d9e5a92d

Середину будем искать


Терапевт: А сейчас вы улавливаете смысл слов?
Виктор: Здесь ведь я не в первый раз и чувствую себя достаточно подготовленным, достаточно комфортно. Я стал больше понимать по сравнению с первым семинаром.
Первый семинар у меня тоже пролетел мимо.
Терапевт: А что бы вам хотелось, как бы вам хотелось изменить ваши особенности?
Он предъявляет следующую проблему: есть гипертонус, есть атония или  очень сильная концентрация и полная несобранность. Это аналогично проблеме, стоящей перед первоклассником, который учится писать буквы: то нажим слишком большой, то слишком маленький. Таким образом, его запрос состоит в том, чтобы найти некую середину.

В других его терминах этот запрос проглядывает тоже  “я абстрактно  могу, а конкретно  не могу”. Проблема именно середины, умеренности.
Сейчас мы эту середину и будем искать.
Виктор: Дело в том, что там очень продвинутые люди, они быстрее между собой общаются, быстрее соображают. Я хотел бы находиться на одном уровне с этими людьми. Мне негде оттачивать свое мастерство. Я один в своем городе.

Мне бы хотелось легко понимать, легко исполнять, легко принимать участие в семинаре, улавливать информацию, пользоваться ею без излишних обобщений.
Больше обращать внимание не на обобщение, а на сам процесс, на детали.
Обратите внимание на то, что клиент говорит о семинаре как о романтическом предприятии, с такой приподнятой интонацией, как будто это экспедиция в Африку  с большими препятствиями, сквозь джунгли. Он приехал на семинар и на семинаре ничего не понимает, выпадает из процесса, семинар кончается, а он только начинает понимать, но надо уезжать туда, где он один!
Терапевт: Скажите, Виктор, а что вы считаете своими ресурсами, что вы любите, как вы отдыхаете, что вы считаете своими сильными сторонами? Конкретно, не обобщая.
Виктор: Не люблю я отдыхать, мне хорошо, если я делаю заплыв на большую дистанцию...
Терапевт: Через Янцзы переплываете?
Виктор: Мне нужно где-то от 500 метров до километра, чтобы все болело, уставало, кружилась голова и даже тошнило. Я чувствую себя после этого хорошо.
Пересиливаю себя, когда бегу. Бежать тяжело, и на двадцатой минуте я тоже себя чувствую очень хорошо.
То же самое и с семинаром: весь семинар ничего не получается, тяжело, а когда начинает получаться  семинар кончается. Он переживает не то, что происходит “здесь и сейчас”, а то, что произошло раньше. Когда он приезжает с семинара и начинает вспоминать, он как бы кино прокручивает.

Чтобы научить его лучше переживать и чувствовать, необходимо научить его переживать то, что только что произошло. А не то, что произошло вчера.
Объемность близкого прошлого, которое еще не совсем угасло в чувствах, очень важна. Ему, чтобы быть полноценной личностью, нужно встречаться с двумя персонажами: одним “здесь и сейчас”, в котором он как бы робот, равнодушный к данному моменту, и вторым, очень чувствительным и по времени отодвинутым назад. Мне кажется, что если мы сейчас с ним заговорим не о том, что он сейчас чувствует, а будем пытаться воспроизвести вопрос, который задавался ему две минуты назад, он может отнестись к нему гораздо более чувственно.
И, таким образом, результат работы с ним будет достигнут не столько в момент транса, сколько с легким отставанием.
Выступление перед аудиторией  тоже мой ресурс. Откуда-то все так легко берется, и я знаю, что это нравится студентам. И еще одно комфортное состояние  когда я все забрасываю и валяюсь в постели, уставившись в потолок.
Просто думаю... Бывает редко, когда никто не тревожит и находишься один.
В принципе я экстраверт, но одиночество для меня важно. Это мой ресурс  когда меня оставляют в покое, никто не дергает.
Терапевт: И что вы делаете в одиночестве? Если придет Карабас-Барабас и вас повесит на гвоздь в кладовке  это для вас одиночество, это ресурс?
Виктор: В кладовке... Да, хочется иной раз закрыться в кладовке. (смеется).
Терапевт: Значит, ресурс. Значит, требуется Карабас-Барабас и крюк покрепче.
Виктор: Я иногда пресыщаюсь общением, и мне хочется побыть одному.


Терапевт: Но вам все равно, как висеть: вверх головой, вниз головой на крюке...
Виктор: Иногда я стою вниз головой.
Терапевт: Вас что, устраивает, если вас за пятку подвесят в кладовке?
Виктор: Я хочу, побыть один: все ушли, никого нет.
Терапевт: Но если вы один в кладовке, это нормально?
Виктор: Нет, я хочу, чтобы был комфорт.
Терапевт: Значит, это не комфорт?
Виктор: Нет.
Терапевт: А что для вас комфорт?
Виктор: Комфорт  когда все вещи на своих местах.
Терапевт: Если в кладовке метла стоит в углу, веник в другом углу, мусорное ведро в третьем углу, а вы висите на крюке вниз головой  это комфорт?
Виктор: Частично.
Терапевт: Что же нам не хватает для счастья?
Виктор: Хорошо бы изменить положение тела.
Терапевт: На крюке, но вверх головой?
Виктор: Не на крюке. Чтоб где-нибудь рядом.
Чтоб я мог лежать, смотреть в потолок, предаваться размышлениям.
Терапевт: И о чем вы размышляете тогда?
Виктор: О чем? Фантазирую.
Терапевт: О чем вы фантазируете?
Виктор: У меня очень инфантильная фантазия  всякие сказки.
Я думаю, что он имеет в виду просто отрывочность, случайность, что там то одно, то другое. Второе, что он имеет в виду, это склонность достигать успеха, наказывать обидчика или видеть, как кто-то упал в лужу, или вырастать до главного врача, или машиниста поезда.
Не думаю, что это на самом деле инфантильное фантазирование, я думаю, что это нормальное фантазирование.
Терапевт: Какую роль вы в них сами принимаете?
Виктор: Ведущую.
Терапевт: Кто вы там  колобок?
Виктор: Я  распорядитель всех.
Терапевт: Вы Карабас-Барабас?
Виктор: Пожалуй, да.
Терапевт: Но своего любимого персонажа вы вешаете на гвоздь в кладовке, чтобы вам было спокойно?
В связи с его запором я начинаю проверять тему агрессии, в частности, подавленной, зажатой агрессии. Дело в том, что запор как нечто удерживаемое, может тоже рифмоваться с внутренней агрессией, которая не нашла себе способа выразиться. И эти разговоры  “висеть на крюке”, “кого-то подвесить”, “расстрелять”  шуточно зондируют тему агрессии.
Кроме того, у человека могут быть полярные пары состояний: если человек внешне мягок и нежен, то у него может быть скрытым другой полюс этого качества  агрессия. Я замечаю, насколько актуальна эта пара...
То, что он с трудом удерживается в обычных отношениях, может быть связано с тем, что в нем подавлена агрессия.
Виктор: Нет, я могу расстрелять, вешать не буду. Нет, конечно, у меня нет таких кровожадных фантазий... Или же я думаю над какими-то своими идеями, обобщаю, просто, без усилий.
И еще ресурс  если у меня есть возможность работать в библиотеке. Если большая библиотека, большой каталог, большой выбор...
Терапевт: Вы читаете книжки или вы скорее перебираете названия, чтобы иметь в виду, сколько вообще всего интересного можно прочесть?
Моя гипотеза состоит в том, что он, набирая то, что потенциально можно прочесть, актуализирует три своих состояния: склонность к мечтанию, склонность к рассеянности (тут посмотрел, там посмотрел) и нечто, похожее на запор: набрать очень много всякого, что не переваривается, и удерживать на всякий случай.
Виктор: Я перебираю названия и набираю как можно больше названий по данной теме, потом набираю эти книги, могу сидеть в библиотеке от закрытия до открытия. И получаю от этого удовольствие.
Он, конечно же, хотел сказать “от открытия до закрытия”. “Сижу от закрытия до открытия”  это запор.
Терапевт: Представляете, как бы было здорово, если бы вы были мышью  жили бы в библиотеке, грызли бы книжки.
Виктор: Я люблю, когда информация избыточна.
Терапевт: Вы бы их грызли  одну погрызли, другую погрызли.
Я опять проверяю тему возможной агрессии. Оральная форма агрессии, может быть, сняла бы напряжение в области кишечника.
Виктор: Да, именно так. Но я не хочу там оставаться, если уже пресыщен книгами. И когда я начинаю работать, у меня возникает ощущение владения информацией, ощущение, я бы даже сказал, владения телом, ощущение легкости.

Но мне негде все это реализовывать.
Я нахожусь в таком городе, в котором общаться на данные темы очень странно. Ярлык ненормального человека я носил очень долго.
Коллеги-психиатры обычно ставили мне этот диагноз.
Терапевт: Как бы вы хотели, чтобы решились эти две ваши проблемы?
Виктор: По первой проблеме я сам с этим много работал и уже очень много сделал, и сейчас мне бы хотелось, чтобы была регулярность, чтобы это не стоило мне ритуалов, стояния на голове по несколько минут в день. Чтобы я не задумывался над этим. Второе.
На следующем семинаре я хочу быть в форме, как ученик, находиться в потоке учебного процесса.
Терапевт: Скажите, а вы деньги копите?
Виктор: У меня не получается. Я копил бы.



Содержание раздела