взгляд с одного на другого): В этой моей части  тоже что-то подростковое, но в отличие от первой, самоуверенной, она постоянно не уверена в себе. У нее в ходу выражения типа “мне кажется”, “возможно”, “я не знаю”, “я не понимаю”. В чем-то эта личность похожа на странствующего монаха, но скорее, она напоминает ярошенковскую “Курсистку”: все время со связкой книжек торопится с урока на урок и вечно куда-то не успевает. И страшно удивляется, когда обнаруживает, что знает что-то лучше других.

В общем, это такое замученное существо... Совсем не такое красивое, как странствующий монах.
Андрей: Тоже вполне красивый и выразительный образ...
(Евгения улыбается.)
Саша (Говорит не без самодовольства и явно на публику, переводит взгляд с одного на другого. Активно жестикулирует, дополняя слова выразительными движениями рук): Мой пятый товарищ с трудом пролез в двери вагона. Он такой толстый, а главное  очень большой... И самолюбивый.



Пытается догнать четвертого  маленького и серенького, чтобы наступить на него и раздавить. Иногда у него это получается, иногда нет, и тогда он отстает. Вся его жизнь проходит в погоне за сереньким, чтобы прихлопнуть его раз и навсегда.
Андрей (Рассказывает с иронией, но при этом очень светло улыбается): А мой пятый  мальчик в очечках, в пальтишке, с ранцем. Умненький... Любит математику, задачки решает быстрее всех. Любит книжечки читать  до невозможности... Но во двор не ходит, там ему неуютно.

Там мальчишки могут побить, грубые и сильные. Не так больно, как обидно. Они курят, ругаются. А мальчик  такой домашний. Много книжечек прочитал, сказочек.

И в какой-то момент понял, что эти сказочки ничего не дают. Ведь он выходит во двор и рассказывает грубым мальчишкам сказочки. Мальчишки сами книжек не читают, но сказочки слушают. Впрочем, известно, что потом его все равно побьют.

И поэтому он во двор почти не выходит.
(Собеседники одобрительно смеются.)
Наташа (Рассказывает, то уходя в себя, то доверительно обращаясь к собеседникам. Жестикулирует скупо): Пятая часть  раздвоенный человек. С одной стороны, это персонаж, близкий к тому романтическому образу, о котором уже говорила Евгения. Ей хорошо в театре, в концертном зале, в консерватории, в библиотеке.

Там она себя чувствует уверенно, как будто земли касается. А с другой стороны, у нее очень рациональное мышление и совсем не романтическая оценка явлений. Она очень долго училась. Просто потому, что ей нравится процесс учебы, как слуге Чичикова нравился сам процесс чтения. Но потом из этого процесса что-то выстроилось  полотно оказалось целиком заполненным.

С одной стороны, полная самодостаточность, а с другой  боязнь и нежелание одиночества.
Алена (Свой монолог почти распевает, мечтательно подняв блестящие глаза. Голова немного уходит в плечи. Она чуть-чуть съеживается, отгородившись скрещенными на груди руками): Самый последний персонаж  недосягаемый идеал, который может совместить в себе все: и блоковскую Незнакомку, и Буратино, и Дюймовочку...

Я не знаю, кто это. Мне так хочется быть к нему поближе, только не получается что-то...
Евгения (Начинает говорить медленно, как бы враскачку, но потом набирает обороты, становится эмоциональной и  на уровне тела  снимает зажимы, не стараясь сдерживать эмоции, бурно жестикулирует): Еще одна личность  та, о которой говорила Наташа: “дама, приятная во всех отношениях”. И в деловом плане, и внешне... Она нравится и себе, и всем окружающим. Ей симпатичны мужчины, и она им тоже нравится... И умная, и обаятельная, и привлекательная  ну такая замечательная!

Но так редко появляется, что обидно! Причем дама абсолютно без возраста  ей может быть от 12 до 60. И во всех возрастах хороша.

Одинаково великолепна! (Реплика Наташи: “Английская королева!”) Да, ты знаешь, все ею любуются, и она собой... Как английская королева... Но как же она редко появляется!
(Дамы обмениваются мечтательными репликами о том, что все они  романтичные особы в шляпе с пером.)
В этом упражнении мы увидели, как можно рассматривать собственные черты под разными углами зрения и находить общее с другими людьми. Но для терапевта важно свободно входить в те или иные состояния, ассоциироваться с ними и также свободно покидать их  то есть быть гибким и пластичным.
Состояние  субъект внутреннего диалога
Важный аспект понятия состояний  их возможность вступать в диалог между собой, и это характерно как для внутриличностной, так и для межличностной коммуникации. Можно сказать, что состояние  это субъект внутреннего разговора. Некоторые состояния близки, некоторые удалены друг от друга, и установление связи между ними представляет собой основной предмет терапевтического воздействия. Гипнотерапия  это своеобразная попытка заставить слаженно играть тот оркестр состояний, который составляем или мы сами, или вместе с кем-то другим.

Играть так, чтобы каждый инструмент исполнял свою партию, вовремя вступал, вовремя заканчивал, слышал своих соседей. Для этого нам следует научиться обращаться к самим себе, уметь разговаривать с различными гранями своей души.
Сложность и целостность
Мы уже говорили о различении фокуса и периферии состояний. Как существуют явные и скрытые состояния, темные и более освещенные, так можно говорить о состояниях, актуальных в данный момент, и о тех, которые были особо отмечены в прошлом или могут быть отмечены в будущем. Таким образом, необходимо учитывать проекцию состояний на ось времени.

Далекое прошлое, актуальное прошлое, настоящее с еще свежими следами прошлого, острое переживание здесь-и-сейчас, едва возникающее из настоящего будущее, относительно близкое будущее или абстрактное будущее, далекое и размытое,  все эти фазы психологического времени актуализируют различные состояния, перемещают фокус восприятия, меняют местами бессознательное и сознательное.



Содержание раздела